Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:06, курсовая работа
Так цель данной работы — раскрыть основные особенности православного воспитания в семье охарактеризовать задачи, способы и приемы такого воспитания.
Таким образом, проведение данной работы мы будем строить на доказательстве поставленной нами гипотезы: семейное воспитание в духе православной веры будет нести свою духовно-нравственную пользу и иметь свой положительный эффект в том случае, если сами родители будут знать и применять основополагающие принципы и средства такого воспитания.
Введение……………………………………………………………….....................3-5
Глава I. Общие представления о воспитании, как о психолого-педагогическом и социальном феномене………………………………………………………………6
1.1. Что понимается под процессом воспитания…………………………7-12
1.2. Основные характеристики семейного воспитания………………...12-15
Глава II. Принципы организации семейного воспитания детей в духе православной веры:
2.1. Истоки православного воспитания в семье: воспитание детей первыми православными христианами…………………………………………….16-22
2.2 Семейное воспитание в духе православной веры: задачи, правила средства……………………………………………………………………22-31
Глава III. Опытно-педагогическая работа с родителя по использованию принципов православного воспитания в современной семье:
3.1. Диагностика отношения к воспитанию православием в современной молодой семье…………………………………………………………….32-35
3.2. Анализ результатов исследования состояния семейного православного воспитания………………………………………………………………...35-38
3.3. Программа семейного воспитания в русской православной культуре «Как передавать детям нашу веру или разговоры с детьми о Боге»…..38-43
Заключение……………………………………………………………………....44-45
Список литературы……………………………
Чтобы нам лучше понять принципы организации православного воспитания детей, познакомимся сначала с тем, как воспитывали детей своих первые православные христиане.
Получается, что современные родители должны знать, как и истоки христианского семейного воспитания, так и сами хотя бы малость следовать канонам православия: будь то чтение Библии или семейные походы в церковь по воскресеньям. В первую очередь они сами должны быть посвящены хотя бы в основные принципы этой веры, а уж потом начинать воспитывать своих детей.
Первые христиане не только сами заботились приблизиться к Богу, но и все усилия свои направляли на то, чтобы и дети их были достойными христианами. Наглядно демонстрирует это уклад повседневной жизни семьи: за утренними молитвами шли вечерние, обязательными были исповедования в храме, там же слушали проповеди, туда же шли в праздники исповедоваться или исполнять обет, и т.д. К тому же было направлено и все воспитание, какое они старались дать им: «приучали детей к молитве и исповеди, но главным в воспитании был пример родителей в благочестивом поведении, упражнение детей в делах благочестия, утверждение правил христианского поведения»
Итак, прежде всего, древние христиане старались заложить в детский ум живое познание Иисуса Христа. Имя Спасителя дети впитывали, так сказать, еще с материнским молоком. Вместе с понятием об Искупителе детям внушали и высокое учение Его о Таинствах веры и правилах богоугодной жизни, таких как: о едином Боге, вечной жизни, силе смирения и чистой любви к Богу; говорили об обязанностях детей подражать Господу в смирении, иметь страх Божий; почитать родителей и старших; говорили о терпении, прощении обид и незлобии; скромности, стыдливости, смирении, покорности, молчаливости, благотворительности и целомудрии.
Когда наступало время учить детей грамоте, им давали для чтения Библию. Сажая за письмо, им давали в руководство прописи, состоящие из изречений Священного Писания. Детская душа, начинавшая ряд своих ощущений и мыслей изучением слова Божия, скоро свыклась с благочестивым занятием, находило в нем для себя высокое наслаждение, и предпочитала его другим занятиям и удовольствиям.
Блаженный Иероним рассказывает об одном христианском муже, что в детстве своем он никогда не садился за стол, не почитав наперед какого-нибудь отделения из Библии, никогда не ложился спать прежде, нежели кто-нибудь из окружающих его прочтет ему из нее какое-либо место. То же делал он и поутру: едва окончит свою молитву, тотчас принимается за чтение Библии. По приказанию своего отца он выучивал из нее некоторые места наизусть. И так полюбил это занятие, что не довольствовался одним чтением известных мест, а спрашивал своего отца, какое собственное значение того или другого изречения. Подобных примеров много представляют древние писатели, а из всех этих примеров видно, что Библия была для детей, как и для всех христиан, предметом тщательного и благовестного изучения, и была предпочитаема всем другим книгам. [20:237-239].
В молитве древние христиане проводили наибольшую часть времени, приучая к этому и детей своих. Можно сказать, что вся жизнь их была непрестанной молитвой. Молитвой начинались и оканчивались все их занятия, начиная от важных до самых незначительных, так что, когда обувались, надевали одежду, раздевались, учили детей, возжигали огонь, садились или вставали с места, прогуливались и отдыхали, принимались за рукоделие, садились за стол, вкушали пищу и выходили из дома, — вообще при всяком действии и состоянии, даже среди безмолвия ночи, вставая от сна, ограждали себя крестным знамением и творили молитву.
