Сенсорное развитие у детей третьего года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Ранний возраст период первоначального ознакомления с окружающим миром; вместе с тем в это время стремительно развиваются познавательные способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, явления природы, события собственной жизни, доступные наблюдения. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильное представление о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия.

Содержание

1. Введение
2. Сенсорное развитие детей третьего года жизни
2.1. 3адачи, виды, формы и содержание работы по развитию у детей предметной деятельности
2.2. Роль воспитателя в сенсорном воспитании
2.3. Развивающая предметная среда для сенсорного развития детей
2.4. Игры с игрушками, направленные на сенсорное развитие детей
2.5. Развитие речи
3. Работа с родителями
4. Заключение
5. Список литературы
6. Приложение к опыту
6.1. Приложение 1.Планирование игр-занятий с детьми третьего года жизни по сенсорному воспитанию.
6.2. Приложение 2.Игры-занятия с детьми третьего года жизни по сенсорному воспитанию.
6.3. Приложение 3.Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета.
6.4. Приложение 4.Игры, развивающие восприятие формы.
6.5. Приложение 5.Игры, развивающие восприятие качеств величины.
6.6. Приложение 6.Работа с родителями по проблеме «Сенсорное развитие ребенка»

Вложенные файлы: 1 файл

сенсорика у детей 3го года.doc

— 525.00 Кб (Скачать файл)

 

Игровой материал. Кружки основных и  дополнительных цветов, знакомых детям  по предыдущим играм. Необходимо иметь  два комплекта таких кружков: в один комплект продеваются шнурки, чтобы можно было их надевать поверх пальто (они будут служить наглядным образцом цвета, который запрещается выбирать); другой комплект кружков раскладывается на скамейках таким образом, чтобы одинаковые по цвету кружки не лежали рядом.

 

Описание игры и приёмы её проведения. Игра проводится на участке со всей группой детей. Малыши выстраиваются в линеечку напротив веранды или скамеек, на которых расположены разноцветные кружки. Воспитатель надевает каждому ребенку на шею шнурок с кружком знакомого цвета и подзывает к себе трех - четырех детей. Им предлагается стать у черты, начерченной на земле, лицом к детям и спиной к веранде. От лица всех играющих воспитатель дает им поручение; по сигналу «Что понравилось, возьми, принеси и назови» (эти слова вместе с ним произносят все дети) выбрать себе из разложенных кружков любой, какой понравится, но только не того цвета, как у кружка, висящего поверх пальто. При этом воспитатель подчеркивает, что каждый должен успеть, вернуться на место до окончания стихотворения, которое произносят все остальные участники игры:

 

Синее небо, красный цветок,

 

Желтый цыпленок, зеленый листок.

 

Много цветов есть на свете,

 

Знают их все наши дети.

 

Текст должен произноситься четко, размеренно, медленно. Каждый, кто выполнит поручение, должен показать всем, какой  кружок он принес, и назвать его цвет. Остальные дети оценивают, правильно ли он выполнил задание.

 

Дети, выполнившие поручение, отдают кружки воспитателю и возвращаются на свои места. Так по очереди все  участники игры выполняют поручения. Чтобы избежать подражания детей  друг другу и активизировать их познавательную активность, лучше, чтобы цвета кружков не повторялись (например, одному нельзя брать синий кружок, другому - голубой, третьему - коричневый).

 

Правила игры.

 

1. Выбирать кружок можно любого  цвета, но только не такого, как у тебя.

 

2. Выходить за черту и поворачиваться  лицом к кружкам не разрешается  до тех пор, пока не сказано  последнее слово сигнальной фразы:  «Что понравилось, возьми, принеси  и назови»

 

3. Нужно выполнить поручение  и вернуться на место до  того момента, пока дети не закончат говорить стихотворение.

 

4. Сначала нужно показать кружок  и только после этого называть  его цвет.

 

Советы воспитателю. Как и во всякой подвижной игре, в данном случае важна четкая организация  действий её участников. Проведите  на земле прямую линию и объясните детям, что по одну сторону будут находиться зрители и судьи, а по другую - те, кто выполняет поручения. Такая организация поможет избежать ненужной толчеи.

