Ролевые игры как средство воспитания и развития детей в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:22, дипломная работа

Краткое описание

Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1.Игра как форма организации жизни и деятельности детей.
1.1 Игра - творческий процесс…………………………………………………..5
1.2 Психологическая характеристика игровой деятельности …….………....10
1.3 Классификация игр …………………………………………………………12
1.4 Значение и сущность игры в дошкольном возрасте…………...................26
1.5 Функции ролевой игры…………………………………………...................29
Вывод по 1-ой главе…………………………………………………………......32
Глава 2. Экспериментальное изучение использования сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста.
2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………….....35
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………...40
2.3 Контрольный эксперимент ……………………………………………….41
Выводы по 2-ой главе …………………………………………………….43
Заключение …………………………………………………………………….44
Список использованной литературы …………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом сюжетно-ролеые игры.docx

— 127.23 Кб (Скачать файл)

К нам гости  пришли,

Дорогие пришли,

Мы не зря кисель варили,

Пироги пекли.

И с капустой пирог,

И с картошкой  пирог.

А который без начинки —

Самый вкусный  пирог!

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно составить  план игры, что, как и зачем будет  происходить в ней. Он может подать некоторые идеи более интересного  развития сюжета, но основное содержание должны придумать сами ребята.

Один из вариантов игры может быть следующим. Когда «гости»  пришли, «хозяева» правильно рассаживают  их, предлагают самые удобные места. Во время чаепития гостей занимают интересной беседой, их приветливо угощают: «Кушайте, пожалуйста», «Попробуйте  этот пирог», «Не хотите ли еще чаю  или сока?».

После чаепития «хозяева»  с помощью воспитателя развлекают гостей коллективными песнями, загадками, подвижными или словесными играми. Все это «хозяева» заранее  обсуждают и готовят, распределяя, кто какие развлечения будет  проводить.

По окончании игры педагогу необходимо коллективно обсудить все  ошибки, допущенные хозяевами или  гостями.

 

Игра  «Купи – продай»

В начале игры выбирается ведущий. Его роль заключается в том, чтобы  наблюдать за действиями участников и подводить итоги в конце  игры. Остальные участники делятся  на две команды. Первая команда –  это "продавцы", вторая команда  – "покупатели. Каждый "продавец" получает от ведущего определенное задание, он должен "продать" какие-то определенные продукты. Это может быть что угодно – хлеб, сахар, молоко. 
Каждый "покупатель" получает определенное количество денег. Он должен приобрести какой-то продукт, при этом желательно за самую низкую цену. Смысл игры в том, что когда начинается "торговля", каждый "продавец" старается предельно завысить цену, а задача "покупателя" – эту цену сбить. По ходу игры могут происходить различные диалоги, показывающие умение "покупателя" торговаться. Например, он может спрашивать о различных продуктах, сомневаться в их качестве. "Продавец" должен давать предельно краткую и вместе с тем понятную информацию. Если он не сможет этого сделать, ему придется снижать цену.

Правила игры запрещают "продавцам" самовольно менять ассортимент своего товара. Ведущий внимательно наблюдает  за ходом игры. При необходимости  он может сам что-нибудь "купить" у какого-то "продавца. Ведущий  оценивает действия каждого "продавца", присуждает ему определенное количество очков. Оцениваются самые разные параметры – умение рекламировать  свой "товар", громкий и четкий голос, доброжелательная интонация. Одним  словом, важны все качества, которые  пригодились бы настоящему продавцу.

После того как кто-либо из "продавцов" успеет освободиться от своего товара, команды меняются ролями. Теперь "продавцы" становятся "покупателями", и игра продолжается. В конце игры подводятся итоги. Ведущий  выбирает того "продавца", который  набрал максимальное количество очков. Он и станет победителем в этой игре. Его можно наградить призом, остальные игроки также получают какие-то призы, пусть даже и шуточные.

Кроме того, ведущий может  оценивать также действия "покупателей. Прежде всего оценивается умение торговаться, заинтересованность "покупателя" в качестве товара, умение задавать вопросы. Таким образом, в конце игры кто-то получит звание "Лучшего продавца", а кто-то – "Лучшего покупателя.

 

Игра  «Книжный магазин»

Для этой игры нужно взять  несколько самых разных книг. Это  – необходимый реквизит для магазина. Перед началом игры выбирается ведущий, которому предстоит исполнять роль судьи, оценивать действия каждого  игрока, чтобы впоследствии подвести итоги. Сначала "продавцом" становится один из участников игры, его задача – продать как можно больше книг, находящихся в "магазине.

Каждый участник игры располагает  определенной суммой денег. Все условия  игры заранее обговариваются с ведущим, именно он и называет цену каждой книги, а также распоряжается, сколько "денег" будет на руках у каждого "покупателя. Игра проходит по следующему сценарию: один из "покупателей" подходит к "продавцу" и начинает расспрашивать  его о разных книгах. В данной игре задача "продавца" – подробно рассказать о той или иной книге, чтобы заинтересовать "покупателя. "Покупатель" может задавать любые, даже самые каверзные вопросы. "Продавец" обязан на ходу сориентироваться, чтобы немедленно придумать ответ.

