Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:41, курсовая работа
Ранний возраст период первоначального ознакомления с окружающим миром; вместе с тем в это время стремительно развиваются познавательные способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, явления природы, события собственной жизни, доступные наблюдения. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильное представление о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия.
1. Введение
2. Сенсорное развитие детей третьего года жизни
2.1. 3адачи, виды, формы и содержание работы по развитию у детей предметной деятельности
2.2. Роль воспитателя в сенсорном воспитании
2.3. Развивающая предметная среда для сенсорного развития детей
2.4. Игры с игрушками, направленные на сенсорное развитие детей
2.5. Развитие речи
3. Работа с родителями
4. Заключение
5. Список литературы
6. Приложение к опыту
6.1. Приложение 1.Планирование игр-занятий с детьми третьего года жизни по сенсорному воспитанию.
6.2. Приложение 2.Игры-занятия с детьми третьего года жизни по сенсорному воспитанию.
6.3. Приложение 3.Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета.
6.4. Приложение 4.Игры, развивающие восприятие формы.
6.5. Приложение 5.Игры, развивающие восприятие качеств величины.
6.6. Приложение 6.Работа с родителями по проблеме «Сенсорное развитие ребенка»
Основная задача воспитателя здесь состоит не в том, чтобы научить ребенка правильному способу действий, показать или подсказать правильное решение, а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.
Наиболее эффективными способами развития у детей предметной деятельности и познавательных способностей является организация совместной предметной деятельности взрослого и ребенка. Воспитатель должен разумно сочетать совместную деятельность с ребенком и самостоятельные занятия малыша. При этом совместная деятельность не должна навязываться ребенку. Взрослый должен предлагать малышу новые интересные занятия, подключаясь к его игре, откликаясь на просьбы о помощи, помогать преодолевать затруднения, правильно координировать и распределять действия, поощрять их, хвалить ребенка. При этом не следует выполнять действия за малыша, важно, чтобы он научился сам выделять нужные свойства предметов, например, подбирать и соединять части пирамидки или матрешки в нужном порядке. Подсказки воспитателя не должны носить директивный характер: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко». Не нужно требовать от ребенка точного воспроизведения образца действий. Важно предоставить ребенку возможность выбора, свободу действий. «Разве сюда подходит это колечко? По-моему, оно слишком большое»).
Взрослому необходимо развивать умение детей сравнивать, сопоставлять предметы по одному из признаков (цвет, форма, величина).
Сенсорное развитие ребенка происходит в ходе специальных игр – занятий, в процессе практических действий с предметами.
Обогащение сенсорного опыта происходит в процессе проведения специальных игр-занятий по группировке похожих предметов одного из восьми цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый), а затем соотнесению их по величине или по форме путем размещения вкладышей в соответствующие гнезда; по выбору предметов по форме или цвету из двух, затем трех, четырех разновидностей.
В процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у ребенка оказываются сформированными приемы прикладывания, сравнения, сопоставление цвета, формы, величины.
2.3. Развивающая предметная
Опыт работы с детьми раннего
возраста приводит к выводу: к организации
предметно-развивающей среды
При организации предметно-
Помещение группы должно быть зонировано.
При зонировании нужно
- развитие двигательной активности;
- развитие речи;
- развитие процессуальной игры;
- развитие предметной деятельности.
Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от того, как взрослые организуют предметно-игровую среду, подберут и расположат игрушки. Игровая среда должна быть наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором кухонной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т.п. Игрушки должны быть эстетичны и привлекательны, вызывать эмоциональный отклик у детей, доставлять им радость и удовольствие, формировать верные представления об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности, дети с удовольствием кормят игрушки, укладывают спать, ведь у каждой игрушки должно быть свое место в группе. И, что немаловажно, эти игрушки должны соответствовать нормам СанПиНа, легко мыться.
Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей, прежде всего, необходимо обеспечить детей соответствующими дидактическими пособиями. Важен подбор игрушек и пособий, различных по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Это пирамидки, матрешки из двух-трех частей, вкладные чашечки, бочонки с двумя-тремя вкладышами. Очень хорошо подбирать предметы контрастные по одному из признаков и сходные по-другому. Например, мячи, различные по цвету. Мячи помещаются в пластиковые емкости (тазы) четырех основных цветов. И в скором времени малыши без труда могут сами собирать шарики в «нужную емкость». Также подбираются мячи одного цвета, но различные по фактуре: пластмассовые, резиновые, кожаные, пушистые и т.д., поместив их в привлекательные для детей коробки уже знакомых им основных цветов. Такое разнообразие свойств не только привлекает внимание детей, подчеркивая различие и сходство признаков предметов, но и способствует развитию восприятия ребенка.
Стол, наполненный игровыми дидактическими материалами, имеет специальные ящики, открывающиеся створки, в которых располагаются игрушки. Например, объемные геометрические фигуры (шары, кубы, кольца), предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, желобки для прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур разной формы.
Так же необходимо формировать интерес к конструированию. Детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит на узкой короткой грани). В группе должны быть не только традиционные материалы для строительных игр, но и нестандартные - это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек.
В групповой комнате должно быть место для игр с водой и песком. Это отдельные столики, емкости которых наполнены песком и водой. Целесообразно использовать эти столики отдельно. После каждого занятия песок пересыпается в пластиковый ящик и хранится в недоступном для детей месте, для игр с песком еще нужны совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка; для игр с водой - рыбки, лодочки, ведерки, заводные игрушки, которые можно использовать в воде. Перед играми с водой и песком на детей надевают непромокаемые фартуки.
Необходимо также создать
Как утверждают специалисты, основной психологической потребностью детей раннего возраста является острая потребность в тесном общении с взрослыми. Учитывая это, в групповом помещении нужна зона отдыха, в которой ребенок может более тесно пообщаться с взрослыми. В этой зоне возможно разместить диван или пару кресел, мягкий коврик, книги для чтения. Малышам очень нравится, прижавшись к воспитателю, рассматривать иллюстрации, слушать любимые сказки.
Уголок ряженья с зеркалом - необходимый атрибут группы раннего возраста. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки. Уголок ряженья наполняется в течение всего учебного года, постепенно вносятся новые атрибуты (шапочки, ленты и т.д.).
Такая организация предметной развивающей среды группы раннего возраста является наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.
2.4. Игры с игрушками, направленные на сенсорное развитие детей.
Игрушка располагает большими возможностями для ознакомления детей с разнообразными свойствами предметов: величиной, формой, цветом, что очень важно для сенсорного развития малыша. С одной стороны, сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития малыша; с другой стороны сенсорное воспитание имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо детям, как для познания окружающей действительности, так и для многих видов трудовой и творческой деятельности. Роль взрослых в сенсорном развитии маленького ребенка заключается в том, чтобы раскрыть ему те стороны явлений, которые могут остаться для него незамеченными, и выработать отношение к ним. Поэтому на каждом возрастном этапе необходимо решать особые задачи, при решении которых формируется определенное звено сенсорной культуры.
Чтобы привлечь внимание ребенка к свойствам предметов, выработать у него правильное представление об этих свойствах, от педагогов и родителей требуются определенные усилия и умение владеть специальными приемами работы с детьми.
Прием 1 «Наложение»
Зрительно сопоставить предметы по форме, величине и устанавливать их совпадение или несовпадение дети не могут, поэтому им предлагается накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить их по форме и величине.
Прием 2 «Приложение»
Определить цветовое соответствие или несоответствие на глаз детям также сложно. Но если они располагают возможностью приложения и наложения, то эта задача под руководством взрослого решается успешно. Например, всем игрушкам принесли в подарок красивые бантики. Необходимо, чтобы бантик соответствовал окраске животного: зеленой лягушке нужен зеленый бантик, белому зайчику - белый и т.п. Педагог показывает малышу, как правильно выбрать бантик - приложив его к игрушке.
