Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 17:36, курсовая работа
Целью работы является изучение педагогических условий творческого развития школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».
Данная цель реализуется путем решения ряда научно-исследовательских задач:
1 Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.
2. . Изучить сущность творческого развития и его роль в обучении;
3. Проанализировать условия развития творческих способностей у младших школьников средствами курса «Окружающий мир»;
4. Экспериментальным образом доказать эффективность создания ряда психолого-педагогических условий для творческого развития младших школьников.
3.Низкий уровень.. Учащиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны, не проявляют интереса к творческим заданиям курса «Окружающий мир», часто скучают, отвлекаются, разговаривают на уроке, безответственно подходят к выполнению задания, оставляя работу незаконченной. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.
Для выявления
особенностей творческого
В ходе наблюдения было выявлено, что учитель уделяет определенное внимание развитию самостоятельности детей. Педагог учит детей самим находить способы решения конкретных ситуаций, развивая тем самым творческие способности. Учитель стимулировала поиск наиболее удобного, оригинального способа, поощряла похвалой. Учитель не была категорично настроена на разнообразные ответы детей, но совсем нелепые предположения не поощряла, а предлагала детям подумать лучше. К каждому заданию задавался такой вопрос, ответ на который был бы не единственный, а ребята в свою очередь пытались найти все возможные варианты его решения.
На уроках «Окружающего мира» предлагались следующие задания: при изучении темы «народы России» давались на карточках новые для ребят слова, предлагалось объяснить их значение. В учебнике было задание рассказать о своей национальности. При закреплении материала ребятам предлагались задания на развитие фантазии. Дети делали зарисовки, схемы. Практически на каждом уроке проводились дидактические игры, где ученик должен был представить себя то экскурсоводом, то в роли героя сказки.
Таким образом, в ходе наблюдений мы убедились, что учитель уделяет большое внимание развитию творческих способностей школьников. Для этого он использует потенциал учебников, применяет активные методы обучения, стимулирует проявление творческой активности школьников. Дети всегда принимали активное участие в играх, с интересом выполняли творческие задания. Они не боялись высказывать свое мнение. Этому способствовала благоприятная, дружеская, творческая атмосфера, которую учитель создавала всегда.
В ходе констатирующего эксперимента было использовано педагогическое наблюдение с целью изучения проявления творческой активности и творческих способностей учащихся. Была разработана следующая программа наблюдения:
1.Желание выполнять
а). С большим желанием;
б). Не проявляет особого желания;
в). Отказывается выполнять.
2. Включение в творческую деятельность:
а). Всегда включается;
б). Редко принимает участие;
в). Никогда.
3. Творческий подход к выполнению творческих заданий:
а). Высокий уровень (проявляет самостоятельность, оригинальность);
б). Средний уровень (выполняя задания ученику требуется небольшая помощь учителя),
в). Низкий уровень (работа
строится под руководством
4. Уровень проявления креативности в выполняемых заданиях:
а). Высокий уровень (работа отличается оригинальностью, нестандартным подходом)
б). Средний уровень (в
задании прослеживается
в). Низкий уровень (задание выполнено на репродуктивном уровне).
Наблюдение осуществлялось
на первой неделе практики, данные фиксировались
с помощью условных обозначений «+» в графе,
соответствующей букве предполагаемого
ответа. (см. Приложение 1)
По подходам В. П. Беспалько
степень выполнения теста измеряется
по формуле:
K = N / M,
где K — коэффициент усвоения знаний,
N — число выполненных операций,
M — общее число операций.
Приведем примеры подсчета коэффициента творческого развития:
Андрей А: К= - низкий уровень сформированности творческого развития.
Солбон Г.: К= - средний уровень.
Таня В.: К= – высокий уровень.
Подобным же образом были просчитаны коэффициенты творческого развития остальных учащихся и внесены в таблицы 1, 2 в приложении 1. В данной таблице в графе «итог» сделали выводы об уровне проявления творческих способностей: ВУ – высокий уровень, СУ – средний, НУ – низкий уровень.
