Система высшего образования в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

После обретения независимости наступил период, когда Кыргызстан начал проводить эксперименты в образовательном секторе с целью внедрения системы, основанной на демократических принципах и плюрализме мнений. Ключевыми направлениями реформ были качество, эффективность и доступность.
В 2002 была принята Концепция Образования в Кыргызской Республике. Из основных приоритетов данного документа особенно были выделены аспекты равенства, доступности и качества начального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Система высшего образования в Кыргызской Республике.docx

— 120.35 Кб (Скачать файл)

 
 
 
^ II. Текущие задачи  и потребности 
 
1. Направления и задачи

 
В Кыргызстане сектор высшего образования  характеризуется:  
 
^ Несистематичной и непоследовательной политикой в области образования  
 
В области высшего образования не существует комплексной политики, предусматривающей систематическую модернизацию структуры и содержания высшего образования, а также устранение противоречий в системе. Степени бакалавров и магистров не известны на рынке труда, а также имеет место скептицизм относительно равноценности этих степеней степени специалиста. Существуют препятствия для внедрения программ бакалавриата и магистратуры и постепенного прекращения программы подготовки специалистов. Данная ситуация вызывает дисбаланс (нехватку или избыток) на рынке спроса и предложений в сфере образования. I. Общее описание 
 
 
1. Основные характеристики трехуровнего образования в стране  
 
Законодательная база трехуровнего образования  
 
После обретения независимости наступил период, когда Кыргызстан начал проводить эксперименты в образовательном секторе с целью внедрения системы, основанной на демократических принципах и плюрализме мнений. Ключевыми направлениями реформ были качество, эффективность и доступность.  
 
В 2002 была принята Концепция Образования в Кыргызской Республике. Из основных приоритетов данного документа особенно были выделены аспекты равенства, доступности и качества начального образования.  
 
В 2003 была принята новая Конституция Кыргызской Республики.  
 
Деятельность высших учебных заведений, вне зависимости от юридической формы собственности и институциональной принадлежности, регулируется единым законом, Законом об Образовании от 30 апреля 2003 года. Согласно данному закону, система образования базируется на следующих основных принципах:

  •  
    свободный доступ к начальному, среднему и высшему образованию в государственных учреждениях в пределах, установленных государственными стандартами образования;
  •  
    возможность получения образования на коммерческой основе, включая государственные высшие учебные заведения;
  •  
    гуманный характер образования;
  •  
    независимость образования от политических и религиозных учреждений; светский характер образования;
  •  
    академическая свобода образовательных учреждений, академическая целостность.

 
В 2008 былa разработана Программа Развития Секторальной Стратегии Министерства Образования и Науки Кыргызской Республики.  
 
^ Типы учреждений трехуровнего образования  
 
Система высшего образования в Кыргызской Республике представлена сетью 50 высших учебных заведений, в том числе 34 государственных и 16 частных учреждений. Частные высшие учебные заведения (ВУЗы) последовательно повысили свою роль и в 2008-2009 годах они обучили 10.5% от общего количества студентов.  
 
Система высшего образования Кыргызстана состоит из четырех типов ВУЗов: университеты, академии, специализированные ВУЗы - училища (например, Кыргызская Национальная Консерватория, Бишкекская высшая военная школа), институты.  
 
Университет- это высшее учебное заведение, которое предоставляет программы высшего образования и аспирантуры с широким спектром специализаций; академия- это высшее учебное заведение, которое предоставляет программы высшего образования и аспирантуры в области научной деятельности; институт - это высшее учебное заведение или филиал университета, или академии, которое предоставляет программы высшего образования и аспирантуры; специализированное высшее учебное заведение - это узко-профильное высшее учебное заведение, которое предоставляет программы высшего образования и аспирантуры. Они предоставляют программы высшего образования и аспирантуры с широким спектром специализаций. Они также проводят исследования теоретического и прикладного характера, проводят тренинги, переобучение специалистов, а также обучают научный и педагогический персонал (кандидатов и докторов науки).  
 
^ Виды программ трехуровнего образования и квалификации  
 
Следующие учебные программы предоставляются высшими учебными заведениями в Кыргызстане: бакалавриат, магистратура, выпуск специалистов, а также аспирантура и докторантура. 
 
Бакалавриат- это признанная академическая степень начального высшего образования, которая дает доступ к обучению в магистратуре и соответствующей занятости на рынке труда. Магистратура- это признанная академическая степень, которая дает доступ к обучению в аспирантуре (лиценциат) и соответствующей занятости на рынке труда.  
 
В Кыргызстане система Профессионального Образования (ПО) состоит из трех уровней, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование.  
 
С 1994 года начальное профессиональное образование (НПО) находится под юрисдикцией Министерства Труда и Социальной Защиты Кыргызской Республики, в то время как среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование находятся под юрисдикцией Министерства Образования. ПО является одной из основ социального и экономического развития и улучшения, а также является неотъемлемой частью системы непрерывного обучения. Министерство Образования вовлечено в НПО в той мере, когда это имеет отношение к определению требований к обще-образовательным предметам, необходимым для включения в учебный план ПО.  
 