Подбор и группировка
С целью накапливания представлений о цвете и форме, величине проводится рассматривание игрушек, а затем предлагаются цветные изображения этих же игрушек и дети учатся узнавать их.
Побуждение детей сопоставлять предметы по величине и понимать слова «большой» и «маленький» является важной задачей, для решения которой можно использовать интересные игровые приемы. Например, нужно две коробки, маленькая и большая, в каждой прорезаны двери разного размера; в одной маленькая, позволяющая «пройти» только мелким игрушкам, а в другой - большая - для крупных.
Вначале взрослый вносит коробку с маленькой дверью и создает проблемную ситуацию. Маленькие игрушки легко проходят в дверь, а большим игрушкам в нее протиснуться невозможно. Тогда педагог говорит детям, что дом с маленькой дверью для маленьких животных, а для больших нужен другой дом - большой с большой дверью. Затем педагог вносит большую коробку с большой дверью и помогает детям организовать вход больших игрушек в домик. После этого достает все игрушки из домиков и вновь организует «заселение» игрушек в домики с учетом того, какие они большие или маленькие. Такая игра проводится с детьми не менее пяти-семи раз. Для закрепления полученных представлений можно три-четыре раза провести занятие с разными воротами: маленькими - для маленьких игрушек, а большими - для больших.
Интерес представляют игры с пирамидками. Задача подбора колец пирамидки в значительной степени облегчается, если проводить игру, в процессе которой все игрушки «строятся по росту». Чтобы «построить» игрушки, взрослые могут найти множество игровых поводов, поэтому делать это нужно как можно чаще.
Детям нравятся и такие действия с игрушками, когда дети надевают на них «украшения». Побуждать детей фиксировать внимание на форму предмета помогут игры с использованием украшений разной формы.
Научить детей обращать внимание на цвет игрушек, устанавливать тождество и различия цветов и понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные» помогут игры, при проведении которых игрушкам могут «предлагаться» предметы посуды (тарелки, чашки и др.) или билеты для поездки по железной дороге, соответствующие их окраске. Например, среди нескольких тарелок есть три зеленые: для лягушки, рыбки с зеленым хвостом и попугая с зелеными перьями; белые же достаются гусю и зайчикам и т.п.
Сюжетная игра малышей длится недолго - от 5 до 7 минут. Но эти минуты бесценны для развития ребенка, поэтому взрослые должны сделать все возможное, чтобы не упустить этот возрастной период и решить следующие задачи:
- вызвать интерес к игровой деятельности;
- сформировать умение принимать воображаемую ситуацию;
- способствовать овладению простейшими игровыми действиями, отражающими известные детям жизненные ситуации;
- побуждать к осуществлению переноса игровых действий с одной игрушки на другие;
- подводить к осуществлению первых замещающих действий (покормить игрушку не ложкой, а палочкой).
После двух лет малыш начинает обобщать имеющиеся у него представления об игровых действиях, дети «кормят» не только то животное которое «кормил» взрослый, они совершают это игровое действие по отношению ко всем игрушкам.
В этом возрасте развитие игры идет в направлении расширения круга изображаемых игровых действий и установления элементарных первичных связей между ними. Например, ребенок покормил белочку, а затем уложил ее спать; при этом он уже способен использовать в игре сразу несколько предметов: белочку укладывает спать на кровать, ее голову кладет на подушку, укрывает одеялом, качает.
Известный детский психолог Л.Н. Галигузова выделила ряд условий, которые способствуют развитию игры у детей раннего возраста.
Условие 1
Прежде чем взрослый начинает игру с ребенком, он должен установить с ним эмоционально положительный контакт.
Условие 2
Знакомя ребенка с сюжетом игры, показывая ему игровые действия, следует отказаться от поучительного тона, замечаний. Руководство игрой должно быть мягким, ненавязчивым.
Информация о работе Сенсорное развитие у детей третьего года жизни