Семейная педагогика и семейное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Концепция семейной педагогики, её научные теории и основные направления в различные исторические периоды и при различных общественных условиях внешне оставались неизменными, потому, что они включали формирование общественных ценностей.
Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами приоритета семейного воспитания в развитии личности ребенка.

Содержание

Введение……………………………………………………...…………...…..….3
I. Семейная педагогика………..………………………………..……...…....….4
1. Семейная педагогика как наука……………….………………….…..4
2. Задачи и методы семейной педагогики……...………………….……5
3. Связь семейной педагогики с другими науками...............................7
4. Источники семейной педагогики......................................................11
II. Семейное воспитание……………………………………………....….……20
1. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка.................................20
2. Основные функции семьи.................................................................23
3. Воспитание детей в различных по структуре семьях.....................27
4. Роль родителей в развитии ребенка, принципы семейного
воспитания…………………………………………………………...…..32
5. Требования в семейном воспитании………………………....…..….38
6. Ошибки семейного воспитания........................................................42
Заключение.....................................................................................................48
Список литературы………………………...…………………………….…....50
Приложения………...……………………………………………..……...…....51
Приложение 1 Тесты………………………….….……………….…….51
Приложение 2 Рабочая тетрадь................………………………….....60
Приложение 3 Схемы и таблицы.....…………….…………...…..…....65
Приложение 4 Педагогические ситуации..…….…..............................70
Приложение 5 Педагогические задачи...……………..........................72
Приложение 6 Методики.....…………………………….......................74
Приложение 7 Тренинги..…..…………………..…………………..…..78
Приложение 8 Цитаты..…………………………………..………..…....80
Приложение 9 Ответы..………………………………….…………....…81

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 138.24 Кб (Скачать файл)

    10. Заполните таблицу  «Сравнительная характеристика  стилей воспитания.»

         Название  стиля       Положительное       Отрицательное
         Авторитарный –  жесткий стиль управления, пресечения инициативы, отсутствие обсуждения принимаемых  решений      Внимание  к контролю;

         Оперативное принятие решения в экстренной ситуации;

         Планирование;

         Выполнение  всех дел в соответствии со сроками.

         Формальность  отношений;

         Большая социальная дистанция;

         Решения не обсуждаются.

         Демократический –  совместное обсуждение проблем, поощрение  инициативы членов группы, активный обмен  информацией, принятие решений совместно.      Удовлетворенность своей деятельностью и положением среди членов семьи;

         Благоприятный психологический климат;

         Обмен информацией и адекватное принятие решений.

         Контроль;

         Медленное принятие решений;

         Родители  должны обладать терпимостью по отношению  к ребенку.

         Либеральный – добровольный отказ от руководства воспитанием  ребенка      Ориентация  членов семьи на самостоятельность      Отсутствие  контроля и руководства.

 

       11. Назовите и опишите  тактики семейного  воспитания

       1. Диктат. Вполне естественные требования, которые мы предъявляем ребенку,  вдруг превращаются в приказы  и насилие. Происходит подавление  самостоятельности и инициативы  ребенка, унижение его чувства  собственного достоинства.

       2. Опека. Чрезмерная опека ребенка  с ограждением его от всяческих  трудностей и отстранение от  всех вопросов, встающих перед  семьей. Дети перестают стремиться  к самостоятельности, у них  отсутствует инициатива творческое  мышление.

       3. Конфронтация. Это тактика воспитания, при которой все члены семьи  встают в позицию вражды. Взрослые  и дети живут своей жизнью, подмечая все недостатки друг  друга и демонстративно выражая  недовольство ими.

       4. Мирное сосуществование. Можно  сохранять внешнюю гармонию и  быть при этом совершенно чужими  друг другу. Мирное сосуществование  доходящее до невмешательства  и полного отсутствия интереса  членов семьи друг к другу.  Обособленность родителей от  ребенка в таких семьях считают  мудрым педагогическим принципом,  который способствует самостоятельности  маленького человека.

       5. Сотрудничество. Семья – это маленький  коллектив с общими устремлениями.  При этом каждый член семьи  – личность со своим характером  и своими целями в жизни.  Если каждый стремиться помочь  и поддержать друг друга, и  все вместе строят и совершенствуют  свой семейный очаг, это называется  сотрудничеством. Такая семейная  тактика – самая плодотворная.

       12. Семья – это  особая интимная группа, социальное объединение, члены которого связаны родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

       13. Основные функции  семьи: репродуктивная, хозяйственная, восстановительная, воспитательная.

