Реализация требований к современному уроку математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 –19 века в трудах Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Классно-урочная система, первоначально разработанна и описанна Яном Амосом Коменским (1592 – 1670, чешский мыслитель-гуманист, педагог) в его книге «Великая дидактика».

Содержание

Введение. 4

Глава 1. Психолого-педагогические основы современного урока. 9

§1. Современный урок. Понятие и особенности. 9

1.1. Определение понятия «современный урок». 9

1.2. Общая характеристика и особенности современного урока. 11

1.3. Структура современного урока. 14

1.5. Типология современного урока. 19

1.6. Современный урок как целостная система. 21

§2. Требования к современному уроку. 25

2.1. Различные системы требований к уроку. 25

2.2. Конструирование «современной» системы требований к современному уроку. 31

Глава 2. Реализация требований к современному уроку математики. 39

§1. Реализация требований к современному уроку в опыте работы учителей математики. 39

§2. Реализация требований к современному уроку в личном опыте преподавания математики. 48

2.1 Подготовка к проведению эксперимента. 48

2.2. О проведенных современных уроках. 50

2.3. Итоговый контроль. Анализ результатов эксперимента. 55

Заключение. 58

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 92.29 Кб (Скачать файл)

Содержание: 

Введение. 4 

Глава 1. Психолого-педагогические основы современного урока.   9 

§1.  Современный  урок. Понятие и особенности. 9 

1.1.  Определение  понятия «современный урок». 9 

1.2. Общая характеристика  и особенности современного урока. 11 

1.3. Структура современного  урока. 14 

1.5.   Типология  современного урока. 19 

1.6. Современный урок  как целостная система. 21 

§2. Требования к современному уроку. 25 

2.1. Различные системы  требований к уроку. 25 

2.2. Конструирование  «современной» системы требований  к современному уроку. 31 

Глава 2. Реализация требований к современному уроку  математики.   39 

§1.  Реализация требований к современному уроку в опыте  работы учителей математики. 39 

§2. Реализация требований к современному уроку в личном опыте преподавания математики. 48 

2.1 Подготовка к  проведению эксперимента. 48 

2.2.  О проведенных  современных уроках. 50 

2.3. Итоговый контроль. Анализ результатов эксперимента. 55 

Заключение. 58 

ПРИЛОЖЕНИЯ. 59 

Литература. 82

 

Введение. 

«Современный урок – это урок, на котором учитель  излагает новый материал понятно  и доступно». 

«Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель  и ученик свободно общаются». 

«Современный урок – это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это  разнообразный урок». 

«Современный урок – это урок, на котором выслушивают  любое твое мнение, урок, где человек  учится быть человеком». 

«Современный урок – это урок, на котором чувствуешь себя уверенно». 

 «Современный  урок – это урок без стрессов». 

Эти высказывания старшеклассников школы №27 приведены не случайно. Речь сейчас пойдет о современном  уроке. 

Урок как форма  организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение  оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной  формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие  урок, заложены в 17 –19 века в трудах Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Классно-урочная система, первоначально разработанна и описанна Яном Амосом Коменским (1592 – 1670, чешский  мыслитель-гуманист, педагог) в его  книге «Великая дидактика». Дальнейшее развитие классического учения Я. А. Коменского об уроке в отечественной  педагогике осуществил Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870). Он глубоко научно обосновал все преимущества классно-урочной  системы и создал стройную теорию урока, в частности обосновал  его организационное строение и  разработал типологию уроков. А. Дистервег (1790-1866, немецкий педагог-демократ) разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и  ученика, обосновал необходимость  учета возрастных возможностей учащихся. 

До 50-ых годов 20 века урок представляет феномен с достаточно жесткой структурой. В 50 – 60ые года происходит отрицание прежних представлений  об уроке. Специалисты в области  дидактики, педагогики, психологии, методики начинают исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока. 

Наиболее фундаментальное  исследование урока было проведено  М. И. Махмутовым в его монографии «Современный урок». Интересно отметить, что труд М. И. Махмутова в первом издании (1981 г.) был удостоен премии им. Н. К. Крупской, второе издание исправленное и дополненное вышло в 1985году. Монография посвящена совершенствованию урока. На основе многолетних исследований и обобщения передового педагогического опыта автор предлагает свою концепцию современного урока, отвечающего требованиям развивающего обучения. М. И. Махмутов разрабатывает само понятие «урок», описывая его основные элементы. Важно, что в книге основные элементы урока описываются в динамике, описывается их эволюция. Важно и то, что на страницах книги рассматриваются возможные подходы к тому или иному понятию, проблеме, происходит анализ ситуации, и лишь затем предлагается решение. 

Материал монографии имеет теоретическое и экспериментальное  обоснование, прошел практическую проверку в массовой школе.  

Разрабатывают понятие  «урок», описывая его элементы и  следующие авторы: Г. Д. Кириллова, В. А. Онищук, Ю. Б. Зотов и др. Более  многочисленная группа авторов пишет  только об отдельных элементах урока  и его теории. Читатель получает частичные сведения об уроке (о требованиях  к уроку, о структуре урока, о его анализе и т. д.). Таковы, например, работы Н. Г. Дайри, Ю. А. Конаржевского, М. Н. Скаткина, Н. А. Сорокина, Н. Е. Щурковой, Н. М. Яковлева и других авторов. 

Интересен и глубок подход Ю. А. Конаржевского к структуре  урока в его работе «Анализ  урока». Автор рассматривает такие  понятия, как генетическая «клеточка» урока, макроструктура и микроструктура урока.  

