Развитие словесно – логического мышления у младших школьников с общим недоразвитием речи 3 уровня на уроке математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Данная актуальность позволила сформулировать тему исследования: «Развитие словесно – логического мышления у младших школьников с ОНР 3 – го уровня на уроке математики».
Цель исследования: изучить особенности словесно-логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня.
Объект исследования: словесно-логическое мышление.
Предмет исследования: особенности словесно-логического мышления младших школьников с ОНР 3-го уровня.

Содержание

Введение……………………………………………………….3- 6 стр
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы изучения и формирования абстрактного мышления у младших школьников.
Развитие словесно – логического мышления в онтогенезе детей…………………………………………………….7 – 10 стр
Психолого – педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ОНР3-го уровня.….11 – 16 стр
Особенности словесно – логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня…………….17 – 20 стр
Возможности уроков математики для формирования словесно – логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня…………………………………….21 – 26 стр
Выводы по 1-ой главе……………………………………………27стр
Глава 2 Методы и содержание экспериментальной работы
2.1. Анализ диагностического инструментария……..28 – 33 стр
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента….......................................................................34 – 39 стр
2.3. Направления коррекционно – педагогической работы по формированию словесно - логического мышления у детей с ОНР 3 –го уровня на уроках математики……………..40 – 44стр
Выводы по 2 – ой главе………………………………………..45 стр
Заключение……………………………………………………… 46 стр
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая руководитель логашева.doc

— 367.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Курганский государственный университет» (КГУ)

 

 

Кафедра дефектологии

 

 

Тема: Развитие словесно – логического мышления  у младших школьников с общим недоразвитием речи 3 уровня на уроке математики

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Студент: Бачинина Ольга Сергеевна

Группа: ПС - 4558

Специальность (направление) 050715 «Логопедия» с дополнительной специальностью «Специальная психология» 

 

Руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

 Логашева Ольга Владимировна       /________/

 

Заведующий кафедрой: кандидат педагогических наук, доцент

Дубовская Вера Александровна        /________/

 

 

Курган 2012

Содержание:

Введение……………………………………………………….3- 6 стр

Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы изучения и формирования абстрактного мышления у младших школьников.

    1. Развитие словесно – логического мышления в онтогенезе детей…………………………………………………….7 – 10 стр
    2. Психолого – педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ОНР3-го уровня.….11 – 16 стр
    3. Особенности словесно – логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня…………….17 – 20 стр
    4. Возможности уроков математики для формирования словесно – логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня…………………………………….21 – 26 стр

Выводы по 1-ой главе……………………………………………27стр

Глава 2 Методы и содержание экспериментальной работы

2.1. Анализ диагностического инструментария……..28 – 33 стр

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента….......................................................................34 – 39 стр

2.3. Направления коррекционно  – педагогической работы по формированию словесно - логического мышления у детей с ОНР 3 –го уровня на уроках математики……………..40 – 44стр

Выводы по 2 – ой главе………………………………………..45 стр

Заключение……………………………………………………… 46 стр

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2

 

 

 

 

Введение

 

Одной из самых важных проблем в настоящее время является проблема взаимосвязи мышления и речи. Мышление человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или, проговаривая про себя, т.е. мышление происходит в речевой форме. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи.

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы [2, стр. 35].

Вопросами о путях развития, о частичном слиянии и совпадении процессов речи и мышления занимались многие исследователи: такие как А.В. Запорожец, И.Т. Власенко, Л.Ф. Спирова, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович, Л.Ф. Тихомирова, Т.Р. Кислова и др. Особенно неоценимыми для практической коррекционной работы вообще и для работы по формированию связной речи и мышления у молодежи являются мысли Л.С. Выготского в его работе "Мышление и речь" [19, стр. 23].

В наше время часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. Именно поэтому развитие словесно – логического мышления является основной задачей школьного курса обучения. Перед учителем математики стоит задача – не просто давать знания, предусмотренные программой, а способствовать формированию высокого уровня логической культуры учащихся. При этом математика имеет огромные возможности для реализации этой цели.

Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решение задач способствует развитию логического мышления. Соответственно развивая словесно – логическое мышление ребенка, мы развиваем его речь.

Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно - логической мышление у школьников с ОНР 3-го уровня несколько ниже нормы. Такие ученики испытывают затруднения при классификации предметов, обобщений явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.

Совершенствование словесно - логического мышления положительно влияет на успеваемость детей, а своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие словесно-логического мышления и в определенной мере предотвратить обусловленные им последствия.

Проблема исследования заключается в выявлении оптимальных средств формирования словесно-логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня.

Таким образом, словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные признаки и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. В дефектологической литературе имеются многочисленные указания на то, что у детей при нарушении речевого развития становление высших психических функций, в том числе и словесно-логического мышления, часто отстает, а иногда и отклоняется от нормального хода развития. Отмечаются также связанные с этим трудности в обучении. Следовательно, изучаемая тема является актуальным вопросом, так как словесно-логическое мышление непосредственно влияет на успешность учебной деятельности.

Данная актуальность позволила сформулировать тему исследования: «Развитие словесно – логического мышления у младших школьников  с ОНР 3 – го уровня на уроке математики».

Цель исследования: изучить особенности словесно-логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня.

Объект исследования: словесно-логическое мышление.

