Система образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель нашей работы – изучить систему образования в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Рассмотреть структуру системы образования в России;
Определить требования, предъявляемые к системе образования и к отдельным ее элементам;
Охарактеризовать образовательные уровни в России;
Рассмотреть органы управления образованием, их компетенцию;
Изучить социальные гарантии реализации прав граждан в сфере образования.
Контрольная работа включает в себя введение, пять глав, заключение и список использованной литературы. При решении данной контрольной работы были использованы как нормативные акты об образовании, так и учебные пособия (в том числе электронные), а также Интернет-ресурсы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Система образования в России……………………………………...4
1.1. Принципы государственной политики в области образования…………..4
1.2. Виды образовательных учреждений………………………………………..5
1.3. Учредитель образовательного учреждения………………………………..5
1.4. Платные образовательные услуги…………………………………………..6
1.5. Типы образовательных учреждений...........................................................7
1.6. Инновационные учреждения.......................................................................7
Глава 2. Требования, предъявляемые к системе образования России….10
2.1. Требования к содержанию образования...................................................10
2.2. Требования к содержанию и организации обучения в профильной школе……………………………………………………………………………..12
2.3. Требования к организации образовательного процесса..........................15
Глава 3. Образовательные уровни в России………………………………..16
3.1. Характеристика образовательных уровней..................................................16
3.2. Ступени общего образования………………………………………………18
3.3. Лицензирование образовательной деятельности…………………………21
3.4. Аккредитация образовательного учреждения……………………………22
Глава 4. Органы управления системой образования……………………...25
4.1. Система органов управления образованием………………………………25
4.2. Ответственность образовательного учреждения………………………….26
Глава 5. Социальные гарантии реализации прав граждан на образование……………………………………………………………………...29
5.1. Права и обязанности родителей……………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы………………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

кр1.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Глава 3. Образовательные  уровни в России.

3.1. Характеристика образовательных  уровней

     Образовательные уровни, установленные в России, закреплены также в Законе РФ «Об образовании». В Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни:

    • основное общее образование;
    • среднее (полное) общее образование;
    • начальное профессиональное образование;
    • среднее профессиональное образование;
    • высшее профессиональное образование;
    • послевузовское профессиональное образование.

     Основное общее образование — вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. Основное общее образование является необходимым этапом для получения среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. В развитых странах основное общее образование является обязательным для всех, в большинстве развитых стран оно обязано быть общедоступным, то есть бесплатным. И то, и другое прямо декларируется в конституциях. В большинстве развитых стран основное общее образование подразумевает 9-летнее обучение в средней школе. В конце последнего 9-го года школьники сдают тесты, результаты которых определяют возможность каждого ученика получить либо полное среднее образование, либо среднее профессиональное.

     Среднее (полное) общее образование — третья, завершающая ступень общего образования в России и некоторых других странах, целями которого являются развитие творческих cпособностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее (полное) общее образование является обязательным и общедоступным. Среднее полное общее образование является необходимым этапом для получения высшего образования. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз. В старшие классы ученики проходят после отсевочных экзаменов, которыми заканчивается основное общее образование. В России среднее полное общее образование подразумевает начальное, основное общее образование и 2 года обучения в старших классах (10 и 11-том). В большинстве развитых стран это не 2, а 3 года (в некоторых странах, например, в Германии, 4). По этой причине российские аттестаты признаются на Западе лишь частично, а российские абитуриенты лишаются возможности прямого зачисления в большинство зарубежных вузов. Среднее полное общее образование заканчивается сдачей государственных экзаменов, результаты которых определяют возможность поступления в вуз.

     Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий (ст. 22 Закона РФ «Об образовании»).

     Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования (ст. 23 Закона РФ «Об образовании»).

     Целями  высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) "бакалавр" и квалификации (степени) "специалист" осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) "магистр" - на базе бакалавриата. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) (ст. 24 Закона РФ «Об образовании»).

     Послевузовское  профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии, и при обучении в форме ассистентуры-стажировки в указанных образовательных учреждениях, а также в докторантуре, создаваемой в указанных образовательных учреждениях и научных организациях (ст. 25 Закона РФ «Об образовании»). 

3.2. Ступени общего  образования

      В соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об образовании» общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:

  • начальное общее;
  • основное общее;
  • среднее (полное) общее образование.

     Начальное образование — это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства. В Российской Федерации начальное общее образование считается обязательным и общедоступным. Обучение детей в начальных школах обычно начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

     Основное  общее образование – вторая ступень общего образования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным (ст. 43). Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Основное  общее образование – завершающая  ступень обязательного образования  в Российской Федерации. Поэтому  одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.

     Среднее (полное) общее образование – третья, завершающая ступень общего образования. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее (полное) общее образование является общедоступным.

     Старшая ступень общеобразовательной школы  в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.

     Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

    • формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
    • дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
    • обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

     Среднее (полное) общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования к уровню подготовки выпускников настоящего стандарта являются основой разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации.

Обучающиеся, завершившие среднее (полное) общее образование и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение на ступенях начального, среднего и высшего профессионального образования. 

3.3. Лицензирование образовательной  деятельности 

     Лицензирование  образовательной деятельности закреплено в ст. 33.1. Закона РФ «Об образовании».

     Лицензирование  образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

     Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных  учреждений, научных организаций  или иных организаций по образовательным  программам.

     Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.

     Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.

     Лицензия на осуществление  образовательной деятельности действует  бессрочно.

     Документ, подтверждающий наличие лицензии, имеет приложение, являющееся его неотъемлемой частью. В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности, сведения об образовательных программах (для профессиональных образовательных программ, программ профессиональной подготовки с указанием профессий, направлений подготовки (специальностей), квалификаций), а также иные сведения.

     По  каждому филиалу образовательного учреждения, научной организации  или иной организации оформляется  отдельное приложение к документу, подтверждающему наличие лицензии, с указанием также наименования и места нахождения такого филиала.

     Форма документа, подтверждающего наличие лицензии, форма приложения к нему, технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

     При ликвидации образовательного учреждения, научной организации  или иной организации, при прекращении их деятельности в результате реорганизации в форме разделения действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи соответственно о ликвидации юридического лица, о прекращении его деятельности в результате реорганизации. 

3.4. Аккредитация образовательного  учреждения

Информация о работе Система образования в России