Ролевые игры как средство воспитания и развития детей в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:22, дипломная работа

Краткое описание

Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1.Игра как форма организации жизни и деятельности детей.
1.1 Игра - творческий процесс…………………………………………………..5
1.2 Психологическая характеристика игровой деятельности …….………....10
1.3 Классификация игр …………………………………………………………12
1.4 Значение и сущность игры в дошкольном возрасте…………...................26
1.5 Функции ролевой игры…………………………………………...................29
Вывод по 1-ой главе…………………………………………………………......32
Глава 2. Экспериментальное изучение использования сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста.
2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………….....35
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………...40
2.3 Контрольный эксперимент ……………………………………………….41
Выводы по 2-ой главе …………………………………………………….43
Заключение …………………………………………………………………….44
Список использованной литературы …………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом сюжетно-ролеые игры.docx

— 127.23 Кб (Скачать файл)

 

 

Таб. №1  Результаты констатирующего эксперимента по экспериментальной  группе.

 

Фамилия,  имя  детей

Основное содержание игры

Характер игровой роли

Характер 

игровых

действий

Отношение к правилам

1.

Тарасов  Ваня

С

Н

С

С

2.

Анищенко Маша

Н

Н

С

Н

3.

Снеткова Влада

Н

Н

С

Н

4.

Алфеев Максим

С

С

Н

Н

5.

Сафина Стефания

С

С

Н

С

6.

Терехова Оля

С

Н

Н

Н

7.

Морозова Лена

Н

С

Н

Н

8.

Колисова Кристина  КККристина

С

С

Н

Н

  9.

9.

Овчинникова Алиса Алиса

Н

Н

С

Н

10.

Вихарев Рома

С

Н

Н

Н

Низкий-62%,   Средний-38% ,    Высокий-0%

 

,      


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Формирующий  эксперимент

Цель: развить  игровые  качества     посредством   сюжетно-ролевых    игр.

 План работы:

1. Повторить   известные    игры,    и  разучить    новые (приложение № 1).

2. Провести консультацию с родителями, и порекомендовать варианты игр, которые можно проводить дома (приложение №2,№3,№4).

4.  Подготовить методические  рекомендации.

  1. Дополнить тематические  уголки,  для самостоятельной игровой деятельности  детей.

5. 1. Разработать   перспективное   планирование сюжетно ролевых игр на    год. (приложение № 5).

Вывод: в ходе проведенной работы дети развили игровые качества и стали активно их применять сюжетно-ролевые игры в самостоятельной деятельности. Работа, проведенная на этом этапе дала эффективные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3  Контрольный эксперимент

 

Контрольный эксперимент  проводился аналогично констатирующему  эксперименту.

Цель: выявить  уровень игровой деятельности, сравнить результаты в ходе повторного тестирования с данными констатирующего эксперимента.

 

Фамилия  Имя  детей

Основное содержание игры

Характер игровой роли

Характер игровых действий

Отношение к правилам

1.

Тарасов  Ваня

С

В

В

С

2.

Анищенко Маша

В

С

В

С

3.

Снеткова Влада

В

В

С

В

4.

Алфеев Максим

В

В

С

В

5.

Сафина Стефания

В

С

В

В

6.

Терехова Оля

В

В

В

В

7.

Морозова Лена

С

В

С

С

8.

Колисова Кристина  КККристина

В

С

В

С

9.

Овчинникова Алиса Алиса

С

В

С

В

10

Вихарев Рома

В

С

В

Н

 

Низкий – 2.5%,      Средний – 37,5%,   Высокий – 60%

0%

0%

0%

10%


 

 

Вывод: сравнив результаты тестирования мы обнаружили положительную динамику в развитии игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Таким   образом, наша  гипотеза: если  использовать   сюжетно-ролевые    игры в свободной деятельности, то это будет способствовать развитию игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста, при соблюдении ряда условий:

  1. Методически правильно организованной работы с учетом психологических особенностей детей.
  2. Целенаправленного и систематического руководства игровой 
    деятельностью.

Таким   образом,   гипотеза,   положенная  в   основу исследования, нашла  своё подтверждение.

 

 

 

 

Выводы  по 2-ой главе

  1. Проводимая       планомерная     систематическая   работа   с    детьми   с 
    использованием     различных    форм    и    методов    развивающего     и 
    воспитывающего обучения является эффективной  для развития игровых 
    навыков детей старшего дошкольного возраста.
  2. По результатам проведенной работы на 60% увеличилось количество детей которые овладели игровыми навыками.
  3. Стал меняться характер протекания самостоятельных игр. Дети из зрителей переходят  в разряд активных  участников. Они пробуют свои знания и умения в собственных ролевых  играх.
  4. Если  использовать специально подобранную систему игр в процессе обучения, то это будет способствовать развитию игровых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Все качества, свойства личности формируются в активной деятельности в тех ее различных видах, которые  составляют жизнь личности, ее общественное бытие.

  Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.

