Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:11, курсовая работа
В период школьного детства при благоприятных условиях жизни интенсивно развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Важный фактор воздействия на детей - систематическая, целенаправленная воспитательно-образовательная работа, в которой особое место занимает процесс наблюдения, за природой развивая познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру.
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы применения метода наблюдения за природой как способ развития познавательного интереса учащихся в начальных классах ………………………………………………………….6
1.1 Наблюдательность как одна из психологических особенностей младшего школьного возраста …………………………………………….6
1.2 Наблюдения в природе как условие развития познавательных способностей учащихся младших школьников ……………………………………………………………………….9
1.3 Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников ………………………………………………………………..16
2. Методические особенности формирования наблюдательности к природе через познавательный интерес при изучении окружающего мира младших школьников…………………………………………………22
2.1 Методика подготовки и проведения экскурсий изучения природы………………………………………………………………..22
2.2 Анализ программ познавательного интереса с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности окружающего мира 1-4 классах……………………………………...26
2.3 Опытно-экспериментальная работа ……………………………...32
Заключение ……………………………………………………………….37
Список использованной литературы …………………………………….39
Приложения ……………………………………………………………….41
Исследование проводилось на базе БСШ поселка Барвиновка в 3 классе (учитель Выскарь Н.В.) в период с октября по ноябрь 2013 года. В эксперименте участвовало 24 учащихся.
В работе использовались методы и приемы научно-педагогических исследований, такие как: педагогическое наблюдение, письменный опрос, тестирование. Обработка экспериментальных материалов проводилась в виде подсчета абсолютных цифровых данных и выражения их в относительных единицах (процентах). Результаты количественной обработки получили табличное и графическое оформление.
Первый этап
(констатирующий) научного исследования
был проведен с целью выявления
первоначального уровня наблюдательности
у младших школьников. С этой целью
детям был предложен ряд
Для выполнения первого задания "Разукрась сороку" ученикам раздавались листы с контурами птицы. Перед учащимися ставилась цель вспомнить, как выглядит сорока (ее окраска), т.к. они не раз за ней наблюдали, и разукрасить ее.
При выполнении второго задания ученики должны были написать основные признаки высших и низших растений по результатам материала предыдущего урока с целью выявить насколько дети были на уроке наблюдательны и усвоили материал.
В обработке экспериментальных данных были использованы следующие критерии уровней развития наблюдательности:
1 уровень - полный правильный ответ;
2 уровень - правильный неполный ответ;
3 уровень - неправильный ответ или нет ответа.
В первом случае считаем полным правильным ответом, если основные разукрашенные части тела сороки (грудка, крылья, бока, спинка, хвост) совпадают с окраской сороки. Неполным правильным ответом мы считаем правильно разукрашенные части тела, но по количеству не совпадающие с указанным и допускающие от 1 до 2 неправильно разукрашенных частей тела. Неправильный ответ или нет ответа - содержащий от 3 до 5 неправильно разукрашенных частей или вообще не разукрашенные рисунки.
Во втором случае, мы считаем полным правильным ответом, если дети указали все признаки высших и низших растений (корень, листья, стебель, семена, цветки, чем размножаются). Неполным правильным ответом мы считаем правильно указанные признаки растений, но по количеству не совпадающие с указанным и допускающие не более 2 неправильно указанных признаков. Неправильный ответ или нет ответа - содержащий не более 4 неправильно указанных признаков или они не указаны вообще.
При обработке полученных данных, мы получили следующие результаты, которые представлены в таблице 4.
Таблица 4
Уровни развития наблюдательности
№ задания |
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
1. |
0 человек 0% |
13 человек 54,2% |
11 человек 45,8% |
2. |
2 человека 8,3% |
12 человек 50% |
10 человек 41,7% |
Результаты
данного констатирующего
Таким образом, исследование, проведенное с целью выявления состояния у учащихся начальных классов такого качества личности, как наблюдательность, позволяет сделать определенные выводы.
В целом такое качество личности как наблюдательность у большинства учащихся 3 класса недостаточно развито.
Учащиеся анкетируемого класса показали слабую развитость наблюдательности (учащиеся разукрасили правильно не все части тела сороки или разукрасили части тела неверно; слабо развиты умения различать признаки высших и низших растений) в связи с недостаточным использованием экскурсий для развития наблюдательности.
На наш взгляд, основной причиной низкого уровня развитости наблюдательности детей является редкие и нерегулярные контакты с объектами живой природы.
При завершении работы в экспериментальном классе по разработанному экспериментатором содержанию, методическим установкам и рекомендациям, направленным на развитие наблюдательн6ости у младших школьников, была проведена контрольная работа по проверке степени развитости наблюдательности. Учащиеся (24 человека) должны были ответить на вопросы:
Пронаблюдать и сравнить следующие деревья: сосна, береза, ель, тополь.
Из рассказа "Зимний парк" подчеркнуть предложения, которые не соответствуют данной теме.
В обработке экспериментальных данных были использованы следующие критерии уровней развития наблюдательности:
1 уровень - полный правильный ответ;
2 уровень - правильный неполный ответ;
3 уровень - неправильный ответ или нет ответа.
