Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по творческому рассказыванию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:15, дипломная работа

Краткое описание

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Речь, во всем её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она собственно и формируется. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи и мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В.Ахутина, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин и др.) [1,9,12,16].

Содержание

Введение
3

I.
Теоретические основы развития связной речи дошкольников в процессе творческого рассказывания
6
1.1.
Проблема развития связной речи в психолого – педагогических исследованиях
6
1.2.
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
14
1.3.
Творческое рассказывание как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
19

Выводы по главе I
27

II.
Формирование связной речи старших дошкольников в процессе обучения творческому рассказыванию
30
2.1.
Анализ сформированности связной речи у старших дошкольников (констатирующий эксперимент)
30
2.2.
Содержание и методика работы по развитию связной речи в процессе творческого рассказывания (формирующий эксперимент)
40
2.3.
Анализ результатов работы в процессе творческого рассказывания (контрольный эксперимент).
49

Выводы по главе II
55

Заключение
57
Список литературы
60
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

вкр.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно  предположить что, комплексный подход в обучении старших дошкольников творческому рассказыванию выступает условием эффективности работы по развитию связной речи у данной категории детей.

В соответствии с выдвинутой гипотезой мы предполагали решить следующие  задачи:

- провести изучение  особенностей связной речи у  детей подготовительной к школе группе;

- наметить основные  пути по развитию связной речи  старших дошкольников на занятиях  по творческому рассказыванию;

- провести оценку эффективности проводимой работы.

Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального   дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 города Сарова. Исследование осуществлялось в ходе естественного воспитательно – образовательного процесса на базе старшей группы. Дошкольное учреждение работает по программе «Детство». Это комплексная образовательная программа составлена коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ имени А.И.Герцена Санкт – Петербурга под руководством Л.А.Парамоновой в 1995 году. Данная программа основана на  принципах гуманистической педагогики, личностно – деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка – дошкольника. Обследование проводилось в августе 2009 года и декабре 2009 года.

Объект исследования – особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Все испытуемые посещают подготовительную группу детского сада, 2002 – 2003 года рождения. Общее количество обследуемых составляет 20 человек. В исследовании приняли участие 55 % девочек – 11 человек и 45 % мальчиков – 9 человек.

К процедуре исследования относятся положительно - 15 детей (75 % от общего числа обследованных); относятся нейтрально - 3 ребенка (15 %); отрицательно - 2 ребенка (10 %) (см. Приложение 1, Табл. 1). Положительное отношение выражается в стабильном проявлении положительных эмоций в ходе взаимодействия, заинтересованность в деятельности; нейтральное отношение проявляется в том, что дети ярко не проявляют своего эмоционального фона, но и не показывают недовольства от предложенной деятельности. Отрицательное отношение проявляется в негативном реагировании на предложенный материал, проявление недовольства в словесной форме.

Предмет исследования – процесс развития связной речи детей в процессе занятий по творческому рассказыванию.

В исследовании использовались следующие методики.

1. Серия заданий, предложенных О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной. для изучения уровня развития связной речи [42, с. 35 - 36].

Детям предлагается составить  описательный рассказ об игрушке (по выбору), провести описание  ежа, изображенного  на картине, составить рассказ по серии сюжетных картинок и рассказ на свободную тему, а также пересказать литературное произведение.

Оценка производится в баллах. Если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это средний уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это уровень низкий). Этот метод использовался нами как основной.

Кроме того, развитие связной  речи оценивается и по специальным  критериям, которые характеризуют  качество связного высказывания (см. Приложение 2).

2. Наблюдения за особенностью диалога в ходе специально организованного общения и в свободной деятельности.

Использовался нами с  целью анализа особенностей речевых  высказываний детей в играх и  других видах деятельности. Как дополнительный метод.

Кроме того, данный метод позволил определить, насколько дети используют в свободной деятельности навыки, полученные на занятии (см. Приложение 3).

3. Беседа с педагогами.

Использовался нами как  дополнительный метод получения  информации о группе детей.