Данные нашего исследования показали, что процесс развития детей  дошкольного возраста требует целенаправленного  педагогического руководства, которое  заключается в установлении влиятельных  способов руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс - в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию детей дошкольного возраста. Развитие умственных и творческих способностей более эффективна если проходит с помощью упражнений и заданий в игровой форме .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Воспитание детей в  игре - Сост.А.К.Бондаренко,А.И.Матусик.-М.,1983.

2.Антипина Е.А.Театрализованная  деятельность в детском саду; Метод рекомендации.М.,2009

3.Урунтаева Г.А. Дошкольная  психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.)

4.Жуковская Р.И.Воспитание  ребёнка в игре.-М.,1963.

5.Михайленко Н.Я., Короткова  Н.А.Организация сюжетной игры  в детском саду.-М.,1997.

6.Усова А.П.Роль игры  в воспитании детей.-М.,1976.

7.Эльконин Д.Б.Психология  игры.-М.,1978.

8.Козлова С.А., Куликова  Т.А.Дошкольная  педагогика.- М.,  Академия, 1998.

9. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991

10.Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 1976

11.Учебное пособие для  учащ.пед.училищ «Дошкольная педагогика»под ред.В.И. Ядэшко, Ф.А.Сохина, М-Просвещение 1978-416

12.Театрализованные игры  дошкольников; Книга для воспитателей  детского сада- М. Просвещение, 1991-127, Артемова Л.В

13. Люблинская А. А. Детская психология -- М, 1971

14. Антипина Е.А.Театрализованная  деятельность в детском саду; Метод рекомендации.М.,2009

15.Жуковская Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх- Дошкольное воспитание. - 1988. - №10.

16. Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. Исследователь игры детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. - 1995. - №12. - С.12-15

17.Урунтаева Г. А. Диагностика  психологических особенностей дошкольника.  Практикум для сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошкольных учреждений - М.: Издательский центр Академия, 1997 - 96с.

18. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие для уч-ся средних пед. учебных заведений - М.: Издательский центр Академия, 1996. - 296с.

19. Ушинский К.Д.Собр.соч.-1950.-Т.8.-С.438

20. Ушинский К.Д. Сочинения. - М.: Лениздат, 1950.- т.8- с.211..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Игра  «Парикмахерская»

Цель. Раскрытие смысла деятельности парикмахера. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии парикмахера.

Игровой материал. Туалетный столик с зеркалом, полотенце, большой и маленький фены, набор салфеток, пелерина, халат для парикмахера, одеколон, духи, крем, шампунь, лак, ножницы, набор для бритья(используется набор  «Детский парикмахер»), расчёски, щётки, бигуди, ленты, альбомы с рисунками причёсок(образцы причёсок),и т.д

Подготовка к  игре. Рассматривание картин и картинок о работе парикмахера, рассматривание наборов для парикмахерской. Чтение детской литературы по ознакомлению с трудом парикмахера.

Игровые роли. Парикмахер (мастер), клиенты, кассир, уборщица.

Игровые действия:

- надевание на клиента  пелеринки

-причёсывание

- стрижка

-мытьё головы

-вытирание полотенцем

-сушка феном

-плетение косичек на  длинных волосах

-закалывание разнообразными  заколками

-проведение пробора

-стягивание хвостиков

Ход игры. Причёсывание девочек после сна происходит в уголке парикмахерской. Ожидающие выстраиваются в очередь. Воспитатель сам берёт на себя роль парикмахера и даёт детям образцы общения и действий (так же можно передать роль кому нибудь из детей): «Садитесь, пожалуйста. Чтобы вы хотели? Вам сделать один хвостик, два? Замечательно. Пожалуйста! Вы довольны моей работой? Я тоже рада, что вам понравилось. Приходите к нам ещё. Например через месяц я вам предложу новую причёску. (В каждой возрастной группе можно усложнять или облегчать задания).

 

Игра  «Гости»

Цель. Закрепление культурных навыков, сообщение ребятам некоторых знаний по домоводству (уборка комнаты, сервировка стола).

Игровой материал. Кукольная посуда, воображаемое угощение, предметы-заместители; столы со скатертями, чайные приборы, вазы, чай, пироги.

Подготовка к  игре. Этические беседы: «Ждем гостей» и «Идем в гости». Разучивание песенки «К нам гости пришли». Составление плана игры. 

Игровые роли. Хозяева и гости.

Ход игры. Воспитатель может проводить игру в разных вариантах. Ребята могут играть в своей группе в воображаемой ситуации, а могут пригласить гостей из другой группы.

Подготовку к игре педагог  начинает с беседы, в которой сообщает, что правила игры требуют, чтобы  хозяева были вежливы по отношению  к гостям, предупредительны, употребляли  вежливые слова: «будьте добры», «пожалуйста», «спасибо», «кушайте на здоровье» и, т. д.

После этого все игровые  действия развертываются вокруг подготовки к приему гостей и заботы о них. Воспитатель сообщает ребятам, что  перед приходом гостей хозяева должны убрать квартиру, украсить ее цветами, накрыть на стол, правильно расставить приборы. Затем взрослый предлагает ребятам договориться, как они  встретят гостей, чем их займут.

Также педагог может разучить с детьми куплет известной песенки  с хлопками:

Информация о работе Ролевые игры как средство воспитания и развития детей в дошкольном возрасте