Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:58, дипломная работа

Краткое описание

Предметом исследования избраны педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Цель выявить педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы. Эту цель мы намерены достичь путем решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ научных подходов к реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
2. Выявить педагогические условия здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
3. Разработать проект реализации здоровьесберегающих технологий среди младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3.
Глава 1. Теоретические основы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы …………………5.
1.1 Концептуальные идеи здоровьесберегающих технологий ………………..5.
1.2 Педагогические условия здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы ………………………………..13.
Выводы по первой главе ……………………………………………………….18.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса реализации здоровье сберегающих технологий в начальном образовании ……………. 20.
2.1 Организация опытно-экспериментального исследования процесса реализации здоровье сберегающих технологий в начальном образовании.. 20.
2.2 Анализ эффективности создания здоровьесберегающей среды в обучении и воспитании младших школьников ………………………………………… 23.
2.3 Проект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы …………………………………………………....41.
Выводы по второй главе ……………………………………………………….47.
Вывод …… …………………………………………………………………….. 50.
Список литературы ……………………………………………………………. 53.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.Тема-Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе.doc

— 801.00 Кб (Скачать файл)

- обеспечение необходимых условий  для продуктивной познавательной  деятельности учащихся с учетом  их состояния здоровья, особенностей  развития, интересов, склонностей;

- установление  межпредметных связей;

- логичность  и эмоциональность всех этапов  учебной деятельности;

- эффективное  использование на уроках физкультминуток,  подвижных игр;

- формирование  умения учиться, заботясь о  своем здоровье;

- тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

4) Анкетирование  родителей школьников позволило  нам определить высокий уровень  роли родителей в формировании  здоровья детей и приобщении  их к здоровому стилю жизни.

Ценностные ориентации респондентов относительно значимости здоровья актуализированы  и в этой связи реализованы  в повседневной жизнедеятельности.

5) Проследив  динамику процесса формирования  ЗОЖ учащихся класса при помощи  анализа выше приведенных результатов анкетирования, а также при помощи распределения учащихся по выделенным нами уровням, можно сделать следующие выводы: валеологизация обучения и воспитания в исследуемом нами классе способствовала улучшению общего состояния здоровья детей.

6) Результаты исследования уровня соответствия индивидуального стиля учащихся класса ЗОЖ свидетельствует о возросшем количестве детей, придерживающихся ведущих принципов ЗОЖ (режим, дня, рациональное питание, оптимальный двигательный режим и др.). Позитивные привычки доминируют у большинства учащихся класса, осознаются негативные и ведется работа по их устранению.

В исследуемом  нами классе построение учебного процесса осуществлялось с учетом не только возросших, но и индивидуальных морфофункциональных и психофизических особенностей учащихся. Обучение строилось в соответствии с научно-обоснованным режимом дня, который нашел отражение в расписании учебных занятий. Это благоприятствовало развитию детского организма в условиях процесса обучения и воспитания в школе.

Стиль педагогической деятельности учителя исследуемого класса способствовал формированию высокого уровня учебной мотивации учащихся к снятию психической напряженности, приводящий к переутомлению. Это удалось достигнуть благодаря использованию здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, которые применялись на валеологической основе и имели следующие особенности.

Проделанная нами работа показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет  к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим здоровье -сберегающие технологии, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Для успешного  внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни учителю  необходимо найти решение трех проблем:

- изменение собственного мировоззрения, отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровье сбережения;

- изменение  отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать  ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности;

- изменение  отношения учителя к задачам  учебного процесса педагогики  оздоровления, которое предполагает  не только достижение дидактических  целей, но и развитие учащихся  с максимально сохраненным здоровьем.

Когда педагог  будет ответственен в равной мере не только за результаты обучения, но и  за нравственное и физическое здоровье учащихся, можно будет реально  думать о формировании здоровой, гармонически развитой личности, а поступление в школу будет праздником для детей и родителей.

 

 

Список литературы

 

1. Ананьев В.А. Психология  здоровья: пути становления новой  отрасли человекознания / Психология  здоровья под ред. Г.С. Никифирова //-С.Пб.-2000. -С 41.

2. Антропова М.В. Физиологические аспекты учебной нагрузки учащихся в режиме дня. / Советская педагогика, -1980 -№ 10. -С 13.

3. Апанасенко Г.Л. Охрана  здоровья здоровых: некоторые проблемы  теории и практики. -М.; Просвещение, -1987. -С 65.

4. Базарный В.Ф.  Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса часть III. - Сергиев Посад, -1995. -С 45.

