Реализация требований к современному уроку математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 –19 века в трудах Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Классно-урочная система, первоначально разработанна и описанна Яном Амосом Коменским (1592 – 1670, чешский мыслитель-гуманист, педагог) в его книге «Великая дидактика».

Содержание

Введение. 4

Глава 1. Психолого-педагогические основы современного урока. 9

§1. Современный урок. Понятие и особенности. 9

1.1. Определение понятия «современный урок». 9

1.2. Общая характеристика и особенности современного урока. 11

1.3. Структура современного урока. 14

1.5. Типология современного урока. 19

1.6. Современный урок как целостная система. 21

§2. Требования к современному уроку. 25

2.1. Различные системы требований к уроку. 25

2.2. Конструирование «современной» системы требований к современному уроку. 31

Глава 2. Реализация требований к современному уроку математики. 39

§1. Реализация требований к современному уроку в опыте работы учителей математики. 39

§2. Реализация требований к современному уроку в личном опыте преподавания математики. 48

2.1 Подготовка к проведению эксперимента. 48

2.2. О проведенных современных уроках. 50

2.3. Итоговый контроль. Анализ результатов эксперимента. 55

Заключение. 58

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 92.29 Кб (Скачать файл)

Первый, третий и  пятый уровни обучения (соответственно различение, понимание и перенос) в некоторой мере позволяют контролировать сознательное усвоение учеником материала  урока (в отличие от второго и  четвертого уровня). Задания этих уровней  для учеников необычны, что и сказалось  на количестве учеников выполнивших  соответствующие задания.  

Анализируя диаграмму  можно говорить о повышении уровня обученности в течение эксперимента (процент выполнения каждого задания  в итоговом контроле более высок  по сравнению с предварительным  контролем). 

Итак, сравнение исходного  уровня обученности с конечным уровнем  обученности позволяет судить о  реальном повышении эффективности  обучения при проведении эксперимента. 

 В результате  можно сделать вывод: проведенный  эксперимент показал, что соблюдение  современных требований к уроку  повышает качество обучения математике. 

В заключении сделаем  предположение: постоянное соблюдение требований к современному уроку, реализация на уроке ключевых направлений развития образования приведет в итоге  и к повышению качества математического  образования.

Заключение.                                                                                                      

Итак, подведем итоги. 

Данная выпускная  квалификационная работа была подчинена  одной цели – исследовать особенности  современного урока, рассмотреть основные требования к современному уроку. 

 Исследование  было предпринято в связи с  особой актуальностью данного  вопроса в настоящее время,  ведь урок – это динамическое  явление, постоянно изменяющееся  в связи с изменениями и  новвоведениями в дидактике, психологии, педагогике, методике. 

  В работе были  даны различные определения урока.  Но так как в литературе  по-разному определяют это понятие,  то были выделены общие признаки  понятия «урок».  

В педагогике не существует строгого определения понятия «современный урок». Однако, в работе было дано определение понятия современный урок, через выделение существенных признаков этого понятия.  

Также в работе были рассмотрены основные характеристики современного урока (задачи, цели, функции  урока). Уделено было внимание и рассмотрению урока с позиции системного подхода. Такой подход позволил описать урок наиболее целостно, затрагивая для  рассмотрения все элементы современного урока. 

В выпускной квалификационной работе был описан эксперимент, который  доказывал выдвинутую во введении гипотезу. 

 Сделаем основные  выводы по проведенной работе: 

1.       Современный урок – одно из  сложнейших понятий современной  педагогики. Сложность его в том,  что изменения в обществе, некоторых  науках (дидактика, психология, педагогика) существенно влияют на урок, приводя  к изменению парадигмы урока.   

2.       Велико значение современного  урока не только в образовании  личности, но и в развитии каждой  личности, воспитании личности. 

3.       Происходит постоянное совершенствование  урока математики в направлении  требований к современному уроку.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение № 1. 

Предварительный контроль. Самостоятельная работа на тему «Показательная функция, ее свойства и график». 

В-1 

1. Из указанных  функций выберите те, которые  являются показательными функциями.  Выпишите их номера. 

(1)   

(2)   

(3)   

(4)   

(5)  

(6)  

(7)   

(8)  

(9)   

(10)   

  2.  

a)        Продолжите: Показательной функцией  называется функция... 

b)       Напишите одно из свойств показательной  функции . 

c)       Нарисуйте схематически график  функции   . 

3. Какие из перечисленных  показательных функций являются  возрастающими, а какие убывающими (выпишите номера). 

(1)  

(2)   

(3)     

(4)  

(5)  

(6)   

4. Перечислите свойства  функции по схеме: 1)область определения;2) множество значений; 3) монотонность (убывание или возрастание). 
 
 
 

5. На рисунке изображены  графики показательной функции . Какой формулой  может быть задана каждая из этих функций (значение а должно быть конкретным числом). Напишите ее.  

  

В -2               

1. Из указанных  функций выберите те, которые  являются показательными функциями.  Выпишите их номера. 

(1)   

(2)   

(3)   

(4)   

(5)  

(6)       

(7)          

(8)     

(9)     

(10)     

2.  

a)        Продолжите: Показательной функцией  называется функция... 

b)       Напишите одно из свойств показательной  функции у = ах (а>1). 

c)       Нарисуйте схематически график  функции у = 2x. 

3. Какие из перечисленных  показательных функций являются  возрастающими, а какие убывающими (выпишите номера) 

(1)  

(2)  

(3)   

(4)   

(5)  
 

(6)     

4. Перечислите свойства  функции  по схеме: 1) область  определения;2) множество значений; 3) монотонность (убывание или возрастание). 

5. На рисунке изображены  графики показательной функции . Какой формулой может быть задана каждая из этих функций (значение а должно быть конкретным числом). Напишите ее.  

Приложение № 2. 

Результаты предварительного контроля.

  

  

Номер задания 

Оценка 

№ 

Фамилия ученика 

  

Анашкина Е. 

± 

± 

«3» 

Блинов И. 

± 

± 

«3» 

Гырдымов Е. 

± 

± 

«3» 

ДолгополовП. 

Отсутствовал 

  

Елсукова А. 

± 

«4» 

Жукова Э. 

± 

«2» 

Ишутинов А. 

Отсутствовал 

  

Казаков К. 

± 

«3» 

Клыпина К. 

± 

«4» 

10 

Кодолов Е. 

± 

«4» 

11 

Колпаков Д. 

«4» 

12 

КрестьяниновА. 

«5» 

13 

Кузнецова Ю. 

± 

«2» 

14 

Михеев А. 

«5» 

15 

Нетцель Р. 

± 

«2» 

16 

Панихина М. 

± 

± 

«4» 

17 

Перешеин В. 

± 

± 

«4» 

18 

Росина М. 

«5» 

19 

Салахова А. 

± 

«4» 

20 

Тугаринов С. 

± 

± 

«3» 

21 

Царева И. 

± 

«3» 

22 

Шатунов А. 

«3» 

23 

Шулятьев Е. 

± 

«4» 

24 

Шустова И. 

± 

± 

± 

«3» 

Процент выполнивших задание 

40% 

82% 

50% 

82% 

14% 

  
 

 

Приложение № 3. 

Урок по теме «Показательные уравнения». 

Технология проблемного  обучения 

Предмет «Алгебра и  начала анализа». 

Цели: 

образовательные: 

Информация о работе Реализация требований к современному уроку математики