 

Текст стихотворения произносится выразительно, неторопливо дружно всеми  детьми (кроме тех, кто выполняет поручение). Это важно, чтобы малыши успели выбрать нужные кружки и вернуться на место.

 

Необходимо следить за тем, чтобы  строго соблюдалось требование не начинать выполнение поручений до окончания  сигнальной фразы. Если кто из детей не выдержит и начнет действовать преждевременно, верните всех снова на черту и повторите фразу сначала.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

 

 

Игры, развивающие восприятие формы

 

 

 

Восприятие формы предметов  является сенсорной основой любой  практической деятельности. Без выделения формы нельзя правильно увидеть, а значит, и изобразить окружающие предметы. Большинство детей трехлетнего возраста еще не отделяют форму от предмета, не осознают её как отличительный признак объектов. Вот почему малыши рисуют не конкретные предметы, а заполняют бумагу штрихами и каракулями.

 

Восприятие и выделение формы  не происходит само собой. Этому нужно  учить ребёнка начиная с младшей  группы детского сада. Одним из наиболее эффективных способов такого обучения являются игры.

 

В игре создается такая ситуация, в которой целенаправленное восприятие и различение формы предмета становятся важными для ребенка: на этом строится его общение с другими детьми, от этого зависит получение желанных предметов и успех его действий. Играя, малыш легко и с удовольствием осваивает рациональные приёмы обследования формы глазами и руками, причем не только осваивает, но и активно применяет эти приемы, совершенствуется в самостоятельном их использовании, что, конечно, имеет большое значение для умственного и эстетического развитий.

 

Предлагаемые в этом разделе  игры направлена на ознакомление детей, прежде всего, с формой окружающих предметов - объёмных и плоскостных. Параллельно, в соответствии с программой детского сада, дошкольники осваивают простые  геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник). Кроме того, предлагаемые игры помогут им увидеть различия между некоторыми объемными телами (шар, куб, призма).

 

Действуя с предметами разной формы, малыши учатся обследовать их одновременно рукой и глазом - зрительным и осязательным способом. Эти способы неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга. Их сочетание необходимо для целостного представления о предмете, без которого трудно решать различные игровые изобразительные и конструктивные задачи, различать предметы по форме.

 

В предлагаемых играх преследуется еще одна важная цель - учить детей  согласованным действиям обеими руками и развивать координацию  рук и глаз. Без этого ребенок  не научится ни завязывать шнурки, ни застегивать  пуговицы, ин вытирать руки полотенцем, словом, не овладеет огромным количеством практических навыков, необходимых в жизни. Игры изложены в определенной последовательности, необходимой для успешного овладения способностью различать и выделять форму предмета.

 

 

 

Не ошибись, Петрушка

 

Особенности игры и её воспитательное значение. Предлагаемая игра способствует развитию у малышей осязательного восприятия формы предметов. Она учит целенаправленно обследовать форму, обеими руками поворачивая предмет и ощупывая его пальцами со всех сторон. Этот прием помогает детям преодолевать привычку зажимать предмет в руке или надавливать на него ладонью. Таким образом, в процесс обследования, включается мускульно-двигательный компонент.

 

Игра способствует также воспитанию познавательной активности детей и повышению у них интереса к решению умственной задачи. Такая коллективная игра приучает малышей к самостоятельности, к соблюдению правил, а также к выполнению действий, требующих активности воображения. Создается игровая ситуация, в которой дети по очереди выполняют роль Петрушки, показывающего фокусы, Петрушка умеет, не видя угадывать, какой предмет у него в руках.

 

Выполнение этой игровой роли имеет  важное воспитательное значение. Робким и неуверенным в себе малышам  такая роль помогает преодолевать эти  недостатки. В то же время для возбудимых детей, склонных к повышенной двигательной активности, соблюдение очередности служит условием формирования умения вести себя в коллективе, считаться с другими.

