Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 02:05, курсовая работа
Ранний возраст период первоначального ознакомления с окружающим миром; вместе с тем в это время стремительно развиваются познавательные способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, явления природы, события собственной жизни, доступные наблюдения. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно.
Введение
1. Сенсорное развитие детей третьего года жизни
1.1 3адачи, виды, формы и содержание работы по развитию у детей предметной деятельности
1.2 Роль воспитателя в сенсорном воспитании
1.3 Развивающая предметная среда для сенсорного развития детей
1.4 Игры с игрушками, направленные на сенсорное развитие детей
1.5 Развитие речи
2. Работа с родителями
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
Содержание
Введение
1. Сенсорное развитие детей третьего года жизни
1.1 3адачи, виды, формы и
содержание работы по развитию
у детей предметной
1.2 Роль воспитателя в сенсорном воспитании
1.3 Развивающая предметная среда для сенсорного развития детей
1.4 Игры с игрушками,
направленные на сенсорное
1.5 Развитие речи
2. Работа с родителями
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Ранний возраст период первоначального ознакомления с окружающим миром; вместе с тем в это время стремительно развиваются познавательные способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, явления природы, события собственной жизни, доступные наблюдения. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.
Сенсорное воспитание означает
целенаправленное совершенствование,
развитие у детей сенсорных процессов
(ощущений, восприятий, представлений).
Развитие ощущений и восприятий происходит
очень интенсивно. При этом правильное
представление о предметах
В раннем возрасте ведущей
является предметная деятельность, то
есть деятельность, направленная на овладение
различными способами действий с
предметами. Предметная деятельность
является ведущей потому что, именно
она оказывает решающее влияние
на развитие всех сторон психики и
личности ребенка. В рамках этой деятельности
возникают и развиваются
Восприятие, внимание, память
и мышление ребенка функционируют
и формируются главным образом
в процессе предметных действий. Мышление
в раннем возрасте имеет преимущественно
наглядно-действенный характер. Наряду
с этим видом мышления развиваются
такие его формы как, наглядно
образное и символическое мышление,
которые тоже опираются на опыт практических
действий малыша. Речь ребенка - возникает
и развивается также в
В рамках предметной деятельности
создаются условия для развития
таких личностных качеств ребенка,
как самостоятельность и
Следует отметить, что совершенствование и развитие сенсорных процессов непосредственно в ходе деятельности, как правило, затруднено. Детям трудно одновременно решать несколько задач восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами, что является доминирующим в сенсорном развитии. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе, что является актуальным в развитии детей раннего возраста.
Исходя из вышеизложенного, я решила систематизировать и обобщить материал по сенсорному развитию детей третьего года жизни.
1. Сенсорное развитие детей третьего года жизни
Для детей третьего года жизни - при создании необходимых для этого условий - характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. сенсорное воспитание
Ребенок в этом возрасте продолжает интенсивно накапливать впечатления и представления о важнейших признаках, свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт, т. е. представления о величине, цвете, форме, фактуре, положение в пространстве и т. п., связывается с конкретными предметами и явлениями.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия, происходит так бурно, что ребенок узнает в круглой форме и мячик, и шарик, и солнышко; треугольная форма у него теперь не только крыша, но и морковка, елочка; прямоугольная - домик; овальная - яйцо, огурец и т. п. Именно на третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями; белые пятна на голубом фоне - это «снег идет», «зайчики прыгают»; оранжевое пятно - это «солнышко светит», «колобок». Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, крокодила и т.п. С помощью цвета обобщает характерные признаки достаточно широкого круга предметов и явлений.
Познавательная потребность, в той или иной мере сформированная у ребенка в основном направлена на обследование величины, формы, цвета, фактуры предметов.
1.1 Задачи, виды, формы и
содержание работы по развитию
у детей предметной
«Программа воспитания и обучения детей в детском саду» М.А.Васильевой предполагает реализовать следующие задачи:
-совершенствовать восприятие
детей, умение активно
- проводить работу по
обогащению чувственного опыта
детей в разных видах
-помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч, маленький синий мяч);
-учить детей называть свойства предметов.
-формировать у детей
самостоятельность и
Виды работы по развитию у детей предметной деятельности: игра и занятие. Педагогические требования к проведению игр и занятий актуальны для работы с ребенком в детском саду, необходимо понимать, что слово «игра» и «занятия» в практической деятельности с детьми раннего возраста весьма условны. Игры и занятия, организованные взрослым, направлены на решение развивающих задач.
