Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 06:13, дипломная работа
Целью данной работы является подробное изучение и применение на практике рейтинговой системы оценивания знаний студентов, являющейся одной из основных составных единиц новой системы образования. Разработка системы проводилась на примере уроков экономики в группе студентов Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Миасский геологоразведочный колледж» («МГРК»).
Исходя из цели, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие рейтинговой системы оценки знаний студентов;
2. Выявить положительные и отрицательные стороны рейтинговой системы;
3. Описать построение рейтинговой системы оценивания;
4. На примере проведенного эксперимента показать эффективность рейтинговой системы оценивания студентов.
Введение …………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования рейтинговой системы оценки знаний студентов ……………………………………………………….6
1.1. Понятие и сущность рейтинговой системы ………………..6
1.2. Основные преимущества и недостатки использования рейтинговой системы оценки знаний студентов в СПО ………13
1.3. Условия реализации рейтинговой системы как средство повышения эффективности учебного процесса в СПО ……..…25
Вывод по главе 1 …………………………………………………….… 28
Глава 2. Исследовательская работа по эффективности рейтинговой системы оценки знаний студентов на уроках экономики отрасли в ГОУ СПО МГРК ………………………………………………………………………….. 30
2.1. Анализ состояния использования рейтинговой системы.......30
2.2. Мероприятия по повышению эффективности рейтинговой системы...........................................................................................................32
2.3. Анализ эффективности внедрённых мероприятий …………41
Выводы по главе 2……………………………………………………… 45
Заключение ………………………………………………………………46
Список литературы …………………………………………………….49
• создает основу для дифференциации студентов, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;
• позволяет получать подробную информацию о выполнении каждым студентом графика самостоятельной работы;
• позволяет студенту самому видеть результаты своего уровня обученности и управлять этими результатами;
• дает возможность более объективного и глубокого анализа степени усвоения отдельных элементов учебной программы;
• обеспечивает четкую и исчерпывающую обратную связь, хорошую коммуникацию между студентом и преподавателем [2, с. 258].
Данная система оценки объективно приводит к повышению качества знаний и росту эффективности учебной деятельности. В ходе эксперимента это убедительно было доказано, что полностью подтвердило исходную гипотезу.
Выводы к главе 2
Данная глава посвящена практическому исследованию дипломной работы и более подробному описанию рейтинговой системы оценивания, как наиболее эффективной. Цель исследования – проверить на практике эффективность применения балльно-рейтинговой технологии оценки достижений студентов, т.е. необходимо было либо принять гипотезу, поставленную в работе, либо ее опровергнуть. Для этого была разработана и апробирована на практике балльно-рейтинговая система оценивания.
Результаты применения данной технологии показали, что учащиеся экспериментальной группы не только показали более высокие количественные результаты работы, но и на должном уровне усвоили необходимые знания, приобрели умения и навыки самостоятельной работы, работы с источниками литературы и Интернет, научились грамотно помогать своим товарищам, делать необходимые дополнения и исправления.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза сформулированная в начале работы подтверждается – применение рейтинговой системы оценки знаний студентов эффективно воздействует на процесс обучения.
Заключение
Данная работа посвящена системе оценки знаний студентов МГРК и оценке использования рейтинговой системы. Перед ее выполнением была поставлена цель: изучение и применение на практике рейтинговой системы оценивания знаний студентов, являющейся одной из основных составных единиц новой системы образования. Выявить плюсы и минусы ее использования для учителей и учащихся. В ходе выполнения работы поставленная цель, а также вытекающие из нее задачи были достигнуты. Также свое подтверждение нашла и гипотеза исследования: применение рейтинговой системы оценки знаний студентов эффективно воздействует на процесс обучения.
Первая глава работы посвящена методам оценки знаний, умений и навыков. В ней описывается традиционные и современные методы оценки, знаний, умений и навыков. В результате анализа различной литературы по теме удалось показать, что пятибалльная система является не эффективной системой обучения среди всех методов контроля в современной системе образования, та как: общепринятая система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя, не предполагая оценки учеником собственных действий; затрудняет индивидуализацию обучения; является малоинформативной; часто имеет травмирующий характер.
Во второй главе как одно из альтернативных направлений совершенствования оценки знаний была рассмотрена рейтинговая система оценивания, которая в самом общем виде основана на учете накапливаемых оценок учащимися в баллах за выполнение текущих работ или регулярно проводимых контрольных мероприятий.
Нами было изучено и проанализировано достаточное количество литературы по теме, в результате чего и были достигнуты следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие рейтинговой системы оценки знаний студентов;
2. Выявить положительные и
3. Описать построение
4. На примере проведенного эксперимента показать эффективность рейтинговой системы оценивания студентов.
Мы выяснили, что в отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.
Во второй главе работы описывается проведенный эксперимент по применению балльно-рейтинговой технологии оценивания среди студентов. Перед его проведением была поставлена цель – проверить на практике эффективность применения балльно-рейтинговой технологии оценки достижений студентов, т.е. необходимо было либо принять гипотезу, поставленную в работе, либо ее опровергнуть. В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи эксперимента:
1) разработать балльно-рейтинговую систему оценивания по дисциплине «Экономика отрасли»;
2) применить ее на практике в экспериментальной группе;
3) проанализировать полученные результаты, сравнить их с результатами в контрольной группе и на основе этого сделать вывод.
В результате проведенного эксперимента в рамках 16 уроков данная гипотеза нашла свое подтверждение: примерно на 6% студенты экспериментальной группы показали лучше результаты и более качественное усвоение материала. Таким образом, была достигнута еще одна задача исследования: на примере проведенного эксперимента показать эффективность балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: реформирование традиционной системы оценивания необходимо, и как один из ее альтернативных вариантов может быть предложена балльно-рейтинговая технология оценки учебных и внеучебных достижений школьников, которая действительно является эффективной, достаточно понятной, обладает неоспоримыми достоинствами для педагогов и учеников и может развиваться с течением времени.
Список литературы