Система начального профессионального образования состоит из сети центров, расположенных во всех регионах страны. В настоящее время существуют 112 учреждений профессионального образования. Из них 93 профессиональных лицеев, 10 профессиональных училищ, 7 специализированных профессиональных школ для пенитенциарных учреждений, одна детская школа для заключенных несовершеннолетних и один Производственно-Педагогический техникум в Токмоке. Из 112 учреждений профессионального образования, 64 находятся в сельской местности. 73 школы ПО финансируются из национального бюджета и 39 из региональных бюджетов.  
 
Студенты обучаются более чем 3 500 учителями и мастерами, работающих в системе начального профессионального образования (НПО) и почти столько же учителей задействовано в системе среднего профессионального образования. 74.5% педагогического состава работают на основе полной ставки, а остальные 25.5% на основе не полной занятости.  
 
Возраст для обучения в НПО обычно определяется требованием о наличии законченного 9- или 11-летнего общего образования. Ученики в возрасте 16 лет, кто закончил 9-летнюю общеобразовательную школу обычно проходят двух- или трехлетнюю учебную программу. Те, кто закончил 11-летнюю общеобразовательную школу, обычно проходят годовую учебную программу.  
 
Школы НПО предлагают учебные программы, охватывающие более 155 специальностей. Введение рыночной экономики, которая отразилась на повышении уровня самозанятости и предпринимательства, а также на скрытой безработице в сельскохозяйственном секторе, потребовало пересмотра списка предложенных специальностей в целях большего соответствия изменениям спроса на рынке труда.  
 
Следующие специальности были определены Министерством Образования как приоритетные: предприниматели малого бизнеса, импортеры/экспортеры, менеджеры, офис-менеджеры, секретари, фермеры, администраторы гостиниц, агенты бюро путешествий, специалисты по ИТ и машинистки с навыками работы на компьютере.  
 
С начала академических 2003 и 2004 годов, средние профессиональные школы предлагают программы, охватывающие 25 специальностей. Негосударственные средние профессиональные школы проводят тренинги по ограниченному количеству специальностей, таких как: педагогика, экономика и менеджмент, перерабатывающие технологии, гуманитарные и социальные науки. Только 2.4% от общего количества студентов обучаются в этих учреждениях.  
 
Профессиональное образование также предоставляется частными тренерами посредством неформальных образовательных программ. Например, негосударственные организации (НГО), частные учебные организации, специализированные профессиональные организации и индивидуальные тренера, включая иностранных экспертов, действуют как провайдеры тренингов. Министерство Образования имеет систему регистрации частных провайдеров тренингов. Продолжительность обучения по программам НГО составляет от одного дня до недели, в то время как специализированные учебные организации проводят обучение от нескольких недель до нескольких месяцев. Обучение в секторе неформального образования проводится с целью приобретения рыночных навыков и знаний (управление бизнесом, включая фермерство и агробизнес) и профессиональных навыков (навыки традиционного ремесла, навыки сектора услуг и производства).  
 
Система профессионального образования в настоящее время находится в процессе реформирования. Основой для реформ начального профессионального образования является «План Действий реформы системы профессионального образования Кыргызской Республики до 2010 года», «Государственная Программа развития среднего профессионального образования и обучения в Кыргызской Республике на 2005-2010 годы» и «План Действий реформы системы среднего профессионального образования и обучения в Кыргызской Республике на 2005-2010 годы. Результатом реформ должно быть создание современной системы профессионального образования с помощью, которой увеличится занятость взрослого населения, сократится бедность и безработица социально-уязвленных групп населения, а также возрастет производительность труда и конкурентоспособность.  
 
^ 2. Распределение обязанностей 
 
Министерство Образования и Науки Кыргызской Республики отвечает за разработку национальной образовательной политики и ее реализацию, установление стандартов для каждого уровня формального образования, разработку учебного плана и внедрение инновационной практики, обучение учителей, аккредитацию ВУЗов и международное сотрудничество.  
 
В течение последних 20 лет приоритет был отдан развитию региональных ВУЗов в стране. В 1991 году большинство студентов (80%) обучались в столице, а в настоящее время их количество сократилось до 53%, в то время как остальные 47% обучаются в регионах.  
 
На данный момент ВУЗы имеют высокий уровень автономии в определении своих академических программ (в рамках государственных стандартов образования), форм и методов преподавания и развития международного сотрудничества.  
 
Предоставление автономии ВУЗам стало основным инструментом реформы системы высшего образования и ее адаптации изменяющимся социальным и экономическим условиям. 
 
Существуют также различные общественные и негосударственные организации, работающие в сфере высшего образования: ассоциации (ассоциация негосударственных ВУЗов, Образовательная сеть ассоциаций (EdNet), ассоциация ректоров ВУЗов, ассоциация студентов), независимые компании по тестированию студентов, студенческие профсоюзы в ВУЗах. 
 
Студенческое правление- это форма объединения студентов ВУЗов, через которое осуществляется их участие в управлении и развитии высшего образования.  
 
