Семейная педагогика и семейное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Концепция семейной педагогики, её научные теории и основные направления в различные исторические периоды и при различных общественных условиях внешне оставались неизменными, потому, что они включали формирование общественных ценностей.
Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами приоритета семейного воспитания в развитии личности ребенка.

Содержание

Введение……………………………………………………...…………...…..….3
I. Семейная педагогика………..………………………………..……...…....….4
1. Семейная педагогика как наука……………….………………….…..4
2. Задачи и методы семейной педагогики……...………………….……5
3. Связь семейной педагогики с другими науками...............................7
4. Источники семейной педагогики......................................................11
II. Семейное воспитание……………………………………………....….……20
1. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка.................................20
2. Основные функции семьи.................................................................23
3. Воспитание детей в различных по структуре семьях.....................27
4. Роль родителей в развитии ребенка, принципы семейного
воспитания…………………………………………………………...…..32
5. Требования в семейном воспитании………………………....…..….38
6. Ошибки семейного воспитания........................................................42
Заключение.....................................................................................................48
Список литературы………………………...…………………………….…....50
Приложения………...……………………………………………..……...…....51
Приложение 1 Тесты………………………….….……………….…….51
Приложение 2 Рабочая тетрадь................………………………….....60
Приложение 3 Схемы и таблицы.....…………….…………...…..…....65
Приложение 4 Педагогические ситуации..…….…..............................70
Приложение 5 Педагогические задачи...……………..........................72
Приложение 6 Методики.....…………………………….......................74
Приложение 7 Тренинги..…..…………………..…………………..…..78
Приложение 8 Цитаты..…………………………………..………..…....80
Приложение 9 Ответы..………………………………….…………....…81

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 138.24 Кб (Скачать файл)

 

     Таблица 2  Основные периоды развития семьи и функции членов семьи

Стадия  семьи                 Основная функция семьи
  родительская функция        функция ребенка
I. Этап формирова-ния семьи Осознание партнерских  отношений, укрепление взаимоотношений  между супругами; создание сексуальных  отношении; налаживание отношений  с родителями и другими родственниками, беседы между супругами о будущем  семьи       
II. Семья,  ждущая ребенка; семья с младенцем Привыкание  к мысли о беременности и рождении ребенка; подготовка к материнству  и отцовству, привыкание к роли отца и матери; забота о потребностях ребенка; распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее  ни одного из родителей Ребенок зависим  от матери и начинает доверять ей; появление  привязанностей; овладение навыками взаимодействия; приспособление к ожиданиям  других людей; развитие координации  движений рук; 
овладение словами, короткими фразами, речью
III. Семья  с ребенком дошкольного возраста Развитие интересов  и потребностей ребенка; привыкание к материальным затратам; распределение  обязанностей, ответственности; поддержка  сексуальных отношений; дальнейшее развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка; сохранение прежнего круга друзей формирование семейных традиций, беседы о воспитании детей Преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого; привыкание к самостоятельности; выполнение требований взрослого по соблюдению чистоты (опрятность во время  еды, гигиена половых органов); проявление интереса к товарищам по играм; стремление быть как мама или как папа
IV. Семья  школьника Воспитать у  детей интерес к научным и  практическим знаниям; поддержка увлечений  ребенка; дальнейшее развитие взаимоотношений  в семье (открытость, откровенность); забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей; сотрудничество с другими родителями Получение навыков, необходимых для школьного образования; стремление быть полноправным членом семьи; постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, включение  в группу сверстников, расширение словарного запаса и развитие речи; формирование научной картины мира
V. Семья  с ребенком старшего школьного возраста Передача ответственности  ребенку по мере взросления; подготовка к новому периоду жизни семьи; определение функций семьи, распределение обязанностей между членами семьи; воспитание детей на достойных образцах; понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности Положительное отношение к собственному полу; прояснение роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему поколению; достижение эмоциональной независимости, отход от родителей; выбор профессии, стремление к материальной независимости; подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку, созданию семьи; формирование собственного мировоззрения
VI. Семья  со взрослым ребенком, входящим  в мир Отрыв от взрослеющего ребенка; создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших  в нее через брачные связи; забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи; спокойное  вступление в новую стадию брака  и подготовка к роли бабушки и  дедушки; создание хороших отношений  между своей семьей и семьей ребенка; уважение самостоятельности обеих  семей Осознание своего положения как положения самостоятельного человека, который может отвечать за свои поступки; создание прочных  отношений со своим возможным  
будущим супругом (супругой); положительное отношение к собственной сексуальности; создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни; знакомство с задачами развития партнерских отношении при формировании семьи
                             Партнерские функции
VII. Семья  среднего возраста («пустое гнездо») Обновление супружеских отношений; приспособление к возрастным физиологическим изменениям; творческое использование большого количества свободного времени; укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями; вхождение в роль бабушки (дедушки)       
VIII. Постаревшая  семья Осознание собственного отношения к смерти и одиночеству; изменение дома в соответствии с  потребностями пожилых людей; приспособление к жизни на пенсии; воспитание готовности принять помощь других людей; подчинение своих увлечений и дел своему возрасту; подготовление к неизбежному  концу жизни, обретение веры Наряду с  функциями по развитию собственной  семейной жизни проявление заботы о  престарелых родителях; помощь им, если это необходимо, материальная и духовная; подготовка к окончательному уходу  родителей; подготовка своих детей  к потере бабушки (дедушки)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 4