4. Анализ документов и медицинских карт.

Данный метод использовался  нами как дополнительный, с целью  получения информации об особенностях речевого развития ребенка.

Экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе проводилось  экспериментальное изучение особенностей связной речи и речевых проявлений детей подготовительной группы с использованием батареи методик.

На втором этапе проводилась  практическая реализация программы  по развитию связной речи в процессе занятий по творческому рассказыванию.

На третьем этапе  – анализ эффективности проводимой работы, оформление результатов исследования.

В соответствии с задачами эксперимента, на первом этапе мы проанализировали уровень сформированности связной  речи у детей подготовительной группы. Констатирующий эксперимент был проведен в августе 2009 года с 15 по 30 число месяца.

Исследование  состояния связной речи детей  мы начали с изучения имеющейся на ребенка медицинской и педагогической документации; дополнительные анамнестические сведения были получены из бесед с воспитателями и родителями (см. Приложение 1, Табл. 1). Динамические наблюдения за состоянием речи осуществляются в течение всего периода развивающего обучения. Анамнестические сведения, результаты специальных исследований, данные наблюдений за спонтанной речевой деятельностью заносились нами в специальную таблицу.

Работа с  документами, результатами логопедического обследования, беседы и собственные наблюдения дали возможность установить, что в группе:

 у 55 % детей  (11 человек) речь, по данным логопедического обследования, развита по возрасту;

 у 15 % детей  (3 ребенка) – сложная дислалия, то есть у них имеются нарушения  в произношении нескольких групп  звуков;

у 15 % детей (3 ребенка) – простая дислалия, то есть отмечаются нарушения в произношении 1 звука;

- у 10 % детей  (2 ребенка) – дизартрия, темп  речи несколько замедленный;

- 5 % детей  (1 ребенок) имеют сложную речевую  патологию – Нерезко выраженное  общее недоразвитие речи (родители  неоднократно отказывались перевести  ребенка в специализированное речевое дошкольное учреждение) (см. Рис. 1).

Для получения данных об особенностях связной речи мы использовали серию заданий предложенной О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной (см Приложение 4, Табл. 2). Анализируя состояние связной речи можно отметить, что в экспериментальной группе по результатам выполнения всех пяти заданий, предложенных детям, получены следующие данные:

высокий уровень  развития связной речи – 5 % (1 человек);

средний уровень  развития связной речи – 70 % (14 человек);

низкий уровень  развития связной речи – 25 % (5 человек) (см. Рис. 2).

 

Рис. 1. Особенности речи группы испытуемых (по данным логопедического  обследования).

 

Рис. 2. Уровень развития связной речи у детей старшей  группы (по методике О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной).

 

Все задания, предложенные детям, можно было сгруппировать в четыре больших группы, что позволяет проанализировать разнообразные аспекты развития связной речи. Так эта группировка выглядит следующим образом:

задания № 1–  это задания на умение детей составлять описательные рассказы о предметах;

задание № 2 и  задание № 3– составление рассказов  по картине;

задание № 4 –  составление рассказа на свободную  тему;

задание № 5 –  пересказ литературного произведения.

Далее мы подробнее  остановимся на результатах качественного  анализа при выполнении задания № 4, в котором детям необходимо было составить рассказ на свободную тему. Детям было предложено придумать сказку/рассказ на темы: «У Зайки день рождения», «Зайкины друзья»; «Моя любимая игрушка» (см. Приложение 5, Табл. 3).

Часть детей придумывали рассказ о своих любимых игрушках (например, Ира П., Алиса К., Женя Гор.), однако, при составлении рассказа в основном перечисляли признаки своих любимых игрушек. Та же картина была характерна и для других тем рассказов, которые были составлены детьми.

Вот, например, рассказ Алисы К.: «Моя игрушка. Любимая (пауза). Лиса. Она рыжая такая, большая. Мне ее мама купила, с папой. Там. Когда в кондировке были. Все  (А почему она у тебя любимая). Ну (пожимает плечами), красивая она» (по параметру содержательность 1 балл).