В сентябре 2005 года была одобрена новая структура ВУЗов (за исключением ВУЗов национального и регионального статуса). Кроме того, новая государственно-общественная форма управления университетом была ведена советом управляющих.  
 
Министерство Образования и Науки является главным ведомством, отвечающим за качество образования и управление сектором образования.  
 
Несколько ведомств находятся под управлением двух министерств, Министерства Образования и другого министерства. Так, например, Кыргызская Медицинская Академия относится к Министерству Образования и Министерству Здравоохранения, Кыргызская Академия (Министерство внутренних дел), Дипломатическая Академия (Министерство иностранных дел), Академия Управления (Администрация Президента КР).  
 
В дополнение, восемь университетов являются межгосударственными и подчиняются Министерствам образования различных государств (например, Кыргызско-Российский Славянский университет, Кыргызско-Узбекский университет, Кыргызско-Турецкий университет «Манас», или некоторые негосударственные университеты такие как, Американский университет в Центральной Азии, Кыргызско-Российская Академия Образования, Кыргызско-Кувейтский (Восточный) Университет, Международный университет «Ала-Тоо», Университет Ага-хана.  
 
Кроме того, 10 филиалов университетов различных стран СНГ также действуют в Кыргызстане. 
 
^ 3. Органы управления Высшими Учебными Заведениями  
 
МОН (Министерство Образования и Науки) отвечает за определение политики, стандартов и программ, установление приоритетов, проведение стратегического планирования и регулирование деятельности 31 государственных ВУЗов, включая их филиалы и учреждения на региональном уровне. МОН также отвечает за распределение финансовых ресурсов, мониторинг качества с помощью своего департамента лицензирования и аттестации, ведет статистический учет и сотрудничает с Академией Наук по определению приоритетов для исследовательских работ.  
 
Государственный Экзаменационный Совет присуждает профессиональную квалификацию или ученую степень и выдает государственный сертификат образования по результатам экзаменов. Совет Ректоров тесно работает с множеством менеджеров организаций и сотрудничает в целях улучшения качества, интернационализации и проведения исследований по всему сектору образования.  
 
Государственные ВУЗы имеют более ограниченную автономию. Учреждения подотчетны МОН в отношении программ обучения, которые должны быть в рамках государственных стандартов, и соответствующего администрирования стипендий, согласно установленным критериям. Их деятельность регулируется Законом об образовании, согласно которого они вправе создавать филиалы и передавать им часть своих активов (Закон: ст. 37). Ректора государственных ВУЗов назначаются на пять лет МОН, сопровождающиеся выборами на основе тайного голосования на всеобщем собрании факультета. Ректора частных ВУЗов назначаются учредителями, согласно уставу организации (Закон: ст. 38). 
 
Каждый ВУЗ имеет Совет Управляющих, который отвечает за политику трудовых ресурсов на организационном уровне, включая набор персонала. В Законе ничего не говориться о составе Совета, и вследствие чего, невозможно определить количественное участие работодателя. 
 
Академический Совет руководит академическими и исследовательскими программами. 
 
Государство определяет количество стипендий (бюджетное финансирование) для студентов, тогда как учебное заведение определяет количество студентов, оплачиваемых за обучение. Финансовый комитет отвечает за организационный бюджет, включая управление дополнительными бюджетными (частными) фондами. ВУЗы оценивают успеваемость студентов и отвечают за организацию и предоставление дистанционных учебных курсов.  
 
Формами управления университетами являются всеобщие собрания, собрания учредителей, академические и другие советы или комитеты. Отборочные процедуры организаций и их компетенции, распределение полномочий между советом и руководителем учебного заведения определяются законодательством Кыргызской Республики и Уставом организации. Общее руководство университетом ведется Ректором.  
 
Процедуры назначения и отставки руководителей государственных ВУЗов проводятся Правительством Кыргызской Республики, за исключением ВУЗов, имеющих статус «Национальных». Руководители ВУЗов со статусом «Национальный» назначаются и снимаются с должности Президентом Кыргызской Республики.  
 
После истечения срока полномочий руководителя государственного ВУЗа, руководитель оставляет за собой право быть назначенным на должность исполнителя (или эквивалентной) вне конкурса на трехлетний период, и до срока не превышающий того, который назначенное лицо работал в данном учебном заведении до назначения.  
 
Руководители негосударственных ВУЗов и их департаментов назначаются среди академических экспертов с ученой степенью соответствующей дисциплины и квалификации. Процедуры назначения и полномочия руководителя определяются соответствующим лицом, согласно Закону об Образовании и другим законодательным актам Кыргызской Республики, указанным в Уставе Университета.  
 
Начальники департаментов государственных университетов назначаются среди академического персонала, соответствующих дисциплин и квалификаций, на контрактной и конкурсной основе, согласно Уставу Университета.  
 
Университет состоит из факультетов и департаментов.  
 
Факультет университета- это структурный образовательный и научный, административный департамент, который реализует профессиональные образовательные программы высшего образования, включая аспирантуру и дополнительное профессиональное образование по специальным дисциплинам или по нескольким определенным специальностям. Он также проводит исследования в соответствующих областях науки.  
 