В первом случае, считаем полным правильным ответом, если учащиеся написали отличительные черты данных деревьев (есть ли листья, цветки, почки, цветут ли круглый год). Неполным правильным ответом мы считаем правильно указанные отличительные признаки, но при этом учащиеся не указали 1 - 2 отличительных признака. Неправильный ответ или нет ответа - содержащий от 3 до 5 неправильно указанных признаков.
Во втором случае, мы считаем полным правильным ответом, если дети нашли все 7 ошибок из рассказа. Неполным правильным ответом мы считаем, если учащиеся нашли 6 - 4 ошибок. Неправильный ответ или нет ответа - содержащий от 3 до 0 ошибок, которые учащиеся нашли в тексте или их не нашли вовсе.
При обработке полученных данных, мы получили следующие результаты, которые представлены в таблице 5.
Таблица 5
Уровни развития наблюдательности
№ задания |
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
1. |
8 человек 33,2% |
13 человек 54,2% |
3 человек 12,45% |
2. |
10 человек 41,5% |
13 человек 54,2% |
1 человек 4,15% |
Анализ полученных ответов показал, что учащиеся смогли увидеть и выделить различительные признаки лиственных и хвойных деревьев, подчеркнуть в тексте предложения не соответствующие проведенной экскурсии.
Таким образом, результаты анализа ответов детей на первый вопрос позволяют сделать вывод о возросшем интересе к окружающей среде.
Анализ ответов на второй вопрос контрольной работы показал существенные различия в знаниях детей в процессе экспериментального и контрольного среза. Результаты представлены на диаграмме:
Результаты
среза в контрольном и
1 – высокий уровень;
2 – средний уровень;
3 – низкий уровень.
На диаграмме хорошо виден прирост у учащихся 3 класса такого качества личности как наблюдательность. В среднем 35% всех учащихся назвали все признаки. Ими были отмечены, все неправильные предложения и отличительные особенности указанных деревьев (тополь и ель; береза и сосна) - лиственные деревья имеют листья, цветки, ягоды, сережки и т.д., а хвойные деревья цветут круглый год, имеют иголки, шишки и т.д. В своих работах некоторые учащиеся достаточно подробно указали отличительные признаки сосны и березы: "Сосна - коричневый ствол, крупные хвоинки, дерево имеет смолу, круглый год сохраняются иголки, шишки. Береза - ствол белый с черными полосками, листья зеленые не круглый год, сок, сережки, почки".
В контрольном классе многие дети, указали не все различительные признаки деревьев.
Выводы, полученные
в этой части работы, позволяют
сделать заключение о достаточно
высокой эффективности
Проделанная работа позволяет сделать следующий вывод - систематическое проведение природоведческих экскурсий с использованием серии психолого-педагогических приемов окажут положительное влияние на развитие наблюдательности как качество личности младшего школьника.
Познавательные интересы младших школьников занимают все стороны жизни: природа, техника, космос, спорт, искусство, события в мире и т.д.. Именно младший школьный возраст благоприятен для развития любознательности и познавательных интересов. Поэтому учителю начальных классов важно не упустить время для интенсивного формирования этих важных черт личности. Задачи учебного предмета не только в том, чтобы ученики получили знания о природе, но и в том, чтобы они овладели системой знаний, т.е. понимали доступные их возрасту причинные зависимости в природе, связь между деятельностью людей и особенностями природы.
Именно такое обучение гарантирует эффективное усвоение знаний, формирование личности школьника в целом и развитие любознательности как важнейшей интеллектуальной черты.
Использование метода наблюдения на уроках способствует более прочному и сознательному усвоению изученного материала, развивает интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.
Экскурсии по природоведению имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.
Экскурсия - это увлекательная форма работы учителя с классом, в ходе которой дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач.
В начальной школе дети должны получить определенную систему знаний о неживой и живой природе. Поскольку основным методом изучения природы являются непосредственные наблюдения ее различных компонентов, содержание этих наблюдений должно быть систематизировано.
Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе, которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определенные выводы и обобщения. В процессе наблюдения у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы).
Курсовая работа основана на выявление познавательного значения на развитие наблюдательности младших школьников, что и послужило основой выбранной темы "Система наблюдений за природой как способ развития познавательного интереса учащихся младших школьников", которая актуальна и значима на сегодняшний день.
В процессе проделанной работы была проанализирована научно - методическая и психолого-педагогическая литература. В соответствии с темой курсовой работы был подобран методический материал, на основе которого разработаны и апробированы уроки-экскурсии с целью развития наблюдательности у младших школьников. Работа по проведению экскурсий была полезной и интересной. Помимо проанализированной литературы в работе применялись систематизированные знания и умения, полученные при изучении специальных дисциплин.
Таким образом, в ходе курсовой работы была решена следующая цель: определить и обосновать роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
определить особенности психических процессов младших школьников;
изучить и проанализировать
методику внедрения экскурсий в
процесс естественнонаучного
разработать и внедрить в процесс естественнонаучного обучения серию природоведческих экскурсий с использованием психолого-педагогических приемов, способствующих развитию наблюдательности младших школьников.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования:
анализ педагогической и методической литературы;
наблюдения;
опытно-экспериментальный;
беседа;
тестирование.
Теоретическая значимость выполненной работы состоит:
в значимости наблюдательности в развитии познавательных интересов у младших школьников;
в обосновании наблюдательности как одной из психологических особенностей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит:
в составлении методической части курсовой работы, которая может быть использована другими учителями;