Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:58, дипломная работа
Предметом исследования избраны педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Цель выявить педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы. Эту цель мы намерены достичь путем решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ научных подходов к реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
2. Выявить педагогические условия здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
3. Разработать проект реализации здоровьесберегающих технологий среди младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………..3.
Глава 1. Теоретические основы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы …………………5.
1.1 Концептуальные идеи здоровьесберегающих технологий ………………..5.
1.2 Педагогические условия здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы ………………………………..13.
Выводы по первой главе ……………………………………………………….18.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса реализации здоровье сберегающих технологий в начальном образовании ……………. 20.
2.1 Организация опытно-экспериментального исследования процесса реализации здоровье сберегающих технологий в начальном образовании.. 20.
2.2 Анализ эффективности создания здоровьесберегающей среды в обучении и воспитании младших школьников ………………………………………… 23.
2.3 Проект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы …………………………………………………....41.
Выводы по второй главе ……………………………………………………….47.
Вывод …… …………………………………………………………………….. 50.
Список литературы ……………………………………………………………. 53.
- обеспечение необходимых
- установление межпредметных связей;
- логичность и эмоциональность всех этапов учебной деятельности;
- эффективное
использование на уроках
- формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье;
- тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.
4) Анкетирование
родителей школьников
Ценностные ориентации респондентов относительно значимости здоровья актуализированы и в этой связи реализованы в повседневной жизнедеятельности.
5) Проследив
динамику процесса
6) Результаты исследования уровня соответствия индивидуального стиля учащихся класса ЗОЖ свидетельствует о возросшем количестве детей, придерживающихся ведущих принципов ЗОЖ (режим, дня, рациональное питание, оптимальный двигательный режим и др.). Позитивные привычки доминируют у большинства учащихся класса, осознаются негативные и ведется работа по их устранению.
В исследуемом нами классе построение учебного процесса осуществлялось с учетом не только возросших, но и индивидуальных морфофункциональных и психофизических особенностей учащихся. Обучение строилось в соответствии с научно-обоснованным режимом дня, который нашел отражение в расписании учебных занятий. Это благоприятствовало развитию детского организма в условиях процесса обучения и воспитания в школе.
Стиль педагогической деятельности учителя исследуемого класса способствовал формированию высокого уровня учебной мотивации учащихся к снятию психической напряженности, приводящий к переутомлению. Это удалось достигнуть благодаря использованию здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, которые применялись на валеологической основе и имели следующие особенности.
Проделанная нами работа показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим здоровье -сберегающие технологии, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Для успешного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни учителю необходимо найти решение трех проблем:
- изменение собственного мировоззрения, отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровье сбережения;
- изменение
отношения учителя к учащимся.
Педагог должен полностью
- изменение
отношения учителя к задачам
учебного процесса педагогики
оздоровления, которое предполагает
не только достижение
Когда педагог будет ответственен в равной мере не только за результаты обучения, но и за нравственное и физическое здоровье учащихся, можно будет реально думать о формировании здоровой, гармонически развитой личности, а поступление в школу будет праздником для детей и родителей.
Список литературы
1. Ананьев В.А. Психология
здоровья: пути становления новой
отрасли человекознания / Психология
здоровья под ред. Г.С.
2. Антропова М.В. Физиологические аспекты учебной нагрузки учащихся в режиме дня. / Советская педагогика, -1980 -№ 10. -С 13.
3. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. -М.; Просвещение, -1987. -С 65.
4. Базарный В.Ф.
Методология и методика раскреп
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В.Давыдова.// -М.: Педагогика, -1991. -С 87.
6. Григорьева Т. Пути формирования здоровья школьников младшего возраста. – М., Знание, -1990. -С 37.
7. Зеньковский, В.П. Психология детства / В.П. Зеньковский.//– Екатеринбург-1995. -С 297.
8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, Карпенко А.Н. Краткий психологический словарь / В.А. Петровский, М.Г. Ярошевский.//-М.: Политиздат. -С 17.