Часть детей, придумывали рассказ на тему: «У Зайки день рождения». Эта тема стала  интересна для Насти М., Маши Хр., Марины К.

Вот пример истории, придуманной Настей М.: «В сказочном лесу жил Зайка – Шустрик. Он был очень веселый, любил побегать и пошалить. А еще у него было много друзей. Это и Мишка – Шалунишка, Лиса – Краса, Белочка – Попрыгайка, Ежик – Шипун. Они очень дружили. Однажды Зайка пригласил к себе на день рождения друзей. Все пришли, подарили подарки. Конфетки из морковки,  велосипед, чтобы он катался. А Зайка стал всех угощать. А потом они водили хоровод, песенки пели. «Каравай, Каравай, кого хочешь, выбирай». Они поиграли «В прятки», «В бегалки». Всем было очень весело. Так прошел день рождения Зайки» (по параметру содержательность  3 балла).

Сводные  данные по всем качественным параметрам мы внесли в таблицу 2.1. Рассмотрим результаты подробнее.

Таблица 2.1. Распределение  детей по уровню развития (качественный анализ связного высказывания).

 

Количество детей

Баллы

Категории анализа

3

2

1

0

(отказ)

Содержательность (С)

1

5

13

1

Композиция высказывания (К)

1

5

13

1

Грамматическая правильность (Гр)

1

3

16

0

Разнообразные способы  связи между предложениями (СВ)

0

4

15

1

Разнообразие лексических  средств (Л)

1

11

7

1

Звуковое оформление высказывания  (Зв)

1

8

11

0


 

Большинство детей группы показывают не умение составить рассказ  интересный по содержанию, как правило, преобладает простое перечисление деталей, событий; нарушают последовательность изложения; допускают грамматические неточности; редко используют выразительные средства языка.

Вследствие чего можно  сделать вывод о том, что уровень  развития связной речи не высокий, часть  детей испытывают большие затруднения  в составлении творческих рассказов. Рассказы большинства детей бедны  по содержанию, композиционному решению и образному выражению.

Важным показателем  развития связной речи выступает  и использование навыков в  свободной речевой деятельности детей. В результате, как показали наши наблюдения, используют навыки 25 % детей, 75 % - полученные навыки хотя и имеют, но используют редко (см. Приложение 4, Табл. 2).

Следующим аспектом анализа  стала оценка особенностей развития диалогической речи у детей этой группы. Для этого мы воспользовались  разработанной схемой наблюдения. Итоговые данные мы занесли в таблицу (см. Приложение 6, Табл. 4).

Как показывают полученные данные, в ситуации специально организованного  общения самостоятельность при  ведении диалога проявляют только 25 % детей, а в свободном общении  уже 40 %. И в первом и втором варианте имеются дети, которые отказываются вступать в диалог, не проявляют инициативы. В ситуации специально организованного – 25 % детей, а в свободном общении - 15 %. Причем, только 35 % детей проявляют самостоятельность постоянно, остальные от случая к случаю только в значимых ситуациях (45 %).  Около половины детей - 45 %, при диалоге проявляют эмоциональность, но пользуются выразительными средствами речи только 5 % детей. Основная масса детей (55 %) – используют выразительные средства общения от случая к случаю. Чаще всего при организации диалога дети допускают отклонения от темы, для ее поддержания необходимы  дополнительные приемы со стороны взрослого (50 % детей).

Таким образом, как показывают наблюдения, требуется расширенная  работа по организации общения с целью развития навыков диалогической связной речи у детей экспериментальной группы. Большая роль в этом процессе отводится взрослому.

Опишем трудности, с  которыми мы столкнулись при обследовании детей в процессе проведении нашего экспериментального исследования на стадии констатирующего эксперимента.

По нашим  наблюдениям, дети мало используют связную  фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний для большинства детей характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложений, затруднения в выборе нужных лексем, нарушения смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения.

Информация о работе Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по творческому рассказыванию