Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:25, реферат
Целью данной работы является выявить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста имеющих общее недоразвитие речи III уровня.
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Нетрадиционные техники как средство развития детского творческого воображения ..……………………………………………. 5
1.1. Проблемы развития творческого воображения в психолого-педагогической и методической литературе …………………………. 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня……………………………………………………. 11
1.3 Значение нетрадиционных техник рисования в формировании творческого воображения дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня ………………………………………………..…………………. 16
1.4 Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами …………………………………………………………… 20
Глава 2. Развитие творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи, через обучение нетрадиционной технике рисования.……… 29
2.1 Организация и методика проведения исследования………….. 29
2.2 Анализ результатов экспериментального обучения…………… 41
Глава 3. Работа с родителями………………………………………… 45
Глава 4. Работа с воспитателями…………………………………….. 46
Заключение……………………………………………………………. 47
Список использованной литературы………………………………… 50
Кляксография обычная.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг.
Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тычкование.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.
Монотипия пейзажная.
Возраст: от шести лет.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Таким образом включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки мятую бумагу или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно- логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, пальцы.
В процессе
такой работы по мере
Глава 2. Развитие творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи III уровня, через обучение нетрадиционным техникам рисования.
2.1 Организация
и методики проведения
С целью изучения механизмов формирования и развития детских способностей исследовательская работа была проведена на базе МБДОУ № 43 «Ромашки» в старшей группе с детьми имеющими общее недоразвитие речи III уровня с 2011- 2012г..
Наполняемость группы – 14 детей. Все дети имеют общее недоразвитие речи III уровня.
Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень развития творческого воображения детей с общим недоразвитием речи III уровня через нетрадиционные техники рисования.
Обследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (экспериментальная группа) и с детьми старшего дошкольного возраста в общеобразовательной группе (контрольная группа).
Для изучения особенностей воображения использовались такие методики:
Методика «Дорисуй фигуру» автор О.М. Дьяченко
Цель: определить уровень развития творческого воображения.
Материал: лист бумаги, на которой изображена геометрическая фигура, цветные карандаши.
Инструкция: «Здесь нарисованы фигуры геометрические, вам нужно дорисовать фигуры, так чтобы получилось изображение»
Результаты обследования заносились в таблицу, где указывались символами [приложение 1, таблица №1]:
*- правильное выполнение
задания без помощи
+ - выполнение задания
с ошибками и с помощью
- - неправильное выполнение
задания или отказ от выполнени
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||
уровень |
% |
Кол-во человек |
% |
Кол-во человек |
низкий |
36% |
5 |
14% |
2 |
средний |
64% |
9 |
79% |
11 |
высокий |
0% |
0 |
7% |
1 |
По данным методики «Дорисуй фигуру» [приложение 2] количество детей с высоким уровнем выполнения задания в экспериментальной группе не было, в контрольной группе 1 человек. Большинство детей этих двух групп имели средний уровень выполнения задания. Дети дорисовали большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Были рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
В контрольной группе два низких уровня решения задач. В основном дети дорисовывали основной элемент и добавляли к нему некоторые детали. Однако есть рисунки, в которых дети хоть и словесно, но пытались обозначить сюжетную линию.
Дети в экспериментальной группе дорисовывали заданный элемент, но каких-либо деталей не добавляли. Также было видно, что дети изображали простые, известные им предметы. Как таковой беседы о рисунках не получалось, дети лишь обозначали названия своих рисунков. Время выполнения задания увеличивалось.
По данным методики «Дорисуй фигур» получилось, что дети экспериментальной группы как таковой оригинальности изображений не отмечалось, в основном изображались предметы близкие опыту ребенка. Рисунки этих детей однотипные, повторяющиеся, отличаются простотой изображения, а дети в контрольной группе проявили оригинальность в рисунках [приложение 3].
Методика «Клякса»
Цель: выявить уровень творческого воображения
Материал: лист бумаги, тушь разных цветов, пипетки, трубочки.
Инструкция: ребенку предлагается с помощью пипетки капнуть на лист бумаги кляксу, а затем с помощью трубочки раздуть её.
Результаты обследования заносились в таблицу, где указывалось символами [приложение 1, таблица №2]:
*- правильное выполнение
задания без помощи
+ - выполнение задания
с ошибками и с помощью
- - неправильное выполнение задания или отказ от выполнения.
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||
уровень |
% |
Кол-во человек |
% |
Кол-во человек |
низкий |
36% |
5 |
7% |
1 |
средний |
64% |
9 |
79% |
11 |
высокий |
0% |
0 |
14% |
2 |
Методика «Клякса» [приложение 2] позволила подтвердить результаты предыдущих методик. Например, был еще раз отмечен низкий уровень развития построения образов и низкий показатель оригинальности ответов детей в экспериментальной группе.
Делая вывод детей контрольной группы, можно отметить следующее. Продуктивность, которая определяется по количеству ответов, невысокая по группе. В основном дети называли три объекта, на которые может быть похоже пятно. Но среди ответов у большинства детей отмечались оригинальные решения. Самое большое количество ответов встречается у двух детей. Также необходимо отметить, что все дети довольно быстро находили решения. Отмечается у детей гибкость решений, так как большинство из них старались изобразить новый объект, а не тот, который уже был назван. В рисунках пятно в основном занимает центральное место и гармонично включается в композицию изображения. Дети во время рисования комментировали то, что они изображают. Отмечаются детализированные, полные и имеющие сюжет рисунки.
У детей экспериментальной группы отмечается низкая продуктивность. Количество ответов не превосходит четырех. В основном это однотипные и обычные ответы. Скорость ответов также невысокая. Дети не могли сразу же ответить на вопрос, им требовалось время для обдумывания. Гибкость принимаемых решений низкая. В основном дети изображали те объекты, которые называли перед рисованием. Рисунки в основном носят характер дорисовки, но отмечаются и содержащие сюжет. Дети рисовали молча, лишь после завершения обозначали объект, который они изобразили [приложение 3].
Методика «Волшебные нити»
Цель: выявление уровня развития творческого воображения.
Материал: лист бумаги, краски, нитки, кисти.
Процедура: детям предлагается взять нить, нанесите на нить краску выложить на листе бумаги, сверху прижать бумагой и вытащить.
Результаты обследования заносились в таблицу, где указывалось символами [приложение 1, таблица № 3 ]:
*- правильное выполнение
задания без помощи
+ - выполнение задания
с ошибками и с помощью
- - неправильное выполнение задания или отказ от выполнения.
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||
уровень |
% |
Кол-во человек |
% |
Кол-во человек |
низкий |
43% |
6 |
29% |
4 |
средний |
57% |
8 |
71% |
10 |
высокий |
0% |
0 |
0% |
0 |
Методика «Волшебные нити» [приложение 2] выявила, что дети в экспериментальной группе дорисовывали основной элемент, но каких-либо деталей не добавляли, изображения простые, у детей имеются трудности в выполнении методики. А у детей контрольной группы, тоже преобладают трудность в выполнении. Но данная методика рисования вызвала у детей положительные эмоции, желание работать в этой технике. Несмотря на это, данная техника полезна в работе с детьми как психотерапевтическое средство [приложение 3].
Таким образом, все предложенные нетрадиционные техники вызвали интерес у детей, положительное отношение к ним, однако приступали к выполнению задания только после беседы с воспитателем, на первых занятиях чувствовали себя неуверенно, образы создавались однотипные. На последующих занятиях дети быстрее включались в деятельность, проявляли больше самостоятельности, при рассматривании заданных форм предлагали варианты образов. Это свидетельствует о том, что данную работу надо проводить в системе.