Факультет может состоять из департаментов, школ и исследовательских лабораторий, которые проводят образовательные и исследовательские работы по дисциплине факультета и других департаментов.  
 
Факультет занимается общим руководством образовательной и исследовательской деятельности департаментов, лабораторий и других отделов.  
 
Деятельность факультета определяется каждым ВУЗом на основании имеющихся фондов у университета.  
 
Непосредственное управление факультетом ведется деканом факультета, назначенным на контрактной и конкурсной основе и по приказу руководителя университета на 5-летний срок. Выборы декана проводятся на основании тайного голосования на всеобщем собрании факультета университета и из соответствующего квалифицированного академического персонала, имеющего необходимый опыт и квалификацию.  
 
4. Финансирование 
 
Из 217 000 студентов государственных ВУЗов только 13.5% получают государственную стипендию, хотя этот процент начал расти.  
 
В 2008-09 годах было выделено 5 705 стипендий, что составляет 17.8% стипендий для поступивших студентов. Из них, 5 040 (88%) были присуждены через МОН, а половина была выделена для подготовки педагогов (Стратегия Развития Образования 2011-2020). Таким образом, на данный момент преобладающая часть дохода государственных учреждений остается за студентами, оплачивающих за свое обучение. Согласно данным ОЕСР (Образование на Первый Взгляд 2008) и другим источникам, в Кыргызской Республике имеются одни из наиболее крупные частные финансовые источники в области высшего образования в мире.  
 
Государственные ВУЗы финансируются из национального бюджета. Высшее образование представляет 5.9% из общего государственного бюджетного финансирования, выделенного для сектора образования.  
 
Согласно данным Национального Статистического Комитета, динамика последних пяти лет показывает, что соотношение расходов образовательного сектора в национальном бюджете очень значительное и составляет 20-23%. Согласно данным Министерства Финансов, эти расходы составили 3.9% от ВВП в 2001 году, 5% в 2005 году и 6.5% в 2007 году. Расходы ВУЗов составили 1 135 миллионов кыргызских сомов в 2006 году (0.99% от ВВП).  
 
Два управления в структуре Министерства Образования отвечают за финансовую деятельность – Управление финансов и управление бухгалтерского учета.  
 
Управление финансов отвечает за планирование и расчет расходов и бюджетных средств, разработку законопроектов, сбор статистических данных со своих отделений. Управление бухучета отвечает за всю бухгалтерию и учет во всем министерстве. Оно получает и производит все выплаты из государственного бюджета, оплачивает налоги и другие государственные пошлины, контролирует бюджетное исполнение, собирает отчеты со своих отделений, проводит финансовый анализ на основе учетных данных. 
 
Финансовое планирование государственных ВУЗов, включая закупки, рассматривается Экономическим Отделом и Отделом Реконструкции, Мониторинга и ГосЗакупок (ОРМГЗ) Министерства Образования и Науки. Планирования должны быть подготовлены в соответствии со стратегическим планом для высшего образования и должны быть обновлены и одобрены ежегодно.  
 
Не смотря на тот факт, что в 2007 году особое внимание было уделено сектору образования, 86% всех расходов для образования были израсходованы на зарплаты, отчисления в социальный фонд, оплату за коммунальные услуги, продовольствие и т.д., и только 14% этих ресурсов были израсходованы непосредственно на образование. В 2007 году средняя расходная ставка на студента ВУЗа составляла 12 569 кыргызских сомов.  
 
^ 5. Вклад и финансовая поддержка студентов  
 
Система государственного финансирования улучшилась с момента введения Национальной Системы Тестирования в 2002 году. Идея заключается в том, что Система администрирует вступительные экзамены в университеты во всех регионах страны на бесплатной и доступной основе для всех перспективных студентов (выпускников высших школ), желающих получить государственную стипендию для своего обучения. Получившим наивысший бал предоставляется государственное финансирование (в том числе стипендия). В прошлые годы, университетам выделялись государственные квоты и независимо распределялись государственные стипендии. Бывшая система была сильно подвержена критике за дискриминацию, коррупцию и неэффективность. Национальная система тестирования улучшила доступ к бесплатному образованию для молодых людей из дальних регионов. Государственная финансовая поддержка включает оплату за обучение по программам бакалавриата и специалиста и стипендии, но государство не предоставляет финансовую поддержку для студентов по программам Магистратуры. Государство также поддерживает студентов-сирот.  
 