       14. Методы исследования  современной семьи: 

       - теоретические (метод теоретического анализа и диалектического познания, сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ, раскрытие, обобщение и систематизация полученных данных, прогностическое моделирование и др.)

       - эмпирические (социологические опросы, анкетирование, тестирование, социометрия,  психологические методы, математические  методы)

       15. Универсальным требованием  к воспитанию ребенка  является глубокий и постоянный психологический контакт с ребенком.

       16. Положительные и  отрицательные моменты  воспитания единственного  ребенка в семье.

       + оказывается более эмоционально  устойчив;

       - из-за чрезмерного внимания замедляется  психическое развитие; трудности  в общении с людьми; формируется  эгоизм

       17. Положительные и  отрицательные характеристики  воспитательного  потенциала многодетной  семьи.

       + воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; нет почвы для формирования эгоизма; формируются ответственность, уважение к людям, человечность, способность к общению, толерантность.

       - меньше возможностей для удовлетворения  потребностей и интересов ребенка;  дети чаще становятся на социально  опасный путь.

       18. Особенности воспитания  ребенка в неполной  семье.

       Развод  вызывает у детей психический  надлом и сильные переживания. Необходимо объяснить ребенку, что произошло, никого не обвиняя. Разделение семьи  должно произойти окончательно. Помогать ребенку взрослеть и становиться  самостоятельным так, чтобы у  него не сложилась чрезмерная и нездоровая зависимость от родителя (например, чрезмерная опека матери над сыном).

       19. Роль родителей  в развитие ребенка.

       Создание  у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем  заботятся.

       Необходим глубокий и постоянный психологический  контакт с ребенком.

       20. Ошибки семейного  воспитания.

       Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения.

       Проблемы  возникают, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность  смысла жизни.

       У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается мотивацией достижений.

       Воспитание  подчиняется мотиву формирования определенного  желательного для родителей качества.

 

     Ответы  к приложению 4

     Решение к ситуации 1:

     Оценка: Учитель демонстрирует ученикам свое слабоволие, неуверенность в  себе и некоторый страх перед  самими учениками. Может это еще  и не осознается ребятами в полной мере, но любой из них способен это  почувствовать.

 

 Прогнозирование: Если подобные ситуации будут повторяться, ни о какой дисциплине в классе речи уже не будет, как нельзя будет  говорить и об уважении к учителю. Такое открытое потакание желаниям ребят неоправданно и, в конце  концов, скажется на самом учебном процессе, качестве обучения и отношении учеников к своему учителю.

 

 Решение: Планируя работу на уроке, учитель должен изначально решать, какой вид задания лучше  подойдет для закрепления материала. И если уж он отступает от запланированного, то это решение должно быть мотивировано не страхом, что ученикам не понравится урок и учитель. В данной ситуации, если учитель по ходу урока вдруг  решил заменить одно задание на другое, то детям необходимо объяснить причину  этой перемены. Напр., слова: “Да, вы правы, таблицу мы уже не успеем составить, сделаем просто памятку”, - дали бы понять ребятам, что смена заданий  мотивирована, и поступками учителя  управляют не их или его капризы. Кроме того, как мне кажется, учитель  должен дать понять своим ученикам, что нытье и подобный тон недопустимы  на уроке.

 

     Решение ситуации 2:

     Оценка: Здесь имеет место целый букет  педагогических ситуаций, причем видно, что отношения между учителем и учениками второй группы давно  запушены. Но если говорить о последней, то учитель откровенно сорвал свою злость.

     Несправедливость  такого поступка заключается еще  и в том, что вместо того, чтобы  поставить «два» за поведение (что  было бы, по крайней мере, честно), учитель  предпочел поставить «два» за знания (вернее, за незнание), не дав  ученику возможности даже ответить.

     Наказание справедливо только тогда, когда, по крайней мере, является наказанием за реальный проступок. Учительница  дала понять ученику, да и классу, что  если она в чем-то и бессильна, то способна отыграться в другой ситуации, воспользовавшись своим положением.

 

 Мальчишка ушел униженный, с чувством глубокой несправедливости, злясь на собственное бессилие и  до глубины души ненавидя учителя. Урок всему классу: месть вполне приемлема  и в ней хороши все средства.

 

 Прогнозирование: Обоюдная ненависть учителя и  данного ученика усилится еще  больше. Такие ситуации будут повторяться  и дальше. Уважения к учителю не будет ни у этого мальчика, ни у всего класса.

 

 Решение: Учитель  должен был спросить пересказ, если уж ученик решил попробовать. Успокоить  же сильно мешающего уроку ученика  можно, дав ему какое-нибудь достаточно сложное для него задание, за которое  в конце урока он получит оценку.

