Разработка и апробация системы коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка и апробация системы коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: коррекционно-педагогический процесс подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР с использованием дидактических игр.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ …………………………………................................6
1.1. Понятие о готовности детей к обучению грамоте ………………………...6
1.2.Общее недоразвитие речи: причины, механизмы, феноменология…………………………………………………………………...12
1.3.Особенности формирования готовности к обучению грамоте старших
дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………….18
1.4. Методические аспекты формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………..22

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ………………………………………………………..27
2.1. Исследования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи их результаты…..…………..….............................27
2.2.Система коррекционной работы по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием дидактических игр....................................................................30
2.3. Определение эффективности проведенной коррекционной работы по
формированию готовности к обучению грамоте……………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…39
Список использованной литературы………….…………………………..……41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Доронина Л.Ф..doc

— 478.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Приложение 2

Таблица 2.6.

Результаты исследования пространственной ориентировки

в схеме тела по методике Т.А. Фотековой

 

Имя

Выполнение задания

Баллы

Аня Ж.

не смогла правильно выполнить даже первую часть задания

0

Юля П.

не смогла правильно выполнить даже первую часть задания

1

Лена Ф.

не смогла правильно выполнить даже первую часть задания

1

Ваня К.

правильно выполнил первую часть задания, с

односложными инструкциями, но со второй частью не справился

2

Паша Е.

правильно выполнил оба задания, но он долго думал, был не решительным в своём решении, нуждался в повторе задания

4

Денис Д.

правильно выполнил  первую часть задания, с

односложными инструкциями, но со второй частью  не справился

2

Артем Б.

правильно выполнил оба задания, но долго думал, был не решительным в своём решении, нуждался в повторе задания

4

Андрей Б.

правильно выполнил оба задания, но долго

думал, был не решительным в своём решении,

нуждался в повторе задания

4

Наташа П.

правильно выполнила оба задания: односложную инструкцию («покажи правую руку») и двусложную инструкцию («возьми левой рукой за правое ухо»)

5

Марина К.

правильно выполнила оба задания: «покажи левый глаз», «подними правую руку», «Возьмись левой рукой за правое ухо, покажи левой рукой правый глаз» и т.д. Марина хорошо ориентируется в пространстве и в собственном теле

5


 

 

Приложение 3

Перспективное тематическое планирование  коррекционных занятий (фрагмент)

1 период обучения 

Направление

Тема занятия

Содержание

Средства

часы

Совершенствование фонематических процессов, обучение грамоте

1.Развитие слухового  внимания и фонематического восприятия

1.Развитие слухового  внимания на материале неречевых  звуков.

2.Выделение  из потока звуков заданного  звука.

3.Развитие слухового внимания и контроля за речью.

Картинки с изображением звучащих предметов. Дидактическое упражнение «Угадайка», игра «Хлоп-хлоп».

Игра «Бывает-не бывает»-взрослый произносит предложения. Если то, о чем он сказал, не  бывает, нужно хлопнуть в ладоши.

Речевой материал: воробей летает, кошка летает, рыба летает; утюг плавает, утка плавает-…

1

2.Гласные звуки  и буквы  У, А, И, Э, О, Ы.

1. Закрепление  понятия «гласные звуки». Уточнение  артикуляции звуков.

2.Выделение  последовательно всех звуков  в звукосочетании из 2-3 гласных звуков: АУ, УА, АУИ.

3.Определение  позиции звука. Выделение гласного  звука в начале, середине, конце  слова.

4. Подбор слов  на гласные звуки.

Упражнения в пропевании звуков;  символы гласных звуков по артикуляции.

 

Игра «Назови все звуки по порядку».

 

Игра «Разберем картинки», «Найди ошибки у Незнайки».

Игра «Назови лишнее слово», «Сумеешь назвать».

6

3.Согласные  звуки

и буквы М, Н, Б, П, В, Ф, Т, Д, К, Г, Х.

1.Закрепление  понятия «согласные звуки». Уточнение  артикуляции звуков. Закрепление знаний признаков гласных и согласных звуков.

2. Закрепление  представлений о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных и  умения дифференцировать звуки.

3. Определение  позиции звука в слове. Совершенствование  умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ и синтез слов типа ДОМ, КОТ, МАК. Работа со схемами слов.

4. Чтение прямых  и обратных слогов с изученными  буквами.

 

Предметные картинки с заданными звуками.

 

 

 

Игра «Разложи по полочкам».

Речевой материал: сказка «О Миле и Маше».

Схемы слов, игра «Подбери слово к схеме».

 

 

 

 

 

Слоговые таблицы.

 

12

4.Звук [j] и буква Й.