Оплата за обучение в Кыргызской Республике варьируется. Это связано с тем, что некоторые ВУЗы когда-то предлагали низкую ставку за обучение для привлечения студентов, как дополнительный источник дохода. МОН установил базовую ставку в 15 000 сомов в год для студентов дневного обучения и 13 000 сомов для студентов дистанционного обучения в государственных ВУЗах. Однако, некоторые ВУЗы имеют свободу в выборе своей системы оплаты, например, говорят, что в одном региональном университете максимальная оплата за обучение составляет 15 000 сомов, тогда как изучение экономики в большом Бишкекском ВУЗе стоит около 29 000 сомов. Заочное и дистанционное обучение являются платными и средняя ставка оплаты ниже, чем на очном обучении. Плата за обучение в частных ВУЗах выше, чем в государственных примерно на 25% (14 300 сомов против 11 500 сомов). Некоторые наиболее престижные ВУЗы используют более высокие ставки, например, Американский университет применяет ставку в сумме 2 000 долларов США в год (около 80 000 сомов) и Профессиональный институт Ыраим применяет ставку в сумме примерно 900 долларов США – хотя оба этих частных заведений также имеют комплексную систему стипендий и поддерживающих грантов. Оплата за обучение иностранных студентов выше во всех учебных заведениях.  
 
В год насчитывается более чем 32 000 выпускников школ.  
 
Комиссия по предоставлению грантов готовит список рекомендуемых абитуриентов на основании отборочных результатов.  
 
Они группируются согласно социальным категориям, как следует ниже:

  1.  
    Абитуриенты города Бишкек;
  2.  
    Абитуриенты региональных центров и городов;
  3.  
    Сельские Абитуриенты;
  4.  
    Выпускники школ высокогорных районов страны;
  5.  
    Абитуриенты, имеющие права на пособия (инвалиды различных категорий, сироты, отставной военный персонал).

 
Конкурс на получение гранта проводится отдельно по каждой категории, с целью  обеспечения равного доступа к высшему образованию для различных групп абитуриентов.  
 
Другим источником финансирования ВУЗов являются иностранные инвестиции в образование. Однако, за последние годы иностранные инвестиции сократились. В 2007 году иностранные инвестиции в образовании сократились в три раза по сравнению с 2004 годом и составили 4 миллиона сомов.  
 
В настоящее время, МОН разрабатывает механизм по предоставлению займов студентам при поддержке ОБСЕ.  
 
^ 6. Лицензирование, гарантия качества и аккредитация учебных заведений и/или программ.  
 
Система гарантии качества (ГК) в Кыргызской Республике отстает от быстроразвивающейся системы высшего образования. Большой рост студентов, необходимость структуры с новыми уровнями и усовершенствование предоставления программ, появление новых институтов все это привело к ослаблению потенциала существующей системы централизованного лицензирования и аттестации МОН, которая охватывает профессиональное образование и ВУЗы. 
 
Согласно существующей системе ГК, лицензия является простым механизмом ГК, в то время как, все квалификации учителей, здания, оборудование и учебные ресурсы рассматриваются как соответствующие требованию. Аттестация- это процесс, где программы ВУЗов проверяются на соответствие государственным стандартам с использованием вводных данных/ индикаторов, таких как, количество профессоров, студентов, виды и количество оборудования и т.д. Процесс осуществляется через МОН, которое создает Аттестационную Комиссию, состоящую из одного или двух представителей МОН и нескольких академических представителей других ВУЗов. Аттестационные проверки обычно проводятся в течение 3-5 дней. В идеале, каждый ВУЗ должен сам проводить самооценку перед визитом Комиссии. В случае, когда проводимые программы или новые учебные курсы отвечают требованиями аттестации, они могут быть продолжены. В ином случае, программы должны быть приостановлены. Каждый ВУЗ должен проходить аттестацию каждые 5 лет.  
 
Существует соглашение, что функции действующего департамента по лицензированию и аттестации МОН должны быть усовершенствованны в целях достижения полной и независимой аттестационной службы, фокусирующейся на институциональные, а не на индивидуальные курсы. Эта новая аккредитационная система будет более строгая, чем существующая аттестационная служба, так как она будет базироваться на лучшей практике стандартов качества США и Европы. Сотрудники МОН полагают, что только примерно 20% университетов готовы к такому аттестационному процессу на данный момент. Департамент Лицензирования и Аттестации насчитывает 10 сотрудников, примерно пять из них имеют послевузовскую квалификацию. Такое количество персонала будет недостаточно для удовлетворения потребностей такого большого количества учреждений и программ. МОН потребуется значительное последующее усиление в целях реализации предложенной новой системы. Это одна из сфер, где помощь доноров была бы очень полезна.  
 
На данный момент внешняя система гарантии качества включает процедуры лицензирования и государственной аккредитации (аттестации). Государственный департамент лицензирования и аттестации учебных заведений был создан в 1994 году при Министерстве Образования и Науки.  
 
Департамент отвечает за реализацию государственной политики в области лицензирования и государственной аккредитации (аттестации) всех учебных заведений, включая ВУЗы.  
 
Лицензирование высшего образования было введено в 1993 году. С 1998 года лицензирование стало обязательной процедурой каждые пять лет для всех ВУЗов и образовательных программ. В 2001 году лицензирование государственных учебных заведений было отменено, что привело к неподдающемуся контролю росту учебных заведений без необходимого ресурсного потенциала. В 2003 году процедуры лицензирования были возобновлены и создание новых учреждений, департаментов и отделов было сокращено.  
 