Хочется отдельно сказать  и о работе Н. Е. Щурковой «Когда урок воспитывает». Н. Е. Щуркова рассматривает  возможности нравственного воспитания школьников непосредственно на уроке, в процессе обучения. Особое внимание уделяет раскрытию нравственного  потенциала урока, анализу взаимоотношений  учителя и учащихся, путям воздействия  на становление нравственности школьников.  

Итак, урок был исследован достаточно основательно, глубоко. И  все же, что такое современный  урок? И каким он должен быть? Почему же будет правомерным задавать такие  вопросы? 

Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе  и в образовании. В результате понятие современного урока получает новую трактовку, новый смысл, новую  окраску. Понятие «современный урок»  находится в постоянной динамике, и именно сейчас, когда мы вступили в новый век эта динамика особенно заметна. Вот несколько причин, доказывающих это: 

·        Развитие таких наук, как педагогика, дидактика, методика, психология ведет  к постоянному совершенствованию  понятия «современный урок», ведь достижения этих наук существенно влияют и на сам урок. 

·        В настоящее время наблюдается  переход от общества индустриального  к информационному обществу. В  свое время продуктом индустриальной революции явилось создание закрытой учебной архитектуры (фиксированная  технология учебного процесса, замкнутый  набор доступных учителю методических средств, единые учебники, строгая нормативная  регламентация деятельности участников образовательного процесса и т.д.). Сегодня  закрытая учебная архитектура традиционной школы вступает в конфликт с неограниченным доступом учащихся к информации. Эта  возможность обеспечивается современными электронными средствами массовой информации, глобальной сетью Интернет. Переход  к информационному обществу –  это трудный процесс изменения  содержания, методов и организационных  форм общеобразовательной подготовки школьников и всей системы образования. 

·        В современных условиях происходит осознание ценности и практической значимости образования. В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки школьников. Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью совершенствования  всех сторон процесса обучения. 

·        Современный этап общественного  развития характеризуется рядом  особенностей, предъявляющих новые  требования к школьному образованию. Изменяются приоритеты и акценты  в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств  и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые  виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни. 

Итак, актуальность вопроса: «Что такое современный  урок?» налицо!   

Целью выпускной  квалификационной работы будет исследование особенностей современного урока, требований к нему и изучение влияния соблюдения требований к уроку на качество обучения математики. 

 Выдвинем гипотезу  исследования: при соблюдении современных  требований к уроку повышается  качество обучения математике, а  значит и математического образования. 

 Для достижения  цели исследования поставим перед  собой следующие задачи: 

1.     Определить  понятие «современный урок». 

2.     Проанализировать  современный урок как целостную  систему. 

3.     Выявить  требования к современному уроку. 

4.     Проанализировать  современные уроки математики  с позиции требований к современному  уроку, выявить пути приближения  «урока математики» к «современному  уроку математики». 

5.     Провести  эксперимент, с целью практического  доказательства выдвинутой гипотезы. 

Объект исследования выпускной квалификационной работы - образовательной процесс. Предмет  исследования – современный урок математики как основная форма обучения.    

При написании работы использовались следующие методы:  

1.     Изучение  психологической, педагогической  и методической литературы. 

2.     Наблюдение. 

3.     Беседы  с учащимися и учителями. 

4.     Анкетирование. 

5.     Изучение  планов и конспектов уроков  учителей. 

6.     Эксперимент.

Глава 1. Психолого-педагогические основы современного урока.

§1.  Современный  урок. Понятие и особенности. 

1.1.  Определение  понятия «современный урок». 

Урок как основная форма органично дополняется  другими формами организации  учебно-воспитательного процесса. Часть  из них развивалась параллельно  с уроком, то есть в рамках классно-урочной  системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствованы из лекционно-семинарской  системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены). К вспомогательным  формам организации педагогического  процесса относятся те из них, которые  направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей  в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой  и клубной работы. 

Приведем несколько  определений понятия «урок». 

Урок – это  такая форма организации педагогического  процесса, при которой педагог  в течении точно установленного времени руководит познавательной коллективной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников ([53],по А. А. Бударному).  

Урок – это  систематически применяемая для  решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации  деятельности постоянного состава  учителей и учащихся в определенный отрезок времени [15]. 

Урок – это  законченный в смысловом, временном  и организационном отношении  отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса [57]. 

Урок - форма организации  учебно-воспитательного процесса в  учебных заведениях при классно-урочной  системе обучения; составная часть  процесса обучения [63]. 

М. И. Махмутов для  раскрытия сущности урока считает  полезным определить его в двух аспектах ([39]): относительно процесса обучения в  целом и как форму его организации. Рассматриваемый относительно общего процесса обучения, урок есть основная форма обучения, определяемая содержанием, принципами и методами обучения, планируемая  и регулируемая учителем в определенно  пространственно-временных границах и осуществляемая совокупным субъектом  – учителем и учащимися. В организационном  аспекте (второй аспект) урок – это  динамичная и вариативная форма  организации процесса целенаправленного  взаимодействия (деятельностей и  общения) определенного состава  учителей (преподавателей) и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки  времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения. 

Несмотря на разность подходов к определению урока  можно выделить общие признаки понятия  «урок»: 

1.     Урок  – основная форма организации  учебно-воспитательного процесса, так  как на уроке могут быть  решены все задачи образования  по развитию личности. 

2.     Урок  – элементарная структурообразующая  единица образовательного процесса. Значит, в уроке присутствуют  все компоненты этого процесса: цели, содержание, методы, средства, деятельность  по организации и управлению  и все его дидактические элементы. 

Информация о работе Реализация требований к современному уроку математики