Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 23:23, курсовая работа
Цель и гипотеза определили задачи исследования:
изучить теоретические основы развития мышления школьников;
выявить особенности развития мыслительных операций у младших школьников;
раскрыть особенности интеллектуального развития школьников;
разработать и апробировать программу по развитию мыслительных операций у детей младшего школьного возраста в процессе использования нестандартных задач и упражнений.
Введение ………………………………………………………………………. 2 – 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мышления школьников в процессе решения нестандартных задач.
1.1. Сущность процесса мышления…………………………………………… 5 – 8
1.2. Виды мышления………………………………………………………….. 8 – 14
1.3. Основные мыслительные операции. …………………………………... 14 – 18
1.4. Мышление в младшем школьном возрасте…………………………… 18 – 21
1.5. Роль нестандартных задач в развитии мыслительных операций
младших школьников……………………………………………………....... 22 – 25
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития мыслительных операций у младших школьников посредством нестандартных задач.
2.1 Выявление уровня развития мыслительных операций у младших
школьников (констатирующий эксперимент)……………………………... 26 – 36
2.2. Комплекс нестандартных задач на уроках математики, как средство
развития мыслительных операций младших школьников………………... 36 – 45
2.3. Результаты контрольного этапа экспериментальной работы………... 45 – 54
Заключение…………………………………………………………………… 55 – 58
Список используемой литературы………………………………………..… 59 – 62
1. Солнце – луна, 2. Сани – телега.
Таблица 12
Предполагаемые ответы.
Сходства |
Различия |
Сходства |
Различия |
||
1. Небесные тела. |
1. Солнце светит днем. |
1. Транспорт. |
1. Сани используют зимой. |
||
2. Используют в селе. |
2. Телегу используют летом. |
||||
2. Планеты. |
2. Луна светит ночью. |
||||
3. Передвигаются с помощью лошади. |
3. У телеги колеса. |
||||
3. Имеют форму круга. |
3. Луна может менять свою форму. |
||||
4. Сделаны из дерева. |
4. У саней полозья. |
Результаты тестирования отражены
в таблице 13.
Уровень сформированности приемов сравнения у учащихся контрольной и экспериментальной групп
Уровень сформиро-ванности |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Абсолютное число учащихся |
% соотношение |
Абсолютное число учащихся |
% соотношение | |
Низкий |
3 |
60% |
|
|
Средний |
3 |
60% | ||
Высокий |
2 |
40% |
2 |
40% |
Проанализировав таблицы, я выявила, что 60% учащихся в контрольной группе не умеют сравнивать предметы, учащихся экспериментальной группы на низком уровне нет.
Я уже отмечала, что исследования психологов показали, что для младших школьников характерна такая особенность – однолинейное сравнение: ученики устанавливают либо только сходство, либо только различие. В контрольной группе учащиеся по-прежнему указывают только сходство или различие, причем и то, и другое не в полном объеме, а в экспериментальной группе в результате проводимой систематической работы учащиеся овладели умением выделять признаки и сходства, и различия 100% - результат выполненной работы на высоком и среднем уровне.
Методика 3. “Обобщение понятий”
Цель работы: выявить уровень сформированности приема обобщения.
Материалы: 4 пары слов.
Ход опыта: В каждой паре слов испытуемые должны определить, что между ними общего. На каждую пару слов отводится 1 минута. За каждый правильный ответ 1 балл.
Туфли, ботинки (обувь)
Нос, глаз (органы)
Озеро, река (водоемы)
Газ, руда (полезные ископаемые)
Результаты тестирования приведены в таблице 14.
Уровень сформированности приема обобщения у учащихся экспериментальной и контрольной групп
Уровень сформиро-ванности |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Абсолютное число учащихся |
% соотношение |
Абсолютное число учащихся |
% соотношение | |
Низкий |
|
|
|
|
Средний |
2 |
40% |
1 |
20% |
Высокий |
3 |
60% |
4 |
80% |
Данные таблицы 14 показывают, что более половины учащихся обеих групп владеют операцией обобщения: в контрольной группе - 60% и в экспериментальной – 80%..
Методика 4. “Классификация понятий”
Цель работы: выявить уровень сформированности приема классификации.
