Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 02:05, курсовая работа
Ранний возраст период первоначального ознакомления с окружающим миром; вместе с тем в это время стремительно развиваются познавательные способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, явления природы, события собственной жизни, доступные наблюдения. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно.
Введение
1. Сенсорное развитие детей третьего года жизни
1.1 3адачи, виды, формы и содержание работы по развитию у детей предметной деятельности
1.2 Роль воспитателя в сенсорном воспитании
1.3 Развивающая предметная среда для сенсорного развития детей
1.4 Игры с игрушками, направленные на сенсорное развитие детей
1.5 Развитие речи
2. Работа с родителями
Для занятия приготовьте
коробки с восьмиугольной мозаикой,
в каждой из которых содержится один
элемент белой и шесть
Вышла курочка гулять.
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка.
Выпили водицы
Полное корытце.
Воспитатель показывает детям белую мозаику и говорит: «Такого цвета у нас будет курочка». Демонстрируя желтую мозаику, поясняет: «Такого цвета у нас будут цыплятки. Воспитатель размещает в отверстии панели один элемент белой мозаики и еще раз объясняет, что курочка будет такого цвета. Затем размещает рядом с курочкой один элемент желтой мозаики - цыпленка.
Предложите кому-либо из детей подойти к столу и найти одного цыпленка, взять его и разместить на панели позади курочки. Если ребенок выполняет задание неуверенно, помогите ему и попросите найти других цыплят.
После того как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом» за курочкой, детям можно раздать индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. В течение занятия это задание они могут выполнить дважды.
Если кто-либо из детей допускает ошибки при выполнении индивидуального задания, то воспитатель может подсказать: «У тебя все цыплятки одинаковые? Разве такого цвета бывает цыпленок?»
Занятие длится 8 - 10 минут и проводится один раз.
7. Выкладывание мозаики на тему
«Домики и флажки»
Проводи данное задание, следует обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, объясняя, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Вам понадобятся коробки с мозаикой, в каждой из которых отобраны по 10 элементов белой и красной мозаики для усложнения условий выбора в каждую коробку дополнительно кладут 3 зеленых, 2 синих, 3 желтых элемента, которые не потребуются при выполнении задания.
Воспитатель, показывая детям
элемент белой мозаики, говорит,
что такого цвета будут домики;
показывая элемент красной
Затем педагог поочередно приглашает к своему столу остальных детей, предлагает им выполнить это же задание и выясняет, как каждый из них понял задачу.
Педагог раздает индивидуальный материал и следит за правильностью выполнения малышами задания. В ходе работы внимание детей обращается на правильный подбор элементов мозаики по цвету. Размещение флажка красного элемента мозаики может быть произвольным.
Индивидуальное руководство
заключается в наводящих
Самые младшие или неподготовленные дети нуждаются в обучении координации движений мелких мышц руки. В этом случае воспитатель берет своей рукой руку ребенка и помогает ему разместить элементы мозаики в отверстиях панели.
Занятие проводится один раз, его продолжительность 8 - 10 минут.
8. Рисование красками на тему
«Огоньки вечером»
Ваша цель - формировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета (из четырех предложенных), обучать технике нанесения мазка способом "примакивания", отмечая момент прикладывания и отрыва кисти.
Материалом послужат листы черной бумаги размером 21 x 34 см (альбомной), гуашь красного, желтого, синего и зеленого цвета в розетках для каждого ребенка, кисточка беличья или колонковая 8 - 12.
Прежде всего, напомните детям о том, что вечером они наблюдали за освещенными окнами домов и видели, как зажигаются огни. Затем покажите лист черной бумаги и нанесите постепенно по два мазка синей, зеленой, красной и желтой краской. Нанеся мазки синего цвета на черный лист, объясните детям, что такого цвета огоньки вечером видны плохо. Затем, нанеся два зеленых мазка, спросите детей, хорошо ли видны огоньки такого цвета. После чего объясните, что такого цвета огоньки тоже плохо видны. Когда вы нарисуете огоньки красной, а затем желтой краской, дети отметят, что лучше всего видны огоньки желтого цвета.