 

Игровой материал. Игрушки, хорошо знакомые малышам, Они должны быть средних размеров и контрастной формы, т. е. заметно отличаться друг от друга. Этим требованиям удовлетворяет примерно следующий набор игрушек: деревянный шарик, куб грибок, матрешка ведерко, чашечка, тарелочка или блюдце, куколка, уточка, рыбка, легковая машинка и т. д. А также - колпачок петрушки, он изготавливается из непрозрачной плотной бумаги или ткани, которая держится на проволочном каркасе. Колпачок должен сидеть на голове ребенка свободно и глубоко (но не касаться глаз), доходить почти до кончика носа, чтобы он не сполз. Нужен также нарядный мешочек для хранения игрушек

 

Описание игры и приёмы её проведения. В игре могут участвовать все  дети группы. Они сидят на стульях  напротив стола с игровым материалом. Воспитатель достает мешочек, вынимает из него каждую игрушку, показывает малышам и ставит ее на стол. Дав детям возможность рассмотреть игрушки, взрослый предлагает всем вместе поиграть в новую игру.

 

Объяснение игры проводится наглядно-действенным  способом. Воспитатель достает колпачок Петрушки примеряет его себе и некоторым детям и поясняет, что тот, кто надёнет колпачок, будет выступать, как на празднике, и показывать фокусы‚ в цирке. Затем педагог подзывает к себе ребенка, надевает ему колпачок и говорит: «Петрушка, здравствуй, сними колпачок‚ поклонись ребятам и скажи им: «Здравствуйте, ребята!», а они тебе похлопают в ладоши и скажут: «Здравствуй, Петрушка!» После таких предварительных действий, которые помогают малышам войти в игровую ситуацию, воспитатель усаживает Петрушку за отдельный столик, чтобы остальным детям было хорошо видно, что он делает.

 

Затем воспитатель подзывает еще  одного ребенка и дает ему важное поручение: как только Петрушка наденет  свой колпачок, надо подойти к игрушкам, выбрать любую из них, поднять  её повыше и спросить: «Петрушка, Петрушка, что у меня в руках?» Если Петрушка скажет, что он не видит подойти к нему и положить игрушку прямо ему в руки и сказать вместе со всеми: «Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какую игрушку мы тебе дали. Не ошибись, Петрушка!»

 

Воспитатель надевает колпачок Петрушки и игра начинается. По ходу ее педагог  напоминает детям правило: соблюдать  тишину и не называть предмет, который  дают Петрушке в руки.

 

Учитывая импульсивность малышей, следует на всякий случай слегка придерживать колпачок на голове Петрушки, чтобы он не сбросил его в тот момент, когда обнаружит, что колпачок мешает ему видеть. Когда Петрушка возьмет в руки игрушку, надо посоветовать ему поворачивать ее в руках, ощупывать пальцами со всех сторон. Так воспитатель направляет процесс осязательного обследования, способствуя усвоению рациональных приемов. Если у ребенка ничего не получается, можно взять его руки в свои и показать, как действовать, чтобы он мускульно ощутил этот прием. Ребенок должен сам назвать игрушку, но если этого не происходит, его спрашивают все дети: «Ты скажи, Петрушка, какую взял игрушку?» Правильный ответ вызывает аплодисменты. Петрушка снимает колпачок и раскланивается перед зрителями, как артист. Затем он садится на место, выбирается новый Петрушка, ребенок, который будет передавать ему игрушку. Так игра повторяется неоднократно.

 

Правила игры.

 

1. Соблюдать полную тишину, чтобы  Петрушка не ошибся и смог  догадаться, что у него в руках.

 

2. Запрещается называть предмет  и подсказывать Петрушке.

 

3. Внимательно следить за действиями  Петрушки; кто отвлекается и нарушает  правила, того Петрушкой не  выбирают.

 

Советы воспитателю. Для того чтобы  Петрушка артистично и увлеченно  выполнял свою роль, покажите ему пример: наденьте на себя колпак и отгадайте, что у вас в руках, наглядно демонстрируя прием обследования.