Предмет исследования: особенности словесно-логического мышления младших школьников с ОНР 3-го уровня.

Изучение психологической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: формирование словесно-логического мышления у младших дошкольников с ОНР 3 – го уровня может быть более успешным благодаря специально организованным занятиям по реализации системной модели учебно-воспитательного процесса.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психологическую  литературу по теме исследования;

2. Раскрыть особенности словесно-логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня.

3. Подобрать адекватные методики  для диагностики уровня сформированности словесно-логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня.

4. Экспериментально проверить эффективность  реализованных мероприятий по формированию словесно-логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня.

Методологическую основу и теоретическую базу исследования данной работы составляют труды таких исследователей, как Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон, Ф. Тайсон и др.) и отечественные (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.П. Блонский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич, З.М. Истомина, Г.С. Овчинников и др.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: качественный анализ психологической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, психолого-педагогический эксперимент, метод анализа психолого-педагогического эксперимента, метод статистического и графического отображения результатов опытов.

Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Глава Теоретическое  обоснование проблемы изучения и формирования словесно – логического мышления у младших школьников с общим недоразвитием речи 3 – го уровня

 

 

1.1.Развитие словесно – логического мышления в онтогенезе детей

  

Брюшинкин В.Н. определяет словесно-логическое мышление как вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. В данной работе мы рассмотрим словесно-логическое мышление (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

   Тихомиров О.К. дает такое понятие: « Словесно-логическое мышление — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций» [15].

Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для этого вида мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (стоимость, честность, гордость). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал [3, с. 287].

В основе словесно-логического мышления лежат законы построения языка, связывающие слова в сложные системы, дающие возможность осуществлять суждения, в сложные логические системы, овладение которыми позволяет человеку выполнять операции логического вывода.

Основной единицей языка считается слово, дающее возможность анализировать предметы, выделять в них существенные свойства, относить предметы к определенной категории. Слово, являясь средством абстракции и обобщения, отражает глубокие связи и отношения, стоящие за предметами внешнего мира.

Слово дает возможность анализировать предмет, выделять в нем существенные свойства и относить его к вполне определенным категориям. При этом каждое слово сложно по своему значению, причем состоит как из наглядно-образных, так и из отвлеченно-обобщающих составляющих, это позволяет человеку выбирать одно из возможных значений слова, употребив его либо в конкретном, образном, либо в отвлеченном и обобщающем значении [3, с. 203].

Словесно-логическое мышление формируется постепенно. В ходе обучения происходит овладение приёмами мыслительной деятельности, приобретается способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует задания, побуждающие к размышлению.

В процессе решения учебных задач формируются такие операции словесно-логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.

Анализ как мыслительное действие предполагает разложение целого на части, выделение путём сравнения общего и частного, различения существенного и не существенного в предметах и явлениях.

Овладением анализом начинается с умения выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Как известно, любой предмет можно рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от этого на первый план выступают та или иная черта, свойства предмета. Умения выделять свойства даётся с большим трудом, т.к. конкретное мышление должно проделывать сложную работу абстрагирования свойства от предмета.

Параллельно с овладением приёмом выделения свойств путём сравнения различных предметов (явлений) необходимо выводить понятие общих и отличительных (частных), существенных и несущественных признаков, при этом используется такие операции мышления как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Неумение выделять общее и существенное может серьёзно затруднить процесс обучения. Умение выделять существенное способствует формированию другого умения - отвлекаться от несущественных деталей. Это действие даётся с не меньшим трудом, чем выделение существенного [3, с. 287].

В процессе обучения задания приобретают более сложный характер: в результате выделения отличительных и общих признаков уже нескольких предметов, дети пытаются разбить их на группы. Здесь необходима такая операция мышления как классификация. В процессе классификации осуществляется анализ предложенной ситуации, выделяют в ней наиболее существенные компоненты, используя операции анализа и синтеза, и производит обобщение по каждой группе предметов, входящих в класс. В результате этого происходит классификация предметов по существенному признаку [11, с. 46].

Дмитриева Н.Ю. утверждает «формирование словесно - логического мышления связано с переходом на понятийную стадию. Оно представляет собой наиболее поздний этап развития мышления в фило - и онтогенезе. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Понятия же формируются на основе языковых средств». Основой словесно-логического мышления является внутренняя речь. Дети примерно до 5 лет, даже когда играют в одиночестве, проговаривают вслух все свои действия, описывают манипуляции [10, стр. 8]. Ближе к школьному возрасту у них формируется способность к внутренней речи – они уже не проговаривают вслух, а продумывают последовательность своих действий, т. е. они начинают мыслить не при помощи наглядных образов, а при помощи слов, что является основой для формирования понятий. Однако развитие словесно-логического вида мышления вовсе не означает, что предшествующие виды перестают развиваться или даже совсем исчезают. Они продолжают развиваться и совершенствоваться под влиянием словесно-логического мышления.

Этот вид мышления направлен в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Оно отражает общие связи и отношения, оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Таким образом, словесно-логическое мышление – это вид мышления, помогающий человеку анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивая предмет, ситуацию, явление, как со своей точки зрения, так и с других точек зрения. Все операции словесно-логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию словесно-логического мышления в целом. Приёмы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы детям, без овладения ими не происходит полноценного усвоения учебного материала.

Информация о работе Развитие словесно – логического мышления у младших школьников с общим недоразвитием речи 3 уровня на уроке математики