1.Уточнение  артикуляции звука     [ j]. Нахождение слова с данным  звуком. Упражнение детей в подборе  притяжательных местоимений  мой, моя, мое, мои.

2.Характеристика звука: звук [ j]  –согласный, всегда мягкий. Закрепление умения определять место  звука в слове.

3.Знакомство  детей с двумя способами обозначения  мягкости согласных: 1-с помощью  мягкого знака, 2-с помощью гласных  И, Я, Е, Ё,Ю.

Предметные картинки. Подбор к словам, изображенным на картинках,  местоимений.

 

 

Работа со схемами слов.

1

 

5.Понятие «слог», «слово».

1.Совершенствование  умения выполнять слоговой анализ  и синтез слов из одного, двух, трех и более слогов; подбирать  слова с заданным количеством слогов.

2.Закрепление  правила определения количества  слогов.

Игры с мячом, игра «Хлоп-хлоп» (удар мячом, хлопок на каждый слог)

2

Всего:

22

Расширение лексико-грамматических представлений, развитие словаря

1.Именительный  падеж, множественное число.

Совершенствование умения преобразовывать имена существительные единственного числа во множественное число.

Игра «Один-много», «Лови и называй»

1

2.Согласование  имен существительных с местоимениями мой, моя, мое, мои.

Выработка умения подбирать к местоимениям имена существительные соответствующего рода.

Упражнения: «Исправь ошибки в письме Незнайки»-исправление ошибок в тексте, допущенных  при согласовании существительного с местоимениями;

«Про что из вещей  в этой комнате, можно сказать моя, мой, мое, мои».

1

3.Подбор определений  к предметам. Согласован. прилагательного  с существит.  в роде.

1.Совершенствование  умения подбирать определения  по вопросам: какой по величине, форме, размеру, цвету, материалу?

2.Учить подбирать  однородные определения к существительным.

3.Расширение  словаря прилагательных.

Куб «Подбери словечко»- на грани куба иллюстрации времен года. Ребенок вращает куб, называя выпавшее время года. Дети подбирают к существительному прилагательные.

Упражнение «Что это может быть, если про него говорят: красное-…., деревянная-.., злой-… ?»

 

2

4.Относите

льные прилагательные.

(см.приложение 3, конспект занятия «Дары осени»

1.Закрепление  умения образовывать новые слова (относительные прилагательные от  существительных), согласование их  в роде и числе.

2.Совершенствование  навыков словообразования, включение  относительных прилагательных в  предложение.

Упражнение «Продолжи по образцу: дерево-деревянный, лес-….».

Упражнение «Что из чего», «Укрась слово».

2

 

5.Согласование  числительного с существительными в падеже.

Обучение использованию в речи числительных, согласовывая их с существительным в нужном падеже.

Игры «Сосчитай-ка», «Без чего предмет?», «Кому сколько?»

1

6.Уточнение  обобщающих понятий.

Развитие умения четко дифференцировать обобщающие понятия, классифицировать их по признакам и собирать по группам.

Игры: «Четвертый-лишний», «Разложи по полочкам», «Магазин (отделы магазина)».

1

7.Существительные  и прилагательные с суффиксами.

Умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, увеличительными суффиксами, суффиксами единичности.

Игры: «Назови ласково», «Большой-маленький».

2

8.Согласование  существительных с глаголами  в числе.  Прошедшее время глаголов.

1.Совершенствование  умения пользоваться глаголами, согласовывая их в числе.

2.Формирование  умения правильно использовать  глаголы мужского и женского  рода в прошедшем времени.

Упражнение «Один играет, двое играют…»-изменение глаголов по образцу.

Игра «Кто сказал правильно?»

1

9.Приставочные  глаголы.

Глаголы-антонимы, синонимы.

1.Дифференцировать  по смыслу глаголы, имеющие разные  приставки и общую основу. Учить  употреблять глаголы-антонимы в  предложениях, строить фразу по  сюжетной картинке.

2.Учить  употреблять  в речи приставочные глаголы.

Игра «Скажи наоборот».

Упражнение «Подбери к иллюстрации подходящий по смыслу приставочный глагол».

Практическое задание: «Налей воду в стакан, перелей воду в чашку, отлей из чашки в стакан…».

2

10.Развитие словаря.

Расширение и уточнение словаря по лексическим темам «Осень», «Зима».

Обогащение экспрессивной речи за счет работы над предыдущими темами занятий.

Сюжетные картины.

Рассказы.

2

Всего

15

Развитие связной речи

1.Распространенные  предложения, объединение их в  рассказ.

1.Обучение детей  подбирать к предмету или объекту  точное определение, составлять предложения с введением этого определения.

 

2.Обучение составлению  предложений с несколькими определениями, строить из этих предложений  рассказ.