5. Выготский Л.С. Педагогическая  психология /Под ред. В.В.Давыдова.// -М.: Педагогика, -1991. -С 87.

6. Григорьева Т. Пути формирования здоровья школьников младшего возраста. – М., Знание, -1990. -С 37.

7. Зеньковский, В.П. Психология  детства / В.П. Зеньковский.//–  Екатеринбург-1995. -С 297.

8. Ильин Е.П. Мотивация  и мотивы, Карпенко А.Н. Краткий  психологический словарь / В.А. Петровский, М.Г. Ярошевский.//-М.: Политиздат. -С 17.

9. Карасева Т.В. Современные  аспекты реализации здоровьесберегающих  технологий / Начальная школа// - 2005. -№11, -С 11.

10. Концепция  модернизации российского образования  до 2010 года.- М.: -2003. -С 67.

11. Куинджи Н.Н.  Валеология: Пути формирования здоровья  школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс - 2000. -С 45.

12. Кучма В.Р., Куинджи  Н.Н., Степанова М.И. «Здоровье  сберегающие технологии в школе». /Просвщение, Хрипкова А.Г., Экхольм Э. Окружающая среда и здоровье человека. Перевод М.А. Богусловский.// - М.: Прогресс. - 1980 - С 21.

13. Кукушин В.С.  Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для  учителя. / Серия «Учение с увлечением».// - Ростов н /Д: изд-во «Феникс»- 2004.-С 384.

14. Науменко  Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность  школы / Педагогика.//- 2005. -№ 6. -С  23.

15. Никольская  И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии  в начальной школе. /2-е изд., дополн. и перераб.// С.Пб.: Речь - 2004. -С-19.

16. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Уроки здоровья. / Начальная школа// 2002. - № 6.- С 23.

17. Ожегов С.И.  Словарь русского языка.- М.:-1988. - С 187.

18. Педагогика  и психология здоровья. / под редакцией  Н.К. Смирнова.//- М.:-2003.- С 15.

19. Педагогическая  валеограмотность. / под редакцией Т.А. Солдатовой. // - Ростов-на-Дону-1997. - С 13.

20. Рылова Н.Т.  Организационно-педагогические условия  создания здоровье сберегающей  среды образовательных учреждений. Автореферат кандидатской дис.  Кемерово: КГУ.-2007.-С 21.

21. Смирнов Н.К.  Здоровьесберегающие образовательные  технологии и психология здоровья  в школе. /Н.К. Смирнов // М.:АРКТИ.-2005.- С 320.

22. Соковня И.И.  Социальное взросление и здоровье  школьников. /И.И. Соковня // М.:Просвещение.- 2005. С 21.

23. Соловьева Н.И. Концепция здоровье сберегающей технологии в образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации. /Н.И. Соловьева// ЭКО.-2004. - № 17. - С 23-28.

24. Солдатова, Е.Л. Психология  развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез /Е.Л. Солдатова// – Ростов на Дону: Фениксю-2004. С 15.

25. Степанов Е.Н. Воспитательная  система образовательного учреждения.

/Е.Н. Степанов //Классный руководитель.- 2001. № 8. - С 21.

26. Трещева О.Л.  К вопросу системного обоснования  индивидуального здоровья индивидуального здоровья и его компонентов. Здоровье и образование: Матер. Междунар. конгресса валеологов. - СПб.-1999, - С 140.

27. Чупаха, И.В.  Здоровьесберегающие технологии  в образовательно-воспитательном  процессе/И.В. Чупаха, Е.С. Путаева, И.Ю. Соколова. // – М.: Илекса.-2001. - С 143.

28. Шилова, М.И.  Проблема ценностей и цели  воспитания /М.И. Шилова // Классный  руководитель. – 2001. - № 3. – С  23.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Таблица 1.

Анкета для  выявления уровня знаний о ЗОЖ - Науменко Ю.В.

Вопросы

Ответы учащихся

Кол-во ответов  учащихся

Число %

1

Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?

1

Нужно заниматься спортом

10

55%

   

2

Нужно закаляться

2

11%

   

3

Есть фрукты, овощи

2

11%

   

4

Нужно не болеть

2

11%

   

5

Быть здоровым

2

11%

2

Что ты знаешь о  своем здоровье?

1

Мое здоровье: отличное

10

55%

   

2

Не очень  хорошее: часто болит голова

2

11%

   

3

Удовлетворительное

6

33%

3

Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят

1

Ничего не беспокоит

10

55%

   

2

Постоянно болею

2

11%

   

3

Простуда

6

33%

4

Часто ли ты пропускаешь  занятия по болезни?

