Сенсорное развитие у детей третьего года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Ранний возраст период первоначального ознакомления с окружающим миром; вместе с тем в это время стремительно развиваются познавательные способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, явления природы, события собственной жизни, доступные наблюдения. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильное представление о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия.

Содержание

1. Введение
2. Сенсорное развитие детей третьего года жизни
2.1. 3адачи, виды, формы и содержание работы по развитию у детей предметной деятельности
2.2. Роль воспитателя в сенсорном воспитании
2.3. Развивающая предметная среда для сенсорного развития детей
2.4. Игры с игрушками, направленные на сенсорное развитие детей
2.5. Развитие речи
3. Работа с родителями
4. Заключение
5. Список литературы
6. Приложение к опыту
6.1. Приложение 1.Планирование игр-занятий с детьми третьего года жизни по сенсорному воспитанию.
6.2. Приложение 2.Игры-занятия с детьми третьего года жизни по сенсорному воспитанию.
6.3. Приложение 3.Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета.
6.4. Приложение 4.Игры, развивающие восприятие формы.
6.5. Приложение 5.Игры, развивающие восприятие качеств величины.
6.6. Приложение 6.Работа с родителями по проблеме «Сенсорное развитие ребенка»

Вложенные файлы: 1 файл

сенсорика у детей 3го года.doc

— 525.00 Кб (Скачать файл)

 

Занятие проводится один раз и может  длиться 8 - 10 минут.

 

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

 

Игры, развивающие

 

целенаправленное восприятие цвета

 

Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Предлагаемые игры помогу научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Эти игры содержат два типа обучающих задач:

 

1. Задачи на целенаправленное  различение цветовых тонов.

 

2. Задачи на правильное называние  цветов.

 

Решение задач первого типа связано с тем, что окраска предметов выполняет роль сигнала к действию или его запрету. Ребенок сравнивает, и выбирает предметы по их окраске. Воспитатель показывает детям рациональные приемы сравнения цветовых тонов друг с другом. Использование таких приемов ведет к формированию устойчивого зрительного образа цветового тона, который позволяет ребенку правильно различать цвета предметов в самых разных условиях.

 

Задачи второго типа отличаются тем, что, решая их, дети находят нужные предметы по цвету и учатся правильно обозначать словом цветовые тона. Правильное называние цветов является условием игрового общения со сверстниками и взрослыми. Цветовое восприятие малыша поднимается на более высокий уровень, если в повседневной деятельности он будет активно называть цвета.

 

В этом отношении задачи развивающей  игры отличаются от задач изобразительной  деятельности, где различение, сравнение  цветовых тонов выполняет вспомогательную  роль и, как правило, не осознаётся ребёнком.

 

Очень важно, чтобы различение цветовых тонов было значимо для самого ребенка. Поэтому знакомство с цветом следует связывать с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами. В одних случаях цвет может выполнять роль сигнала, побуждающего к определенным игровым дёйствиям, в других различение цветов может стать условием получения привлекательного предмета.

 

Но во всех случаях различение и  называние цветов служат условием игрового общения.

 

Чтобы малыши успешно различали  цветовые тона, необходимо соблюдать  следующие требования к материалам и игрушкам:

 

1. Предметы должны быть привлекательными  для ребенка, вызывать эстетическое  отношение.

 

2. Они должны быть окрашены  в чистые цветовые тона средней  светлоты и яркости.

 

Этим требованиям отвечают игрушки  и пособия, изготовленные из шелка, пластмассы, картона, дерева, металла.

 

В распоряжении воспитателя должны быть следующие материалы: разноцветные флажки, цветные ленты, полоски цветной  бумаги, цветные кружки на подвесках, одноцветные пирамидки с толстыми кольцами, настольная игра «Цветные коврики», цветные коробочки и мини игрушки, окрашенные в чистые тона.

 

 

 

Бегите ко мне

 

Особенности игры и её воспитательное значение. В игре дети усваивают  прием сравнения предметов по цвету. Например, сравнивая одинаковые предметы (флажки), они должны установить их сходство или различие по цвету. Сравнение флажков по цвету становится важным и значимым для детей потому, что от цвета флажка зависит поведение участника игры (бежать или оставаться на месте).

 

Игра имеет подвижный характер и приносит детям радость от движения, свободу и раскованность. В то же время она требует внимания, сосредоточенности от каждого участника и благодаря сочетанию двигательной и умственной активности может служить средством воспитания умения вести себя в коллективе.

 

Игровой материал. Для игры нужны  флажки четырех основных цветов спектра: красные, синие, зеленые и желтые. Число флажков должно соответствовать  количеству детей в группе, при  этом один комплект флажков остается у воспитателя.

 

Флажки можно изготовить из лент соответствующих цветов чистых тонов. Для хранения флажков лучше использовать вазу.

 

Описание игры и приемы ее проведения. Перед тем как проводить игру, важно заинтересовать детей, вызвать  у них желание играть. Для этого  можно утром приготовить вазу, в которую поставить разноцветные флажки. Показав эту вазу, пообещать, что после завтрака состоится интересная игра с флажками.