3.Обучение составлению  описательных рассказов.

Куб «Подбери словечко», игра «Исправь Незнайкины ошибки» - в тексте даны определения, не относящиеся к данному предмету.

Упражнение «Составь рассказ».

Составление предложений со словами синонимичного ряда, заменой синонима в предложении.

 

 

 

 

2

2.Составление  рассказа по серии сюжетных  картин.

1.Обучение составлению  последовательного рассказа; выделять начало, середину и конец события в сюжетных картинках; правильно строить длинные фразы с включением определения.

 

2.Обучение составлению  рассказа по сюжетным картинкам  с элементами творчества (придумывать события до и после изображенного на картинке).

Составление рассказов.

Серии сюжетных картин.

 

 

 

 

 

 

Игра «Фантазеры».

2

3.Составление  рассказа по сюжетной картинке.

1.Обучение составлению  рассказа по сюжетной картинке, события на которой - конечный результат действия, отвечать на вопросы со словами «почему?», правильно строить длинные фразы с включением определения.

2. Обучение составлению  рассказа по  картинке  с элементами  творчества (придумывать события  до и после изображенного на  картинке).

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Осень», «Зима», «Зимние забавы», «На прогулке».

 

 

 

 

Игра «Фантазеры».

2

4.Пересказ текста  по сюжетным картинкам.

1.Обучение пересказу  небольших рассказов и сказок, передавая смысловую точность  в пересказе. Учить связности, непрерывности, логичности высказывания.

 

2.Обучение пересказу  текста с использованием опорных  сигналов.

Дословные и свободные пересказы. Упражнение с мячом: «Пересказать текст по одному предложению, передавая мяч».

 

 

Пересказ текстов «Как птицы помогают саду», «Как петух напал на медвежонка» с использованием картинно-графических схем

2

 

5.Обучение самостоятельной  постановке вопросов.

 

 

 

 

 

1.Обучение детей  умению задавать вопросы и  отвечать на вопросы полным  ответом; развивать речевую активность детей, их внимание и память.

2. Развитие диалогической  речи.

Игры: «Хочу все знать», «Сказочный зверь», «Кто это? Что это?», «Что? Где? Когда?»

 

Инсценирование литературных произведений (небольших рассказов, сказок), содержащих диалог героев.

2

Всего:

10

Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации

Цель, задачи

                       Дидактическое обеспечение

Формирование у детей элементарных двигательных актов, подготовка руки к целенаправленным движениям

Задачи:

-активизиро

вать мелкие группы мышц руки,  расширять двигательные возможности пальцев рук;

-обучать детей  элементарным навыкам контроля  несложных двигательных актов;

-вести подготовку  руки ребенка к действиям с  инструментами.

Пальчиковая гимнастика  (пальчиковые игры - упражнения «Моя семья», «Очки», «Гроза») ;   показ фигурок из пальцев рук  по подражанию взрослому  (домик, флажок, лодка) и по  словесному описанию (стол, стул).

Упражнения на движения кисти в лучезапястных суставах: «маляр», «уточка плавает», «крот роет нору», «протираем пыль»; игра «Театр зверей».

Игровая гимнастика для большого и указательного пальцев (для формирования правильного захвата карандаша ): «Скакалочка»-для большого пальца, «Складной ножичек».

Упражнения для развития щепоти,  упражнения на формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки:

- упражнения  на сжатие, расслабление, растяжение  мышц рук, включающие комплекс  из  26 упражнений, предложенный Т.В.Беловой, Е.А.Солнцевой [51, с.28-36)];

-игры «Мозаика», «Конструктор»; «Поможем бабушке»- кто быстрее рассортирует горох и перловку; «Ловкие ручки»-завязывание бантиков из толстых и тонких веревочек, разнообразные шнуровки;  «Посолим суп», «Покормим цыплят».

Аппликации (вырезание, обрывание бумаги  по контуру).  Работа с ножницами, с пластилином (выкладывание овощей, фруктов - игра «Что выросло на грядке?», образов букв пластилиновыми жгутиками по контуру), соленым тестом.

Конструирование фигур  ( елочка, снежинка, домик, ежик, цветок); выкладывание  образов букв из палочек, шерстяных ниток (на бархатной бумаге).

Работа с буквенным конструктором (аналитико-синтетическая деятельность, формирование элементарных графических навыков).

Работа с трафаретом (обводка трафарета фигур); рисование геометрических фигур  и  штриховка  их  в разных направлениях по образцу.

Лабиринты; рисование линий: «прямые дорожки», «фигурные дорожки» рисование по контурам (см. Приложение 3);.

 Работа с  разрезными картинками из 5-6 частей.


 

 


 


 

 


Информация о работе Разработка и апробация системы коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста