Роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 14:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление роли интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3-м классе на уроках математики.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальных классах.
Предмет исследования: роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3-м классе на уроках математики.
Гипотеза исследования: если при изучении нумерации чисел на уроках математики целенаправленно и систематически использовать возможности интерактивной доски, то повысится уровень усвоения учебного материала, качество математических знаний, умений и навыков младших школьников, т.к. это будет способствовать эффективному восприятию учебного материала, формированию познавательного интереса и развитию познавательной активности третьеклассников.

Вложенные файлы: 1 файл

ИД.docx

— 1.37 Мб (Скачать файл)

 

 


 

Введение

 

Актуальность исследования. В период экономического и социального становления независимого государства к образованию предъявляются новые требования. Школа как один из важнейших социальных институтов отражает

состояние и тенденции развития общества в целом и сама влияет на него.

По мнению Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, «..без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по-новому, мы не сможем создать инновационную экономику» [1, с. 3].

Современный этап развития казахстанского общества в контексте глобализации мира предъявляет высокие требования к базовым компетенциям выпускника общеобразовательной школы. В динамичном обществе с быстроизменяющимся рынком труда возникает социальный заказ на личность, обладающую познавательной самостоятельностью и метакогнитивными навыками.

В стремлении добиться подобного результата развивается и мировая педагогическая наука. Сегодня общеобразовательная практика большинства развитых стран формируется с  учетом следующих приоритетов: гуманизации, индивидуализации, интенсификации, профилизации и ранней специализации. Реализация обозначенных приоритетов на практике предполагает трансформацию учебного процесса, его перевод на субъект объектную основу [2, с. 3].

Предоставив народу Казахстана свободный выбор в организации собственной жизни, а значит, поставив его в состояние постоянного духовного усилия по решению жизненно-важных проблем, глава государства глубоко озабочен интеллектуальным становлением и развитием личности человека.

Стратегии образования и воспитания в политических и социально-экономических условиях XXI века определяются государством и отражена в Законе Республики Казахстан «Об образовании» [3] и других нормативных документах в области образования.

В «Государственной программе развития образования Республики Казахстан до 2020 года» определены основные направления и механизм реализации развития педагогического образования. В соответствии с данным документом, «в условиях быстроизменяющегося мира на развитие и укрепление современного Казахстана влияет педагогическое образование и педагогическая культура народа» [4, с 9].

В «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года» отмечено, что «одной из позитивных тенденций развития образования является использование новейших технологий обучения в учебном процессе» [5. с. 6].

Одним из важных средств повышения качества учебного процесса, успешного усвоения знаний, формирования у них умений и навыков являются информационные средства обучения, которые позволяют не только реализовать принципы наглядности, но и деятельностный метод в обучении.

Как считают А. Н. Саржанова и В. Г. Пустовалова, грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальных классах способствует: «активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальных классах; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников; формированию информационно-коммуникационной компетенции; приобретению навыков работы на персональном компьютере учащимися начальных классов с соблюдением правил безопасности [6, с. 6].

Однако, опыт педагогической деятельности, результаты исследований ученых показывают: использование интерактивных средств обучения без системной организации и технологизации учебного процесса может дать лишь временный эффект. По мнению Т. Т. Галиева, технологическое построение учебного процесса обязательно включает в себя последовательную ориентацию на четко определенные цели и специфику педагогической технологии, в соответствии с которой педагогический процесс должен гарантировать достижения поставленной цели [7, с. 3].

В наш век математическая наука проникла во все сферы научной и практической деятельности и стала, наряду с другими науками, непосредственной производительной силой в обществе. Поэтому в подготовке школьников на уровне современных требований важная роль отводится математике [7, с. 3].

Вопросы применения интерактивных методик и средств в образовании исследовали многие ученые-педагоги: И. Р. Высоцкий, Б. С. Гершунский,       Д. М. Джусубалиева, А. П. Ершов, Э. И. Кузнецов, А. М. Коротков,                    А. Мендыбаева ,В. М. Монахов, Е. С. Полат, И. В. Роберт, А. Ю. Уваров,                 О. К. Филатов и другие ученые [8, с. 4].

Анализ результатов научных исследований казахстанских ученых позволили выделить работы, посвященные компьютеризации и информатизации системы образования, как процессов, сопровождающих создание  национальной системы  образования   (А.М. Рахимжанова и др.)

[8, с. 4].

Применение инновационных средств и методов обучения, его  активизации, повышения мотивации, самостоятельности и социализации личности в ходе межличностного взаимодействия нашли свое отражение в работах: М. А. Абдирова, Б. А. Абдыкаримова, В. Х. Адиловой,                        Н. А. Ахметовой, Г. З. Адильгазинова, Т. Ж. Байдильдинова,                               Е. З. Батталханова,  Г. Е. Берикхановой, А. Л. Вегнера, Н. А. Дарханова,          Р. М. Дузбаевой, В. В. Егорова, Г. Д. Жангисиной, М. М. Жанпеисовой,             К. Т. Искаковой, В. А. Канн-Калика, Ж. А. Карасева, В. П. Карибхановой,        С. К. Кариева, Н. И. Каримбаева, И. Я. Лернера, А. К. Мендыбаевой,               Ж. К. Нурбекова, Г. К. Нургалиева, Г. К. Нуртаевой, А. А. Ташева,                       А. Н. Тесленко, Д. Б. Эльконина и др. [1, с. 3].

С помощью педагогических теорий авторы пытались пересмотреть сложившиеся в обществе представления о целях образования и дидактических средствах ее достижения.

В Республике Казахстан различные аспекты процесса обучения на начальной ступени образования изучали: К. Аймагамбетова, А. Х. Аренова,      К. Т. Атемова, А. Ж. Едигенова, М. З. Жанбобекова, Ж. Т. Кайынбаев,                В. П. Карибжанова, Ж. К. Кишкашбаев и другие ученые [9, с. 5].