 

В этой игре важно проверить, не поглядывает  ли Петрушка через колпачок. С этой целью ему и показывают предмет. В случаях ошибки при отгадывании  предмета можно заменить игрушку  на более простую по форме (шарик, куб матрешка и пр.).

 

 

 

Есть у тебя или нет?

 

Особенности игры и её воспитательное значение. В игре дети учатся узнавать по форме знакомые предметы. Но в  отличие от предыдущих игр осязательное обследование и узнавание нужного предмета происходит в ситуации сравнения нескольких более или менее сходных по форме объектов. Так, например, в комплекте игрушек имеется несколько предметов округлой формы (шарик, яблоко, яйцо, лимон), среди которых ребенок должен найти определенный предмет. Таким образом, обучающая задача (различение сходных по форме предметов) требует от детей больших умственных усилий, чем в предыдущих играх. Кроме того детям предоставляется большая самостоятельность в применении рациональных приемов осязательного обследования, о которых напоминают правила игры.

 

Решение этой довольно сложной задачи становится возможным благодаря  тому, что у детей возникает  активный интерес к привлекательным  предметам. Кроме того, одобрение  воспитателя и сверстников, признание  ими личных достижений ребенка (умеет находить названный предмет) побуждают ребенка правильно решать задачу.

 

Наблюдая за действиями сверстников, остальные дети привыкают сопереживать друг другу, радоваться успеху другого  и сдерживать себя, чтобы способствовать этому успеху. Таким образом, в данной игре воспитывается не только познавательная активность, но и волевые и нравственные качества.

 

Игровой материал. Знакомые малышам  объемные игрушки небольших размеров и простой формы. Это могут  быть образные, дидактические игрушки и некоторые миниатюрные предметы домашнего обихода. Хорошо использовать дидактический набор деревянных игрушек, отличающихся четкой, монолитной (одночастной) - формой (яблоко, груша, шарик яйцо пирамидка, кувшин, мисочка, лимон, кубик, кирпичик). Если готового комплекта нет, можно подобрать свой, состоящий, например, из следующих предметов: шарик, яблоко (муляж или натуральное) яйцо, грибок, матрешка корзиночка, ведерко, автомобильчик, самолетик и т. д.

 

Для игры требуется по два экземпляра каждой игрушки. Некоторые игрушки одинаковой формы должны отличаться по цвету, чтобы дети могли применить знание цветов и самостоятельно выделить форму предмета как его отличительный признак. Кроме того необходимы два небольших мешочка. В каждом из них должно быть два отверстия для рук, собранные на резинке как у муфты.

 

Все игрушки и обе муфточки помещаются в коробке с соответствующими отделениями для одного комплекта, для другого и для муфточек.

 

Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель обещает детям поиграть с новыми игрушками, которые он для них приготовил. После завтрака предлагает детям поставить стульчики как всегда (полукругом), а напротив них ставит небольшой столик с коробкой, в которой находится игровой материал. Вынув из коробки два мешочка муфточки, взрослый показывает как вставляются муфточку обе руки, и дает детям попробовать самим, как это делается. Малыши передают друг другу муфточки с двух сторон, начиная с тех, кто сидит с краю. Встретившись посередине полукруга, муфточки возвращают на столик к воспитателю.

 

Вынимая из коробки по очереди каждую игрушку, воспитатель показывает ее детям и ставит на столик. Малыши называют предметы и рассматривают  их со всех сторон. На столе выстраивается  весь комплект игрушек. После этого  воспитатель на глазах у детей складываёт один за другим все предметы в муфточку, а вызванный им ребенок проделывает то же самое с другим комплектом игрушек и другой муфточкой. «Спрятались от нас игрушки, - говорит педагог. - Ничего, сейчас мы их будем искать и опять вернем». Он подзывает к себе двух детей, освобождает место на столе и усаживает их напротив друг друга так, чтобы их действия были видны всем. Каждый малыш получает муфточку с игрушками. «Сейчас мы решим, кто первый будет искать игрушку», - говорит воспитатель и использует простую считалочку:

Информация о работе Сенсорное развитие у детей третьего года жизни