Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 12:51, дипломная работа

Краткое описание

Изучение развития изобразительного творчества ребенка является важнейшей проблемой художественной педагогики. Особенно актуальна проблема развития творчества ребенка в аппликации.
В практике пока существует недооценка занятий аппликацией во всех возрастных группах детского сада, они и проводятся реже, чем рисование и лепка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблема развития детского творчества у старших
дошкольников в художественной педагогике и
психологии. 7
1.1. Теоретические основы развития творчества у
детей 6-7 лет. 7
1.2. Влияние занятий аппликации на развитие
творчества у дошкольников. 12
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию
творчества у детей старшего дошкольного
возраста посредством аппликации. 17
2.1. Изучение уровня развития творчества у
детей старшего дошкольного возраста. 17
2.2. Экспериментальное исследование развития
творчества у старших дошкольников посредством
аппликации. 25
2.3. Контрольный срез. 34
Заключение 39
Литература 41
Приложение 47

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

Тема: «Развитие творчества у детей  старшего дошкольного возраста  посредством аппликации»

 

Содержание.

                                                                   Стр.

Введение                                                                                                             3                                                                                                                                                                                    

Глава 1. Проблема развития детского творчества у старших

               дошкольников в художественной  педагогике и 

               психологии.                                                                                         7

        1.1. Теоретические основы развития  творчества у 

                детей 6-7 лет.                                                                                     7                                                                                

        1.2. Влияние занятий аппликации  на развитие

                творчества у дошкольников.                                                           12

Глава 2. Экспериментальная  работа по развитию

               творчества у детей старшего  дошкольного

               возраста посредством аппликации.                                                 17

         2.1. Изучение уровня развития творчества  у 

               детей старшего дошкольного возраста.                                          17                                         

         2.2. Экспериментальное исследование развития

               творчества у  старших дошкольников  посредством 

              аппликации.                                                                                         25                                                                                     

        2.3. Контрольный срез.                                                                             34                                                                           

Заключение                                                                                                        39                                                                                                  

Литература                                                                                                         41                                                                                                    

Приложение                                                                                                       47                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Изучение  развития изобразительного творчества ребенка является важнейшей проблемой  художественной педагогики. Особенно актуальна проблема развития творчества ребенка в аппликации.

В практике пока существует недооценка занятий аппликацией  во всех возрастных группах детского сада, они и проводятся реже, чем  рисование и лепка.

Важной психологической  особенностью всей изобразительной деятельности дошкольника является то, что  она носит  творческий, продуктивный характер и заключается не только в использовании уже имеющихся, готовых форм, но и в изготовлении чего-то нового, в создании определенного продукта (рисунка, аппликации, скульптуры) путем реализации возникшего у ребенка замысла.

Ребенок рисует, лепит, строит, вырезает. Общим для  всех этих видов деятельности является то, что они направлены на создание того или иного продукта – рисунка, конструкции, аппликации. Но каждый из этих видов деятельности имеет свои особенности, требует овладения особыми способами действия и оказывает свое специфическое влияние на развитие.

Детская изобразительная  деятельность, в том числе - аппликация рассматривается как одна из эффективных  форм художественного освоения детьми окружающей действительности.

Детская аппликация способна поразить интересным замыслом, своеобразной формой выражения, которая  зачастую привлекает внимание взрослых художников. Они восхищаются детским  творчеством, считают его своеобразным искусством.

Проблемой развития изобразительного творчества у детей  занимались многие психологи и педагоги, такие как Запорожец А.В., Казакова Т.С., Мухина В.С., Сакулина Н.П., Флерина Е.А. и др.

Характеризуя  детское изобразительное творчество, Флерина Е.А. отметила, что «это творчество понимается как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, аппликации, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства».

Сакулина Н.П. писала, что «творческий процесс по структуре своей и по основным закономерностям у ребенка такой же, как и у взрослого».

Богатеева З.А. рассматривала аппликацию как вид  декоративно-прикладного искусства, как средство эстетического развития дошкольника. Особенно большую роль она отводила цветовому оформлению, которое оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на малыша, увлекая его красочностью. Дети должны научиться видеть красоту и передавать ее в соразмерных формах, рациональном симметричном и ассиметричном чередовании, вариативной трактовке.

