Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:25, реферат
Целью данной работы является выявить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста имеющих общее недоразвитие речи III уровня.
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Нетрадиционные техники как средство развития детского творческого воображения ..……………………………………………. 5
1.1. Проблемы развития творческого воображения в психолого-педагогической и методической литературе …………………………. 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня……………………………………………………. 11
1.3 Значение нетрадиционных техник рисования в формировании творческого воображения дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня ………………………………………………..…………………. 16
1.4 Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами …………………………………………………………… 20
Глава 2. Развитие творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи, через обучение нетрадиционной технике рисования.……… 29
2.1 Организация и методика проведения исследования………….. 29
2.2 Анализ результатов экспериментального обучения…………… 41
Глава 3. Работа с родителями………………………………………… 45
Глава 4. Работа с воспитателями…………………………………….. 46
Заключение……………………………………………………………. 47
Список использованной литературы………………………………… 50
Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению к школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильной речи ребенка необходимо как можно раньше.
Наблюдая за деятельностью детей и анализ специальной литературы по проблеме обучения детей нетрадиционным техникам рисования позволили сделать выводы: рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Нарисовав событие, легче потом рассказывать о нем. Рисование - самое первое и доступное средство выражения своих мыслей, переживаний, настроения. В рисунке ребенок может свободно обращаться с изображенными предметами. Рисование- большая и серьезная работа для ребенка, даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Рисование помогает координировать зрение и движения, овладения формами, развивает чувственно – двигательную координацию. Кроме того, определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Большинство специалистов сходятся во мнении, что рисование – один из видов аналитико – синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание.
Изобразительное искусство вызывает целенаправленность восприятия и в дальнейшем активизирует и повышает интерес детей к результатам работы. Познав красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развивает мышление, воображение. Это вызывает у детей стремление передать восприятию красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые понравились, поделиться своими переживаниями с близкими; у детей пробуждается и развивается активность, формируется творчество. Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Изобразительное искусство обеспечивает полноценное развитие таких процессов, как восприятие, образные представления, воображения, мышление, внимание, воля, - процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни и отражения ее в творческой деятельности.
Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования являются одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорное восприятие. Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяют преодолеть чувство страха, дают маленькому художнику возможность, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в собственных силах. Владея разными навыками и способами изображения, ребенок получает возможность выбора, что в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер. Современные исследования доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей.
Список использованных источников
1. Афанасьева С. Написать душу красотой // Дошкольное воспитание. – 1996 - №8
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет, 2002г.
3. Ашикова С. Я. Я не умею рисовать // Обруч - 1997 - №5
4. Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997
6. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.- М., 2000
7. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997
8. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000
9.Громов Е. С. Природа художественного творчества. – М., 1986
10. Гусакова М. Материалы и оборудование для занятий изодеятельностью. // Дошкольное воспитание - 1995 - №2.
11. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству.- СПб, 2002
12. Дошкольное воспитание – 1991 - № 2
13. Дошкольная педагогика – 2011 - №5
14. Егорова Н. Приглашение к творчеству // Дошкольное воспитание – 1999 - № 1
15. Жукова Н.С. Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Книга для логопеда,1998г.
16. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2
17. Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии // Дошкольное воспитание - 1994 - №4
18. Комарова Т. С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве \\ Дошкольное воспитание – 1991 - №12
19. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990
20. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования /Дошкольное воспитание №3, 1991г.
21. Дошкольное воспитание – 1991 - № 2
22. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М., 1987
23. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М., 1996
24. Кудрявцев В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание - 1995 - №9-10
25. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. – М., 2004
26. Лыкова И. Цветные ладошки.
27. Мелик-Пашаев А. А. , Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству.- М., 1995
28. Поддъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии – 1990 - №1
29.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Казаковой Р. Г. – М., 2004
30. Розова С. Чудесный мир красок // Ребенок в детском саду -2002 - №3-7
31. Романова Р. Чем мы только не рисуем! // Дошкольное образование – 2000 - №3-4
32. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание - 1993 - №10
33. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Ветлугиной Н. А. – М., 1972
34. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике // Дошкольное воспитание – 1995 - № 11
35. Юркова Н. Нет ошибок в рисовании // Обруч - 1993 - №2