Таким образом, видно, что многие исследователи рассматривали различные подходы и отдельные аспекты организации процесса обучения на начальной ступени образования. Но недостаточно научных трудов применительно к  использованию в процессе обучения инновационных средств обучения, а именно интерактивной доскина уроках математикив начальных классах.

В результате изучения психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования нами были выявлены объективно существующие противоречия между потребностями современной системы образования в инновационных средствах обучения, в частности интерактивной доски, и отсутствием педагогической основы использования таковых на начальной ступени обучения математике. А также между потребностью учителей практиков в интерактивных средствах обучения как субъектов педагогического процесса и отсутствием в теории и практике взаимодействия понятий «интерактивное средство обучения» с основными научными понятиями (категориями) педагогики на начальной ступени образования.

Решения этих противоречий определило проблему исследования о необходимости использования интерактивной доски в процессе обучения математике учащихся на начальной ступени.

Однако в настоящий момент педагоги-практики, используя передовой педагогический опыт, применяют отдельные элементы инновационных технологий, в частности, возможности  интерактивной доски, в обучении, но вводят их бессистемно, не изучив психолого-педагогических условий их применения.

Все вышесказанное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3 классе».

Цель исследования: выявление роли интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3-м классе на уроках математики.

        Объект исследования: процесс обучения математике в начальных классах.

Предмет исследования: роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел  в 3-м классе на уроках математики.

Гипотеза исследования: если при изучении нумерации чисел на уроках математики целенаправленно и систематически использовать возможности интерактивной доски, то повысится уровень усвоения учебного материала, качество математических знаний, умений и навыков младших школьников, т.к. это будет способствовать эффективному восприятию учебного материала, формированию познавательного интереса и развитию познавательной активности третьеклассников.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать интерактивную доску как инновационное средство обучения математике младших школьников;
  2. Рассмотреть особенности организации уроков математики с использованием интерактивной доски в начальных классах;
  3. Уточнить методы и приемы изучения нумерации чисел на уроках математики в 3 классе;
  4. Описать опытно-экспериментальную работу, направленную на выявление роли интерактивной доски при изучении нумерации чисел на уроках математики в 3 классе;
  5. Проанализировать основные результаты опытно-экспериментальной работы

Методы исследования:  изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, изучение нормативных документов в области начального образования; изучение передового педагогического опыта по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, изучение результатов деятельности учащихся, эксперимент, метод математической обработки результатов от опытно-экспериментальной работы.

Новизна исследования: заключается в выявлении роли интерактивной доски на уроках математики в 3 классе при изучении нумерации чисел, а также в конкретизации методических рекомендаций по ее использованию.

Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования материалов исследования в практической деятельности начинающих учителей младших классов, а также студентов-практикантов данной специальности.

База исследования: 3 класс Новоузенской основной школы Есильского района Северо-Казахстанской области и 3 класс Леонидовской начальной школы Есильского района Северо-Казахстанской области.

 

1 Теоретические  основы использования интерактивной  доски на уроках математики  в начальных классах

 

1.1 Интерактивная  доска как инновационное средство обучения математике младших школьников

 

Современное образование несколько изменилось по сравнению с образованием конца прошлого века. Педагогическая практика стала использовать новые педагогические технологии. Эти технологии направлены на обеспечение развития личности всех учащихся. Учебное заведение закладывает в каждого определенный набор знаний, и чем применимее эти знания на практике, тем полезнее функции образования. А чтобы учащиеся захотели применять на деле полученные знания, необходимо сделать и сам процесс обучения увлекательным действием [10, с. 94].

Одним из путей совершенствования учебного процесса в начальной школе специалисты счиают использование новых форм и способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Использование современных информационно-коммуникационных технологий непосредственно в процессе обучения учащихся начальной школы - существенный компонент информатизации образования. Диапазон использования информационно-коммуникационных технологий весьма широк: от обучения, тестирования учащихся, учета их успеваемости, ведения характеристик, воспитательной работы - до игры.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыком самостоятельно приобретать новые знания и умения, приобщает обучаемых к современным методам работы с информацией. Целью информационно-коммуникационных технологий является создание условий, способствующих максимальному развитию способностей учащихся и достижению нового результата обучения в образовательной деятельности. Задачами выше названных педагогических технологий являются: повышение качества знаний; мотивация к более глубокому пониманию теоретического материала через внедрение, а также развитие и совершенствование познавательных навыков, самооценки школьников с применением ресурсов информационно-коммуникационных технологий; развитие компетентности учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира (социальная, коммуникационная, технологическая и др. компетентности), воспитание познавательного любопытства [11, с. 9].

Ожидаемые результаты использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий:

         -готовность и способность учеников актуализировать полученную в различных формах информацию для самообразования и презентации результатов своей работы;

-стабильная демонстрация школьниками опыта обмена, обработки и представления информации с помощью средств информационно-коммуникационных технологий;

-представление на школьной (и выше) конференции индивидуальных и совместных с родителями проектов, отражающих разнообразные способности и увлечения учеников класса;

-достижение и демонстрация новых результатов качества обучения.

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе позволяет:

-организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;

-осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

-проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

-овладевать практическими способами работы с информацией;

-перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности [11, с. 10].

Разновидность информационно-коммуникационных технологий  - компьютерные технологии – качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств; формированию познавательных способностей; стремлению к самосовершенствованию. Каждый учитель старается делать свои уроки увлекательными, насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами. В этом учителю помогает компьютер с его неограниченными возможностями и современное оборудование, пришедшее в школу – интерактивная доска [12,   

Информация о работе Роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3 классе