Первенствующие христиане удаляли детей от всего, что могло возбудить в них нецеломудренные мысли и движения. Так они детям ни под каким видом не позволяли присутствовать на свадебных пиршествах, общественных зрелищах и играх; скрывали от них соблазнительные сочинения языческих стихотворцев, предохраняли от знакомства со светскими песнями и сладострастной музыкой, удаляли от сообщества с лицами другого пола, с людьми зазорного поведения. В отношении тела приучали детей к скромности в одежде и других внешних украшениях, воздержанию и простоте в пище и питье.
Оградив детское сердце от всех внешних и внутренних соблазнов, благочестивые родители употребляли и средства, которые прямо служили к насаждению и укоренению в них христианского благочестия. Первым из этих средств, после устного и письменного наставления в правилах христианской жизни, был пример благочестия, который родители показывали в своей жизни, и которому обязывали подражать всех воспитанников (детей). «Помните, — писал блаженный Иероним родителям, — помните, что лучше можно научить дитя примером, нежели словами». Примером учили и воспитатели побуждали детей с ранних лет упражняться в чтении слова Божия; примером же учили их исполнять христианские обязанности, изложенные в слове Божием. Дети, находясь под кровом родительского дома, слышали и видели образец всех добродетелей, непрестанное молитвословие, действия глубокого смирения, презрения мира, умеренность и скромность в одежде и внешних украшениях, воздержание в пище и питье, целомудрии, постоянное упражнение в слове Божием, справедливость, любовь, благотворность и прочее [20:250].
Упражнение детей в делах благочестия было одним из первых средств к утверждению в них навыка и во всякое время участвовали в благочестивых действиях своих родителей. Совершалась домашняя молитва всеми членами семьи, в ней участвовали и дети во все часы дня и ночи, назначенные для славословия Бога. Собирались ли верующие в храм Божий на общую молитву, в известные дни недели и часы дня, — они непременно брали с собой и детей, приобщали их участвовать при общих молитвах и славословии, но приучали их петь некоторые молитвы самим по себе, при общем молчании верующих.
Мать своей любовью должна окружать ребенка, должна отстранить от него все, что вредно, должна наполнять его душу всем, что в ней есть доброго и благородного. Именно от родителей ребенок познает первые духовные ценности: чуткость, терпение, честность, храбрость и твердость характера, отзывчивость и многие другие богоугодные черты. Кроме того, одна из самых трудных задач в деле воспитания есть раскрытие совести. Человек без совести — язва общества. Где же эти способы воспитания честных людей? На сколько мы знаем, наука и образование не спасают от бесчестных поступков. Говорят: пробудите в человеке гордость и самолюбие, тогда он не позволит себе сделать что-нибудь бесчестное. И зачастую все бывает наоборот: там, где за доброе и истинно-честное дело приходится пострадать и понести унижение и порицание, бегут от него прежде всех люди с сильно развитыми гордостью и самолюбием. Наконец говорят: преподайте детям и юношам твердые правила чести и нравственности, и, без сомнения, из него выйдет честный человек.
Опыт свидетельствует, что самые лучшие мысли, самые полезные сведения и самые строгие правила могут храниться в нашей памяти очень твердо, но также мало могут оказывать влияние на наше сердце и жизнь, как если бы они оставались в книгах, из которых мы их почерпнули. Но совсем не то мы видим в христианском воспитании. Там наставления направляются главным образом не на внешние признаки, или принадлежности, а на внутреннее состояние духа, то есть на страдание сердца и совести.
Поэтому христианские родители спешили, прежде всего, сообщить детям понятие о том, что грешно, чем прогневается Бог, за что он наказывает грешника и лишает его своей любви и надежды вечного блаженства! [5:257] «Без страха Божия, — говорит святой Василий Великий, — нельзя сделаться ни знающим, ни благородным, ни добрым; в нем ключ ко всему этому» [22:444]. Это чувство, с первых лет жизни возбужденное, постоянно поддерживаемое и постоянно углубляемое, становится тем внутренним стражем души, который один только может охранить ее от всякого порочного и бесчестного дела. Бог вселяется в душу человека и становится в его совести незримым свидетелем его жизни, помыслов и дел. С Ним, с Богом в совести, человек везде хорош и везде надежен.
Поэтому на родителях лежала, а сейчас еще большая, лежит ответственность в воспитать детей в духе Веры Христовой. И здесь очень важно не упускать никаких мелочей в деле воспитания, надо быть другом и помощником ребенку, быть примером, не терять терпения, не уставать объяснять ему, что плохо, а что хорошо.
