Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:15, реферат
Высшее образование – это уровень знаний, которые получаются в высших учебных заведениях на базе полного среднего образования, необходимый специалистам высшей квалификации в разных отраслях народного хозяйства, науки и культуры.
– начиная с 1964 года, стандартные тесты свидетельствуют о том, что у выпускников американских колледжей наблюдается неуклонный спад речевых навыков. (Означает ли это, что в колледжах не предъявляется достаточной требовательности к выполнению студентами своих обязанностей?)
Пожалуй, больше всего недовольства вызывает учебная программа колледжей в целом и, в частности, большое разнообразие предметов по выбору. В середине 1980-х годов Ассоциация американских колледжей подготовила доклад, в котором призывала к тому, чтобы во всех колледжах студентам давали какой-то единый объем знаний. Как указывалось в докладе, этот единый объем знаний, помимо требований общей грамотности, должен включать естественные науки и изучение культурных различий. Аналогичный доклад под названием «Вовлеченность в процесс образования» был подготовлен Национальным институтом просвещения. В этом докладе отмечалось, что учебная программа колледжей стала «чрезмерно ориентированной на профессионализацию». В докладе выражалось опасение, что образование, даваемое колледжами, перестает развивать в студентах «сознание причастности к общим ценностям и знаниям», которое издавна объединяет американцев в единое целое. Серьезное обвинение. Справедливо ли оно?
Такие проблемы
свидетельствуют о том, что высшее
образование в Америке
3.
Высшее образование
в Японии
3.1 Кратко о высшем образовании в Японии
Школа – это ад
В обществе, где каждый должен быть похож на всех, малейшее отличие становится поводом для издевательств и преследований: например, неуспехи в спорте или провал на экзамене, или даже факт проживания с семьей заграницей. Издевательства (идзим) – настоящая проблема в Японии, особенно в школах. Ученики компенсируют свое напряжение тем, что избирают жертву среди своих школьных товарищей и превращают ее в объект для насмешек и физических мучений.
В 1995 году было отмечено 60 тысяч случаев идзим в начальной, средней и высшей школе. Порой травма оказывалась столь сильной, что школьники отказывались посещать класс. Оскорбления, насмешки, бойкот, вымогательство – список не слишком приятен. Учителя тоже позволяют себе оскорблять учеников, причем иногда в физической форме. Нередко жертвы школьных садистов кончают жизнь самоубийством.
Пытаясь предотвратить идзим, некоторые школы стали возвращать ученикам экзаменационные работы, не проставляя оценок.
Экзамены – это ад
Попасть в университет – вот к чему стремятся все японские дети. Университетское образование – необходимое условие для получения хорошей работы.
Как только цель определена, все начинает прокручиваться назад. Чтобы попасть в хороший университет, нужно ходить в хороший колледж. Чтобы попасть в хороший колледж, нужно ходить в хорошую среднюю школу. Хорошая средняя школа невозможна без хорошей начальной школы, а хорошая начальная школа подразумевает специальный детский сад. В специальный детский сад невозможно попасть без специального (и очень дорогостоящего) обучения в многочисленных частных заведениях (дзюку), которые существуют для одной единственной цели – протащить детей через все вступительные экзамены.
Поскольку подобное вспомогательное обучение на каждом уровне образования является насущной потребностью и средством достижения заветной цели, его уже сложно считать вспомогательным. Дети, которые намерены заниматься серьезным делом, в альтернативной школе так сильно обгоняют школьную программу, что им нет нужды слушать разглагольствования учителей на обычных занятиях. В классе они делают домашнее задание для дзюку. Или спят, поскольку у них не хватает сил на посещение двух школ ежедневно.
Университет – это стартовая площадка
Повторные попытки
поступления в вуз стоят
Но это не совсем рай. В реальности это стартовая площадка, на которой вы ожидаете запуска в мир взрослой Японии. Если вы выбрали неверную траекторию, она может снова вернуть вас в ад.