 

В обещанное время дети садятся  на стульчики, расставленные полукругом, а воспитатель обходит их с  вазой в руках. Каждый ребенок выбирает себе флажок по своему вкусу, а взрослый по пути спрашивает, какого цвета флажок он взял. Если малыш не может ответить, педагог называет цвет его флажка. Воспитатель оставляет себе по одному флажку каждого цвета, отходит на небольшое расстояние, садится на свой стул и показывает детям один из своих флажков.

 

Сначала взрослый предлагает каждому  внимателно рассмотреть свои флажки и проделать вместе с ним несколько  простых движений: «Давайте поднимем наши флажки и помашем ими, вот  так! А теперь флажки спрячутся за спину, чтобы никто их не увидел. А теперь положим флажки на колени, чтобы они отдохнули. Интересно, можно ли увидеть что-нибудь через флажок? Давайте приложим его к глазам и посмотрим сквозь него друг на друга». Важно, чтобы слова взрослого были выразительны и эмоциональны.

 

После таких несложных действий педагог предлагает ребятам поднять  флажки точно такого же цвета, как  у него (например, синего). Если кто-то ошибся (ведь не у всех есть синие  флажки), воспитатель отмечает, что  этот флажок (красный, желтый и т. д.) непослушный, он не вовремя выскочил, а вот эти флажки (синие) послушные, молодцы правильно узнали свой цвет. Таким образом, воспитатель вводит детей в игровую ситуацию, знакомит с правилами игры.

 

Далее педагог предлагает воспитанникам следующее: «Сейчас я по очереди буду называть флажки то одного, то другого цвета. Вы сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой, и если цвет у флажков одинаковый, бегите ко мне, но не сразу, а после того как я позову».

 

Игра начинается. Взрослый отходит от сидящих детей на некоторое расстояние. Три флажка он держит за спиной, а один поднимает и одновременно называет его цвет; только после этого следует команда, например: «Красные флажки, бегите ко мне!» Когда дети прибегают, взрослый предлагает им поднять свои флажки и показать их остальным участникам игры. Все оценивают, «послушные это флажки или нет». Если среди флажков есть «непослушные» (т. е. другого цвета), воспитатель предлагает им вернуться на место и подождать, когда их вызовут. Все дети с «послушными» флажками, помахав ими, садятся на место. Воспитатель дает новый цветовой сигнал, например: «Желтые флажки, бегите ко мне!». Так постепенно вызываются флажки всех цветов.

 

Под конец игры педагог поднимает  сразу все четыре флажка.

 

Все участники игры подбегают к нему, хлопают в ладоши, потом ставят флажки обратно в вазу.

 

Правила игры.

 

1. Подбегают к воспитателю только  те дети, у которых флажки совпадают  по цвету с названным и показанным.

 

2. Сначала нужно посмотреть на  флажок, который держит воспитатель. Потом на свой, и если они одного цвета, приготовиться к бегу, а если разного, остаться на месте.

 

З. Бежать воспитателю можно только после слов «Беги ко мне!».

 

Советы воспитателю. Игра может  проводиться как в помещении (в  зале), так и на участке, где есть скамейки.

 

При повторной игре к четырем  основным цветам флажков добавьте новые: голубой, розов оранжевый, коричневый. Это приведёт к увеличению числа  групп и к уменьшению количества детей в каждой.

 

Чтобы не утомлять детей долгим ожиданием, подавайте одновременно два цветовых сигнала, т. е. поднимайте два разных флажка.

 

Ошибки детей нужно исправлять в мягкой, а еще лучше в шутливой форме, чтобы не обидеть малышей  и не отбить у них охоту играть.

 

При проведении этой игры важно, чтобы  дети, которые дожидаются своих сигналов, не скучали на своих местах, а тоже участвовали в игре. Поэтому, почаще обращайтесь к ним, привлекайте их к оценке действий сверстников.

 

 

 

Ищи свой дом

 

Особенности игры и её воспитательное значение. В предлагаемой игре дети учатся различать цветовые тона путем сравнения образца с другим предметом, причем различение цветовых тонов производится только глазами, на расстоянии. При этом ребенку приходится отвлекаться от других свойств сравниваемых предметов (например‚ от формы).

 

Игра предлагается в двух вариантах - сюжетном и соревновательном Решение  такой задачи имеет важное значение для умственного развития ребенка. Кроме того, в процессе игры дети учатся управлять своим поведением: сдерживать свои желания, если это необходимо, применять волевые усилия для достижения цели. Они должны действовать точно по словесному сигналу: бежать не раньше, чем будет дана команда.

 

Игра носит подвижный характер. Движения объединяют детей, доставляют им удовольствие, способствуют сближению  и организованности группы.

 

Игровой материал. Для игры нужны  разноцветные флажки (по одному каждого  цвета) и таких же цветов кружочки (по числу детей в группе). Кружки надеваются как Медальоны поверх пальто (если игра проводится на улице).

