Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по творческому рассказыванию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:15, дипломная работа

Краткое описание

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Речь, во всем её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она собственно и формируется. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи и мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В.Ахутина, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин и др.) [1,9,12,16].

Содержание

Введение
3

I.
Теоретические основы развития связной речи дошкольников в процессе творческого рассказывания
6
1.1.
Проблема развития связной речи в психолого – педагогических исследованиях
6
1.2.
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
14
1.3.
Творческое рассказывание как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
19

Выводы по главе I
27

II.
Формирование связной речи старших дошкольников в процессе обучения творческому рассказыванию
30
2.1.
Анализ сформированности связной речи у старших дошкольников (констатирующий эксперимент)
30
2.2.
Содержание и методика работы по развитию связной речи в процессе творческого рассказывания (формирующий эксперимент)
40
2.3.
Анализ результатов работы в процессе творческого рассказывания (контрольный эксперимент).
49

Выводы по главе II
55

Заключение
57
Список литературы
60
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

вкр.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

В методике развития речи не существует строгой классификации  творческих рассказов, но условно можно  выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы.

В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят  от умений детей, задач обучения и  вида рассказа. При обучении детей Е.И. Тихеева рекомендовала давать такое начало рассказа, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях (Исследования Л.А. Пеньевской) [23].

Вспомогательные вопросы, по мнению Л. А. Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства  творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи [23].

Систему занятий  по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Э.П. Короткова. Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение: описание персонажа, опора на образ главного героя при составлении рассказа (полнее обрисовать его и ситуации, в которых он участвовал) и др. [14]

Придумывание  рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ.

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты. Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской  народной сказки происходит поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас  известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей [44].

Как уже было сказано выше, наиболее сложным видом  детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:

1.      Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2.      Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3.      Обучение детей описанию объектов природы по представлению.

4.      Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.

Детское словесное  творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. Популярны  и повсеместно в детской среде  бытуют считалки – короткие рифмованные стихи, которые дети используют для того, чтобы определить ведущих или распределить роли.

Стремление к  рифме, повторение рифмованных слов – не только считалок, но и дразнилок  – часто увлекает детей, становится потребностью, у них появляется желание рифмовать. Дети просят давать им слова для рифмовки, а сами придумывают к ним созвучные (нитка – в пруду есть улитка; дом – в реке живет сом). На этой основе появляются стихи, часто подражательные.

Словесное творчество детей проявляется иногда после длительных размышлений, иногда спонтанно в результате какого-то эмоционального всплеска.

Особую роль в умственном и речевом развитии детей играют загадки. Систематическое  знакомство детей с литературными  и народными загадками, анализ художественных средств загадок, специальные словарные упражнения создают условия для самостоятельного сочинения детьми загадок.

Формирование  поэтического словесного творчества возможно при заинтересованности    педагогов   и создании необходимых условий. Еще Е.И. Тихеева писала, что живое слово, образная сказка, рассказ, выразительно прочитанное стихотворение, народная песня должны царить в детском саду и готовить ребенка к дальнейшему более глубокому художественному восприятию [36].

Важную роль в развитии детского словесного творчества играет позиция воспитателя, его интерес к этому виду деятельности, поощрение детей. Эффективный путь для достижения хороших результатов — развитие поэтического слуха дошкольников. Нужно по возможности создавать такие педагогические ситуации, которые побуждали бы детей к творчеству (ролевые игры, выступления на утренниках, вечера сказок, запись лучших стихов и сказок в рукописный журнал и др.). 
Для закрепления умения придумывать рассказы и сказки, так же как и для других видов детского рассказывания, можно использовать словесные дидактические игры. Игры типа «небылицы» развивают чувство юмора, критичность ума, умение кратко, образно построить аналогичное высказывание.

Таким образом, детское  словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его является связный, логически последовательный рассказ. Сама методика обучения творческому рассказыванию предполагает наличие у детей определенных навыков построения связного высказывания и в тоже время достижение высокого уровня сочинения обеспечивает и высокий уровень развития связной речи. А для этого необходимо целенаправленно подходить к организации воспитательного процесса, который и будет побуждать детей к творческому рассказыванию.

 

Выводы  по первой главе

Развитие речи, овладение богатством родного языка  рассматривается большинством специалистов в контексте современных психологических исследований, изучающих разные аспекты становления личности, роль развивающего обучения, значение дошкольного детства в развитии психических свойств и способностей, уникальность и неповторимость индивидуальных особенностей дошкольника в системе отношений взрослого и ребенка.

