Роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 14:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление роли интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3-м классе на уроках математики.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальных классах.
Предмет исследования: роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3-м классе на уроках математики.
Гипотеза исследования: если при изучении нумерации чисел на уроках математики целенаправленно и систематически использовать возможности интерактивной доски, то повысится уровень усвоения учебного материала, качество математических знаний, умений и навыков младших школьников, т.к. это будет способствовать эффективному восприятию учебного материала, формированию познавательного интереса и развитию познавательной активности третьеклассников.

Вложенные файлы: 1 файл

ИД.docx

— 1.37 Мб (Скачать файл)

Стандартный школьный урок, учитывая современные педагогические и информационные технологии обучения - интерактивные методы обучения, - по мнению Г. С. Кабуловой,  может развиваться так:

- подготовка к началу урока;

- объяснение целей урока;

- введение в новую тему или задание может повторяться несколько раз в

течение урока, так как является его основой;

- развитие темы при участии школьников;

- обсуждение в конце урока того, что было пройдено, а также самого процесса обучения [12, с. 14].

Структура урока всегда остается та же - неважно, используется интерактивная доска или нет. Но в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником, например, при, так называемом, индуктивном методе преподавания, когда ученики приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию.

Программное обеспечение для интерактивных досок позволяет четко структурировать уроки. Возможность сохранять уроки, дополнять их записями улучшает способ подачи материала.

Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи. Преподаватели, которые уже достаточно долго работают с досками, заметили, что качество их уроков заметно улучшилось.

Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но многие преподаватели замечают, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал.

Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех ваших проблем моментально. И преподаватели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения.

Преподавателям необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивных досок и его основные возможности. Еще важно определить, какие ресурсы могут помочь в работе с интерактивной доской.

Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества [12, с 15]:

   - материалы к уроку можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп урока и сохранит время на обсуждения;

       - можно создавать ссылки с одного файла на другой - например, аудио-видео-файлы или интернет-страницы, это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов кроме того, к интерактивной доске можно подключить и другое аудио- и видеооборудование;

       -  материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование.

Чтобы максимально использовать все возможности интерактивных досок, необходимо следующее  [12, с. 12]:

      - составляющие оборудования: интерактивная доска и программное обеспечение к ней, компьютер и проектор;

      - вы также должны позаботиться о дополнительном программном обеспечении и других мультимедийных ресурсах.

Также надо уделить внимание:

        - установке;

        - эксплуатации/гарантии;

        - безопасности;

        - подключению к школьной сети и Интернету [12, с 12].

После занятия файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний учеников.

Интерактивная доска, утверждает Г. С. Кабулова, - это, в сущности, дисплей вашего компьютера. Значит, все, что есть на вашем компьютере, можно показать и на интерактивной доске [12, с. 12].

Это дает возможность использовать широкий спектр ресурсов, таких как:

        - презентационное программное обеспечение;

        - текстовые редакторы;

        - CD-ROMы;

        - интернет;

        - изображения (фотографии, рисунки, диаграммы, изображения экрана);

        - видео-файлы (отрывки телевизионных программ, видео-кассеты VHS или цифровые видео-изображения);

        - звуковые файлы (отрывки кассет или радио, записи, сделанные учениками или другими преподавателями). Любой звук с CD-ROMа или Интернет-страницы также будет слышен, если у вас есть громкоговорители;

- программное обеспечение для интерактивной доски;

         - программное обеспечение, относящееся к различным предметам [12,      с. 16].

Возможно, занятия привлекут сразу несколько ресурсов, и преподаватель будет выбирать то, что ему нужно. Многие из вышеперечисленных ресурсов используют возможности компьютера, например, цвет, движение и звук, большинство из которых не всегда доступны на обычном уроке.

Простота использования этих устройств и разнообразие ресурсов увлекает учеников больше, чем традиционные занятия. Однако преподавателям часто приходится тратить достаточно много времени на поиск необходимых материалов. В разделе «Ссылки» вы можете найти интересные идеи, которые помогут вам в работе с интерактивной доской.

Г. С. Кабулова, И. И. Ефимова, С. В. Тороян обобщенно перечислили виды воздействия на обучение при использовании интерактивной доски в процессе обучения (Таблица 1.1) [12, с. 16]

Таблица 1.1

Виды воздействия интерактивной доски на обучение

 

Инструмент интерактивной доски

Воздействие на обучение

Цвет

Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет преподавателям выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления. Примером может быть работа с географической картой или схемой пищеварительной системы организма.

Записи на экране

Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы и идеи к тексту, диаграммам или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать.

Аудио- и видео-вложения

Значительно усиливают подачу материала. На интерактивных досках также можно захватывать видео-изображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи.

Drag & drop

Помогает учащимся группировать идеи, определять достоинства и недостатки, сходства и различия, подписывать карты, рисунки, схемы и многое другое.

