Роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 14:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление роли интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3-м классе на уроках математики.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальных классах.
Предмет исследования: роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3-м классе на уроках математики.
Гипотеза исследования: если при изучении нумерации чисел на уроках математики целенаправленно и систематически использовать возможности интерактивной доски, то повысится уровень усвоения учебного материала, качество математических знаний, умений и навыков младших школьников, т.к. это будет способствовать эффективному восприятию учебного материала, формированию познавательного интереса и развитию познавательной активности третьеклассников.

Вложенные файлы: 1 файл

ИД.docx

— 1.37 Мб (Скачать файл)

с. 11].

Интерактивность - это одно из слагаемых компьютерных технологий. Люди запоминают только 20 % того, что видят, 30 %- того, что слышат, 50 % - того, что видят и слышат, и 80 % того что они видят, слышат, и делают одновременно. На основе этих данных можно сказать, что применение интерактивных технологий может улучшить во много раз качество знаний учащихся [10, с. 94].

          Когда урок приобретает динамику, он становится более действенным инструментом обучения. Применение на уроках интерактивной доски помогает создать действие и динамику. Учеба с помощью интерактивных досок - абсолютно новый метод преподавания, хотя основы успешного проведения урока одни и те же. Главное, чтобы преподаватель вел занятие по четкому плану, намеченной структуре, достигал определенных целей. А интерактивность - это дополнительный инструмент, при умелом пользовании которым можно добиться глобальных результатов [10, с. 95].

Интерактивная доска – это доска, на которую проецируется изображение, причем она используется как сенсорный экран: стилусом можно управлять программной средой точно так же, как обычной мышью, т.е. при выборе слайдов, решении задач, построении геометрических фигур и т.д. можно, прикасаясь к поверхности доски выполнять необходимые действия. Интерактивная доска позволяет реализовать как совершенно новые, так и годами отработанные педагогические приемы, поскольку соединяет бесспорные преимущества компьютера с достоинствами обычной школьной доски.

За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию к обучению. Наглядное управление, быстрые заметки, корректировка рукой на доске, запись в видеофайл, который можно использовать как раздаточный материал – производят впечатляющий эффект на учащихся начальной школы, такие «чудесные» возможности не оставляют малышей равнодушными и, конечно же, являются побуждением к тому, чтобы поработать у доски самому, а значит запомнить материал [12, с. 11].

Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Г. С. Кабулова, И. И. Ефимова, С. В. Тороян указывают на три из них:

1. Презентации, демонстрации и создание моделей [12, с. 12]

Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме. Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи.

         Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.

2. Активное вовлечение  учащихся в учебный процесс [12, с. 12]:

Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски.

Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников.

Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает хороший темп урока.

3. Улучшение темпа и  течения урока

Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока [12, с. 12].

Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Преподаватели говорят, что подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия.

На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Преподаватели и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание.

Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию бодрый темп: вы не будете тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.

Подобные методики привлекают к активному участию в занятиях. Все, что учащиеся делают на доске можно сохранить и использовать в другой раз. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, преподаватель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия.

Исследователи отмечают основные преимущества работы с интерактивными досками [12, с. 13]:

- совместима с программами для всех лет обучения

- усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами;

-предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе;

- делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.

Также перечисляются преимущества для преподавателей и для учащихся.

Преимущества для преподавателей:

- позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса 
поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;

- позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

- позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

- удобна при работе в большой аудитории;

- вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост [12, с. 13].

Преимущества для учащихся:

-  делает занятия интересными и развивает мотивацию;

- предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

- освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске;

- учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

- позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

- учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе;

- им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями [12, с. 13].

Среди факторов эффективного использования интерактивной доски в обучении исследователи называют:

- обеспечение доступа к интерактивной доске, чтобы преподаватели могли набраться опыта;

- использование доски  не только преподавателями, но  и учащимися;

- предоставление преподавателю времени на подготовку к занятию;

- временные затраты преподавателя для того, чтобы стать уверенным пользователем и подобрать ресурсы для занятия;

- обмен идеями и ресурсами между преподавателями;

- расположение доски в классе таким образом, чтобы не мешал солнечный свет и ничто не находилось между проектором и доской;

- высокий уровень надежности и технической поддержки, чтобы свести к минимуму возможные проблемы [10, с. 96].

Учащимся нравится работать с электронной доской. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом. Педагоги при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы, ем при работе на обычной доске [10, с. 96].

Специалисты утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещенную на телевизионном или компьютерном экране, и доска отвечает этим требованиям. Наглядность электронных интерактивных досок - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, та целиком увлекает их [10, с. 96].

Использовать программное обеспечение на большом экране интерактивной доски в образовательных целях очень полезно. Это помогает сконцентрировать внимание учащихся в течение вceгo урока. Гораздо легче понять, как нужно делать то или это, когда правильные действия показывают, а не объясняют устно. Те из учеников, кого раньше на уроках было совершенно не слышно и не видно, теперь активно начали обсуждать задания со своими товарищами [10, с. 96].

Электронные интерактивные доски подталкивают к творчеству, а также улучшают умение учеников излагать свои мысли. Трудно описать все достоинства нововведений. Просто учебный процесс проходит интересно, весело и легко. Я. Г. Каримова перечислила некоторые виды образовательной деятельности, которые можно применять при использовании электронной интерактивной доски:

- работа с текстом и изображениями;

- сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте,

размещения в Интернете или печати;

- коллективная работа с образовательными web-сайтами;

- создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для

занятий;

- демонстрация и нанесение заметок поверх готовых образовательных

материалов;

-   использование встроенного в программное обеспечение интерактивной доски презентационного инструментария для обогащения дидактического материала;

- демонстрация творческих работ, созданных преподавателем и

учащимися [10, с. 97].

Для работы с интерактивной доской используются определенные программные продукты. Все виды образовательных программных продуктов Я. Г. Каримова условно разделяет на несколько групп:

- обучающие CD (электронные учебники, библиотеки наглядных

пособий);

- энциклопедии (видео, фото, аудио);

         - виртуальные лаборатории (демонстрационные анимации, интерактивные работы);

- тренажеры (тестирование);

- развивающие программные продукты (игры, конструкторы, викторины);

- интернет ресурсы  [10, с. 97].

 

Вывод: использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения учащихся начальной школы - существенный компонент информатизации образования, который позволяет обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыкам самостоятельно приобретать новые знания и умения, приобщает обучаемых к современным методам работы с информацией. За счет большой наглядности использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей, повышает мотивацию к обучению.

 

 

1.2 Особенности  организация уроков математики  с использованием интерактивной  доски в начальных классах

 

Поданным наблюдений ученых, обучение с помощью интерактивной доски гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором. Чтобы максимально использовать возможности интерактивной доски, необходимо тщательно спланировать урока. К тому же уроки, созданные на интерактивной доске можно использовать не один раз, и это сэкономит ваше время [13, с. 85].

Урок как непосредственный инструмент реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий требует максимально тщательной разработки. Это одновременно и конечный результат, и последняя стадия оформления, реализации идей, заложенных разработчиками тех или иных технологий [13, с. 85].

Подготовка уроков с интерактивным оборудованием требует еще более тщательной подготовки, чем к обычным занятиям. «Режиссура урока» в данном случае не просто новомодный термин, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий урок с интерактивной доской, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения  [13, с. 85].

Информация о работе Роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3 классе