Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:05, курсовая работа
Данная актуальность позволила сформулировать тему исследования: «Развитие словесно – логического мышления у младших школьников с ОНР 3 – го уровня на уроке математики».
Цель исследования: изучить особенности словесно-логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня.
Объект исследования: словесно-логическое мышление.
Предмет исследования: особенности словесно-логического мышления младших школьников с ОНР 3-го уровня.
Введение……………………………………………………….3- 6 стр
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы изучения и формирования абстрактного мышления у младших школьников.
Развитие словесно – логического мышления в онтогенезе детей…………………………………………………….7 – 10 стр
Психолого – педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ОНР3-го уровня.….11 – 16 стр
Особенности словесно – логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня…………….17 – 20 стр
Возможности уроков математики для формирования словесно – логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня…………………………………….21 – 26 стр
Выводы по 1-ой главе……………………………………………27стр
Глава 2 Методы и содержание экспериментальной работы
2.1. Анализ диагностического инструментария……..28 – 33 стр
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента….......................................................................34 – 39 стр
2.3. Направления коррекционно – педагогической работы по формированию словесно - логического мышления у детей с ОНР 3 –го уровня на уроках математики……………..40 – 44стр
Выводы по 2 – ой главе………………………………………..45 стр
Заключение……………………………………………………… 46 стр
Библиографический список
Таким образом: словесно – логическое мышление имеет большое значение в логических операциях с понятиями, помогает лучше понять закономерности явлений. Этот вид мышления представляет собой наиболее поздний этап онтогенетического развития. В процессе решения учебных задач формируются такие операции словесно-логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Основой словесно-логического мышления является внутренняя речь.
1.2. Психолого – педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ОНР 3-го уровня
Л.С.Волкова, С.Н. Шаховская отмечают: «третий уровень речевого недоразвития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Ребенок затрудняется распространять простые и строить сложные предложения. Характерно недифференцированное произношение звуков (свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме [2]. Отмечаются затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении лексико – грамматических структур, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные связи и отношения.
Проанализируем психологические особенности дошкольников с ОНР 3-го уровня. Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями (анализом и синтезом) [20]. У детей, нарушена целенаправленная деятельность при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий. Для них характерны недостаточная концентрация внимания, низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей [6]. Дети имеют потенциальные возможности для овладения абстрактными понятиями, если им будет оказана помощь со стороны логопеда. Ряд авторов отмечают у детей с ОНР недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. При зрительном опознании предмета в усложненных условиях дети с общим недоразвитием воспринимают образ предмета с определенными трудностями, им требуется больше времени для принятия решения, отвечая, они проявляют неуверенность, допускают отдельные ошибки в опознании. При выполнении задачи «приравнивание к эталону» они используют элементарные формы ориентировки. При выполнении заданий по моделирующему перцептивному действию дети с ОНР меньше применяют способ зрительного соотнесения. Исследование зрительного восприятия позволяет сделать вывод о том, что у детей с ОНР оно сформировано недостаточно. Запоминание словесных стимулов у детей с ОНР также страдает[7].
Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы.
Итак, у детей с ОНР хуже сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют.
В исследованиях Ю. Ф. Гаркуши и В. В. Коржевиной отмечается, что:
- у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы;
- имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;
- преобладающая форма общения со взрослыми у детей 4 — 5 лет ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме.
Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская определяют: «наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения. Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции» [2].
У детей отмечаются нарушения эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в повышенной чувствительности, возбудимости, двигательной расторможенности, инфантилизме. Наблюдается повышенная утомляемость, истощаемость, слабая работоспособность. Обращает на себя внимание недостаточная познавательная активность. Эти дети часто не замечают поставленную воспитателем задачу даже в тех случаях, когда проблемная ситуация специально организуется [6]. Вопросы, с которыми они обращаются к взрослому, чаще всего относятся лишь к внешним, несущественным сторонам объектов. У детей нарушен процесс ориентировочной деятельности, что влечет за собой неактивный поиск способов решения: они удовлетворяются первым пришедшим в голову вариантом и не стремятся найти более адекватный. Дети с ОНР не пытаются самостоятельно оценить результаты своей деятельности, соотнести их с условиями поставленной задачи; свойственна слабость саморегуляции и целенаправленности поведения, слабая концентрация внимания, импульсивность. Постоянное обращение за помощью к взрослому свидетельствует о слабой сформированности логических операций, о низкой самооценке, неуверенности в своих возможностях. Это приводит к тому, что дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке.
