Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 19:10, курсовая работа
Целью исследования является разработка и апробация системы коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: коррекционно-педагогический процесс подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР с использованием дидактических игр.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ …………………………………................................6
1.1. Понятие о готовности детей к обучению грамоте ………………………...6
1.2.Общее недоразвитие речи: причины, механизмы, феноменология…………………………………………………………………...12
1.3.Особенности формирования готовности к обучению грамоте старших
дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………….18
1.4. Методические аспекты формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………..22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ………………………………………………………..27
2.1. Исследования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи их результаты…..…………..….............................27
2.2.Система коррекционной работы по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием дидактических игр....................................................................30
2.3. Определение эффективности проведенной коррекционной работы по
формированию готовности к обучению грамоте……………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…39
Список использованной литературы………….…………………………..……41
Цель – формирование зрительно-пространственной ориентировки.
Развитие зрительно-пространственной ориентировки осуществлялось с опорой на закономерности формирования пространственных представлений
в онтогенезе (т.е. опора на онтогенетический принцип в коррекционном процессе). Отправной точкой являлось восприятие схемы собственного тела.
Во время физминуток, в режимных моментах, в подвижных играх, на занятиях были использованы различные упражнения, например:
Более сложным являлось определение пространственного расположения предметов по отношению к себе. Для этого проводились усложненные упражнения:
На логопедических занятиях для развития пространственной ориентировки использовался картинный материал. Картинки переворачивались вниз изображениями. Ребенок по желанию переворачивал любую из них, оречевляя свое действие: «Я перевернул картинку в середине ряда» и т.д. Также использовались игры:
сюжетных картинок). В период автоматизации определенного звука использовались игры и упражнения на определение звука в слове, в слоге (т.к. слово есть пространственное расположение звуков):
1.Вниманию ребенка
задание произнести заданный звук столько раз, сколько предметов лежит
справа.
2. Ребенку предлагалась карточка с изображением мышки в центре
листа и еловых веток с определенным количеством шишек по углам.
Давалось задание произнести слог с определенным звуком столько раз,
сколько шишек в правом верхнем углу, в левом нижнем и т.д. Затем
производилось сравнение, где больше шишек растет: справа или слева от
мышки, сверху или снизу?
3. Игра «Дом».
Ребенку предлагалось рассмотреть дом и ответить на вопросы:
«Сколько этажей в доме?», «Кто живет на первом, втором этаже?», «Кто
живет в левом (в правом) углу?», «Кто живет над мышкой?», «Кто живет под
мышкой?»
С целью расширения лексико-грамматических представлений и развития словаря, использовать следующие методические упражнения и игры:
а) стол - столов, дом – домов, трава - …;
б) дерево - деревянный, бумага - бумажный, пух - ….;
в) дом – домик, гриб - грибок, карандаш- ….;
г) лиса-лисенок, медведь – медвежонок, корова- …;
д) строить - строитель, покупать - покупатель, читать - …
е) тяжелый - тяжелее, темный - темнее, добрый-…;
ж) два гуся – пять гусей, две елки - пять…;
Формирование мелкой моторики и координации движений пальцев рук
(Н.А. Аммосова, М.М. Дьяченко)
Цель – формирование мелкой моторики и координации движений пальцев рук старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
При обучении детей самомассажу использовались массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание кончиками пальцев при массировании, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков (как всех вместе, так и поочередно). Детям очень нравились задания, упражнения, игры, которые сопровождались речью в стихотворной форме. Они быстро запоминали стихотворный текст и через несколько занятий самостоятельно озвучивали и выполняли движения. Использовались игры с предметами домашнего обихода (прищепки, бусинки, пуговицы):
мячик, бусы, бабочка ит.д.);
2.3. Определение эффективности проведенной коррекционной работы по формированию готовности к обучению грамоте
После проведения коррекционной работы было проведено повторное обследование готовности к обучению грамоте детей с ОНР.
В результате были получены следующие результаты: после проведения коррекционной работы у многих детей заметно улучшились результаты по всем исследуемым параметрам.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал, что использование в коррекционной работе специально подобранных дидактических игр способствовало значительному повышению готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (диаграмма 2).
Диаграмма 2
Сравнительный анализ результатов готовности к обучению грамоте
детей до коррекционной работы и после коррекционной работы
Все дети справились с воспроизведением простых ритмов. Несколько улучшились результаты воспроизведения сложных ритмов. Общий балл группы 14, что соответствует 67%.
Результаты
исследования кинетической
Общий балл экспериментальной группы составил 18 (86%).
Результаты
исследования дифференциации
Нарушение
дифференциации одной группы зв
Результаты исследования ориентировки в схеме тела.
Наблюдается безошибочное выполнение только односложных инструкций, в выполнении двусложных инструкций - многократные ошибки. Общий балл группы – 18 (86%).
Выводы:
Качественный анализ результатов контрольного исследования состояния готовности к обучению грамоте позволил сделать следующие выводы:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучение грамоте (письму и чтению) – сложный многоуровневый процесс, состоящий из множества компонентов. Базой для овладения письмом и чтением является достаточная сформированность компонентов устной речи, звукопроизношения, просодических компонентов лексико- грамматического строя, фонематическое недоразвитие речи. Так у детей с общим недоразвитием речи нарушены все компоненты устной речи, что влечет за собой трудности в обучении грамоте. Кроме того, у дошкольников
с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные нарушения пространственных представлений, чувство ритма, координации мышц плечевого пояса, недоразвитие графических навыков, мелкой моторики рук.
Учитывая все эти недостатки общее состояние готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи ниже возрастной нормы. По результатам констатирующего эксперимента у всех детей исследуемой группы с общим недоразвитием речи отмечались нарушения пространственных представлений, фонематического слуха, чувства ритма,
координации движений руки, недоразвитие грамматических навыков. В процессе коррекционной работы дети овладели такими умениями, которые способствовали развитию фонематического слуха: уточнять артикулирование звука, дифференцировать фонематически сходные звуки, определять наличие или отсутствие звука в слове; определять место и количество звуков в слове.
Работа по улучшению состояния готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте проводилась посредством специальных логопедических игр и упражнений, включающих задания по
развитию навыков звукового анализа. Коррекционные занятия включали также игры и упражнения, направленные на развитие пространственных представлений, чувство ритма, координации движений, артикуляционной и мелкой моторики, необходимые для правильного артикулирования звуков и развития графомоторных навыков. Контрольный эксперимент показал положительную динамику данной работы по сравнению с констатирующим экспериментом. Успешная коррекционная работа по повышению состояния готовности к обучению грамоте предполагала индивидуальный подход, учитывалась структура дефекта и особенности развития высших психических функций старших дошкольников изучаемой категории.
Таким образом, экспериментально подтвердилась гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня можно скорректировать трудности, отрицательно влияющие на обучение детей грамоте посредством коррекционных дидактических игр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