     Педагогические  ситуации

     Ситуация 1:

     Учительница: “А теперь, чтобы вы лучше запомнили, какими бывают обстоятельства, составим таблицу”. Из класса раздалось недовольное  нытье: “Ну зачем”, “Вот еще!”, “Давайте не будем”, “Мы и так запомним”.

     Учительница (озадаченно помолчав): “Ну, хорошо, таблицу  мы делать не будем, сделаем только памятку”. Опять недовольные выкрики  из класса: “Зачем?” “Давайте, лучше  таблицу!” и т.д. Учительница: “Ну  уж нет, не захотели таблицу, будем делать памятку, сразу нужно было думать”.

 

 

     Ситуация 2:

     Урок  немецкого языка. Перед учителем не только его группа, но и группа заболевшего учителя. Ребята ведут  себя отвратительно: говорят в полный голос, ругаются, перекидываются записками, самолетиками и т.д., хамят учителю (но осторожно, не впрямую). Особенно выделяется один мальчик. Учитель, стараясь не обращать внимания, ведет урок, время от времени  грозя всей галерке двойками, директором и родителями. Очередное задание  – подготовить пересказ текста. Через какое-то время учительница  спрашивает самого шумного ученика, готов ли он к пересказу. Тот отвечает, что может пересказать только первое предложение.

     Учитель: “Значит, я ставлю тебе два”.

     Ученик: “Нет, в таком случае я перескажу”.

     Учитель: “Поздно. Раньше надо было думать” 

     Ученик: “Да я перескажу”.

     Такая перепалка продолжается еще несколько  минут, в результате учительница  ставит двойку, а ученик, обругав  ее матом, хлопает дверью.

     Учитель, ничего не сказав, продолжает урок.

 

 

     Ситуация 3: Урок немецкого языка в 5 классе. Учитель просит тянущего руку ученика  начать чтение текста. Мальчик заикается, и, чем больше он волнуется, тем сильнее. Возникает заминка. Учитель ждет некоторое время, наблюдая за попытками мальчика преодолеть первое слово, а затем начинает кричать, что он наверняка опять не сделал домашнее задание, что ей, учительнице, такое разгильдяйство надоело и она, скорее всего, вызовет родителей. В классе кто-то начинает посмеиваться, кто-то опускает глаза. Мальчик испуганно “прожевывает” трудное слово и пытается читать дальше.

 

     Ситуация 4.

     После уроков к учительнице робко подходит первоклассник и, страшно смущаясь, просит: Наталья Викторовна, дайте  мне, пожалуйста, телефон Маши Ереминой.

     -Дима, а зачем тебе? Опустив глаза,  мальчик признаётся, что ему очень  нравится одноклассница, а поговорить  с ней в школе он не решается. Может, по телефону получится?  Как поступить?

 

     Ситуация 5.

       Ученики собирались уйти с  вашего дополнительного урока,  причем вам попала в руки  записка учащихся, в которой они  договариваются уйти с урока  и не очень лестно отзываются  о вас. Что делать?

     По  просьбе завуча вы заменяете заболевшего  учителя в чужом классе. Начался  урок. Класс совершенно неуправляем. Вы здороваетесь — никакого внимания. Как быть?

 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 5

     Педагогические  задачи

     Задача 1:

     Саша  плохо учился в школе, слыл нарушителем  дисциплины, находился под влиянием «дурной компании». Учителя, озабоченные  поведением мальчика, неоднократно вызывали в школу родителей. Родители считали, что их мальчик — обыкновенный ребенок и учителя к нему просто придираются. Что касается его поведения  в школе, так они тут ни при  чем: «Пусть там за ним следят педагоги». И вот Саша на скамье подсудимых. Родители обвиняют школу в том, что  она упустила мальчика, недосмотрела.