В настоящее время, ВУЗ имеет право начать образовательную деятельность с момента выдачи лицензии Государственным департаментом по лицензированию и аттестации КР на основании заключения экспертной комиссии. Цели и задачи проверки установлены согласно государственным стандартам образования для высшего образования. Затраты, связанные с проверкой, несет университет.  
 
Государственная аккредитация (аттестация) разрешает учебным заведениям выдавать дипломы и степени в соответствии с Государственными стандартами образования. Такая процедура аккредитации проводится каждые пять лет. Решение об аккредитации принимается коллегиальным органом при МОН и включает представителей МОН, представителей ВУЗов и т.д.  
 
Государственные требования и ожидания общества в отношении знаний, потенциала, способностей выпускников отражены в государственных стандартах образования для высшего образования.  
 
МОН КР создало комиссию для выполнения аттестации и утвердило сотрудников.  
 
Эксперт, проверяющий качество учебной деятельности, должен основывать свою оценку на следующих критериях:

  •  
    структура департаментов, которая выпускает студентов, и система управления;
  •  
    динамика студентов;
  •  
    качество знаний выпускника;
  •  
    учебная организация в программах;
  •  
    результаты последних экзаменов выпускников;
  •  
    спрос на выпускников;
  •  
    внутренняя процедура ВУЗа по гарантии качества процесса завершения обучения студентами;
  •  
    уровень преподавательского состава;
  •  
    оценка уровня методологического, информативного потенциала и библиотечной оснащенности образовательных программ;
  •  
    уровень научно-исследовательской деятельности;
  •  
    уровень технической оснащенности.

 
ВУЗы, успешно прошедшие аттестацию могут выдавать дипломы и степени  в течение 5 лет. В некоторых случаях (недостаток, перерывы), аттестация может  быть выдана на более короткий период (от одного до трех лет).  
 
Слабые стороны действующего процесса:

  •  
    большое внимание уделяется количественным параметрам (количество кв. метров на студента, количество сотрудников и т.д.) вместо качественных параметров;
  •  
    статический подход, который не показывает будущую динамику (нет долгосрочного сравнительного анализа с предыдущими периодами);
  •  
    недостаток объективности во время оценки экспертами;
  •  
    внешние участники не принимают участие в процессе;
  •  
    результаты оценки систематически не публикуются для общественности.

 
Добровольная аккредитация другими  профессиональными органами, включая  международные организации, позволяется Законом. Тем не менее, такой подход используется достаточно редко из-за недостатка таких организаций в стране и дорогостоящих процедур.  
 
В 2005 году, два университета – Академия Управления при Администрации Президента КР и Бишкекская Академия Финансов и Экономики - прошли международную аккредитацию CAMEQ, проведенную Фондом развития управления в Центральной Азии (ФРУЦА). 
 
Создание независимого аккредитационного агентства предусматривается в рамках проекта ТЕМПУС «Сеть Гарантии Качества в Центральной Азии».  
 
 
7. Зачисление 
 
В настоящее время, количество студентов в ВУЗах составляет 243 000 человек. Количество студентов, поступивших в частные ВУЗы, удвоилось по сравнению с 2002г. и достигло 25 600 человек в 2009г. Несмотря на то, что количество частных ВУЗов почти не изменилось, их популярность значительно возросла за последние годы.  
 
Государство гарантирует равноправный доступ к высшему образованию. В 2007г. распределение студентов по дисциплинам было следующим: Бизнес и экономика – 24%, Юриспруденция – 14%, Технические науки – 18%, Управление – 6%, Педагогика и образование – 30%, Здравоохранение и смежные науки – 5%, Междисциплинарные науки и сельское хозяйство – 1%.  
 
Студент зачисляется на первый курс обучения при условии сдачи вступительных экзаменов и наличия аттестата о получении среднего образования или среднего профессионального образования, либо диплома о начальном профессиональном образовании. Каждый абитуриент получает свидетельство с указанием количества набранных балов.  
 
50 лучших абитуриентов, получивших наивысшие баллы (как правило, более 220 баллов из 240) получают свидетельство, которое дает право на зачисление в любой ВУЗ и на любую специальность по своему выбору без необходимости участия в дальнейшем конкурсе.  
 
Остальные абитуриенты могут участвовать в конкурсах на получение образовательных грантов, проводимых в школах.  
 
В этих целях, каждый ВУЗ имеет комитет по предоставлению грантов, состоящий из представителей учебных заведений и представителей ВУЗов.  
 
Нормативные документы предусматривают присутствие независимых наблюдателей на всех заседаниях комитетов по предоставлению грантов, которые однако не могут вмешиваться или воздействовать на процесс отбора и зачисления претендентов.  
 
Процедура зачисления включает три этапа и дает абитуриентам возможность участия в нескольких конкурсах в разных ВУЗах с тем, чтобы повысить свои шансы на поступление в высшее учебное заведение.  
 
Абитуриенты имеют право на зачисление в ВУЗ по результатам национального тестирования и вступительных экзаменов. ВУЗы проводят вступительные экзамены для:

  •  
    абитуриентов, не участвовавших в национальном тестировании или получивших низкие баллы, но желающих обучаться в программах, оплачиваемых студентами;
  •  
    абитуриентов, подавших заявления на заочное, дистанционное и вечернее обучение;
  •  
    абитуриентов, являющихся гражданами иностранных государств.