 

     Решение ситуации 3:

     Оценка: Повышенный тон учителя всегда недопустим, а в этой ситуации особенно, тем  более что о заикании этого  ученика известно всем.

 

 Прогнозирование: Этот ученик на уроках всегда активен, но заикание, естественно, смущает его  самого. Каждый раз, когда он так  “затягивает” ответ, он сам считает  себя слегка виноватым.

     В результате этого случая (и подобных ему) может еще сильнее развиться  комплекс неполноценности, ученик замкнется  в себе, перестанет работать на уроке.

     Кроме того, так как в отношении него допущена явная несправедливость, это  скажется и на отношениях учитель-ученик. Ребята из класса, присутствующие при  этом, хоть и чувствуют, что учитель  поступает несправедливо, воспринимают этот стиль общения с их одноклассником как норму. Детям вообще свойственно  смеяться над человеком, который  выбивается из их группы, а если еще  и учитель позволяет себе смеяться над таким человеком, то в классе 7-8 может начаться настоящая травля.

 

 Решение: Если первое слово вызывает такие трудности, то учителю лучше было самому прочитать  его, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, успокоится и ученик, и чтение пойдет лучше.

 

     Решение ситуации 4:

     Оценка.Ситуация довольно щекотливая. С одной стороны, очень хочется помочь застенчивому мальчику, с другой стороны, дать телефон девочки - значит, поступить некорректно по отношению к ней: мало ли чем это может закончится. Перед учителем стоит сложная задача, которая требует изобретательного решения: нужно и помочь мальчику, и не причинить неудобства девочке.

     Прогнозирование. В этой ситуации главное не сделать ошибки. Без вопросов дать телефон девочки некорректно, т.к. это может не понравится родителям ребенка или же самой девочке. Отвлекать мальчика от этой идеи и переключать его внимание на что-то другое бесполезно: если ребенок решился на такой шаг (попросить к учительнице и попросить), то он вряд ли просто так откажется. Не дать телефон (сказать, что его у вас нет) и на этом остановится тоже неправильно: ребенок может потерять к вам доверие раз и навсегда.

     Решение: Самое лучшее, что педагог может сделать, это сказать мальчику, что телефона у вас нет, но вы постарайтесь помочь ему делом . Это вызовет у ребенка доверие к вам позволит ему отвлечься от идеи о телефонном звонке и придумать другие способы завязать дружбу. Со следующего урока можно посадить этого мальчика с понравившейся ему девочкой под любым предлогом (например? ему плохо видно с последней парты, а девочка сидит близко). Другой вариант дать мальчику и девочке совместное учебное задание, вовлечь в общее дело, что позволит им поближе познакомиться, возможно, подружиться.

 

     Решение ситуации 5: Учитель демонстративно, на глазах у класса, прочел записку  и сказал, что он теперь в курсе  их подготовки ухода с урока, что  его волнует их мнение о нем, но он не собирается мстить, а хочет  разобраться, почему так произошло. Обязательно выслушает ребят, но просит и их выслушать его. В итоге  ученики и учитель находят  взаимопонимание и, довольные друг другом, продолжают урок.

 

     Ответы  к приложению 5.

     Решение задачи 1: Нельзя согласиться с мнением  родителей Саши. Крайне редко дети следуют примеру педагогов, чаще это пример близких, семьи. Поэтому  основы нравственного воспитания закладываются  только в семье. Школа может только помочь ребёнку научится ориентироваться в этом мире, дать ему необходимый набор знаний и навыков, помочь сформироваться как личности. Но основы нравственных и моральных устоев закладываются в семье, ещё совсем в юном возрасте. С самыми первыми яркими впечатлениями ребёнок получает представления о «правилах жизни». И во многом именно от родителей зависит, какие правила он примет для себя. Педагоги же, являясь в первую очередь профессионалами и считая одним из главных своих принципов не навредить ребёнку, всегда следят за своими действиями, поэтому их поведение и поступки очень часто оказываются похожими, «шаблонно правильными». И ребёнок не всегда обращает на это внимание — учитель так поступает, потому как он обязан так поступать. А родители делают так или иначе, потому что так нужно делать, и это есть единственно правильный способ действия, который ребёнок и усваивает на всё жизнь. Таким образом, в данной ситуации нельзя считать школу виновной во всех грехах. Родителям необходимо понимать, что это их ребёнок, и только они ответственны за то, каким человеком он станет.

Информация о работе Семейная педагогика и семейное воспитание