Родители по большей части сами занимались воспитанием и образованием своих детей. Имущественно же обязанность эту брали на себя матери семейств, так как и природа вложила в их сердце более нежность к детям, и внешние занятия не отвлекают их от обязанностей семейных, и, следовательно, в их руках более средств к благоуспешному воспитанию. Воспитание входило в состав собственных благочестивых занятий отца и матери. Отцы Церкви поставляли отцам семейства в обязанность говорить и делать только то, через что мог бы назидаться в благочестии весь дом их, а матерям, — охраняя дом, преимущественно смотреть, как семейство делает то, что принадлежит Небу. Мать, носившая в своем сердце христианскую жизнь, была истинная образовательницей детей, в христианском значении этого слова.
Так в православных русских семьях всегда свято чтилось благословение родителей. Исполнение его считалось залогом благоденствия и всякого успеха в жизни. Можно найти множество примеров полного послушания детей родителям. «Слова матери более могут действовать на детей нежели слово постороннего человека. Наставления других действуют на ум, а наставления матери на сердце», - писал старец Амвросий одной матери.
К XVI веку относится сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье – «Домострой» священника Сильвестра, содержащий советы относительно «домашнего устроения».
«Домострой» - книга, по которой благочестиво жили многие поколения наших праотцев, требует воспитания детей в «страхе Божии», послушании старшим.
«Чада, любите отца своего и мать свою, слушайтесь их и повинуйтесь по-божески всем. И старость их чтите. И немощи и скорби их на себя берите. И благо вам будет и долго будете жить ». [17:67-68]
При воспитании детей древние христиане особенно дорожили первыми годами их детства, чтобы, предупредив время полного развития разума и свободы, глубже напечатлеть на детской душе истины веры и расположение к добродетели. Когда начинало обнаруживаться в детях сознание, родители, прежде всего, старались внушить им веру в Бога и любовь к благочестию, чтобы таким образом предупредить влияние других вредных впечатлений и дать их душе с самых первых минут жизни благочестивое направление. Дети в раннем возрасте легко принимают и напечатлевают в душе все, что слышат; преимущественно с этого времени жизнь наклоняется к добру или ко злу. Поэтому дети от самой колыбели воспитывались по обычаю Церкви христовой и Священного Писания [22:149].
Итак, в этом параграфе мы осветили немаловажный аспект в нашей работе, без которого было бы невозможно полностью раскрыть тему, — как воспитывали своих детей первенствующие христиане.
Исследования данной задачи позволили сделать следующие выводы:
2.2 Семейное воспитание в духе православной веры: задачи, правила и средства.
В современном обществе
семье труднее всего
Сегодняшние родители недостаточно и поверхностно информированы о христианском вероучении, о духовном наследии своего народа. Их познания в этой области представляют собой смесь народных верований наряду со всякого рода суевериями, поверьями и т. д. И вот эта «каша» и передается детям как православная вера.
Социологические и психологические исследования выявили несколько главных предпосылок, которые содействуют формированию православного христианина в семье.
1. Для подрастающего поколения очень важны атмосфера, царящая в семье и те православные святыни, бережно хранимые ею, к которым ребенок привыкает с первых дней своей жизни. В семье формируется определенный образ жизни, действий, способствующих религиозному воспитанию ребенка.
2. В семье ребенок вовлечен в религиозные обряды, которые она совершает. Он замечает, как родители осеняют себя крестным знамением, как молятся, чтят православные праздники и т. д. Ребенок осваивает эти обряды и со временем сам начинает их повторять, копировать, даже если не полностью их осознает.
3. Важным также является сам воспитательный процесс ребенка в религиозном духе с самого раннего возраста.
Исследования выявили и другой, не менее важный фактор, который способствует религиозному воспитанию в семье. Это различные семейные события. Известно, что дети острее взрослых переживают болезнь и смерть бабушки, дедушки или другого близкого родственника. Эти чувства могут глубоко ранить детскую душу, если ребенок не получает надлежащего объяснения. Он начинает думать, что Господь Бог оставил его семью, и отдаляется от церкви.
Таким образом, мы убедились, что полноценная, здоровая семья способствует воспитанию истинных граждан и православных христиан. И наоборот - там, где царит непонимание между супругами, разлад, дети теряют уважение и веру в своих родителей, в учителей. Они не соблюдают нормы религиозной морали, отдаляются от христианского предания, не чтят обычаев и традиций своей семьи. Дети из таких семей становятся скептиками и ищут разрешения своих жизненных проблем в другой среде. Сироты или брошенные дети меньше верят в Бога, они более неуравновешенны, строптивы, непокорны. Детские дома, школы-интернаты, другие воспитательные учреждения не в состоянии дать таким подросткам недостающую им душевную теплоту, родительское внимание, семейный уют и атмосферу доверия. Если в семье ребенок получает нежность и теплоту, то в детских учреждениях он познает суть организованности, порядка, рациональности, обязанности. Само религиозное воспитание осуществляется не на личном примере, не посредством любви, а насаждением.
Информация о работе Семейное воспитание в духе православной веры