Сенсорное развитие у детей третьего года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 02:05, курсовая работа

Краткое описание

Ранний возраст период первоначального ознакомления с окружающим миром; вместе с тем в это время стремительно развиваются познавательные способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, явления природы, события собственной жизни, доступные наблюдения. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно.

Содержание

Введение

1. Сенсорное развитие детей третьего года жизни

1.1 3адачи, виды, формы и содержание работы по развитию у детей предметной деятельности

1.2 Роль воспитателя в сенсорном воспитании

1.3 Развивающая предметная среда для сенсорного развития детей

1.4 Игры с игрушками, направленные на сенсорное развитие детей

1.5 Развитие речи

2. Работа с родителями

Вложенные файлы: 1 файл

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ.docx

— 135.07 Кб (Скачать файл)

 

3атем вызывает троих  детей и каждому из них дает  по колечку одного размера.  Каждому поручается найти пару  к своему колечку точно такого  же размера. «Посмотрите внимательно  на свои колечки и постарайтесь  запомнить, какого они размера,  чтобы не ошибиться. Какое у  тебя колечко, большое или маленькое?»  - спрашивает воспитатель малышей  по очереди. Если ребенок затрудняется  с ответом, предлагает ему подойти  к собранной пирамидке и приложить  свое кольцо к колечку такой  же величины.

 

Затем этим детям предлагает оставить колечки на своих стульчиках и отправиться на поиски других колечек  такой же величины. Воспитатель предупреждает, что искать колечки можно только после того, как все дети скажут следующие слова: «Раз, два, три - ищи!». Он просит всех сидящих детей повторить  вместе с ним эти слова, и с  последним словом трое вызванных  малышей начинают искать колечки. «Посмотрим, как они выполнят наше поручение  и что они нам принесут», - обращается воспитатель к остальным детям.

 

Выбрав колечко, каждый ребенок  возвращается на место и накладывает  его на свой образец, который остался  на стульчике. Убедившись в правильности выбора, ребенок берет оба колечка  в руки и показывает их всем детям. Если он убеждается в ошибке, ему  разрешается исправить ее, заменив  выбранное колечко на другое.

 

Выполнив задание, дети показывают всем свои колечки, остальные хлопают, говорят: «Мо-лод-цы!» Колечки возвращаются к воспитателю, а малыши садятся  на свои места. Кто-либо из детей возвращает найденные колечки на столы, затем  игра повторяется с участием других детей.

 

Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец  пирамидку другого цвета.

 

Правила игры.

 

1. Внимательно рассмотреть  полученное колечко-образец, постараться  запомнить его величину и оставить  колечко на стульчике.

 

2. Искать колечко разрешается  только по сигналу «Ищи!»

 

3. Искать можно колечко  любого цвета, но точно такого  размера, как образец.

 

4. Прежде чем показать  найденное колечко группе, нужно  убедиться в правильности выполнения  задания (наложить его на колечко-образец)

 

Советы воспитателю. Поскольку  игра направлена на проверку достижений каждого ребенка, готовясь к ней, следует заранее составить список детей, чтобы в ходе игры отмечать результаты каждого.

 

Если кто-то не справляется  с задачей, можно разрешить ему  взять образец с собой, чтобы  на месте исправить ошибку. С теми, кто ошибается слишком часто, следует отдельно поиграть в предыдущие игры (например, «Приходите на лужок») и в эту же игру.

 

Дети могут брать колечки  любого цвета. Соблюдение этого правила  способствует отвлечению от несущественного  для данной деятельности признака, что очень важно для интеллектуального  развития детей.

 

Проводя эту игру, постарайтесь особое внимание уделить развитию у  детей самоконтроля. Следите, чтобы  каждый участник игры обязательно проверял себя перед тем, как показать найденное  кольцо другим. Не надо препятствовать, если ребенок в ходе выполнения поручения  оглядывается на оставленный на стуле образец. Это говорит о том, что малыш нуждается в обновлении зрительного образа и пытается контролировать себя в ходе игровых действий.

 

Пирамидки

 

Особенности игры и ее воспитательное значение. Игра направлена на формирование устойчивого образа величины предметов  независимо от их положения в пространстве. Ребенок во время игры превращает стоящую высокую пирамидку в  лежащую. При явном изменении  внешнего вида пирамидки и ее положения  в пространстве соотношение величины колечек сохраняется неизменным. Задача ребенка - сохранить этот неизменный порядок колец пирамидки при  разных вариантах ее положения. Игровые  действия позволяют малышу осознать различия в величине колечек, которые  надеваются на палочку.

 

Прислушиваясь к словам воспитателя  обозначающим величину каждого колечка, и повторяя их, дети лучше воспринимают качества величины. Так подготавливается, переход к более дифференцированному  восприятию этих качеств.

 

Игра отвечает возрастной потребности ребенка действовать  с предметами, управлять ими. Преобразования пирамидки, которые дети осуществляют самостоятельно, очень нравятся им. Пирамидка как бы оживает в  руках ребенка.

 

Игра проводится с небольшой  группой - пять-шесть человек. Все  игровые действия выполняются детьми одновременно, по показу воспитателя. Общность решаемой задачи сближает детей, способствует развитию согласованности  и взаимопонимания.

 

Игровой материал. Одноцветные  пирамидки с толстыми кольцами (по числу участников игры, включая воспитателя). Для обозначения центра, к которому сходятся лучи, используется цветной  картонный кружок.

 

Описание игры и приемы ее проведения. Дети садятся за общий  стол, и каждый получает по пирамидке. Воспитатель, сидя за столом вместе с  детьми, предлагает им поиграть с пирамидками. «Вот стоят пирамидки. Стоят они  и на вас смотрят. Надоело пирамидкам стоять, захотелось им полежать. Поможем  пирамидкам отдохнуть? - спрашивает детей  воспитатель и предлагает, следуя его примеру, снять со своих пирамидок  колпачки и поставить их ближе  к себе.- Какое у пирамидки колечко  наверху, большое или маленькое?»  Каждый снимает самое маленькое  колечко и придвигает его к  своему колпачку. Лежащая пирамидка  выкладывается вертикально от края стола к центру, где расположен картонный цветной кружок. Когда  все колечки от пирамидок будут  сняты и разложены на столе  в порядке возрастающей величины, воспитатель показывает, как подровнять ряд колечек, чтобы получился красивый, ровный луч. Эти действия позволяют детям ощутить руками постепенное изменение величины колец.

 

На столе образуется цветной  узор в виде лучей, которые отходят  от центра круга и сужаются по краям  стола. Полюбовавшись вместе с детьми этим узором, воспитатель говорит: «А где же наши пирамидки? Посмотрите, от них остались только палочки да подставочки. Надоело палочкам голыми стоять. Давайте позовем колечки  домой, и опять поставим пирамидки, как раньше». Теперь перед детьми стоит новая задача - собрать пирамидку. «Какое колечко палочка позовет  первым? - спрашивает воспитатель. - Посмотрите внимательно, как лежит пирамидка, и помните какое колечко у  пирамидки в самом низу». Ответы детей воспитатель либо одобряет, либо поправляет. Дети выбирают самые  большие кольца и надевают их на палочки. «А теперь какое кольцо позовут  палочки? - спрашивает воспитатель и, если нужно, подсказывает. - Большое  колечко, но чуть поменьше первого, иди  домой». Дети надевают колечки на палочки.

 

Так постепенно воспитатель  и дети собирают свои колечки по убывающей величине. Получаются пирамидки. Поверх колец надеваются колпачки, и пирамидки снова становятся высокими. Пирамидки гуляют, прыгают, кружатся в руках у детей, а  потом снова ложатся отдыхать и игра повторяется.

 

Правила игры.

 

1. Играть дружно, организованно  воспроизводить действия, которые  показывает воспитатель.

 

2. Отвечать на вопросы  воспитателя.

 

Советы воспитателю. При  проведении игры важно четко и  правильно называть величину колечка, которое надевается на палочку. Названия величины могут варьироваться: «большое, но чуть поменьше», «еще чуть поменьше», «еще меньше, почти самое маленькое» и пр. Подсказывайте каждый раз  детям название величины и следите, чтобы они правильно его повторяли. Провести эту игру будет несложно: ведь малыши очень любят подражать  взрослым - они с удовольствием  воспроизводят действия и слова  воспитателя и охотно копируют движения друг друга.

 

Так как игра рассчитана не на всю группу, а всего на пять - шесть человек, проводить ее следует  утром (когда еще не все воспитанники пришли в группу) или вечером (когда  многие уже ушли домой). Тех, кто не участвует в игре, займите каким-либо интересным делом, чтобы они не скучали, или же предоставь те им возможность  наблюдать за игрой, чтобы у них  возникло желание включиться в нее.

 

Веселые матрешки

 

Особенности игры и ее воспитательное значение. В данной игре дети учатся различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Им предлагаются несколько вариантов задачи: сравнивать предметы по высоте, сопоставлять размеры  плоскостных и объемных фигур  и т. п.

 

Игра близка интересам  детей: матрешки то гуляют, то прячутся, то обедают, то расходятся по домам  и т. д. Ее сюжетный характер имеет  важное значение для развития творческой инициативы в самостоятельных играх, и подготавливает малышей к ролевой  игре. Игра способствует развитию восприятия величины, зрительной памяти, мышления, пространственного воображения. Все  это очень важно для умственного  развития дошкольников. Проводится она  с небольшой группой детей (пять-шесть  человек).

 

Игровой материал. Два комплекта  пятиместных матрешек, два комплекта  разных по величине кружочков (тарелочек  для матрешек), башенка из полых  кубиков. Если такая игрушка отсутствует, ее можно заменить элементами строительного  материала, из которых строятся домики для матрешек. Кроме перечисленных  предметов, используется самодельный  ростомер. Его можно изготовить‚  из пирамидки, сняв с нее все колечки. На подставку от пирамидки будут  становиться матрешки, а одно из колечек опускается на голову матрешке. На вертикальном планшете, который  устанавливается сзади, Можно карандашом отмечать рост матрешек.

 

Описание игры и приемы ее проведения. По приглашению воспитателя  дети садятся за общий стол, на котором  стоит матрешка. Взрослый обращается к малышам: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что  здесь только одна матрешка, а где  же остальные? (Смотрит вокруг, потом  берет в руки матрешку и покачивает ее.) Что-то там в середине гремит. Посмотрим, что там есть. (Снимает  верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они все спрятались! (Все  матрешки выстраиваются в ряд.) Давайте  познакомимся с ними!» Воспитатель  называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матрёша, я - Наташа, я - Даша, я - Маша». Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет  воспитатель). Игра начинается.

 

Сначала матрешки гуляют (ходя по столу). Потом их зовут к медсестре  измерять рост. Они выстраиваются  друг за другом по очереди, начиная  с самой маленькой, встают на ростомер, а воспитатель опускает колечко  и вместе с детьми отмечает, какого роста каждая из матрешек. Он спрашивает детей и уточняет, какая матрешка самая высокая, какая чуть пониже, какая - самая низкая, какая чуть повыше. Потом все матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов  величины, вызывает по очереди детей, которые подбирают для своих  матрешек соответствующие тарелочки. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают  своим матрешкам подругу такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой, - говорит он - становитесь в пары!» Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешку по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. По просьбе воспитателя дети показывают, в каком месте не хватает пары. Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой.

 

Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона  у них отсутствует) - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя  каждый ребенок находит дом для  своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят в домики.

 

Правила игры.

 

1. Каждый играющий выбирает  себе матрешку. Он должен запомнить  ее имя и действовать с нею  соответственно с обучающей задачей.  Одну из матрешек берет воспитатель  и показывает наглядный образец  игровых действий.

 

2. Участники игры должны  внимательно слушать воспитателя  и выполнять действия, которые  он им предлагает.

 

Советы воспитателю. В  этой игре очень важно вовлечь  детей в воображаемую ситуацию. Многое зависит от выразительности речи и действий воспитателя. Ваше поведение  служит для детей образцом и примером. Постарайтесь предоставить детям больше свободы, не торопитесь говорить за них  то, что они могут сказать сами. Если кто-то из детей допускает ошибку, поправьте его вместе с другими  детьми. А можно с помощью ошибок детей менять сюжет (Например, матрешка встала не на свое место или захотела поесть не из своей тарелки). Уместны  шутки, веселый смех, которые не позволят превращать игру в формальные упражнения на различение величины.

 

Игра в поручения

 

Особенности игры и ее воспитательное значение. Цель игры - формирование у  детей четкого, дифференцированного  восприятия новых качеств величины. Игра состоит из двух частей. Первая направлена на развитие дифференцированного  восприятия длины (длинный - короткий). Вторая - на различение предметов по ширине (широкий - узкий). Знакомство детей  с этими качествами ограничивается тем, что им предлагается различать  лишь контрастные признаки длины  и ширины.

 

Решение обучающей задачи в обеих частях игры требует от ребенка умственных усилий и специфических  действий, направленных на обследование и оценку новых качеств величины.

 

Игровые ситуации, которые  создаются в обеих частях, помогают ребенку почувствовать значимость воспринимаемого качества в конкретных условиях и необходимость предлагаемых игровых действий.

 

Для того чтобы у малыша возник четкий, осознанный образ предмета определенной величины, каждая часть  игры должна повторяться в разные периоды времени. Это повторение обеспечивает необходимую последовательность в развитии целенаправленного восприятия: освоение приемов обследования длины  и ширины (накладывание или прикладывание), формирование поискового образа, установление связи между образом и словом, обозначающим данное качество.

 

Характер игры (выполнение поручений взрослого и сверстников) детям знаком. Им нравится выполнять  поручения группы, но делать это  можно только по очереди и после  определенного сигнала. Этот сигнал (т. е. пауза перед ним) важен для  тех, кто выполняет поручение, и  для тех, кто оценивает его. Первым пауза перед сигналом дает возможность  настроиться на действия, принять  решение, найти глазами предмет  нужной величины. Для остальных - это  организующий момент, приучающий к  сдержанности. Зная о том, что они  будут оценивать действия других, дети мысленно сами решают обучающую  задачу, т. е. находят глазами нужный предмет. Это очень важно для  развития внимания и умственных действий.

Информация о работе Сенсорное развитие у детей третьего года жизни