 
Национальное тестирование проводится в конце мая каждого года, отбор  и зачисление по грантовым позициям производится в период с 10 по 23 июля. Прием заявлений начинается с 10 июля, вступительные экзамены на дневное обучение проводятся до 20 августа, на заочное обучение – до 30 августа.  
 
^ 8. Организация академического года 
 
Организация учебного процесса происходит с учетом государственных стандартов образования. ВУЗы имеют право свободного выбора систем оценок, форм и методов обучения. 
 
Как правило, продолжительность учебных семестров составляет 17-18 недель в зависимости от ученой степени, а длительность учебных семестров для аспирантуры - 15-16 недель. Недельная нагрузка для студентов составляет примерно 54 часа. Продолжительность одного курса не может превышать 30 часов в неделю.  
 
В конце 90-х во многих ВУЗах была введена модульная система. Она предусматривает промежуточную и заключительную оценку в каждом семестре.  
 
Во многих ВУЗах академический год начинается 1 сентября и завершается в июне. Годовой график (экзаменационных сессий, каникул и т.д.) готовится деканами факультетов и контролируется департаментом учебного процесса.  
 
С 2004г. в некоторых ВУЗах осуществляются пилотные проекты, направленные на внедрение ЕСНПК. При Министерстве образования и науки было создано национальное координационное бюро по ЕСНПК.  
 
ВУЗы обязаны информировать всех абитуриентов и студентов об организации обучения на базе ЕСНПК. Подобная информация должна публиковаться в печатном виде в рекламных проспектах и на вебсайтах ВУЗов. Один кредит ЕСНПК равен 30 академическим часам. Каждый академический час длится 50 минут.  
 
При поддержке академического куратора разрабатывается индивидуальная траектория студента на базе индивидуального плана обучения, в котором предусматривается количество и последовательность курсов обучения на период академического года или семестра.  
 
Количество кредитов ЕСНПК в индивидуальном плане обучения студента должно составлять 60 кредитов в год (30 в семестр). Для студентов, обучающихся за счет государственного бюджета и получающих стипендию, годовое количество кредитов должно быть не менее 60. Для студентов, оплачивающих за свое обучение, минимальное количество кредитов ЕСНПК должно составлять 15 за семестр и 30 – за год.  
 
^ 9. Содержание учебного плана 
 
В настоящее время содержание учебных программ по высшему образованию в Кыргызской Республике определяется государственными стандартами образования второго поколения. В соответствии с этими документами каждая учебная программа имеет обязательный компонент (список обязательных предметов, их объем). Обязательные экзамены составляют примерно 60-70% общей учебной программы.  
 
Действующие государственные стандарты затрудняют академическую мобильность студентов и не позволяют быстро реагировать на изменения, происходящие на рынке труда. В этой связи, в настоящее время в Кыргызской Республике разрабатываются новые государственные стандарты, которые будут регламентировать ожидаемые результаты обучения только для образовательных программ. B новые государственные стандарты образования внедряется метод оценки компетентности (методология ТЮНИНГ). Результаты учебных программ уровней бакалавриата и магистратуры основаны на дублинских дескрипторах (по Болонскому процессу).  
 
^ 10. Оценка, успеваемость, аттестация и степень  
 
В соответствии с Законом об образовании Кыргызской Республики, выпускники ВУЗов должны получить заключительную аттестацию об окончании программы высшего образования.  
 
Список обязательных аттестационных тестов по академическим дисциплинам определяется государственными стандартами высшего образования.  
 
Заключительная диссертационная работа выполняется на определенных этапах высшего образования. Для получения степени бакалавра – это диссертация или проект бакалавра, для получения степени магистра – это магистерская диссертация. 
 
Существующая система оценки может осуществляться различными способами в зависимости от результатов обучения учебного модуля. Как правило, она включает тестирование, решение задач/проблем, учебные примеры, проекты, эссе и ролевые игры.  
 
^ 11. Преподавательский состав 
 
Уровень преподавательского состава в Кыргызской Республике неуклонно рос до 2007г., который, однако снизился до уровня 2002г., составив 18:1 в общем соотношении ‘студент-учитель’. В среднем, преподавательская нагрузка в государственных ВУЗах довольно высокая; к примеру, 850 часов для преподавателей, 800 часов для старших преподавателей и 750 часов для профессоров; примерно 70% времени рассчитано на занятия в аудиториях. Из общего числа 13025 преподавателей в 2008/2009гг., около 1/3 преподает в более чем одном ВУЗе. Заработные платы довольно низкие. В 2006г. заработная плата преподавателя государственного ВУЗа составляла около 82 долларов США в месяц, в то время как заработная плата преподавателя частного ВУЗа составляла 112 долларов США. Многие преподаватели государственных ВУЗов преподают в частных ВУЗах для получения дополнительного заработка.  
 
Требования к преподавательскому составу устанавливаются государственными стандартами высшего образования. 
 