Выделение отдельных частей экрана

Тест, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет преподавателям и ученикам фокусироваться на отдельных аспектах темы. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно. Программное обеспечение для интерактивных досок включает фигуры, которые могут помочь учащимся сконцентрироваться на определенной области экрана. Используя инструмент «прожектор» можно выделить определенные участки экрана и сфокусировать внимание на них.

Вырезать и вставить

Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия - отменять или возвращать. Эти придает учащимся больше уверенности - они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь.

 

Страницы

Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые из учеников не очень поняли. Страницы можно просматривать в любом порядке, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.

Разделение экрана

Преподаватель может разделить изображение с экрана компьютера и показать его на разных досках. Это может пригодиться при тщательном исследовании предмета.

 

Поворот объекта

Позволяет перемещать объекты, показывая симметрию, углы

и отражения

Соединение с электронным микроскопом

Позволяет рассматривать и исследовать микроскопические изображения


Когда вы работаете на интерактивной доске, вы можете передвинуть любой объект на другое место с помощью опции «drag and drop» (тащить и отпустить). Это позволяет передвигать текст и рисунки в любое место на доске - просто нажмите на объект и тащите его; когда вы дошли до нужного места, отпустите нажатие. Используя традиционные методы, такого же эффекта можно было бы добиться, написав слова на карточках или вырезав картинки и приклеив их к доске. Однако, такая работа на компьютере займет гораздо меньше времени и сэкономит место, где вы стали бы хранить карточки.

Возможность передвигать объекты по доске помогает в таких занятиях, как:

   - соединение

- классификация

- группировка

- сортировка

- заполнение пропусков

упорядочивание [12, с. 16].

Ученики могут экспериментировать с заданием и передвигать объекты, попробовать снова. Дети считают, что это гораздо интереснее, чем делать работать в тетради, где постоянно возникают ошибки. Также можно провести дискуссию о том, что учащиеся видят на интерактивной доске. Правильно задавая вопросы, преподаватели помогут учащимся объяснить свои действия, продемонстрировать свое понимание проблемы и поделиться информацией со всем классом.

Задания, использующие drag & drop идеальны для начала урока: они привлекают внимание всего класса. Можно использовать эту опцию для проверки знаний учеников или как введение в новую тему.

На занятии с интерактивной доской вы можете использовать все материалы, доступные на компьютере: таблицы, схемы, анимацию, аудио- и видео-записи. Разнообразие ресурсов предоставляет широкий выбор подходов к обучению.

Записи и комментарии можно добавлять поверх любого изображения на экране, а затем сохранять их в нужном файле. Таким образом, учащиеся смогут воспользоваться файлом позже или распечатать его. Этот метод может быть удобен на различных занятиях - любое задание, которое включает сортировку, соединение, группировку и упорядочивание объектов, будет более эффективным на интерактивной доске.

Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.

Т. Н. Лось обобщила отличительные особенности мультимедийного урока (Таблица 1.2) [13, с. 86 - 87].

Таблица 1.2

Отличительные особенности мультимедийного урока

 

Этапы

Содержание

Цели

Условия достижения положительных результатов

организаци-онный, целеполага-ние

«Ярмарка настроений»,

демонстрация темы и целей урока

 

Подготовить учащихся к работе на уроке

 

Доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение в деловой ритм; обеспеченно полной готовности класса и к работе.

проверка домашнего

задания

Демонстрация правильного выполнения заданий, вызывающих затруднения, вопросы для проверки знаний, тест, индивидуальное задание

Выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию

 

 

Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса; устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися; индивидуальная работа

актуализация опорных знаний и способов

действий

Вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу;

повторение с помощью эл. Пособий

 

 

Восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий

 

 

Формирование дидактической цели вместе < учащимися; использование различных приемов организации деятельности учащихся по принятию цели

 

 

 

формирование новых понятий и способов действий

Демонстрация основных понятий, схем, таблиц, рисунков, анимации, видеофрагментов, иллюстрирующих особенности нового материала

 

Объяснение новой темы

 

 

 

 

Применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения, систематизация новых знаний

 

  применение  знаний, формирование      умений

Вопросы и задания,

требующие

мыслительной

активности

и творческого

осмысления материала,

возможность

демонстрации

правильного решения

при возникновении

затруднений

Выполнение

тренировочных

заданий

 

 

 

 

 

 

 

Использование различных способов закрепления знаний; возможность дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны; умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями

 

 

контроль и учет знаний

Дифференцированный подход (подбор заданий разного уровня сложности), использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний

Организация контроля и самоконтроля

 

 

 

Использование различных способов контроля и самоконтроля знаний; рецензирование работ учащихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях

рефлекс  итог

урока

Анализ проделанной заботы, выставление и комментарий к оценкам.

Подведение итогов

 

 

Доброжелательный настрой учителя и учащихся на самостоятельную работу дома.

Информация о работе Роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3 классе