 

В начале года игра проводится с флажками основных цветовых тонов. Потом взамен этих уже усвоенных цветов берутся новые: коричневый, оранжевый и другие дополнительные цвета.

 

Флажки и кружки должны точно  соответствовать друг другу по цветовому  тону. Оборотная сторона кружков должна быть нейтрального цвета. Нужна также коробка для хранения этого игрового материала.

 

Дома (квадраты) чертятся на полу или  на земле на таком расстоянии, чтобы  дети, не отвлекаясь, могли наблюдать  за действиями друг друга и участвовать  в их оценке.

 

Описание игры и приемы её проведения.

 

Сюжетный вариант Игра проводятся со всей группой детей в просторном помещении или на участке. Чтобы  заинтересовать ребят предстоящей  деятельностью нужно предварительно показать им игровой материал и предметы новых цветов (апельсин, морковка, шоколадку, коричневую варежку). Воспитатель, не раскрывая значения этих предметов, располагает их на видном месте и обещает детям поиграть с ними в новую игру. В условленное время дети активно участвуют в подготовке к игре, вместе с воспитателем расставляют стульчики, передвигают столы, помогают начертить на полу большие квадраты (четыре дома).

 

Воспитатель предлагает детям сесть  на стульчики, а сам садится перед  ними за столик с приготовленными  дидактическими материалами. Сначала  он показывает детям флажки знакомых цветов и предлагает их назвать. Потом начинается знакомство с новыми цветами. Сделать это можно таким образом. Взяв в руки апельсин, спросить детей: «Что это такое?» Все конечно догадаются, что это апельсин. «А какого цвета этот апельсин?» - продолжает воспитатель и, если дети затрудняются с ответом, говорит: «Он оранжевый. Посмотрите, есть на столе еще что-нибудь оранжевого цвета? (морковка, оранжевый флажок)». Затем таким же образом происходит знакомство с новым, коричневым цветом (при этом используются шоколадка варежка, коричневый флажок).

 

«А теперь давайте играть», - предлагает воспитатель. Дети встают в круг. Взрослый, находясь в его середине, надевает каждому участнику игры кружок какого-нибудь цвета. При этом ребенок должен называть цвет своего кружка. Воспитатель предлагает каждому внимательно посмотреть на полученный кружок, запомнить его цвет и перевернуть на другую сторону. Объясняет правило: «Не трогать кружок и не открывать его, пока не будет сказано: ищи свой дом!»

 

Взрослый выбирает четырех детей, которым дает по флажку разных цветовых тонов (например: одному – красный, другому - синий, третьему - оранжевый, четвертому - коричневый) Каждый из этих детей занимает какой-нибудь дом (квадрат). «Вот какие красивые дома построили в нашем городе, - говорит воспитатель. - А у вас есть разноцветные кружки. Это приглашения

 

переехать в новый дом такого же цвета, как ваш кружок. Давайте  собирать вещи и переезжать на новые  квартиры!»

 

Воспитатель показывает различные  движения, имитирующие подготовку к переезду, а дети подражают ему. Например, все дружно стирают и чистят одежду, складывают ее, грузят мебель на воображаемую машину, садятся в неё сами и едут. Подвигаются по комнате под удары бубна по сигналу «Приехали!» все останавливаются, а дети, у которых флажки, поднимают их, чтобы были видны разные цвета.

 

«Ищи свой дом!» - говорит воспитатель  и просит детей вспомнить, какого цвета их кружки, перевернуть, посмотреть на них и поискать глазами флажки соответствующих цветов. Дети быстро занимают места в домиках и здороваются с соседями. Воспитатель заходит в каждый дом и вместе с хозяевами флажков проверяет, все ли правильно нашли свой дом. Флажок переходит к «новоселам», которые берут его и начинают шагать по кругу. Затем хозяева флажков возвращаются в домики, а «новоселы», взявшись за руки, весело напевают: «Новый дом, новый дом, дружно в нем заживем!»

 

Воспитатель предлагает ребятам поменяться кружками, и игра начинается сначала. Её участникам предлагается новый вариант  задачи на различение цвета.

 

Соревновательный вариант. Начало игры такое же, как и в сюжетном варианте. Под звуки бубна дети ходят друг за другом по кругу или  змейкой. С прекращением звучания они  останавливаются, закрывают глаза. Дети, стоящие в домах (квадратах), по указанию воспитателя бесшумно меняются местами и поднимают флажки. По сигналу «Ищи свой дом!» дети открывают глаза, сравнивают свои кружки по цвету с флажками и быстро занимают место в домиках. Кто первый нашел свой дом (это определяет воспитатель вместе с детьми, держащими флажки) награждается аплодисментами и становится рядом с воспитателем.

 

Правила игры.

 

1. Внимательно посмотреть; какого  цвета кружок, и - постараться  его запомнить, потом найти  флажок точно такого же цвета  и занять место в доме.

Информация о работе Сенсорное развитие у детей третьего года жизни