Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:06, курсовая работа
Так цель данной работы — раскрыть основные особенности православного воспитания в семье охарактеризовать задачи, способы и приемы такого воспитания.
Таким образом, проведение данной работы мы будем строить на доказательстве поставленной нами гипотезы: семейное воспитание в духе православной веры будет нести свою духовно-нравственную пользу и иметь свой положительный эффект в том случае, если сами родители будут знать и применять основополагающие принципы и средства такого воспитания.
Введение……………………………………………………………….....................3-5
Глава I. Общие представления о воспитании, как о психолого-педагогическом и социальном феномене………………………………………………………………6
1.1. Что понимается под процессом воспитания…………………………7-12
1.2. Основные характеристики семейного воспитания………………...12-15
Глава II. Принципы организации семейного воспитания детей в духе православной веры:
2.1. Истоки православного воспитания в семье: воспитание детей первыми православными христианами…………………………………………….16-22
2.2 Семейное воспитание в духе православной веры: задачи, правила средства……………………………………………………………………22-31
Глава III. Опытно-педагогическая работа с родителя по использованию принципов православного воспитания в современной семье:
3.1. Диагностика отношения к воспитанию православием в современной молодой семье…………………………………………………………….32-35
3.2. Анализ результатов исследования состояния семейного православного воспитания………………………………………………………………...35-38
3.3. Программа семейного воспитания в русской православной культуре «Как передавать детям нашу веру или разговоры с детьми о Боге»…..38-43
Заключение……………………………………………………………………....44-45
Список литературы……………………………
Федеральное агентство по образованию
ФГОУ ВПО Южный «Федеральный Университет»
Педагогический Институт
Факультет педагогики и практической психологии
Отделение специального и социального образования
Кафедра социальной педагогики и молодежной политики
Курсовая работа
На тему: «Семейное воспитание
в духе православной
веры».
Исполнитель:
Ст-ка 2 курса
Ф-та педагогики и
практической психологии
отд. специального и
социального образования
Соляник А. Ю.
Научный руководитель:
Старший преподаватель
Година Т. Н.
г. Ростов – на – Дону
2009г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Общие представления о воспитании, как
о психолого-педагогическом и социальном
феномене…………………………………………………………
1.1. Что понимается
под процессом воспитания………………
1.2. Основные характеристики семейного воспитания………………...12-15
Глава II. Принципы организации семейного воспитания детей в духе православной веры:
2.1. Истоки православного
воспитания в семье: воспитание детей первыми
православными христианами…………………………………………….
2.2 Семейное воспитание в духе
православной веры: задачи, правила средства…………………………………………………………
Глава III. Опытно-педагогическая работа с родителя по использованию принципов православного воспитания в современной семье:
3.1. Диагностика отношения
к воспитанию православием в современной молодой семье…………………………………………………………….
3.2. Анализ результатов
3.3. Программа семейного воспитания в русской православной культуре «Как передавать детям нашу веру или разговоры с детьми о Боге»…..38-43
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение.
В наше время люди все больше и больше начинают отдаляться от Бога, неверие в Бога становится явлением общепризнанным и общераспространенным, равнодушие к религии считается нередко признаком хорошего тона, а полное безверие — признаком образованности. И все это негативные последствия семейного воспитания, исключающие развитие религиозности как важного качества формирующейся личности. Но более всего печален тот факт, что сегодняшняя семья отошла от религиозного воспитания детей, так как, попросту, молодые родители не знают, как им правильно подойти к вопросу воспитания своего ребенка в духе православной веры.
Исходя уже из этих совсем нерадостных, если не сказать, пессимистических настроений в нынешнем обществе, четко обозначилась проблема нашего дальнейшего исследования в рамках данной курсовой работы. Итак, нами было намечено четко обозначить основные принципы семейного воспитания в русской православной культуре, а также характерные пути религиозного воспитания детей по направлению улучшения его эффективности.
Наш интерес к проблемам современного состояния воспитания в православной семье связан с очевидной необходимостью именно на данном этапе человеческого развития, более чем когда-либо, рассказывать о пользе религии, о том, что знание христианских законов помогает человеку сохранить чистоту души и тела. Такой подход к религиозному воспитанию в семье, как мы того хотели бы, поможет направить в нужное русло дело воспитания и образования подрастающего поколения. Ведь сейчас так много примеров разгульного и безнравственного поведения юношей и девушек, которые, кстати говоря, станут родителями будущего поколения. На наш взгляд, это происходит из-за недостаточности домашнего воспитания и нежелания или неумения родителей донести до сознания ребенка основных христианских законов. Сплошь и рядом распространен, так называемый, атеистический гуманизм, который исповедует немалое число родителей, воспитывающих своих детей. Его можно сравнить с замком на песке, потому что духовным фундаментом, в данном случае пренебрегают. Дунул ветер и замок.…К примеру, дети слышат запреты и увещевания, но им до конца не понятно, почему нельзя обманывать или брать чужое, почему необходимо слушаться родителей и многое другое.
Кроме этого, данная тема актуальна еще и потому, что многие родители не знают, как воспитывать детей в духе христианской веры. Чаще всего родители сообщают детям такие религиозные понятия, которые они не воспринимают или слабо воспринимают, — как нередко в наше время впадают в другую крайность — ничего не сообщают детям, воображая, что оставление детей в религиозном вакууме будто бы охраняет «естественное» развитие души. Нередко родители превращают Божество в детских глазах в какую-то карательную инстанцию; родители учат не любви к Богу, развивают не творческое устремление детской души к Тому, Кто все создал и все сохраняет, а развивают страх перед Богом. Это необычайно вредно отзывается на детской душе и имеет свое образное отражение. [1:124].