Возникает противоречие: с одной стороны – разработано недостаточно методик в данной области, позволяющих развивать детское творчество, с другой стороны – недооценка практическими педагогами роли аппликации в изобразительной деятельности дошкольников.

На основании  выявленного противоречия мы определили цель нашего исследования – выявить, определить и разработать особенности развития творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации.

Объектом нашего исследования является процесс развития творчества детей старшего дошкольного возраста.

Предметом нашего исследования является процесс развития творчества детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации.

Гипотеза: развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста будет происходить эффективнее, если:

  • будут созданы определенные условия на занятиях изобразительной деятельностью, в самостоятельной деятельности (предоставление оборудования, материалов, наглядных пособий и инструментов).
  • будет применен комплекс занятий по аппликации, направленный на  развитие творчества старших дошкольников.

Задачи нашей работы:

1) проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую и специальную литературу по проблеме исследования;

2) выявить  уровень творчества у старших  дошкольников в аппликации на  занятиях изобразительным искусством;

3) разработать  комплекс занятий по аппликации со старшими дошкольниками по развитию их творчества;

4) выявить  влияние комплекса занятий по  аппликации на развитие творчества  у старших дошкольников.

Методологическую основу нашего исследования составили:

— концептуальные идеи, содержащиеся в исследованиях отечественных педагогов и психологов об особенностях детского художественного творчества (Е.И. Флериной, Н.П. Сакулиной, М.А. Гусаковой, А.В. Запорожца, Л.Г. Выготского).

— специальные  исследования в области аппликации З.А. Богатеевой, М.А. Гусаковой.

Методы исследования:

1) Теоретические:  изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и специальной  литературы по проблеме исследования.

2) Эмпирические: педагогические наблюдения, беседа  с детьми.

3) Опытно-экспериментальная  работа: констатирующий, формирующий, контрольный этапы.

Практическая значимость:

—разработан комплекс занятий по изобразительной  деятельности, в частности по аппликации;

—разработаны  рекомендации для педагогов  ИЗО, воспитателей и родителей, позволяющие  повысить художественно-творческие проявления у старших дошкольников на занятиях аппликацией.

Данная  работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Проблема развития детского творчества у старших дошкольников в художественной педагогике и психологии.

 

1.1. Теоретические основы развития творчества у детей 6-7 лет.

 

Рассмотрим  проблему творчества. Взгляды философов  по данному вопросу сводятся к  тому, что творчество -  это процесс, который направлен на создание новых ценностей, в нем объединены объективное и личностное, субъективное (Бердяев Н.А., Ильенков Э.В. и др.). Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности – играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д.

По утверждению Поддьякова Н.Н., творчество детей носит глубоко личностный характер – оно определяется неповторимостью личности ребенка, неповторимостью накопленного им опыта деятельности. Поэтому процесс творчества чрезвычайно индивидуален.

Богатые возможности  в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Творчество  как деятельность детей предоставляет  новые возможности для их развития.

Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. В своем художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.

На каждой возрастной ступени изобразительная деятельность становиться все более самостоятельной, свободной, творческой.

В старшем  дошкольном возрасте целенаправленный характер приобретают восприятия. Большинство восприятий основывается на зрительных ощущениях;  с их помощью ребенок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязательные и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.

Учить ребенка видеть мир – вот одна из задач воспитателя. А это значит развивать в детях наблюдательность, умение сознавать увиденное, то есть развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.

Ребенок 5-6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны.

К старшему дошкольному  возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.

Все большую  роль в деятельности начинает приобретать  воображение. Дошкольникам в той  же мере становится доступным овладение  изобразительными умениями, навыками. К 6 годам ребенок овладевает достаточным  запасом навыков и способен употреблять их сознательно, самостоятельно выбирая необходимые приемы при изображении все новых предметов.

В научных  исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих  наличие творческих начал в деятельности ребенка. Это – проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи различных изобразительных средств.

В начале познание окружающего в изобразительной  деятельности ребенка не связано  с творческими проявлениями и  заключается в познании свойств  материала, с помощью которого действует  ребенок: карандаши и краски оставляют  следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить.

Информация о работе Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации