Роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 14:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление роли интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3-м классе на уроках математики.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальных классах.
Предмет исследования: роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3-м классе на уроках математики.
Гипотеза исследования: если при изучении нумерации чисел на уроках математики целенаправленно и систематически использовать возможности интерактивной доски, то повысится уровень усвоения учебного материала, качество математических знаний, умений и навыков младших школьников, т.к. это будет способствовать эффективному восприятию учебного материала, формированию познавательного интереса и развитию познавательной активности третьеклассников.

Вложенные файлы: 1 файл

ИД.docx

— 1.37 Мб (Скачать файл)

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

- усвоить базовые знания по предмету;

- систематизировать усвоенные знания;

сформировать навыки самоконтроля;

- сформировать мотивацию к учению в целом и к математике в частности;

- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом [14, с. 87].

Структура урока с использованием интерактивных устройств может меняться. А в некоторых случаях интерактивная доска может стать незаменимым помощником, например, при так называемом индуктивном методе преподавания, когда учащиеся приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию.

Однако важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски.

Работа с интерактивными досками делает любой урок динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе

урока. Можно, к примеру, написать на доске задания или вернуться к предыдущему материалу, чтобы проверить, как учащиеся его усвоили.

Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

- совершенствование системы управления обучением на различных

этапах урока;

- усиление мотивации учения;

- улучшение качества обучения и воспитания, что повысит

информационную культуру учащихся;

- повышение уровня подготовки учащихся в области современных

информационных технологий;

- демонстрацию возможностей компьютера не только как средства для

игры [15, с. 33].

Контроль знаний, считает Т. Н. Лось, также эффективно осуществляется при помощи интерактивной доски.

Использование компьютерного тестирования с помощью АК- TIVOTE (радиопультов) повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников.

Тесты создаются в вариантах именованного, анонимного режимов, ответы программируются, смену слайдов настраивают на автоматический переход через определенный интервал времени.

Тесты также набираются в программе Microsoft Power Point, а затем преобразуются во флипчарт, либо сразу можно работать в программе Aktivstudio. Обязательно сохраняются и систематизируются по разделам и темам, так как подобный способ контроля используется, начиная со 2 класса. Результаты тестирования Т. Н. Лось рекомендует анализировать сразу же после проведенной работы, в конце урока или на последующих занятиях, так как они сохраняются в памяти компьютера.

Сейчас у учителя появилась возможность создавать собственные тесты различной сложности, не обращаясь собственно к программированию. Использование различных тестов приобретет особую актуальность в связи с необходимостью подготовки учащихся к муниципальному тестированию, а затем и к сдаче ЕНТ.

Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и работы с интернет-сайтом и электронным учебником на одном уроке. Не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме. Тексты основных определений и другие основополагающие сведения по изучаемой теме все же должны остаться у учащихся в виде «бумажной копии». Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо [13, с. 93].

Учеников привлекает новизна проведения подобных уроков. В классе во время уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Учащиеся самостоятельно работают с учебной, справочной и другой литературой по предмету, у них появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания, повышается самооценка.

Чаще всего для выступления используют Microsoft Power Point в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация. В зависимости от выступления преподаватель или учащийся включают в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение, что делает урок более насыщенным, иллюстративным.

Применение компьютерных презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства [16, с. 36]:

- осуществление полисенсорного восприятия материала;

- возможность демонстрации различных объектов с помощью

мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

- объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую

презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

- возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия

сохранной сенсорной системе;

- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка. Презентации могут быть использованы при объяснении нового

материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).

На уроках математики с помощью слайдов может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка. Например, на уроке математики при решении задач на получение некоторого количества жидкости из большого или бесконечного по объему сосуда, водоема или источника с помощью двух пустых сосудов, задавая различные объемы сосудов, различные требуемые количества жидкости, можно получить большой набор задач разного уровня сложности для их героя «Переливашки». Объем жидкости в условном сосуде А будет соответствовать объему слитой жидкости, объемы Б и В – заданным объемам по условию задачи. Действие, обозначенное одной буквой, например, Б, означает наполнение сосуда из источника. Например [16, с. 36]:

Задача. Для разведения картофельного пюре быстрого приготовления «Зеленый великан» требуется 1 л воды. Как, имея два сосуда емкостью 5 и 9 литров, налить 1 литр воды из водопроводного крана?