Материал: 5 групп слов.
Ход опыта: Испытуемым предлагается 5 групп слов. Каждая группа состоит из пяти слов, четыре из которых объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Надо найти и подчеркнуть это слово. На работу отводится 3 минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Василий, Федор, Иван, Петров, Семеню
2. Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий.
3. Молоко, сыр, сметана, мясо, кефир.
4. Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль.
5. Секунда, час, год, вечер, минута.
Результаты методики отражены в таблице 15.
Уровень сформированности приема классификации у учащихся контрольной и экспериментальной групп.
Уровень сформиро-ванности |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Абсолютное число учащихся |
% соотношение |
Абсолютное число учащихся |
% соотношение | |
Низкий |
|
|
- |
|
Средний |
1 |
20% |
1 |
20% |
Высокий |
4 |
80% |
4 |
80% |
Из таблицы 15 становится ясно, что все учащиеся экспериментальной группы владеют приемом классификации – 100% и в контрольной группе – 100%.Далее представлены таблицы сформированности приемов мыслительных операций у учащихся контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе экспериментальной работы по каждой методике.
Уровень сформированности приемов мыслительных операций у учащихся экспериментальной группы на контрольном этапе экспериментальной работы.
№ |
Ф.И. учащихся |
Прием выделения сущес-твенного |
Прием сравнения |
Прием обобщения |
Прием класси-фикации |
Уровень развития логического мышления |
1 |
Катя Б. |
низкий |
средний |
средний |
средний |
Средний |
2 |
Ирина Б. |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
Высокий |
3 |
Настя О. |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
Высокий |
4 |
Кирилл З. |
высокий |
средний |
высокий |
высокий |
Высокий |
5 |
Сергей Г. |
средний |
средний |
высокий |
высокий |
Средний |
Уровень сформированности приемов мыслительных операций у учащихся контрольной группы на контрольном этапе экспериментальной работы.
№ |
Ф.И. учащихся |
Прием выделения сущес-твенного |
Прием сравнения |
Прием обобщения |
Прием класси-фикации |
Уровень развития логического мышления |
1 |
Аня Г. |
низкий |
низкий |
средний |
высокий |
Средний |
2 |
Артём А. |
низкий |
высокий |
высокий |
средний |
Средний |
3 |
Андрей И. |
низкий |
средний |
высокий |
высокий |
Средний |
4 |
Женя К. |
средний |
низкий |
высокий |
высокий |
Средний |
5 |
Миша И. |
высокий |
высокий |
средний |
высокий |
Высокий |
Чтобы отследить результаты
экспериментальной работы, составлены
сравнительные таблицы 18, 19 развития приемов мыслительных операций до и
после эксперимента в обеих группах.
Уровень сформированности приемов мыслительных операций до и после эксперимента в контрольной группе (в абсолютном числе учащихся).
Уровень развития мыслительных операций |
Прием выделения существенного |
Прием сравнения |
Прием обобщения |
Прием классифика-ции | ||||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После | |
Высокий |
1 |
1 |
1 |
2 |
4 |
3 |
3 |
4 |
Средний |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
Низкий |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
Таблица 19
Уровень сформированности приемов мыслительных операций до и после эксперимента в экспериментальной группе (в абсолютном числе учащихся).
Уровень развития мыслительных операций |
Прием выделения существенного |
Прием сравнения |
Прием обобщения |
Прием классифика-ции | ||||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После | |
Высокий |
1 |
3 |
1 |
2 |
4 |
4 |
2 |
4 |
Средний |
2 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
Низкий |
2 |
1 |
1 |
1 |
- |
Далее данные таблиц 18, 19 переведены в процентное соотношение.
Уровень сформированности приемов мыслительных операций до и после эксперимента в контрольной группе (в %).
Уровень развития мыслительных операций |
Прием выделения существен-ного |
Прием сравнения |
Прием обобщения |
Прием классификации | ||||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После | |
Высокий |
20% |
20% |
20% |
40% |
80% |
60% |
60% |
60% |
Средний |
20% |
20% |
20% |
20% |
20% |
40% |
20% |
40% |
Низкий |
60% |
60% |
60% |
40% |
20% |
Информация о работе Развитие творческих способностей младшего школьника