Теперь можно раздать детям краски четырех цветов и спросить, какой краской они будут рисовать огоньки. Дети тщательно рассматривают краски. Существенное значение при выборе краски имеет способ подачи материала: розетки с красками лучше разместить таким образом, чтобы краска заданного цвета не была крайней нижней справа.
После того как все дети
найдут краску нужного цвета, воспитатель
поочередно подходит к каждому, Дает
ему кисть, вначале сухую, и рукой
ребенка наносит несколько
После того как ребенок нанесет достаточное количество маз ков (нарисует огоньки), заберите его работу и отложите в сторону, объявив малышу, что рисунок должен высохнуть и тогда все вместе его посмотрят.
По мере выполнения задания дети охотно остаются на своих местах, продолжают рассматривать краски, наблюдают за работой товарищей. Воспитатель забирает у каждого ребенка кисть вместе с работой.
При планомерном обучении по предлагаемой методике на данном занятии присутствуют дети в возрасте от 2 лет 3 месяцев и старше.
Занятие проводится один раз и длится 6 - 8 минут.
9. Рисование красками на тему
«Апельсин»
Учим детей самостоятельно
выбирать цвета для передачи особенностей
хорошо знакомого предмета; выбирать
краску из трех близких цветов (красный,
оранжевый, желтый); рисовать круг одним
быстрым движением слева
Используйте листы голубой бумаги, краски (оранжевая, красная, желтая) кисти, розетки для красок.
Воспитатель показывает детям апельсин и поясняет, что он круглый, очерчивая его форму круговым движением руки слева направо. Затем подходит к каждому ребенку и предлагает обвести вокруг апельсина рукой, обращая внимание на то, чтобы жест был энергичный, а предполагаемая линия - замкнутой.
Далее одним быстрым движением нарисуйте на листе, закрепленном на мольберте, замкнутый круг и закрасьте его круговыми движениями. Нарисовав апельсин, сравните его с образцом по цвету и форме.
Затем можно перейти к индивидуальному обучению. Подойдя к ребенку, предложите ему найти краску, которой он будет рисовать апельсин. Предложив малышу сухую кисть, обхватите его руку и обведите замкнутый круг 1-2 раза. Только после предварительного обучения можно разрешить малышу окунуть кисть в краску и нарисовать апельсин.
В конце занятия обратите
внимание детей на то, что цвет настоящего
апельсина и нарисованного
Занятие проводится один раз, его продолжительность 8 - 10 минут.
10. Выкладывание мозаики на тему
«Елочки и грибочки»
На занятии внимание детей обращается на то, что цвет может быть использован для изображения разных предметов.
Приготовьте коробки, в которых отобраны по десять элементов зеленой и красной, по пять белой, желтой и синей мозаики.
Покажите детям мозаику и поясните, что елочки бывают такого (зеленого) цвета. Разместите у себя на панели зеленую мозаику. Затем покажите элементы красной мозаики, поясните, что такого цвета бывают грибочки. Вслед за елочкой на панели разместите грибочек. Затем снова возьмите элемент зеленой мозаики (елочку), разместите его, чередуя по цвету елочки и грибки. Действия можете сопровождать словами: «Елочки нарядные стали все в рядок и за каждой елочкой красненький грибок». После объяснения дети по очереди выполняют задание на столе воспитателя, в чередующемся порядке размещают по два элемента зеленой и красной мозаики. Затем можно раздать каждому ребенку коробку с мозаикой для самостоятельной работы.
Дифференцированное
Некоторые дети могут нуждаться в поэлементном диктанте. В таком случае помогает подсказка: «Елочка, грибочек, елочка, грибочек».
Занятие длится 10 - 12 минут и может проводиться 1 - 2 раза.
11. Выкладывание мозаики на тему
«Гуси с гусятами»
Продолжаем фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов, учить чередовать объекты по цвету, выбирая три заданных цвета из пяти предложенных.
Используйте коробки с мозаикой. В каждой коробке должны быть по десять элементов желтой и белой, по пять красной, синей и зеленой мозаики.