     1. Согласны ли вы с позицией  родителей Саши?

     2. Какова роль семьи в нравственном  воспитании ребенка?

     3. Какова роль школы в воспитании  ребенка?

     4. От чего зависит успех в  воспитании?

 

     Задача 2:

     Родители  Олега очень обеспеченные люди, но в семье разлад. Отец и мать мальчика даже не общаются друг с другом и  целиком заняты своими проблемами.

     Олег  учится в седьмом классе, пользуется авторитетом у своих одноклассников и считается «крутым». Воспитание родителями сына ограничивается денежными  подарками то со стороны отца, то со стороны матери. Родители уверены, что этого вполне достаточно для  того, чтобы их ребенок вырос нормальным человеком.

     1. Согласны ли вы с позицией  родителей Олега?

     2. Возможно ли, ограничиваясь лишь  материальным обеспечением, воспитать  полноценного во всех отношениях  человека?

     3. Как вы думаете, к чему может  привести подобное воспитание  ребенка? 

 
 
 

     Задача 3

     Неполная  семья, сыну 15 лет, в последнее время  испортились отношения с матерью. Сын приходит домой поздно и в нетрезвом виде, к советам матери не прислушивается. Его друзья и девушка часто выпивают. Мать настроена против них, из-за чего отношения с сыном еще более ухудшились.

     Вопросы

     1. Что должен сделать социальный  педагог на первом этапе работы  с семьей?

     2. Какие мероприятия необходимо  осуществить социальному педагогу  с данной семьей?

 

     Задача 4

     В школе организовалась группа, состоящая из мальчиков 14–16 лет (из параллельных классов). Время вне школы они проводят вместе. Самому младшему в этой группе 14 лет. Еще недавно он хорошо учился и был благополучным ребенком. Теперь он поздно возвращается домой, часто от него пахнет алкоголем.

     Вопросы

     1. Кто является объектом для  социального педагога в данной  ситуации?

     2. В каких видах помощи нуждается  семья мальчика?

 

     Задача 5

     В больницу привезли шестилетнего ребенка в состоянии алкогольного опьянения. Пьяный малыш бил стекла в здании местного техникума, пока его не задержали. В больнице протрезвевший ребенок рассказал, что водкой его много раз угощал мамин сожитель.

     Вопросы

     1. Что необходимо сделать социальному  педагогу в данном случае?

     2. С какими специалистами должен  работать социальный педагог  для разрешения проблемы?

 
 

     Приложение 6

     Методика  диагностики семьи.

     Диагностика семьи — постоянно присутствующий элемент в деятельности социального  педагога. Учитывая сложность проблем, которые переживает современная  семья, постоянную изменчивость ее структуры  и характеристик, в настоящее  время необходимо перейти от единичных  диагностических процедур к осуществлению  социально-педагогического мониторинга  семьи.

     Социально-педагогический мониторинг семьи — это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих  в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений. Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность  получения сведений и их систематическая  актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством  избранных позиций при сборе  и анализе информации; сочетание  обобщающих и дифференцированных оценок и выводов. 
Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т.д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.). 
Важную роль в осуществлении социально-педагогического Мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из них. 
Поскольку семья — это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.

     Брачная подсистема (муж—жена). Социальному  педагогу важно видеть особенности  взаимоотношений между мужем  и женой семье, способность супругов оценивать и поддерживать друг друга.  
С одной стороны, данная подсистема во многом определяет микроклимат семьи; с другой — это фактор, который в дальнейшем играть существенную роль в выстраивании ребенком собственных полоролевых взаимоотношений.  
Данная подсистема — одна из наиболее сложных для изучения, она во многом скрыта от глаз посторонних. Непременным условием результативной диагностики является установление дружеских и/или партнерских отношений социального педагога с супругами (опора на точку зрения одного из них может послужить источником предвзятой, искаженной информации). Действенным средством выступает наблюдение. Возможно обращение за консультацией к практическому (школьному) психологу.

     Родительская  подсистема (мать — отец). Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в  качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать—дети, отец—дети, стиль родительского  отношения. Воспитательный потенциал  семьи во многом определяется содержанием  и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые допускают  родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и многие другие факторы в итоге  определяют десоциализирующее влияние  семьи на ребенка.

Информация о работе Семейная педагогика и семейное воспитание