Недоразвитие речи отрицательно влияет на общее психическое развитие ребенка, затрудняет его общение с окружающими. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская указывают: «трудности, имеющиеся у таких детей, сказываются на всех формах общения и межличностного взаимодействия. Этому способствуют сопутствующие речевым дефектам невротические проявления. У многих детей наблюдается повышенный уровень тревожности, зависимость от чужого мнения. У детей могут наблюдаться и агрессивные реакции; одни гипервозбудимы, характерно эмоциональное и двигательное беспокойство. Другие - заторможены, вялы» [2]. Фиксация на речевом дефекте порождает у ребенка чувство ущемленности, а это в свою очередь делает специфичным его отношение к себе, сверстникам, к оценкам взрослых и детского коллектива. Недоразвитие речи тормозит развитие игровой деятельности, которая, как известно, имеет ведущее значение в формировании личности ребенка. А.Р. Лурия: «речь выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка. С ее помощью осуществляется игровой замысел, который может разворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально меняется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой.» Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднен у детей с ОНР. Для детей с ОНР характерны меньший (по сравнению с нормально развивающимися детьми) объем сведений и представлений об окружающем, недостаточность сенсорных, временных и пространственных представлений, снижение способности к запоминанию зрительного и слухового материала, недостаточная целенаправленность и концентрация внимания, снижение уровня психических обобщений, недостаточное умение строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи [3].
Г. Р. Шашкина утверждает: «у детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной.
Данные психолого-педагогической диагностики детей с ОНР позволяют логопеду определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции» [24].
Таким образом: дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями. Для них характерны недостаточная концентрация внимания, низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей. У детей отмечаются недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Недостаточно слов обозначающих качества, признаки, состояния, предметов и действий.
1.3.Особенности словесно – логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня
Изучением особенностей мышления у детей и взрослых с различными речевыми нарушениями занимались такие ученые, как Р. А. Белова, М. В. Богданов- Березовский, И. Т. Власенко, Т. Н. Волковская, Г. В. Гуровец, Н.С. Жукова, А. Н.Корнев, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова, Т. В. Нестерова, Т. С. Овчинникова, В. М. Тарновский, Н. Н. Трауготт, О. Н. Усанова, Т. А. Фотекова, М. Е. Хватцев, Л. Э. Царгуш и другие. В целом, многие ученые отмечали, что дети, имеющие нарушения речи, интеллектуально сохранны, а их трудности в выполнении когнитивных операций вторичны по отношению к недоразвитию устной речи. Несмотря на сохранность у таких детей познавательного интереса, достаточную развитость предметно-практической и трудовой деятельности, для них характерно своеобразие в развитии отдельных сторон мышления (несформированность некоторых понятий, замедленность мыслительных процессов, снижение самоорганизации и другое). При этом отмечается явная связь между видом речевого расстройства и характерными особенностями в протекании мыслительных процессов [4].
Анализируя исследования различных авторов (Р. А. Белова, Г. В. Гуровец, В.А. Ковшиков, А.Н. Корнев, Р.И. Мартынова, Е.Ф. Соботович, Т.А. Фотекова и другие), можно выделить такие характерные особенности мышления и мыслительных операций у детей с ОНР 3 –го уровня, как: на фоне правильного определения пространственных отношений (вперед, назад, вверх, вниз) в предметно-практической деятельности отмечаются трудности в их словесном обозначении, наблюдается использование неверных языковых средств; характерно нарушение функционально-операционной стороны мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, исключения лишнего понятия и другое): бедность логических операций, снижение способности к символизации, низкий уровень обобщения, замедленный темп усвоения причинно-следственных связей и закономерностей; замедленность и ригидность (тугоподвижность) мыслительных процессов; трудности переключения с одного вида задания на другое; характерна достаточная зрелость образного и конструктивного мышления в процессе складывания разрезных картинок.
