Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 14:33, дипломная работа
Цель исследования: выявление роли интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3-м классе на уроках математики.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальных классах.
Предмет исследования: роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3-м классе на уроках математики.
Гипотеза исследования: если при изучении нумерации чисел на уроках математики целенаправленно и систематически использовать возможности интерактивной доски, то повысится уровень усвоения учебного материала, качество математических знаний, умений и навыков младших школьников, т.к. это будет способствовать эффективному восприятию учебного материала, формированию познавательного интереса и развитию познавательной активности третьеклассников.
Введение
Актуальность исследования. В период экономического и социального становления независимого государства к образованию предъявляются новые требования. Школа как один из важнейших социальных институтов отражает
состояние и тенденции развития общества в целом и сама влияет на него.
По мнению Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, «..без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по-новому, мы не сможем создать инновационную экономику» [1, с. 3].
Современный этап развития казахстанского общества в контексте глобализации мира предъявляет высокие требования к базовым компетенциям выпускника общеобразовательной школы. В динамичном обществе с быстроизменяющимся рынком труда возникает социальный заказ на личность, обладающую познавательной самостоятельностью и метакогнитивными навыками.
В стремлении добиться подобного результата развивается и мировая педагогическая наука. Сегодня общеобразовательная практика большинства развитых стран формируется с учетом следующих приоритетов: гуманизации, индивидуализации, интенсификации, профилизации и ранней специализации. Реализация обозначенных приоритетов на практике предполагает трансформацию учебного процесса, его перевод на субъект объектную основу [2, с. 3].
Предоставив народу Казахстана свободный выбор в организации собственной жизни, а значит, поставив его в состояние постоянного духовного усилия по решению жизненно-важных проблем, глава государства глубоко озабочен интеллектуальным становлением и развитием личности человека.
Стратегии образования и воспитания в политических и социально-экономических условиях XXI века определяются государством и отражена в Законе Республики Казахстан «Об образовании» [3] и других нормативных документах в области образования.
В «Государственной программе развития образования Республики Казахстан до 2020 года» определены основные направления и механизм реализации развития педагогического образования. В соответствии с данным документом, «в условиях быстроизменяющегося мира на развитие и укрепление современного Казахстана влияет педагогическое образование и педагогическая культура народа» [4, с 9].
В «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года» отмечено, что «одной из позитивных тенденций развития образования является использование новейших технологий обучения в учебном процессе» [5. с. 6].
Одним из важных средств повышения качества учебного процесса, успешного усвоения знаний, формирования у них умений и навыков являются информационные средства обучения, которые позволяют не только реализовать принципы наглядности, но и деятельностный метод в обучении.
Как считают А. Н. Саржанова и В. Г. Пустовалова, грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальных классах способствует: «активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальных классах; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников; формированию информационно-коммуникационной компетенции; приобретению навыков работы на персональном компьютере учащимися начальных классов с соблюдением правил безопасности [6, с. 6].
Однако, опыт педагогической деятельности, результаты исследований ученых показывают: использование интерактивных средств обучения без системной организации и технологизации учебного процесса может дать лишь временный эффект. По мнению Т. Т. Галиева, технологическое построение учебного процесса обязательно включает в себя последовательную ориентацию на четко определенные цели и специфику педагогической технологии, в соответствии с которой педагогический процесс должен гарантировать достижения поставленной цели [7, с. 3].
В наш век математическая наука проникла во все сферы научной и практической деятельности и стала, наряду с другими науками, непосредственной производительной силой в обществе. Поэтому в подготовке школьников на уровне современных требований важная роль отводится математике [7, с. 3].
Вопросы применения интерактивных методик и средств в образовании исследовали многие ученые-педагоги: И. Р. Высоцкий, Б. С. Гершунский, Д. М. Джусубалиева, А. П. Ершов, Э. И. Кузнецов, А. М. Коротков, А. Мендыбаева ,В. М. Монахов, Е. С. Полат, И. В. Роберт, А. Ю. Уваров, О. К. Филатов и другие ученые [8, с. 4].
Анализ результатов научных исследований казахстанских ученых позволили выделить работы, посвященные компьютеризации и информатизации системы образования, как процессов, сопровождающих создание национальной системы образования (А.М. Рахимжанова и др.)
[8, с. 4].
Применение инновационных средств
и методов обучения, его активизации,
повышения мотивации, самостоятельности
и социализации личности в ходе межличностного
взаимодействия нашли свое отражение
в работах: М. А. Абдирова, Б. А. Абдыкаримова,
В. Х. Адиловой,
С помощью педагогических теорий авторы пытались пересмотреть сложившиеся в обществе представления о целях образования и дидактических средствах ее достижения.
В Республике Казахстан различные аспекты процесса обучения на начальной ступени образования изучали: К. Аймагамбетова, А. Х. Аренова, К. Т. Атемова, А. Ж. Едигенова, М. З. Жанбобекова, Ж. Т. Кайынбаев, В. П. Карибжанова, Ж. К. Кишкашбаев и другие ученые [9, с. 5].