Исследователи указывают, что языковая способность, в основе которой лежит семантический компонент, складывается у ребенка в процессе речевой практики, формируется как система речевых ассоциаций и может развиваться под влиянием целенаправленного речевого воспитания. Для построения речевого высказывания необходим целый ряд умений: быстро ориентироваться в условиях общения, планировать свою речь, выбирать содержание, находить языковые средства для его передачи. Именно здесь и вступает в силу «чувство языка», которое дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом содержании - это творческое комбинирование   во     всех    смыслах   (Л.И. Айдарова,    Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович,). Потребность в новых речевых средствах и новых формах построения речевого высказывания (текста) вырабатывается у ребенка в процессе обучения, который зависит от характера общения, от «развивающего потенциала речевой среды» (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Э.А. Рейнстейн, Е.О. Смирнова, Л.П. Федоренко). В качестве основного результата процесса овладения речью исследователи называют овладение текстом.

Особенности развития связной  речи изучались Л.С.Выготским, А.М.Леушиной, С.Л.Рубинштейном, Ф.А.Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи. По определению С.Л.Рубинштейна, связной называет такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания.

Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников. В ходе развития ребенка перестраиваются формы связной речи. Связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую.

Развитие речи дошкольников протекает по своим закономерностям  и последовательно проходит ряд этапом. В старшем дошкольном возрасте она достигает определенного уровня развития, который позволяет ребенку в дальнейшем без особых проблем обучаться в школе.

Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Л.М. Ворошниной,   М.М. Кониной,    Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Л.А. Пеньевской,      Е.И. Тихеевой,      О.С. Ушаковой,    Е.А. Флериной, А.Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).

Детское словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Однако, элемент творчества есть в любом детском рассказе. Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его является связный, логически последовательный рассказ. Сама методика обучения творческому рассказыванию предполагает наличие у детей определенных навыков построения связного высказывания и в тоже время достижение высокого уровня сочинения обеспечивает и высокий уровень развития связной речи. А для этого необходимо целенаправленно подходить к организации воспитательного процесса, который и будет побуждать детей к творческому рассказыванию.

Важную роль в развитии детского словесного творчества играет позиция воспитателя, его интерес к этому виду деятельности, поощрение детей. Эффективный путь для достижения хороших результатов — развитие поэтического слуха дошкольников. Нужно по возможности создавать такие педагогические ситуации, которые побуждали бы детей к творчеству (ролевые игры, выступления на утренниках, вечера сказок, запись лучших стихов и сказок в рукописный журнал и др.). Для закрепления умения придумывать рассказы и сказки, так же как и для других видов детского рассказывания, можно использовать словесные дидактические игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ

 

2.1. Анализ сформированности связной речи у старших дошкольников (констатирующий эксперимент)

 

Практическую часть  своей работы мы начали с разработки опытно –  экспериментальной программы исследования, которая позволила бы провести изучение уровня сформированности развития связной речи дошкольников. Для ее разработки мы проанализировали теоретические положения, изложенные в предыдущей главе, что позволило нам сформулировать гипотезу исследования.

При разработке гипотезы мы сделали акцент на следующих теоретических положениях.

Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников. В ходе развития ребенка перестраиваются формы связной речи. Связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую.

Для построения речевого высказывания необходим целый  ряд умений: быстро ориентироваться  в условиях общения, планировать  свою речь, выбирать содержание, находить языковые средства для его передачи. Именно здесь и вступает в силу «чувство языка», которое дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом содержании - это творческое комбинирование   во     всех    смыслах

Развитие речи дошкольников протекает по своим закономерностям  и последовательно проходит ряд  этапом. В старшем дошкольном возрасте она достигает определенного уровня развития, который позволяет ребенку в дальнейшем без особых проблем обучаться в школе.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает  в старшем дошкольном возрасте, когда  у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу.

Детское словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Это продуктивный вид деятельности, конечным результатом его является связный, логически последовательный рассказ. Сама методика обучения творческому рассказыванию предполагает наличие у детей определенных навыков построения связного высказывания и в тоже время достижение высокого уровня сочинения обеспечивает и высокий уровень развития связной речи. А для этого необходимо целенаправленно подходить к организации воспитательного процесса, который и будет побуждать детей к творческому рассказыванию. Важную роль в развитии детского словесного творчества играет позиция воспитателя, его интерес к этому виду деятельности, поощрение детей.

Информация о работе Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по творческому рассказыванию