Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:11, курсовая работа
Цель исследования: разработать и обосновать приемы развития диалогической белорусской речи средствами белорусской народной сказки у русскоязычных дошкольников
Детям 3-5 лет наиболее
понятны и близки сказки о
животных, о взаимодействии людей
и животных. В данном возрасте
дети идентифицируют себя с
животными и могут легко
Читающий или
Правильно ли Вы понимаете значение слов ЧУТКОСТЬ и МИЛОСЕРДИЕ. Чуткость, милосердие, сострадание - это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств. Отчего так происходит?
Всё начинается с воспитания
в детстве, и важно, чтобы ребёнок
с детства усвоил суть нравственных
понятий и человеческих ценностей.
Ребёнок формируется как
Каким же способом помочь ребёнку видеть всё лучшее, как воспитать в нём такие качества, как чуткость, милосердие, сострадание? Особо важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах её психологического созревания играют семья, школа и средства массовой информации.
Родители ребёнка, то есть именно ВЫ - первые и главные его учителя. Но сейчас время «трудное». Поэтому дети находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажается представление о мире, в соответствии с которым личная выгода становится выше морали, честности и любви, а это самым пагубным образом сказывается на их духовном развитии.
Какова роль телевидения и средств массовой информации? Велика. Но в настоящее время телевидение и школа выступают соперниками в борьбе за время и душу ребёнка. Очень часто то, что показывается по телевизору, не соответствует моральным устоям, которым учат ( в идеале) родители, воспитатель детского сада, учитель начальной школы. Исходя из вышесказанного, на плечи ВОСПИТАТЕЛЕЙ ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развить в душе ребёнка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос бездумным равнодушным человеком.
Сказка неотделима от красоты,
способствует развитию эстетических чувств,
без которых немыслимо
Сказка -- благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки -- в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к серд-цу и уму ребенка могучий творческий дух трудового на-рода, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она -- творение народа. Когда мы смотрим на дивные фрески Киевской Софии, мы воспринимаем их как частицу жиз-ни народа, творение его могучего таланта, и в нашей душе пробуждается чувство гордости за его творческий дух, мысль, мастерство. Аналогично воздействие народной сказки на душу ребенка. Кажется, что сказка построена на чисто бытовом сюжете: дедушка и бабушка поса-дили репку, ...дедушка решил обмануть волка, сделал со-ломенного бычка, ...но каждое слово этой сказки -- как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе -- игра творческих сил народного духа. Сказка -- это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
Сказка - специфический жанр, любая сказка - это "особый замкнутый мир, в котором действуют законы, непримиримые в реальном мире".
Законы "сказочного мира" аналогичны с точки зрения здравого смысла, но совершенно естественны внутри сказки. В свое время их сформулировал Д.Д. Нагишин, дав тем самым любому , кто хочет вчитаться, вслушаться в сказку, понять ее, почувствовать ее особый аромат, ключ к тайнам.
Хочется обратить особое внимание на пять законов:
1. Одушевление предметов и явлений природы
2. Очеловечивание
предметов, явлений,
3. Синтез ряда
обыкновенных явлений,
4. Чудесные превращения и обращения
5. Гиперболизация
Благодаря этим законам в действие сказки, в ее эмоциональную сферу включаются все явления объективно существующего мира, все предметы воображения, как реально действующие силы. Именно поэтому сказка - благодатный материал для развития воссоздающего и творческого воображения ребенка как важных сторон его эмоциональной сферы и необходимых для полноценного восприятия произведений читателем.
Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима. Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством.
Сопоставление вариантов
сказок, различных "редакций" одного
сюжета у разных народов, привлечение
игрушки для глубокого
Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами.
Под руководством взрослого составление ребенком киносценариев по сюжету сказки. Данная работа - надежный путь к осмыслению сказки.
Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация "разрушает иллюзию сказочного мира". Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают.
Чтение сказки - не воспроизведение неких событий, но творчество в нем, и задумчивость, и акцент, и смысловое ударение говорит слушателям не меньше самого текста.
Формы работы со сказкой
могут быть самыми разнообразными.
Укажем еще на некоторые смысловые
акценты, которые представляются значимыми
и с подачи родителей, воспитателя
или учителя будут
В народном творчестве сказка, вероятно,
самое большое чудо.
Читая сказки, мы, сами того не замечая,
оказываемся во власти вымысла. В сказках
всегда повествуется о чем-то невероятном,
неправдоподобном, но вместе с тем вымысел
несет определенную идею, обычно материализованную
в гиперболических образах: добро и зло ведут
постоянную борьбу.
Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами,
призывает отстаивать добро, справедливость.