Показывая детям элементы синей мозаики, поясните, что такого цвета бывает речка. Разместите их в левой части панели сверху вниз. Показывая белую мозаику, поясните, что такого цвета бывает гусь, а желтого - гусенок. Разместив на панели элементы белой и желтой мозаики поочередно, скажите детям: «Гусь пошел и гусенка повел». После этого пригласите к своему столу всех детей поочередно и предложите им найти по одному элементу белой и желтой мозаики (гуся с гусенком) и разместить их на панели.
Когда все элементы поочередно размещены, прочитайте детям четверостишие из стихотворения М. Клоковой «Гуси»:
Белые гуси на речку идут,
Белые гуси гусяток ведут.
Белые гуси вышли на луга,
Крикнули гуси: Га-га-га!
Задание считается успешно выполненным, если ребенок чередует объекты по цвету самостоятельно или с незначительной помощью взрослого. В том случае, если ребенку требуется поэлементный диктант, с ним проводится индивидуальная работа в свободное время.
Занятие проводится один раз продолжительностью 10 - 12 минут.
12. Рисование красками на тему
«Листочки деревьев»
Продолжаем обучать детей самостоятельно выбирать заданный цвет из четырех предложенных, совершенствовать умение наносить мазки путем "примакивания".
Для занятия нужны листы белой бумаги, краски (красная, желтая, зеленая, синяя), кисти, розетки для красок.
Занятие в основном проходит
так же, как и предыдущее. Вначале
покажите детям веточку с
После предварительного упражнения в сухом приманивании дети по очереди рисуют краской на своих листах бумаги. Воспитатель помогает ребенку указаниями: рисовать по всей поверхности листа не нанося мазки один на другой. По окончании работы рисунки следует просушить, и только после этого их можно показать детям.
Как правило, дети легко выбирают заданную краску, с радостью рисуют, затруднений на занятии не испытывают.
Занятие проводится один раз в течение 8 - 10 минут
13. Изготовление бус
На занятии у детей закрепляется умение группировать предметы по цвету. Они учатся нанизывать бусы на нитку.
Вам нужно по шесть деревянных
или глиняных бусинок восьми цветов
и восемь кукол, одетых в однотонные
платья восьми цветов. Важно, чтобы
цвета платьев и бусинок
Показывая кукол, скажите, что они пришли к ребятам в гости. Затем вместе с детьми разместите кукол на своих местах: рядом с куклой в черном платье ставится кукла в красном платье, затем в оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом, белом.
Взрослый рассказывает, что куклы принесли с собой бусинки и шнуры разного цвета, они хотят сделать себе бусы, но не умеют. Поэтому дети должны помочь куклам.
Вначале попросите каждого ребенка выбрать бусинки одного цвета из четырех предложенных. При этом малыши могут выбрать бусинки понравившегося цвета. После этого раздайте им шнуры и предложите нанизывать на них бусинки. На одном конце шнура следует заранее завязать узел, чтобы нанизанные бусинки не соскакивали. В ходе занятия воспитатель помогает детям нанизывать бусинки.
После того как все бусинки будут нанизаны, воспитатель завязывает концы шнуров узлом. Теперь дети должны найти ту куклу, для которой они сделали бусы, и надеть их, При выполнении задания ребята ориентируются на слова такая бусинка, такого же цвета.
Когда всем куклам будут надеты бусы, спросите у детей, показывая на куклу в белом наряде: «Кто знает, какого цвета платье у этой куклы?» - «Правильно белого». Показывая на рядом сидящую куклу, назовите цвет ее платья: «А у этой куклы платье фиолетового цвета». Не следует требовать при этом от детей повторения и заучивания названий цвета.
Затем, показывая на куклу в синем наряде, спросите: «Какого цвета платье у этой куклы?» Если кто-либо из детей назовет цвет правильно, похвалите малыша. Также определи цвета платьев остальных кукол.
На все эти вопросы и ответы во время игры-занятия уходит не более 1,5-2 минут.
В конце занятия похвалите всех детей за то, что они сделали для кукол бусы и куклы стали еще красивее.
Информация о работе Сенсорное развитие у детей третьего года жизни