Минимальные требования к преподавательскому составу определяются государственными стандартами образования, в частности: базовым образованием, академической степенью, профессиональным опытом и т.д.  
 
Лицензия устанавливает процентное соотношение преподавательского состава к степеням (кандидат наук, доктор наук). Пропорциональное соотношение преподавательского состава к соответствующим ученым степеням зависит от типа ВУЗа (университет, академия, институт), а также от вида учебной программы (бакалавр, специалист, магистр). Основные функции преподавательского состава заключаются в чтении лекций, разработке учебных материалов (учебников, рекомендаций, материалов для чтения, программ обучения и т.д.) и разработке программ оценки успеваемости студентов. Часть преподавателей занимается организацией дополнительной работы со студентами и организационными процессами ВУЗа.  
 
Прием преподавателей на работу в высшие учебные заведения осуществляется на конкурсной и контрактной основе. 
 
^ 12. Исследовательская деятельность  
 
В соответствии со Стратегией развития образования на 2009-2011гг. особое внимание уделяется поддержке исследовательской деятельности в ВУЗах. В настоящее время лишь 12% преподавательского состава в национальных ВУЗах занимаются исследовательской деятельностью. За последние годы, ВУЗы Кыргызстана существенно сократили бюджет на исследования.  
 
Существуют две отдельные и независимые структуры по координации исследовательской деятельности в республике – Министерство образования и науки Кыргызской Республики (МОиН), Национальная академия науки Кыргызской Республики (НАН КР), а также академические учреждения, которые осуществляют координацию секторальных наук и наук ВУЗов.  
 
Доля затрат на научные исследования остается низкой с 2004г. на уровне 0.12% ВВП. В 2008г. она составила около 5 миллионов долларов США. Данный бюджет на научные исследования расходуется следующим образом: 65% - на Национальную академию наук Кыргызской Республики (НАН), 24% - на Министерство образования и науки и 9%- на учреждения, специализирующиеся в секторальных научных исследованиях.  
 
Физика, химия и прикладные науки являются приоритетными областями для финансирования исследований, за которыми следуют сельское хозяйство, здравоохранение и бионауки. Приоритетными секторами являются горная промышленность; энергетическая промышленность; лесное хозяйство и окружающая среда. Сотрудничество с отраслями осуществляется в рамках ‘заказов’ на исследования. В 2008г. Институты НАН получили 9.37 миллионов сомов на исследования от промышленности.  
 
Существует множество Научных факультетов, где исследования проводятся преподавателями и инженерами в ВУЗах. Список научных работников МОН состоит приблизительно из 5000 человек, из которых 650 являются докторами наук и 3000 – кандидатами наук (равноценен степени лиценциата).  
 
^ 13. Сотрудничество между ВУЗами и предприятиями  
 
В настоящее время работодатели играют весьма скромную роль в области высшего образования, в частности в разработке учебного плана.  
 
В 2007г. была внесена рекомендация по усовершенствованию государственных стандартов образования, и этот процесс усовершенствования, который бы начат в 2009г., все еще продолжается.  
 
^ 14. Международное сотрудничество 
 
Система высшего образования в Кыргызстане расширяет свои международные связи, как со странами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья. Были подписаны около двадцати международных договоров со странами СНГ и около пятидесяти институциональных соглашений со странами дальнего зарубежья. Более трех тысяч молодых граждан Кыргызстана обучаются в настоящее время в ВУЗах России, США, Германии, Франции, Турции, Малайзии и т.д. в рамках аккредитованных программ по обмену студентами. 
 
Предполагается, что реализация Болонского процесса сблизит местные и европейские ВУЗы, и будет способствовать партнерству и проведению реформ в области образования.  
 
Существующая политика направлена, в основном, на расширение международных связей, обмен преподавателей и международное признание высшего образования Кыргызской Республики, а также расширение связей с международным сообществом доноров. 
 
Кыргызстан получает огромную пользу от таких международных программ по поддержке студентов и преподавательского состава, как ЭРАСМУС МУНДУС, ТЕМПУС, ЮНЕСКО, ПРООН, ДААД, Фонд Сороса, АЙРЕКС (Международный совет по исследованиям и обмену), АКСЕЛС (Американский Совет по международному образованию). Более того, национальная инициатива под названием ‘Кадры 21 века’ также способствует этой мобильности. Благодаря этим мероприятиям, академическая мобильность значительно повысилась.  
 
В основном, в ВУЗах Кыргызстана обучаются студенты из стран СНГ (Казахстан, Таджикистан и Туркменистан), а также таких стран, как Турция, Индия, Сирия, Афганистан, Пакистан, Китай, Монголия, Непал и т.д.  
 
Основными направлениями международной деятельности ВУЗов являются установление и развитие международных отношений с международными ВУЗами, международными образовательными фондами и организациями; работа с международными студентами; сотрудничество и партнерство с иностранными научно-исследовательскими программами, а также разработка программ в области образования; участие специалистов ВУЗов в международных конференциях и прием зарубежных специалистов.  

Информация о работе Система высшего образования в Кыргызской Республике