Проблема взаимосвязи речи и мышления
является одной из самых важных в настоящее
время. Мышление нормального человека
неразрывно связано с речью. Мысль не может
ни возникнуть, ни протекать, ни существовать
вне языка, вне речи. Чем глубже и основательнее
продумана та или иная мысль, тем более
четко и ясно она выражается в словах,
в устной и письменной речи. И наоборот,
чем больше совершенствуется, оттачивается
словесная формулировка какой то мысли,
тем отчетливее и понятнее становится
сама эта мысль[15].
Т.Д. Барменкова (1997) выделяет четыре группы
детей с ОНР по степени сформированности
логических операций:
Дети, вошедшие в первую группу, имеют достаточно высокий уровень сформированности невербальных и вербальных логических операций, соответствующий показателям детей с нормальным речевым развитием, познавательная активность, интерес к заданию высоки, целенаправленная деятельность детей устойчива и планомерна [8].
Уровень сформированности логических операций детей, вошедших во вторую группу, ниже возрастной нормы. Речевая активность у них снижена, дети испытывают трудности приема словесной инструкции, демонстрируют ограниченный объем кратковременной памяти, невозможность удержать словесный ряд.
У детей, отнесенных к третьей группе, целенаправленная деятельность нарушена при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий. Для них характерны недостаточная концентрация внимания, низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей. Однако дети имеют потенциальные возможности для овладения абстрактными понятиями, если со стороны логопеда им будет оказана помощь [8].
Для дошкольников, вошедших в четвертую группу, характерно недоразвитие логических операций. Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью, отсутствием планомерности, познавательная активность детей низкая, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует.
Дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связанны друг с другом. Например, : «Зимой дома тепло, тому что нет снега», «Автобус едет быстрее велосипеда – он больше».
Дети с указанным нарушением могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, так как они стоят в комнате; некоторые с трудом решают простейшие математические задачи или не в состоянии отгадать даже несложные загадки.
Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией и иногда бывает трудно определить, что является причиной, а что следствием, что первично, а что вторично.
Отклонение от нормы у таких детей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Так, на занятиях одни из них намного быстрее своих нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, то есть перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища [17].
В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемые), а иные, наоборот – вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм, чтению им книжек воспитателем). Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать наоборот), излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости [8].
Таким образом: мышление - это социально обусловленный,
неразрывно связанный с речью психический
процесс поисков и открытия существенно
нового, процесс опосредованного и обобщенного
отражения действительности в ходе ее
анализа и синтеза. Выявляется отставание
в развитии словесно-логического мышления
в виде недостаточности понимания детьми
логико-грамматических конструкций, замедленности
усвоения причинно-следственных закономерностей,
временных и пространственных взаимоотношений,
низкого уровня сформированности операций
анализа, синтеза, сравнения обобщения
и классификации, затруднений при определении
и формулировании логической последовательности.
Данные проблемы затрудняют коррекцию
речевых нарушений и развитие речи воспитанников
логопедических групп.
1.4. Возможности уроков математики для формирования абстрактного мышления у младших школьников с ОНР 3 –го уровня
Логическое мышление является высшей ступенью умственного развития ребенка, проходит длительный путь развития. Оно характерно тем, что совершается в форме абстрактных понятий и рассуждений. Одновременное с развитием мышления у ребенка развивается и речь. В речи мысль обретает материальную форму, в которой она только и может быть воспринята другими людьми и самим человеком [1].
Высокоразвитое мышление вообще невозможно вне речи, оно всегда связано с языком, и речь выступает как материальная оболочка мышления.
Логическое мышление, в отличие от практического, осуществляется только словесным путем. Обучение ребенка доказательству требует от него сформированности умений правильно рассуждать. Что непосредственно обнаруживается через правильность математической речи ребенка. Математическая речь и умение правильно рассуждать тесно связаны друг с другом.