Дети разными вариантами ищут решение задачи. Приходят к выводу, что задача решается за 4 действия (таблица 1.3) [16, с. 36].

 

Таблица 1.3

Варианты решения задачи

 

Действие

А

Б (9л)

В (5л)

В

0

0

5

В-Б

0

5

0

В

0

5

5

В-Б

0

9

1


 

Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения. Умение рационально применять информационно-коммуникационные технологии с традиционными средствами обучения позволяет учителю создавать ту палитру красок, с помощью которой создается современный урок. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов. Защита проекта требует выработки у ребят навыков публичного выступления, дискутирования, умения аргументированно отстаивать собственную позицию. Работа преимущественно осуществляется в группе и требует овладения особыми навыками коллективной работы, межличностного общения. Можно найти и профессионально созданные комплексы презентаций. В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронными аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и др. Для создания таких энциклопедий обычно используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки      [16,  с. 37].

Обучающие игры и развивающие программы ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре слепым десятипальцевым методом, который является ключом к компьютерной грамотности.

Использование информационных технологий помогает стимулировать творческую активность обучающихся. Результаты творческой деятельности ребят могут быть использованы учителями как иллюстративный, наглядный

материал к урокам. Работа над проектами стимулирует творческую, познавательную деятельность учащихся, сделает изучаемый материал личностно значимым. Создание компьютерных презентаций способствует развитию эстетической, общекультурной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной компетенций. Элементы методики преподавания предметов с использованием информационно-коммуникационных технологий могут быть такими [16, с. 37]:

  1. Создание «проблемных ситуаций» в процессе изложения учебного

материала ( использование видео фрагментов с противоположными точками

зрения на одну и ту же проблему).

  1. Виды урока:

- рассказ, лекция, беседа, кино-урок ( использование аудио-, видео

материалов);

- электронные и печатные материалы;

- виртуальная экскурсия.

3. Формы работы учеников: работа с книгой, анализ произведения,

исследовательская работа, сочинение, создание презентаций.

  1. Оценка качества усвоенных знаний на занятиях в форме тестирования,

тест–опрос. Материал урока должен быть разбит на чёткие, законченные части, логично соединенные друг с другом.

Все материалы к урокам специалисты рекомендуют готовить в электронном виде для интерактивного использования. Для каждого раздела курса математики заведена виртуальная папка. Она включает в себя разделы:

- к уроку (интересный материал по теме);

- презентации; сайты, на которых можно найти информацию по теме;

- виртуальный учебник (создается учениками по изученной теме);

- видео и флэш-анимация;

- картинки ( так условно называется раздел, где хранятся изображения,

клипарты для презентаций);

- работы учеников  [10, с. 98].

Обучение, утверждает Я. Г. Каримова, с помощью интерактивной доски гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором, поскольку имеет ряд преимуществ:

- обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала

за счет использования веб-сайтов и других ресурсов, возможности рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени;

        - развитие мотивации учащихся благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов;

- предоставление больших возможностей для участия в коллективной

работе, развития личных и социальных навыков;

- использование различных стилей обучения (учитель может обращаться

к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям); обеспечение хорошего темпа урока;

- предоставление возможности сохранения использованных файлов в сети

для организации повторения изученного материала; упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов;

- обеспечение многократного использования педагогами разработанных

материалов, обмена материалами друг с другом;

- стимулирование профессионального роста педагогов, побуждение их на-

поиск новых подходов к обучению [10, с. 98].

На уроке интерактивная доска является композиционным центром, что создает предпосылки для организации коллективной деятельности, и в этом ее преимущество перед учебной работой с персональным компьютером, которая строится обычно исключительно по индивидуальному принципу: каждый в одиночку просматривает теоретический материал, выполняет собственный вариант тестового или практического задания; учитель доверяет компьютеру и контроль. Интерактивная же доска возвращает нас к классике дидактики: все большее значение приобретают ответы у доски, коллективные обсуждения изучаемых проблем [17, с. 22].

Учитель, работая с интерактивной доской, может объяснить новую тему всему классу, организовать фронтальный опрос, может вызвать к доске одного-двух учеников, для того, чтобы они показали знание теоретического материала, который целесообразно потом прокомментировать, а в случае неправильного ответа организовать дискуссию, после чего продемонстрировать правильное решение задачи, открыв весь текст слайда. Благодаря интерактивной доске мы соединяем возможности компьютера с достоинствами традиционных средств обучения.

Информация о работе Роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3 классе