3.2 История становления системы высшего образования в Японии
С 1900 г. Правительство взяло за образец 3-х фазовую систему образования в США, учредив начальные, средние школы и университеты. С другой стороны, школьная административная система была заимствована из Франции: все учебные учреждения находились под сильным центральным контролем Министерства образования. На послевоенное время с 1945 г. приходится вторая реформа образовательной системы. Основной целью, которую преследовали оккупационные власти, была демократизация, демилитаризация и децентрализация японского общества. «Милитаристическое довоенное образование было отменено, и была сформирована новая система образования, основанная на мирных демократических традициях». Японцы приняли навязанные им реформы, была демонтирована многоуровневая структура образования (при которой для поступления в университет нужно было окончить среднюю школу и подготовительную школу при университете). Была внедрена система «6–3–3–4»: обязательное обучение в шестилетней начальной школе, в средней школе 1 степени (3 года) и второй степени (3 года), затем университет (4 года). Только учебный календарь по-прежнему остался специфически японским: начало учебного года, как в школах, так и вузах приходится на 1 апреля.
3.3 Структура высшего образования в Японии
Начальное образование
28 апреля 1952 г., после подписания Сан-францисского мирного договора и возвращения суверенитета Японии, были переоценены недавние реформы, был сделан упор на сохранение традиционных японских ценностей. Например, был вновь введён курс морального обучения. Национальному образованию вернули духовную основу. Вот почему японская система образования, в основе которой лежит американская модель, не европеизировалась, а сохранила национальные особенности.
Большое внимание уделяется в Японии дошкольному образованию, ведь согласно утверждениям психологов, до семи лет человек получает 70% знаний и только 30% – за всю последующую жизнь. В детстве закладывается умение ребёнка контактировать с другими людьми, а это в японском обществе, сориентированном на ценности коллектива, очень важно.
Наиважнейшей особенностью начального и среднего образования в Японии является понятие «кокоро». Для каждого японца «кокоро» означает идею образования, которая не сводится только к знаниям и умениям, а способствует формированию характера человека. На русский язык «кокоро» можно перевести как сердце, душа, разум, менталитет, гуманизм. Всё японцы убеждены, что наиважнейшей, объективной основой образования в начальной и средней школах является обогащение детей «кокоро» и в меньшей степени знаниями и умениями (в отличие от более унифицированной старшей школы, где акцент делается на передачу необходимых для поступления в вуз академических знаний). Данный принцип пронизывает содержание всех программ, предметов, рутинную ежедневную жизнь.
Средние старшие школы
Следующая ступень на пути в вуз – старшие средние школы. В 1997 году в Японии насчитывалось 5.496 школ такого типа, в которых обучались 4.371.360 человек. Эти учебные заведения делятся на дневные (срок обучения – три года), а также вечерние и заочные (здесь учатся на год дольше). Хотя выпускники вечерних и заочных школ получают эквивалентные документы об окончании, 95% учащихся предпочитают учиться в школах дневного типа. По профилю обучения можно выделить общие, академические, технические, естественно-научные, коммерческие, искусств и пр. старшие средние школы. Около 70% учащихся выбирают общий учебный план.
Прием в старшие средние школы осуществляется на основе документа об окончании младшей средней школы (Chugakko) и прохождения конкурса по результатам вступительных экзаменов. В старшей средней школе в дополнение к обязательным общеобразовательным предметам (японский язык, математика, естествознание, обществоведение и др.) учащимся могут предложить дисциплины по выбору, включая английский и другие иностранные языки, а также технические и специальные дисциплины. В 12 классе школьники должны выбрать для себя один из профилей обучения.
Согласно предписанию Министерства образования, науки и культуры в средней школе последней ступени используется вузовская система оценки знаний. Это означает, что каждый ученик должен набрать не менее 80 зачетных единиц (кредитов) для получения свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы (Kotogakko).