1

Пропусков нет

10

55%

   

2

Пропуски каждый месяц

6

33%

   

3

Пропуски каждую неделю

2

11%

5

Делаешь ли ты утром  физическую зарядку?

1

Нет

3

17%

   

2

Да

12

66%

   

3

Иногда

3

17%

6

Как ты занимаешься на уроках физкультуры?

1

С полной отдачей

10

55%

   

2

Лишь бы не ругали

3

17%

   

3

Без желания

5

28%

7

Чувствуешь  ли усталость после уроков?

1

Очень устаю

6

33%

   

2

Всегда

3

17%

   

3

Иногда

5

28%

   

4

Не очень  устаю

5

28%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Экспресс-диагностика  личностной склонности к сниженному настроению В.В. Бойко.

Вопросы

Ответы учащихся

Кол-во ответов  учащихся

Число процентов

1

Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник?

Да

10

55%

   

Нет

8

45%

2

Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко?

Да

10

55%

   

Нет

8

45%

3

Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь  ошибки в работе?

Да

12

66%

   

Нет

6

34%

4

Волнуешься  ли ты, что не сможешь выполнить  порученное задание?

Да

10

55%

   

Нет

8

45%

5

Бывает ли, что  надолго портится настроение из-за того, что получил двойку?

Да

14

78%

   

Нет

4

22%

6

Бывает ли у  тебя бессонница при неудачах в школе?

Да

5

28%

   

Нет

13

72%

7

Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов?

Да

14

78%

   

Нет

4

22%

8

Склонен ли ты преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с учебой?

Да

11

61%

   

Нет

7

39%

9

Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе?

Да

12

66%

   

Нет

6

34%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3. Анкета «Расти здоровым» В.С. Кукушин.

Вопросы анкеты

Ответы учащихся

Кол-во ответов  учащихся

Число процентов

1

На свежем воздухе  я…

1

Занимаюсь спортом, гуляю.

6

33%

   

2

Играю, бегаю.

6

33%

   

3

Катаюсь на велосипеде, играю.

6

33%

2

В школе я…

1

Учусь.

8

45%

   

2

Учусь, занимаюсь спортом.

6

33%

   

3

Пишу, читаю, играю, бегаю.

4

22%

3

Аппетит у меня…

1

Хороший.

14

78%

   

2

Удовлетворительный

4

22%

   

3

Плохой.

0

0%

4

Иногда я  чувствую себя…

1

Уставшим.

12

66%

   

2

Плохо.

3

17%

   

3

Больным.

3

17%

5

Утром я просыпаюсь…

1

С хорошим настроением.

10

55%

   

2

В 8 часов.

6

34%

   

3

В 9 часов.

2

11%

6

Телевизор я  смотрю…

1

Редко.

5

28%

   

2

Часто.

7

39%

   

3

Вечером.

6

28%

7

В баню я…

1

Не хожу.

10

55%

   

2

Хожу часто.

8

45%

   

3

Хожу иногда.

10

55%

8

Обливаться  холодной водой я…

1

Люблю.

5

28%

   

2

Не боюсь.

5

28%

   

3

Боюсь.

8

45%

9

Простуда меня…

1

Боится.

10

55%

   

2

Иногда посещает.

5

28%

   

3

Часто посещает.

3

17%

10

Свои руки я…

1

Часто мою.

9

50%

   

2

Содержу в чистоте.

9

50%

11

Зубы я…

1

Чищу 2 раза в  день

18

100%

   

2

Лечу вовремя, берегу.

10

55%

12

Заниматься  спортом я…

1

Люблю.

15

83%

   

2

Не люблю (очень  устаю).

3

17%


 

 

 

 

Приложение 4.

Опрос родителей, с целью выявления их роли в  формировании здоровья детей и приобщении их к здоровому стилю жизни  автор И.В. Чупаха.

Вопросы

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1.

Поддерживаете ли Вы интерес ребёнка в семье  к здоровому образу жизни?

16

   

2.

Делает ли Ваш  ребёнок зарядку?

13

3

 

3.

Участвуете  ли Вы вместе со своими детьми в школьных мероприятиях (День здоровья, Веселые старты) ?

12

6

 

4.

Читаете ли Вы своим  детям книги о валеологической  грамотности?

13

3

 

5.

Занимается  ли Ваш ребёнок закаливанием, спортом, посещает ли спортивные кружки, секции?

10

6

 

 

 

 

 




Информация о работе Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе