Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 02:05, курсовая работа
Ранний возраст период первоначального ознакомления с окружающим миром; вместе с тем в это время стремительно развиваются познавательные способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, явления природы, события собственной жизни, доступные наблюдения. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно.
Введение
1. Сенсорное развитие детей третьего года жизни
1.1 3адачи, виды, формы и содержание работы по развитию у детей предметной деятельности
1.2 Роль воспитателя в сенсорном воспитании
1.3 Развивающая предметная среда для сенсорного развития детей
1.4 Игры с игрушками, направленные на сенсорное развитие детей
1.5 Развитие речи
2. Работа с родителями
Составьте две решетки вместе большими сторонами. В одной решетке имеются 4 больших и 5 маленьких круглых отверстий, в другой - 4 больших и 5 маленьких квадратных отверстий. Присоединяются решетки одна к другой таким образом, чтобы от отверстия одной величины располагались по диагонали, а не рядом.
Составьте решетки вместе, возьмите соответствующие вкладыши и обратите внимание детей на то, что сегодня дом (решетки) большой, новый и есть много игрушек (вкладышей). Далее поясните, что все окна в доме можно закрыть, но сначала надо найти большие и маленькие. Обведя жестом разные отверстия, объясните, что окна разные не только по величине, но и по форме:
«Вот такие, круглые». Продемонстрировав квадратные гнезда, подчеркните: «Эти окошки вот такие, они другой формы».
Подозвав к своему столу
двух детей, предложите им взять по
любому большому предмету, отыскать соответствующие
окошки и закрыть их, а затем
маленькими вкладышами этой же формы
закрыть соответствующие
После того как вы объясните задание и выясните, как дети поняли его можно раздать материал для самостоятельной работы. Важным оказывается подбор пар детей для выполнения задания. Успешно справляющихся с заданием целесообразно объединить с детьми, испытывающими трудности. Детей, систематически допускающих ошибки, объединять вместе не следует.
Объединив детей по двое, нужно обеспечить активность более слабого ребенка, проследить, чтобы сильный ребенок не подавлял его инициативу и не выполнял бы все задания один за двоих.
Сажать детей за стол лучше всего так, чтобы они находились не на противоположных, а на смежных сторонах стола. Все вкладыши размещаются на углу стола, ближайшего к детям.
Предложите вначале одному из детей закрывать все круглые отверстия, а второму - только квадратные. Каждому ребенку надо показать вкладыши и ту часть общей решетки, где их надо разместить. Малыши сами отбирают себе нужные вкладыши из общего материала.
После того как дети разместят вкладыши в соответствующих гнездах, воспитатель вынимает их, поворачивает обе решетки на 90° и предлагает снова выполнить задание, но уже с другим сочетанием формы и величины предметов. Решетки поворачивать лучше всего в одном и том же направлении например по часовой стрелке.
Так, если в первом случае один из детей размещал круглые вкладыши разной величины, то при повороте решеток на 90° он будет оперировать с большими кругами и маленькими квадратами. При очередном повороте решеток этот же ребенок будет размещать малые и большие квадраты. И наконец, последний поворот решеток позволит ему выполнить задание с большими квадратами и малыми кругами.
Занятие длится 10-12 минут и проводится с детьми один раз.
2. Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех
Дидактическая задача занятия прежняя - учить детей выбирать предметы двух заданных форм из четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме, а также формировать навык выполнения задания вместе с другим ребенком.
Раздайте детям по одному комплекту решеток с вкладышами соответствующей формы. Комплекты включают следующие сочетания форм круг - квадрат, круг - треугольник, круг - прямоугольник, квадрат - треугольник, квадрат - овал, треугольник - прямоугольник, треугольник - овал.
Покажите детям две решетки, сложенные вместе большими сторонами, обращая их внимание на разную форму отверстий. Затем покажите разные вкладыши, поясняя, что ими можно закрыть все «окна». Фиксируя внимание детей на форме вкладыша, возьмите один из них и, отыскав необходимое гнездо, закройте его. Показывая предметы, пользуйтесь словами такой, разные.
После объяснения и показа пригласите к своему столу двух детей, дайте им по круглому вкладышу, предложите рассмотреть предметы найти в решетке отверстия такой же формы и закрыть их. Аналогичная работа проводится с другой формой. Остальные дети также по двое выполняют задания на столе педагога.
Затем каждой паре детей раздается индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания: две решетки, составленные большими сторонами, и соответствующее количество вкладышей 3 - 4 форм.
Размещаются дети за столом так же, как и на предыдущем занятии. Более умелого ребенка можно объединить с тем, кто испытывает затруднения. Следите за степенью проявления детьми активности и самостоятельности.
По мере выполнения парой
детей задания воспитатель
Второй ребенок размещает соответственно вначале овальные и треугольные вкладыши, затем овальные и квадратные, далее квадратные и круглые и, наконец, круглые и треугольные.
Дети могут выполнять задания в ходе занятия двумя способами. Первый, более простой способ заключается в отборе 5 предметов одной формы и размещают их в соответствующих отверстиях. Затем ребенок отбирает 5 предметов другой формы и размещает их в соответствующих гнездах. В этом случае дети один раз соотносят форму объекта с отверстиями. Потом, как бы автоматически, без постоянного сопоставления каждого вкладыша с соответствующим гнездом по принципу группировки отбирают остальные вкладыши этой же формы и, уже в большей степени ориентируясь на место, размещают их в соответствующих отверстиях.
Более сложный способ - это
полное обследование сенсорных свойств
и качеств предметов при
Занятие длится 10 - 12 минут и проводится один раз.
3. Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы
Цель занятия - закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.
Дидактическим материалом послужат палочки восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого. Каждый ребенок получает десять палочек (5 одного и 5 другого цвета).
Покажите детям 5 палочек синего и 5 палочек красного цвета, перемешанных произвольно. Внимание детей фиксируется на том, что палочки разные. Показывая детям палочку красного цвета, объясните, что у вас еще есть палочки такого же цвета, Продемонстрирован палочку синего цвета, скажите, что и такие игрушки тоже есть. Затем сгруппируйте предметы, откладывая палочки одного цвета в одну, а другого в другую сторону. Показывая каждый предмет, сопровождайте его словами такой, цвет, разные. Приложив одну палочку красного цвета к другой такой же, поясните, что предметы одинакового цвета, и положите их вместе.
Таким же образом детям показывается подбор палочек другого цвета. После общего объяснения и показа выясните, как каждый ребенок понял задание, Подзовите к столу кого-либо из детей и предложите взять любую палочку, рассмотреть ее и две группы предметов, уже рассортированных, определить, куда надо положить данный предмет. Когда ребенок найдет одинаковую по цвету группу и присоединит к ней свою палочку, ему можно предложить взять палочку другого цвета и выполнить задание еще раз.
Затем воспитатель приглашает к своему столу остальных детей и предлагает им по очереди выполнить задание таким же образом, как это делал первый ребенок. Затрудняющимся ребятам он помогает словом.
Дальше в ходе занятия воспитатель раздает малышам индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Дети оперируют с предметами следующих цветовых сочетаний: красный - синий, желтый - зеленый, черный - белый, оранжевый - фиолетовый.
После того как дети рассортируют
палочки предложенного цвета
им дается возможность выполнить
задание еще 1-2 раза, но уже с новыми
сочетаниями более близких
Если кто-либо из детей будет употреблять названия цветов неправильно, поправьте ребенка, но не требуйте от него обязательного их запоминания и употребления. Так, если ребенок оранжевый цвет называет красным, скажите: «Нет, это не красный, это оранжевый. Такого цвета бывают морковка и апельсин». Пояснение должно быть кратким не отвлекающим от выполнения задания ни данного ребенка, ни остальных детей.
Занятие длится 10 - 12 минут и проводится один раз.
4. Размещение грибков двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета
На занятии закрепляется умение детей группировать и соотносить по цвету разнообразные предметы.
Используйте 8-10 двухцветных столиков с грибочками, резко различающихся цветовых сочетаний: красный - синий, желтый - зеленый, черный - белый, оранжевый - фиолетовый; а также и более близкие: красный - оранжевый, оранжевый - желтый, желтый - белый, фиолетовый - синий и т. д.
Воспитатель демонстрирует столик, выкрашенный красным и синим цветом и поясняет, что часть столика одного цвета, а другая часть другого цвета. Затем показывает грибки красного и синего цвета и объясняет, что часть столика и некоторые грибки одинакового цвета. Так, «посадив» красный грибок, воспитатель подчеркивает, что грибок «спрятался» его почти не видно. Далее размещает синий грибок на части столика, окрашенной в синий цвет.
Педагог приглашает по очереди к столу детей и предлагает каждому разместить два грибка разного цвета на части столика такого же цвета.
После объяснения и показа раздайте детям индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Вначале дети размещают грибки резко различных цветовых сочетаний: красный - синий, черный - белый, оранжевый - фиолетовый и т.д.
По мере выполнения первого
задания дайте ребенку
Занятие проводится один раз в течение 12-15 минут.
5. Соотнесение предметов
двух заданных цветов при
На данном занятии дети учатся выбирать объекты двух заданных цветов из четырех Возможных, закрепляют умение соотносить разнообразные предметы по цвету.
Вам понадобятся четырехцветные
столики с грибочками. Для этого
два двухцветных столика
Для выполнения задания дети
объединяются по двое. Воспитатель
предлагает каждому ребенку посадить
грибочки двух цветов. Дети по 3-4 раза выполняют
задание с разными сочетаниями
цветов. Одни и те же столики поворачиваются
различными сторонами. Так, составив столик
красного и синего цвета со столиком
желтого и зеленого цвета одному
ребенку предлагают разместить красные
и синие грибки. После того как
он разместит материал в соответствии
с заданным цветом, воспитатель поворачивает
столики на 90° и дает задание
отобрать и разместить красные и
зеленые грибки. После очередного
поворота столиков еще на 90° перед
ребенком ставится задача отобрать грибки
желтого и зеленого цвета, н. наконец,
последний поворот дает ребенку
возможность упражняться в
При выполнении детьми задания вы можете вопросами, указаниями помочь им самостоятельно исправить ошибки: «У тебя все грибки правильно посажены? Посмотри внимательно, что ты сделал неправильно. Не торопись!»
Особое внимание необходимо обратить на способ выполнения задания. Некоторые дети берут по одному предмету в том порядке, в котором они предложены и размещают их в соответствии с цветом. Этот способ более перспективный, но и более сложный, так как в этом случае дети производят многочисленные сопоставления предметов. Другие дети отбирают грибочки одного цвета, размещают их на соответствующей части столика, затем эту же операцию производят с грибочками другого цвета.
Часть детей может выполнять задание как путем отбора всех предметов одного цвета и их размещения, так и путем последовательного сопоставления цвета каждого грибочка с поверхностью столика. Воспитатель должен следить, чтобы дети не мешали друг другу при пользовании общим материалом.
Занятие продолжается 10 - 12 минут и проводится один раз.
6. Выкладывание цветной мозаики на тему
«Курочка и цыплята»
Цель занятия фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Информация о работе Сенсорное развитие у детей третьего года жизни