Учебный год в Японии начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего года. Он делится обычно на триместры: апрель-июль, сентябрь-декабрь и январь-март. Обычно получается 240 учебных дней. И несмотря на это, преподаватели задают на дом столько, что старшеклассники вынуждены сидеть над учебниками еще по 5–6 часов в день. Каникулы у школьников бывают летом, зимой (до и после Нового года) и весной (после экзаменов). В сельских школах, как правило, бывают фермерские сезонные каникулы за счет сокращения летних каникул
Ученики должны
усвоить 1850 иероглифов – минимум, установленный
министерством просвещения (но даже
для чтения книг и газет требуется
знать гораздо больше – до 3 тысяч).
Половиной этого
«Дзюку – школы мастерства»
Каждый день после занятий в обычной школе дети вновь отправляются учиться, но теперь уже в другую, необязательную школу, но крайне необходимую для перехода на следующую ступень средней школы и в университет.
Эти школы называются
«дзюку», в переводе – «школа мастерства»,
но правильнее было бы сказать –
«репетиторская школа». Там специально
нанятые учителя еще раз
Первые «дзюку» появились в Токио в XVII веке. Их открывали мастера живописи, традиционной каллиграфии, искусства владения мечом. В каждой из них обучалось несколько дворянских юношей, и занятия проходили спокойно, в созерцательном восточном духе.
Нынешние репетиторские школы избавлены от перенаселенности государственных школ (где в одном классе занимаются до 40–45 учеников), от казенщины и отчужденности в отношениях между школьниками и учителями. И если раньше учеба в «дзюку» требовалась для поступления лишь в самые лучшие университеты и школы, то теперь необходима и для зачисления в рядовые.
В «дзюку» занимаются ученики от трех до восемнадцати лет, их посещает одна шестая часть младших школьников, половина средних и почти все старшие.
Даже если бы месячная оплата посещения «дзюку» была выше нынешней – около 20 тысяч иен при средней зарплате 300 тысяч, – то родители без ропота сносили бы и ее: здесь не принято жалеть деньги на учебу детей, и такой способ вложения капитала считается самым надежным.
Годовой доход всех «дзюку» составляет немыслимую сумму в триллион иен, сопоставимую с расходами страны на военные нужды. Подобной системы в мире нет.
ВЫВОДЫ
Подробно рассмотрев структуру и основные принципы систем высшего образования в США и Японии, я могу сказать следующее:
– В США высшее образование ценилось со времен становления государства как такового. Однако с течением времени позиции высшего образования и его структура претерпевали незначительные изменения. Также можно сказать, что существенно изменилось мнение молодежи касательно того, как следует учиться, что характеризуется словами «Человек, которые много знает и читает выглядит подозрительно». Те же отношения складывались и в период перед Второй Мировой Войной, однако на какое-то время были сметены новыми взглядами, которые принесли вернувшиеся ветераны.
– В Японии система высшего образования претерпевала значительные изменения несколько раз. В период перед Второй Мировой Войной была принята милитаристическая система образования, основа которой состояла из принципов, взятых из Франции и США. Но в 1945 ее заменила система, в которой преподавались демократические идеи. Однако, основные японские традиции составляли неотъемлемую часть любой принятой системы. В данный момент проявляются тенденции общенационального стремления к все более высокому уровню образования, что определенным образом сказывается на молодом поколении.
Сравнивая системы
высшего образования Америки
и Японии, можно сделать вывод, что,
не смотря на огромные различия в традициях
и культуре, стремление к получению высшего
образования, как к залогу успеха будущей
работы, отчетливо видно в обеих государствах.
Перечень использованных источников
1. http://ru.wikipedia.org/
2. http://uk.wikipedia.org/
3. http://www.langust.ru/
4. http://www.politforums.ru/
5. http://www.enci.ru/
6. http://www.4uth.gov.ua
Информация о работе Системы высшего образования Америки, Японии