Ведущий внимательно наблюдает  за игрой, он сам может "купить" что-нибудь, чтобы получить возможность  задать какой-то вопрос "продавцу. По ходу игры ведущий назначает "продавцу" определенное количество очков. Игра продолжается до тех пор, пока каждый игрок не попробует себя в роли "продавца. Каждому "продавцу" ведущий назначает  определенное количество очков. В конце  игры можно подвести итоги. "Продавец", набравший больше очков, становится победителем.

 

 

Приложение №2

Рекомендации  для родителей

«Значение игры для  развития ребенка»

Лет двадцать назад большинство  детей шли в школу, не умея ни читать, ни писать, ни считать. Всему этому  дети обучались в школе, и их интеллектуальное развитие от этого совсем не страдало. Сейчас ситуация изменилась.

Для того, чтобы ребёнка приняли в хорошую школу (а значит, для того, чтобы он получил приличное образование, а потом удачно устроился в нашей трудной жизни) ему уже в 6 лет нужно выдержать солидный экзамен на "готовность".

Поэтому родители спешат как можно раньше начать его обучение. Так называемое "раннее развитие" в наши дни очень популярно и модно. Детей чуть ли не с рождения учат читать, считать до 100 и обратно, учат иностранному языку, логике, риторике, грамматике, математике и пр. И родители за такое дошкольное образование готовы платить немалые деньги - ведь для будущего ребёнка ничего не жалко!

А воспитатели в соответствии с законами рыночной экономики, охотно идут навстречу потребителю (т.е.родителю) и учат.

В результате система дошкольного  воспитания всё более превращается в низшую ступень школьного обучения. Несмотря на прогрессивные и гуманистические  концепции учёных и призывы сохранить  детство, страх перед будущим  берёт своё и "готовность к школе" становится главной целью родителей, воспитателей и даже психологов, работающих в детских садах.

Данная тенденция является не только неоправданной - ни с педагогической, ни с психологической точки зрения, но и весьма опасной, несущей с  собой непредсказуемые социальные последствия. Дело в том, что в силу своих психологических особенностей дети дошкольного возраста (до 7 лет) не способны к осознанной и целенаправленной учебной деятельности.

Даже заучив какие-либо термины  и формулировки, дети не понимают их и не могут использовать. Так, например, заучив названия отдельных месяцев  или дней недели, они не знают, какое  сейчас время года, или, запомнив на занятиях названия предлогов (над, под, сверху и пр.), они не используют их в своих действиях.

Такие заученные знания, оторванные от реальной жизни детей, остаются бссмысленными речевыми штампами. Несмотря на огромные усилия педагогов и умственное истощение дошкольников, их готовность к школе остаётся весьма сомнительной.

Дети не могут учиться, только потому, что этого хотят  взрослые. И не потому, что они  ленивые и непослушные, а потому что они дети. И беда не в том, что они ничего не приобретают  от такого преждевременного обучения, а в том, что они теряют необыкновенно  важные возможности, которые открывает  перед ними дошкольное детство.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается  воображение, творчество, общая иницативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.

Дошкольники практически  не знают традиционных детских игр  и не умеют играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов  режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа.

Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут  содержательно и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому  воспитатели стремятся заполнить  свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к  дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники  не умеют и не хотят играть.

Это действительно так. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее  время эта связь детских поколений  прервана (разновозрастные детские  сообщества - в семье, во дворе, в  квартире - встречаются лишь как  исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они  и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются  мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.

Преимущество игры перед  любой другой детской деятельностью  заключается в том, что в ней  ребёнок сам, добровольно подчиняется  определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

И в то же время, именно в  игре дети учатся контролировать и  оценивать себя, понимать, что они  делают, и (наверное это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.

А ведь именно это самостоятельное  регулирование своих действий превращает ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения - бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако, эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.

Главное преимущество игровых  правил заключается в том, что  они добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление  о том, что и как надо делать слиты с желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать правильно. Уход таких правил из игры может свидетельствовать  о том, что у современных детей  игра перестаёт быть "школой произвольного  поведения", но никакая другая деятельность для ребёнка 3-6 лет выполнить эту  функцию не может.

А ведь произвольность - это  не только действия по правилам, это  осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись  игры, дети не приобретают всего  этого. В результате их поведение  остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых.

Наблюдения показывают, что  современные дошкольники не умеют  сами организовать свою деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и  пр. У большинства из них не развито  воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность  мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших  качеств, трудно питать иллюзии, что  все эти способности возникнут  сами собой потом, в более зрелом возрасте. Между тем и родителей, как правило, мало волнуют эти  проблемы.

Главным показателем эффективности  работы детского сада и благополучия ребёнка считается степень готовности к школе, которая выражается в  умении считать, читать, писать и выполнять  инструкции взрослого. Такая "готовность" не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, дети часто не хотят в школу, или  теряют интерес к учёбе уже  в младших классах.

Преимущества раннего  обучения сказываются только в первые 2-3 месяца школьной жизни - таких "готовых" детей уже не надо учить читать и считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать - эти дети пасуют и ждут указаний взрослого. Надо ли говорить, что такая пассивность, отсутствие интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будет иметь весьма печальные результаты не только в школе.

Информация о работе Ролевые игры как средство воспитания и развития детей в дошкольном возрасте