В результате были получены следующие данные. У 28,89% учащихся в экспериментальном классе имеют высокий уровень проявления творческих способностей, 34,64% имеет средний уровень и 36,47% - низкий уровень.
Результаты констатирующего тестирования контрольной группы обнаружили практически идентичную ситуацию.
Таблица 1 Результаты наблюдения творческой активности и творческих способностей детей
уровни |
Экспериментальная группа (13ч) |
Контрольная группа (12ч.) |
Высокий |
23,08% |
25% |
средний |
46,15% |
41,67% |
низкий |
30,77% |
33,33% |
Получение близких результатов в экспериментальной и контрольной группах дает нам основание быть уверенными в чистоте эксперимента.
Для более точного определения уровня развитости творческих способностей у детей, мы провели ряд тестов и анкет.
«Анкета изобретателя» (См. Приложение 2). Анкета состояла из 10 вопросов, на которые ребенок должен был ответить: «да» или «нет». Каждый положительный ответ оценивался в 1 балл, отрицательный – 0 баллов. Суммарный результат в некоторой степени характеризовал способность ребенка к творчеству.
Затем мы проанализировали ответы детей. В экспериментальной группе по данному тесту 30.77% учащихся имеют высокий уровень развития творческих способностей, 53,85% - средний уровень и 15,38% - низкий уровень. В контрольной группе у 33,33% обнаружен высокий уровень, 50% проявили средний уровень и 16,67% - низкий. С учетом относительно небольшой выборки тестируемых результаты можно расценивать как аналогичные.
Таблица 2 Результаты анкетирования («Анкета изобретателя» ) для выявления уровня творческого развития учащихся в ЭГ и КГ на этапе констатирующего эксперимента
уровни |
Экспериментальная группа (13ч) |
Контрольная группа (12ч.) |
Высокий |
30,77% |
33,33% |
средний |
46,15% |
50% |
низкий |
15.38% |
16.67% |
Полученные результаты мы представили в Приложении 3. Если ответ ребенка положительный – «+», отрицательный – «-».
В творческом процессе можно выделить четыре характеристики:
1. Скорость (как много идей дети выдвигают?)
2. Гибкость (как
много разных идей дети
3. Оригинальность
(это их идеи или
4. Разработанность
(насколько их идеи
Чтобы понять, как эти характеристики «работают», мы проверили творческие способности учащихся с помощью теста, приведенного в Приложении 4.
Полученные результаты были внесены в таблицы 5.1, 5.2, 5.3 в Приложениях 5,6 . Чтобы получить обобщенный показатель творческих способностей мы сложили все суммы и вынесли их в таблицу. Ученики, получившие общую сумму от 32 до 45 баллов относим к высокому уровню показателя творческих способностей, от 24 до 31 к среднему уровню, от 13 до 23 имеют низкий уровень (табл.5.3 в Приложении 6).
В результате мы получили следующее: из 13 учеников экспериментальной группы, принявших участие в данном тестировании, результаты 15,38% учеников отнесены к высокому уровню показателя творческих способностей, 53,85% детей к среднему уровню и 30,77% учащихся к низкому уровню.
В контрольной группе из 12 принявших участие учеников, 16,67% – с высоким уровнем развития творческих способностей, 50% - средний уровень и 33,33% – низкий.
Результаты всех исследований мы поместили в таблицу и сделали окончательные выводы об уровне творческих способностей каждого ученика класса (табл. 6. в Приложении 6):
1.Результаты наблюдений за уровнем творческого развития.
2.«Анкета изобретателя».
3.Тест на выявление активности характеристик творческого процесса.
Полученные данные приведем в графическом виде и сравним их с результатами контрольной группы (рис. 1).
Рис. 1 Степень отношения к творческой деятельности в контрольной и экспериментальной группах на этапе констатирующего эксперимента
НУ – низкий уровень творческого развития, СУ – средний уровень творческого развития, ВУ – высокий уровень творческого развития
Таким образом, полученные на констатирующем этапе эксперимента данные свидетельствуют о том, что, несмотря на определенную проводимую учителем работу по формированию творческих способностей у младших школьников, большинство детей обеих групп проявили средний уровень творческого развития, что в целом соответствует общей картине, но вряд ли поможет этим детям максимально реализовать свои возможности в будущем.