Таким образом, видно, что многие исследователи рассматривали различные подходы и отдельные аспекты организации процесса обучения на начальной ступени образования. Но недостаточно научных трудов применительно к использованию в процессе обучения инновационных средств обучения, а именно интерактивной доскина уроках математикив начальных классах.
В результате изучения психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования нами были выявлены объективно существующие противоречия между потребностями современной системы образования в инновационных средствах обучения, в частности интерактивной доски, и отсутствием педагогической основы использования таковых на начальной ступени обучения математике. А также между потребностью учителей практиков в интерактивных средствах обучения как субъектов педагогического процесса и отсутствием в теории и практике взаимодействия понятий «интерактивное средство обучения» с основными научными понятиями (категориями) педагогики на начальной ступени образования.
Решения этих противоречий определило проблему исследования о необходимости использования интерактивной доски в процессе обучения математике учащихся на начальной ступени.
Однако в настоящий момент педагоги-практики, используя передовой педагогический опыт, применяют отдельные элементы инновационных технологий, в частности, возможности интерактивной доски, в обучении, но вводят их бессистемно, не изучив психолого-педагогических условий их применения.
Все вышесказанное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3 классе».
Цель исследования: выявление роли интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3-м классе на уроках математики.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальных классах.
Предмет исследования: роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3-м классе на уроках математики.
Гипотеза исследования: если при изучении нумерации чисел на уроках математики целенаправленно и систематически использовать возможности интерактивной доски, то повысится уровень усвоения учебного материала, качество математических знаний, умений и навыков младших школьников, т.к. это будет способствовать эффективному восприятию учебного материала, формированию познавательного интереса и развитию познавательной активности третьеклассников.
Задачи исследования:
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, изучение нормативных документов в области начального образования; изучение передового педагогического опыта по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, изучение результатов деятельности учащихся, эксперимент, метод математической обработки результатов от опытно-экспериментальной работы.
Новизна исследования: заключается в выявлении роли интерактивной доски на уроках математики в 3 классе при изучении нумерации чисел, а также в конкретизации методических рекомендаций по ее использованию.
Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования материалов исследования в практической деятельности начинающих учителей младших классов, а также студентов-практикантов данной специальности.
База исследования: 3 класс Новоузенской основной школы Есильского района Северо-Казахстанской области и 3 класс Леонидовской начальной школы Есильского района Северо-Казахстанской области.
Современное образование несколько изменилось по сравнению с образованием конца прошлого века. Педагогическая практика стала использовать новые педагогические технологии. Эти технологии направлены на обеспечение развития личности всех учащихся. Учебное заведение закладывает в каждого определенный набор знаний, и чем применимее эти знания на практике, тем полезнее функции образования. А чтобы учащиеся захотели применять на деле полученные знания, необходимо сделать и сам процесс обучения увлекательным действием [10, с. 94].
Одним из путей совершенствования учебного процесса в начальной школе специалисты счиают использование новых форм и способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Использование современных информационно-коммуникационных технологий непосредственно в процессе обучения учащихся начальной школы - существенный компонент информатизации образования. Диапазон использования информационно-коммуникационных технологий весьма широк: от обучения, тестирования учащихся, учета их успеваемости, ведения характеристик, воспитательной работы - до игры.
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыком самостоятельно приобретать новые знания и умения, приобщает обучаемых к современным методам работы с информацией. Целью информационно-коммуникационных технологий является создание условий, способствующих максимальному развитию способностей учащихся и достижению нового результата обучения в образовательной деятельности. Задачами выше названных педагогических технологий являются: повышение качества знаний; мотивация к более глубокому пониманию теоретического материала через внедрение, а также развитие и совершенствование познавательных навыков, самооценки школьников с применением ресурсов информационно-коммуникационных технологий; развитие компетентности учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира (социальная, коммуникационная, технологическая и др. компетентности), воспитание познавательного любопытства [11, с. 9].
Ожидаемые результаты использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий:
-готовность и способность учеников актуализировать полученную в различных формах информацию для самообразования и презентации результатов своей работы;
-стабильная демонстрация школьниками опыта обмена, обработки и представления информации с помощью средств информационно-коммуникационных технологий;
-представление на школьной (и выше) конференции индивидуальных и совместных с родителями проектов, отражающих разнообразные способности и увлечения учеников класса;
-достижение и демонстрация новых результатов качества обучения.
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе позволяет:
-организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;
-осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
-проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
-овладевать практическими способами работы с информацией;
-перейти от объяснительно-
Разновидность информационно-коммуникационных технологий - компьютерные технологии – качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств; формированию познавательных способностей; стремлению к самосовершенствованию. Каждый учитель старается делать свои уроки увлекательными, насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами. В этом учителю помогает компьютер с его неограниченными возможностями и современное оборудование, пришедшее в школу – интерактивная доска [12,
Информация о работе Роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3 классе