9. Карасева Т.В. Современные
аспекты реализации
10. Концепция
модернизации российского
11. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс - 2000. -С 45.
12. Кучма В.Р., Куинджи
Н.Н., Степанова М.И. «Здоровье
сберегающие технологии в
13. Кукушин В.С.
Современные педагогические
14. Науменко
Ю.В. Здоровьесберегающая
15. Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. /2-е изд., дополн. и перераб.// С.Пб.: Речь - 2004. -С-19.
16. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Уроки здоровья. / Начальная школа// 2002. - № 6.- С 23.
17. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.:-1988. - С 187.
18. Педагогика и психология здоровья. / под редакцией Н.К. Смирнова.//- М.:-2003.- С 15.
19. Педагогическая валеограмотность. / под редакцией Т.А. Солдатовой. // - Ростов-на-Дону-1997. - С 13.
20. Рылова Н.Т.
Организационно-педагогические
21. Смирнов Н.К.
Здоровьесберегающие
22. Соковня И.И.
Социальное взросление и
23. Соловьева Н.И. Концепция здоровье сберегающей технологии в образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации. /Н.И. Соловьева// ЭКО.-2004. - № 17. - С 23-28.
24. Солдатова, Е.Л. Психология
развития и возрастная
25. Степанов Е.Н. Воспитательная
система образовательного
/Е.Н. Степанов //Классный руководитель.- 2001. № 8. - С 21.
26. Трещева О.Л.
К вопросу системного
27. Чупаха, И.В.
Здоровьесберегающие
28. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания /М.И. Шилова // Классный руководитель. – 2001. - № 3. – С 23.
Приложение 1.
Таблица 1.
Анкета для выявления уровня знаний о ЗОЖ - Науменко Ю.В.
№ |
Вопросы |
№ |
Ответы учащихся |
Кол-во ответов учащихся |
Число % |
1 |
Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»? |
1 |
Нужно заниматься спортом |
10 |
55% |
2 |
Нужно закаляться |
2 |
11% | ||
3 |
Есть фрукты, овощи |
2 |
11% | ||
4 |
Нужно не болеть |
2 |
11% | ||
5 |
Быть здоровым |
2 |
11% | ||
2 |
Что ты знаешь о своем здоровье? |
1 |
Мое здоровье: отличное |
10 |
55% |
2 |
Не очень хорошее: часто болит голова |
2 |
11% | ||
3 |
Удовлетворительное |
6 |
33% | ||
3 |
Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят |
1 |
Ничего не беспокоит |
10 |
55% |
2 |
Постоянно болею |
2 |
11% | ||
3 |
Простуда |
6 |
33% | ||
4 |
Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни? |
1 |
Пропусков нет |
10 |
55% |
2 |
Пропуски каждый месяц |
6 |
33% | ||
3 |
Пропуски каждую неделю |
2 |
11% | ||
5 |
Делаешь ли ты утром физическую зарядку? |
1 |
Нет |
3 |
17% |
2 |
Да |
12 |
66% | ||
3 |
Иногда |
3 |
17% | ||
6 |
Как ты занимаешься на уроках физкультуры? |
1 |
С полной отдачей |
10 |
55% |
2 |
Лишь бы не ругали |
3 |
17% | ||
3 |
Без желания |
5 |
28% | ||
7 |
Чувствуешь ли усталость после уроков? |
1 |
Очень устаю |
6 |
33% |
2 |
Всегда |
3 |
17% | ||
3 |
Иногда |
5 |
28% | ||
4 |
Не очень устаю |
5 |
28% |
Приложение 2.
Экспресс-диагностика личностной склонности к сниженному настроению В.В. Бойко.