Мы считаем, что в семье должно присутствовать и светское и религиозное воспитание. Поскольку живем мы в светском обществе, учимся в светских школах, работаем на предприятиях, в учреждениях, где царят порой несправедливость, обман, зависть и т.п. Все мы встречаемся с этим в своей жизни. Если человек с раннего детства знаком не только со светскими, но и религиозными устоями, то у него есть право выбора как лучше поступить и по какому пути пойти в своей жизни.
Поэтому очень важно освящать эту тему, так как, несмотря на достаточно большой круг источников, данная тема остается актуальной.
Таким образом, объектом исследования стало изучение основных принципов семейного воспитания .
Предмет нами был определен более конкретно, а именно, - семейное воспитание детей в православной вере.
Так цель данной работы — раскрыть основные особенности православного воспитания в семье охарактеризовать задачи, способы и приемы такого воспитания.
Таким образом, проведение данной работы мы будем строить на доказательстве поставленной нами гипотезы: семейное воспитание в духе православной веры будет нести свою духовно-нравственную пользу и иметь свой положительный эффект в том случае, если сами родители будут знать и применять основополагающие принципы и средства такого воспитания.
Для обоснования предполагаемой идеи в рамках нашего исследования нами были поставлены следующие задачи.
Вот эти задачи:
1. ознакомиться с основными общими понятиями такого психолого-педагогического и социального явления, как воспитание, которые также включали бы в себя сведения о специфике семейного воспитания;
В качестве основных методов исследования нами были применены анализ и синтез, как в теоретической, так и практической частях исследования. А также анкетированный опрос, предусматривающий статистическую обработку, интерпретацию полученных данных и дальнейшую разработку собственной программы православного воспитания детей молодыми родителями. В своем исследовании мы опирались как на труды педагогов (социальных педагогов) В. А. Сластенина, А. В. Мудрика, И. Ф. Харламова, Л. В. Мардахаева и т.д., так и лиц, имеющих прямое отношение к православному вероисповеданию (священники Артемий Владимиров и Питер Гиллквист., протоиерей Василий Зеньковский и т.д.).
Глава I . Общие представления о воспитании, как о психолого-
педагогическом и социальном феномене.
Когда речь заходит о воспитании детей их родителями, то сталкиваешься с таким фактом: большинство людей считает себя в этой области крупными специалистами. Им кажется, что их личный, субъективный опыт для этого вполне достаточен, хотя в лучшем случае они прочитали лишь несколько популярных педагогических брошюр.
На самом деле перед нами глубокое и опасное заблуждение. Так воспитывать детей не менее опасно, чем лечить людей по адаптированному домашнему лечебнику. Заболевает человек — и его начинают со "знанием дела" пичкать лекарствами, а потом, когда положение больного резко ухудшается, бегут за врачом или вызывают "неотложку". Но в процессе воспитания все обстоит гораздо сложнее, так как результаты некомпетентного вмешательства проявятся не сразу, а спустя много лет, когда исправить ошибку уже очень трудно, если вообще возможно. Так православное воспитание, если оно было не правильно организовано или вообще отсутствовало в жизни ребенка, способствует развитию личности с непрочным духовно-нравственным фундаментом.
Поэтому первостепенно мы считаем необходимым коротко освятить принципиально важные аспекты процесса воспитания, как психолого-педагогического и социального феномена. И только после того, как будет рассмотрена общая специфика данного явления, имеет смысл переходить к изучению и исследованию принципов семейного православного воспитания. Поэтому мы решили, логично было бы начать свою работу, сделав беглый обзор понятий данной темы, а именно:
1) ознакомиться с основными общими психолого-педагогическими представлениями о процессе воспитания человека;
2) освятить основные моменты семейного воспитания детей.
1.1 Что понимается под процессом воспитания.
На протяжении всей истории развития человечества и формирования педагогической мысли процесс воспитания находился в поле внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Не было еще понятия «воспитание», но отдельные его элементы уже прослеживались на ранних этапах развития общества, а именно с появлением и передачей накопленных, чаше всего житейских, знаний родителями своим детям в виде сказок, пословиц и поговорок, песен, загадок и афоризмов. Но если коснуться истоков возникновения воспитания, то очевидно, что воспитание развивалось в недрах религии и первых философских трактатах. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.
Прежде всего различают воспитание в широком (педагогическом и социальном) и в узком смысле:
То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни. [2:31-33]
Таким образом, под воспитанием мы будем подразумевать определенным образом спланированный и внедряемый процесс целенаправленного взаимодействия воспитанников с лицами, на которых в силу каких-то обстоятельств были возложены функции воспитателей. При этом происходит накопление подрастающим поколением необходимых знаний, умений, навыков и опыта для жизни в обществе, в той системе ценностей, которой придерживаются это общество. И что не мало важно, развивающаяся личность должна соответствовать требованиям окружающих, но к тому же сама по себе представлять ценность. Такой подход далее и будет представлен на примере православного воспитания. Сейчас же можно сказать, что, следуя православным канонам, из спокон веков дети воспитывались в четкой системе ценностей, которые они и усваивали.
Подходя к вопросу воспитания, будь
оно светским или религиозным, намечалась
структура воспитательного
Информация о работе Семейное воспитание в духе православной веры