В ней - утверждение нравственного закона
жизни, предельно ясно выражены нравственные
принципы, нормы, эстетические идеалы.
Сказка помогает верить в силу добра,
которое побеждает не само по себе, а путем
преодоления трудностей и борьбы со злом.
В сатирической сказке
народ высмеивает безделье, желание легко
получить жизненные блага, жадность и
другие человеческие недостатки. И наоборот
воспевает удачливость, находчивость,
взаимопомощь и дружбу.
Получается, что сказка – правда и вымысел
одновременно.
«Сказка – ложь,
да в ней намек: добру молодцу - урок».
Сказка имеет специфический языковой
стиль, которому характерны: напевность,
повторы различных словосочетаний.
Язык сказок очень красив:
Все эти особенности
делают сказку незаменимым средством
речевого развития и воспитания детей
разных возрастов.
Путешествие в мир сказки развивает воображение,
фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.
Когда мы говорим о рассказывании и даже
о разыгрывании сказки детьми, то имеем
в виду только народные произведения,
которые изначально создавались для и в процессе устного
исполнения, то есть «сказывались».
Рассказывание сказки
напрямую связано с задачами развития
речи детей. Свободный пересказ сказки
не исключает хорошего знания наизусть
типично сказочных фраз, постоянных эпитетов,
зачинов, припевов типа: «Жили-были…», «Мало
ли, много ли тому времени прошло: скоро
сказка сказывается, не скоро дело делается…»
и т.д.
Всё это способствует воссозданию
колорита произведения, воспитывает у
детей стилистическую чуткость, настраивает
слушателей на определенный эмоциональный
лад.
Народные сказки
делятся на следующие группы:
Среди них только сказки о животных
и докучные могут быть без сомнения
предложены детям.
Сказка должна соответствовать возрасту
ребенка, быть небольшой по объему, интересной
по содержанию, динамичн
2. Место белоруской народной сказки в речевом развитии и обучении родному языку дошкольников.
Сказка – это
художественное, устное, в подавляющем
большинстве прозаических рассказ социально
- правового, фантастического, или навелистычна
- авантюрного содержания, которое отражает
действительность при помощи художественного
вымысла и заключает в себе дидактически
- поучительный смысл.
Сказки относятся к древним
видов фольклора. Некоторые их жанры возникли
еще в первобытном обществе, но, видимо,
после появления первых несложных песенных
видов, в частности трудовых песен. В классовом
обществе были вызваны к жизни новые сказочные
жанры. Некоторые из них продолжают свое
развитие и в настоящее время.
Народные сказки прошли
длительный и сложный путь развития, ярко
отразил эволюцию и постепенный рост самосознания
людей. Первоначально сказки были тесно
связаны с мифологическими взглядами
и представлениями, с анимизм, тотемизмом
(обожени-ем животных, растений и даже
предметов, которые считались покровителями,
а то и сородичей людей), магией и другими
видами первобытной идеологии, со взглядами
далеких наших предков и их наивными представлениями
о природе и обществе. Эти взгляды и представления
выливались Народные сказки являются
гордостью белорусов. По
богатству и
разнообразию они
занимают первое
место в сказочном репертуаре восточных славян и
одно из первых мест
среди сказок Белорусские сказки можно разделить
на несколько больших групп, учитывая
идейно-тематическое содержание и характер
художественного вымысла. В современной
фольклористике принято обычно такая
классификация сказок: сказки о животных,
сказки волшебные, бытовые, авантюрно-навелистычныя
и сказки-быличке. Все эти категории сказок,
разумеется, известен и в белорусском
фольклоре, но наиболее расширенными видами
белорусских сказок, на которых необходимо
остановиться подробнее, являются сказки
о животных, волшебные и социально-бытовые,
среди них выделяются антикрепостничес,
антирелигиозные и собственно бытовые.
Одна из особенностей сказок - закрепление за животными определенных качеств, которые и определяют поведение героев в различных ситуациях. Лисица отличается хитростью, и это почти всегда приносит ей удачу в драках и спорах с другими зверями. Волк силен, но вёльми жадный, глупый, а потому его часто дурачили лисица, свинья и даже гуси. Не определяется умом и медведь, главная черта которого - необыкновенная сила. Наоборот, очень мудрый и рассудительный кот; который дает советы обиженным и даже выступает их защитником. Кот и лиса благодаря сообразительности и смелости побеждают медведя, волка и кабана В сказке «Как кот и собака с волком дружбу водили» осуждается неблагодарность, предательство товарищам. Сочувствие у слушателя вызывают старый конь, собака или кот, которых неблагодарный хозяин выгоняет из дома, так как они ему уже больше не могут принести пользы. Обычно в сказках на помощь обиженным приходят другие звери и справедливость торжествует.