Занятия и игры должны проводиться
по намеченному плану и
Формы работы по развитию у детей предметной деятельности: индивидуальная, групповая и подгрупповая.
Число участвующих в занятиях с сенсорными материалами может быть различным и зависит от целей. Наблюдение за окружающим, экскурсии, где ведущая деятельность - зрительное и слуховое восприятие, допустимо проводить со всей возрастной группой.
Занятия, где предполагается
обследовательская
Целесообразно с отдельными детьми проводить индивидуальные занятия, которые послужат началу формирования необходимых умений: сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определенные действия, слушать разъяснения взрослого, повторять движения.
К трем годам у ребенка
складывается определенное представление
о результате того, что он хочет
сделать, и это представление
начинает мотивировать его действия.
Малыш теперь стремится к достижению
определенной цели, получению правильного
результата. Ребенку нужно помогать
«удерживать» цель, направлять его
на достижение желаемого результата.
Для этого целесообразно
При знакомстве ребенка с формой предметов устанавливается связь между формой конкретных предметов и ее обобщенным выражением: деревянный или нарисованный кружок называют то шариком, то мячиком, то колесиком для машины и т.д.
Использование «определенных» слов-названий помогает углублению восприятия формы. Бесполезно говорить детям о прямоугольнике, квадрате, овале, круге и треугольнике, хотя они их различают. Дети усваивают форму как признак предметов: они выбирают необходимые детали из строительного набора для «крыши» и т.д.
Дети с рождения различают все цвета спектра и даже некоторые оттенки, но учитывать цветовую характеристику предметов при действии с ними ему сложнее: цвет нельзя пощупать, он доступен только визуальному наблюдению.
На третьем году жизни дети начинают повторять вслед за взрослыми названия отдельных цветов. Произнося такие слова, как «белый», «синий» или «голубой», малыш не в состоянии соотнести эти слова с цветом конкретных предметов. Слово-название существует само по себе, а конкретная цветовая характеристика - сама по себе. В лучшем случае ребенок механически запоминает и в конкретной ситуации после длительных упражнений может иногда им воспользоваться.
При подборе дидактических
материалов необходимо стремиться к
одинаковой насыщенности цвета. Если красный
цвет яркий, то такими же насыщенными,
яркими должны быть и оранжевый, и
желтый, и зеленый, и синий и
фиолетовый. В противном случае ребенок
с нарушением цветового зрения может
ориентироваться не на сам цвет,
а на его интенсивность, тогда
светло-красный и светло-
При целенаправленном сенсорном
воспитании у ребенка наблюдается
положительное отношение к
Дав ребенку доску с большими и маленькими круглыми отверстиями и комплект вкладышей, взрослый создает ситуацию, в которой он по собственной инициативе начинает размещать вкладыши в отверстиях. Успешности выполнения дидактической задачи способствует сам материал, основанный на принципе автодидактизма. Именно это позволяет ребенку после нескольких поисково-примерочных действий найти правильные способы выполнения игровых действий: большой вкладыш невозможно втиснуть в маленькое отверстие; маленький кружок в большое отверстие положить можно, но тогда «окошко» закрыто не до конца, и остается большой вкладыш, который некуда девать.
На третьем году жизни важное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общественными сенсорными эталонами и способами их употребления.
Итак, при ознакомлении детей
с величиной, формой и цветом предметов,
очевидно: переход действий восприятия
из внешнего плана во внутренний план
отмечается после двух лет, когда
фиксируется способность
1.2 Роль воспитателя в сенсорном воспитании
Важная особенность работы с детьми раннего возраста - низкая эффективность вербальных методов воспитания. Словесные инструкции, объяснения правил часто оказываются беспомощными, и не только потому, что дети еще плохо понимают их, но и потому, что им пока трудно регулировать свое поведение с помощью слова. Слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Педагог должен воспитывать не словами, а чувствами, действиями. Только если взрослый сам увлечен какой-либо деятельностью, он сможет вызвать интерес к ней у ребенка.
С маленькими детьми нельзя проводить фронтальные занятия, построенные по типу школьного урока, когда воспитатель сообщает новую информацию или демонстрирует нужные способы действия, а ребята усваивают их. Такие занятия не только не эффективны, но и вредны, поскольку могут подавлять активность детей. Задача же воспитания и обучения в этом возрасте состоит в том, чтобы развивать и поддерживать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи.
Основная задача воспитателя здесь состоит не в том, чтобы научить ребенка правильному способу действий, показать или подсказать правильное решение, а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.
Информация о работе Сенсорное развитие у детей третьего года жизни