№ |
Вопросы |
Ответы учащихся |
Кол-во ответов учащихся |
Число процентов |
1 |
Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник? |
Да |
10 |
55% |
Нет |
8 |
45% | ||
2 |
Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко? |
Да |
10 |
55% |
Нет |
8 |
45% | ||
3 |
Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе? |
Да |
12 |
66% |
Нет |
6 |
34% | ||
4 |
Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить порученное задание? |
Да |
10 |
55% |
Нет |
8 |
45% | ||
5 |
Бывает ли, что надолго портится настроение из-за того, что получил двойку? |
Да |
14 |
78% |
Нет |
4 |
22% | ||
6 |
Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе? |
Да |
5 |
28% |
Нет |
13 |
72% | ||
7 |
Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов? |
Да |
14 |
78% |
Нет |
4 |
22% | ||
8 |
Склонен ли ты преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с учебой? |
Да |
11 |
61% |
Нет |
7 |
39% | ||
9 |
Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе? |
Да |
12 |
66% |
Нет |
6 |
34% |
Приложение 3. Анкета «Расти здоровым» В.С. Кукушин.
№ |
Вопросы анкеты |
№ |
Ответы учащихся |
Кол-во ответов учащихся |
Число процентов |
1 |
На свежем воздухе я… |
1 |
Занимаюсь спортом, гуляю. |
6 |
33% |
2 |
Играю, бегаю. |
6 |
33% | ||
3 |
Катаюсь на велосипеде, играю. |
6 |
33% | ||
2 |
В школе я… |
1 |
Учусь. |
8 |
45% |
2 |
Учусь, занимаюсь спортом. |
6 |
33% | ||
3 |
Пишу, читаю, играю, бегаю. |
4 |
22% | ||
3 |
Аппетит у меня… |
1 |
Хороший. |
14 |
78% |
2 |
Удовлетворительный |
4 |
22% | ||
3 |
Плохой. |
0 |
0% | ||
4 |
Иногда я чувствую себя… |
1 |
Уставшим. |
12 |
66% |
2 |
Плохо. |
3 |
17% | ||
3 |
Больным. |
3 |
17% | ||
5 |
Утром я просыпаюсь… |
1 |
С хорошим настроением. |
10 |
55% |
2 |
В 8 часов. |
6 |
34% | ||
3 |
В 9 часов. |
2 |
11% | ||
6 |
Телевизор я смотрю… |
1 |
Редко. |
5 |
28% |
2 |
Часто. |
7 |
39% | ||
3 |
Вечером. |
6 |
28% | ||
7 |
В баню я… |
1 |
Не хожу. |
10 |
55% |
2 |
Хожу часто. |
8 |
45% | ||
3 |
Хожу иногда. |
10 |
55% | ||
8 |
Обливаться холодной водой я… |
1 |
Люблю. |
5 |
28% |
2 |
Не боюсь. |
5 |
28% | ||
3 |
Боюсь. |
8 |
45% | ||
9 |
Простуда меня… |
1 |
Боится. |
10 |
55% |
2 |
Иногда посещает. |
5 |
28% | ||
3 |
Часто посещает. |
3 |
17% | ||
10 |
Свои руки я… |
1 |
Часто мою. |
9 |
50% |
2 |
Содержу в чистоте. |
9 |
50% | ||
11 |
Зубы я… |
1 |
Чищу 2 раза в день |
18 |
100% |
2 |
Лечу вовремя, берегу. |
10 |
55% | ||
12 |
Заниматься спортом я… |
1 |
Люблю. |
15 |
83% |
2 |
Не люблю (очень устаю). |
3 |
17% |
Приложение 4.
Опрос родителей, с целью выявления их роли в формировании здоровья детей и приобщении их к здоровому стилю жизни автор И.В. Чупаха.
№ |
Вопросы |
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
1. |
Поддерживаете ли Вы интерес ребёнка в семье к здоровому образу жизни? |
16 |
||
2. |
Делает ли Ваш ребёнок зарядку? |
13 |
3 |
|
3. |
Участвуете ли Вы вместе со своими детьми в школьных мероприятиях (День здоровья, Веселые старты) ? |
12 |
6 |
|
4. |
Читаете ли Вы своим детям книги о валеологической грамотности? |
13 |
3 |
|
5. |
Занимается ли Ваш ребёнок закаливанием, спортом, посещает ли спортивные кружки, секции? |
10 |
6 |