В связи этим была выявлена потребности в организации специальной серии занятий (средствами курса «Окружающий мир»), направленной на развитие творческих способностей школьников.
2.2. Формирующий этап. Опытная работа по развитию творческих способностей учащихся на уроках окружающего мира
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, нами была разработана программа формирующего эксперимента, которая включала в себя создание и реализацию ранее описанных в гипотезе и первой главе психолого-педагогических условий.
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках по курсу «Окружающий мир» будет осуществляться эффективнее при реализации следующих педагогических условий :
- реализация содержания текстов заданий учебников по курсу «Окружающий мир» для развития творческих способностей;
- систематическое использование познавательных игр на разных этапах урока;
- создание условий, способствующих
развитию творческих
- разработка системы творческих заданий на уроках курса «Окружающий мир», особенностью которой является организация творческой деятельности, ориентированной на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений;
-включение школьников в процесс наблюдения за изменениями в природе и организации деятельности по описанию, рисование собственных эмоциональных состояний, вызванных воздействиями природы.
Для реализации содержания текстов заданий учебников по курсу «Окружающий мир» для развития творческих способностей нами были использованы задания учебника и рабочей тетради для развития творческих способностей учащихся. В этапах уроков мы старались включить задания и упражнения на развитие фантазии и творческого развития.
Детям были предложены такие задания, как
- написать сочинение, ответив на вопрос «Что было бы, если из нашей жизни исчезли бы все растения?». Предшествующим этапом к написанию сочинения было изучение тем: «Растения – живые существа», «Человек и лес», «Лесная аптека». Для начала с детьми выяснили, для чего же нужны растения, какую пользу они приносят. Была организована работа с текстом учебника, выполнены все задания, проведена беседа о пользе леса по стихотворению С.Маршака «Праздник леса»;
- работа с
рубрикой «Картинная галерея». Задание
было следующее: рассмотрите пейзаж
великого художника И.И.
- речевая разминка. Инсценирование диалога цветов. Учащиеся читали текст по ролям, а концовку должны были придумать;
Результаты проверенных сочинений показали, что многие дети не имеют навыков написания сочинения. Большинство сочинений написано не творчески, здесь мы видим перечисление ответов на вопрос. Но имеется несколько работ, где прослеживается логически связный текст, с использованием распространенных предложений и прилагательных. В этих сочинениях мы можем выделить следующие предположения детей по данному вопросу: «Если из нашей жизни исчезнут все растения, то нам нечем будет дышать. Повсюду будет пыль и жара….», «…Земля превратится в свалку останков всех живых организмов…», «…Вся Земля превратится в пустыню...». Очевидно, что дети глубоко представили себе картину жизни без растений, детально описали ее.
В теме «Первое знакомство со звездами», мы дали детям необходимые представления о планетах, населяющих солнечную систему. Детям было очень интересно узнавать новое, было услышано много предположений на данную тему. Дети активно принимали участие в обсуждении (делились своими знаниями об открытии жизни на Марсе, о кольцах планеты Сатурн и т.п.). Затем нами был зачитан отрывок из текста, в котором подробно описывался полет Ю.Гагарина в космос, его впечатления об увиденном. Далее была проведена работа с глобусом. Мы рассмотрели, как изображены мелкие объекты Земли: горы, водоемы и т.п. После этого детям предлагалось закрыть глаза и представить свой полет в космос «Вы видите Землю сверху. Какая она?» Увиденные представления дети передали в своих рисунках. В рисунках Земли дети удачно изобразили цветовое соответствие.
После изучения многих тем, детям предлагалось подготовить сообщение. Например, после изучения темы «Лекарственные растения». Это задание учащиеся наиболее удачно выполняли. Большинство ребят подходили к выполнению данного задания творчески. Работы отличаются наличием красочных рисунков, использованием гербария, красиво оформлены (см. Приложение В).
Информация о работе Развитие творчества школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»