Сказка в развитии диалогической речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать и обосновать приемы развития диалогической белорусской речи средствами белорусской народной сказки у русскоязычных дошкольников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа (Автосохраненный) (Автосохраненный).docx

— 136.38 Кб (Скачать файл)

 Детям 3-5 лет наиболее  понятны и близки сказки о  животных, о взаимодействии людей  и животных. В данном возрасте  дети идентифицируют себя с  животными и могут легко перевоплощаться  в них, копируя их манеру  поведения. С 5 лет, ребенок  начинает идентифицировать себя  с человеческими персонажами  – принцами, царевнами, богатырями, солдатами и т.д. С 5-6 лет  дети предпочитают слушать и  читать волшебные сказки. 

 

 

   Читающий или рассказывающий  родитель, должен помнить некоторые  правила

  1. При рассказывании стараться использовать слова и жесты, которые вы должны  запомнить и повторять при каждом новом пересказе. У детей хорошо развита непроизвольная память, и они часто требуют создать ту же обстановку, что в и первый раз.
  2. Разными интонациями и жестами окрашивайте положительные и отрицательные поступки участников рассказа, сказки.
  3. Рассказывая историю, делайте вид, что сами верите в неё.
  4. Один и тот же герой в разных рассказах и сказках должен иметь одни и те же качества. Так, кот не может быть сегодня храбрецом, а завтра – трусом. Лиса в сказках всегда хитрая.
  5. В сказках и рассказах должен быть смешной персонаж.
  6. Дети обожают победу слабого, но хорошего человека, животного над плохими силачами.

 

 

 

Правильно ли Вы понимаете  значение слов ЧУТКОСТЬ и МИЛОСЕРДИЕ. Чуткость, милосердие, сострадание - это  важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый  «дефицит» этих качеств. Отчего так  происходит?

Всё начинается с воспитания в детстве, и важно, чтобы ребёнок  с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребёнок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты  характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у  ребёнка появляется собственное  мировоззрение, Как же он смотрит  на этот мир? С улыбкой и любовью  или же, как завоеватель и потребитель, которого ничто не интересует кроме  собственного «я» и своей выгоды? Ребенок, будет взрослеть, и жизнь  поставит перед ним отнюдь не лёгкие проблемы. Останется ли он милосердным, великодушным, человечным? Станет ли помогать бедным, престарелым, родным, друзьям? Отзовется ли по-доброму его душа на нужды и беды общества?

Каким же способом помочь ребёнку  видеть всё лучшее, как воспитать  в нём такие качества, как чуткость, милосердие, сострадание? Особо важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах её психологического созревания играют семья, школа и  средства массовой информации.

Родители ребёнка, то есть именно ВЫ - первые и главные его  учителя. Но сейчас время «трудное». Поэтому дети находятся под сильным  влиянием идей материализма, у них  искажается представление о мире, в соответствии с которым личная выгода становится выше морали, честности  и любви, а это самым пагубным образом сказывается на их духовном развитии.

Какова роль телевидения  и средств массовой информации? Велика. Но в настоящее время телевидение  и школа выступают соперниками  в борьбе за время и душу ребёнка. Очень часто то, что показывается по телевизору, не соответствует моральным  устоям, которым учат ( в идеале) родители, воспитатель детского сада, учитель начальной школы. Исходя из вышесказанного, на плечи ВОСПИТАТЕЛЕЙ ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развить в душе ребёнка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос бездумным равнодушным человеком.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому  несчастью, горю, страданию. Пять, десять раз ребенок может пересказывать  одну и ту же сказку, и каждый раз  открывает в ней что-то новое. В сказочных образах -- первый шаг  от яркого, живого, конкретного к  абстрактному. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке чер-паются первые представления о справедливости и неспра-ведливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит с помощью сказки. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах.

Сказка -- благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки -- в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к серд-цу и уму ребенка могучий творческий дух трудового на-рода, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она -- творение народа. Когда мы смотрим на дивные фрески Киевской Софии, мы воспринимаем их как частицу жиз-ни народа, творение его могучего таланта, и в нашей душе пробуждается чувство гордости за его творческий дух, мысль, мастерство. Аналогично воздействие народной сказки на душу ребенка. Кажется, что сказка построена на чисто бытовом сюжете: дедушка и бабушка поса-дили репку, ...дедушка решил обмануть волка, сделал со-ломенного бычка, ...но каждое слово этой сказки -- как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе -- игра творческих сил народного духа. Сказка -- это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ. 

  

 

 

 

Сказка - специфический жанр, любая сказка - это "особый замкнутый  мир, в котором действуют законы, непримиримые в реальном мире".

Законы "сказочного мира" аналогичны с точки зрения здравого смысла, но совершенно естественны  внутри сказки. В свое время их сформулировал  Д.Д. Нагишин, дав тем самым любому , кто хочет вчитаться, вслушаться в сказку, понять ее, почувствовать ее особый аромат, ключ к тайнам.

Хочется обратить особое внимание на пять законов:

1. Одушевление  предметов и явлений природы

2. Очеловечивание  предметов, явлений, представление  в реальные или фантастические  образы

3. Синтез ряда  обыкновенных явлений, предметов,  существ в образы, наделенные  необыкновенными свойствами, народный  результат воображения, как выражения  мечты, идеи

4. Чудесные превращения  и обращения

5. Гиперболизация

Благодаря этим законам в  действие сказки, в ее эмоциональную  сферу включаются все явления  объективно существующего мира, все  предметы воображения, как реально  действующие силы. Именно поэтому  сказка - благодатный материал для  развития воссоздающего и творческого  воображения ребенка как важных сторон его эмоциональной сферы и необходимых для полноценного восприятия произведений читателем.

Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима. Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные  формы пересказа и переложение  сказок на другие виды) необходимо указывать  на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического  воспитания детей и их наслаждения  искусством.

Сопоставление вариантов  сказок, различных "редакций" одного сюжета у разных народов, привлечение  игрушки для глубокого осмысления сказки, установление связи народной сказки с литературой. Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам  подметить характерную деталь, схватить главную мысль. Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает  усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.

Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами.

Под руководством взрослого  составление ребенком киносценариев  по сюжету сказки. Данная работа - надежный путь к осмыслению сказки.

Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация "разрушает иллюзию сказочного мира". Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение  в ней личности, неповторимые оттенки  смысла исчезают.

Чтение сказки - не воспроизведение  неких событий, но творчество в нем, и задумчивость, и акцент, и смысловое  ударение говорит слушателям не меньше самого текста.

Формы работы со сказкой  могут быть самыми разнообразными. Укажем еще на некоторые смысловые  акценты, которые представляются значимыми  и с подачи родителей, воспитателя  или учителя будут способствовать благотворному влиянию на формирование личности ребенка. Они могут реализовываться  в ходе беседы о сказке, в виде вопросов, обращенных к детям, в качестве заданий, предлагаемых ребенку после  знакомства со сказкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо.  
         Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах: добро и зло ведут постоянную борьбу. 
        Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами, призывает отстаивать добро, справедливость. В ней - утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы.  
          Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом. 
          В сатирической сказке народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу. 
        Получается, что сказка – правда и вымысел одновременно.  
«Сказка – ложь, да в ней намек: добру молодцу  - урок». 
          Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны: напевность, повторы различных словосочетаний.  
         Язык сказок очень красив:

  • певуч и поэтичен,
  • содержит много метафор, образных сравнений,
  • метких и поучительных пословиц и поговорок.

 

          Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов. 
          Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. 
          Когда мы говорим о рассказывании и даже о разыгрывании сказки детьми, то имеем в виду только народные произведения, которые изначально создавались для и в процессе устного исполнения, то есть «сказывались». 
          Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи детей. Свободный пересказ сказки не исключает хорошего знания наизусть типично сказочных фраз, постоянных эпитетов, зачинов, припевов типа: «Жили-были…», «Мало ли, много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается…» и т.д. 
         Всё это способствует воссозданию колорита произведения, воспитывает у детей стилистическую чуткость, настраивает слушателей на определенный эмоциональный лад. 
         Народные сказки делятся на следующие группы:

  • о животных,
  • волшебные,
  • бытовые,
  • авантюрно-новеллистические,
  • докучные.

 

      Среди них только сказки о животных и докучные могут быть без сомнения предложены детям.     
Сказка должна соответствовать возрасту ребенка, быть небольшой по объему, интересной по содержанию, динамичн

 

 

2. Место белоруской  народной сказки в речевом  развитии и обучении родному  языку дошкольников.

Сказка – это художественное, устное, в подавляющем большинстве прозаических рассказ социально - правового, фантастического, или навелистычна - авантюрного содержания, которое отражает действительность при помощи художественного вымысла и заключает в себе дидактически - поучительный смысл.  
Сказки относятся к древним видов фольклора. Некоторые их жанры возникли еще в первобытном обществе, но, видимо, после появления первых несложных песенных видов, в частности трудовых песен. В классовом обществе были вызваны к жизни новые сказочные жанры. Некоторые из них продолжают свое развитие и в настоящее время. 
Народные сказки прошли длительный и сложный путь развития, ярко отразил эволюцию и постепенный рост самосознания людей. Первоначально сказки были тесно связаны с мифологическими взглядами и представлениями, с анимизм, тотемизмом (обожени-ем животных, растений и даже предметов, которые считались покровителями, а то и сородичей людей), магией и другими видами первобытной идеологии, со взглядами далеких наших предков и их наивными представлениями о природе и обществе. Эти взгляды и представления выливались Народные сказки являются гордостью белорусов. По богатству и разнообразию они занимают первое место в сказочном репертуаре восточных славян и одно из первых мест среди сказок Белорусские сказки можно разделить на несколько больших групп, учитывая идейно-тематическое содержание и характер художественного вымысла. В современной фольклористике принято обычно такая классификация сказок: сказки о животных, сказки волшебные, бытовые, авантюрно-навелистычныя и сказки-быличке. Все эти категории сказок, разумеется, известен и в белорусском фольклоре, но наиболее расширенными видами белорусских сказок, на которых необходимо остановиться подробнее, являются сказки о животных, волшебные и социально-бытовые, среди них выделяются антикрепостничес, антирелигиозные и собственно бытовые.

Одна из особенностей сказок - закрепление за животными определенных качеств, которые и определяют поведение героев в различных ситуациях. Лисица отличается хитростью, и это почти всегда приносит ей удачу в драках и спорах с другими зверями. Волк силен, но вёльми жадный, глупый, а потому его часто дурачили лисица, свинья и даже гуси. Не определяется умом и медведь, главная черта которого - необыкновенная сила. Наоборот, очень мудрый и рассудительный кот; который дает советы обиженным и даже выступает их защитником. Кот и лиса благодаря сообразительности и смелости побеждают медведя, волка и кабана В сказке «Как кот и собака с волком дружбу водили» осуждается неблагодарность, предательство товарищам. Сочувствие у слушателя вызывают старый конь, собака или кот, которых неблагодарный хозяин выгоняет из дома, так как они ему уже больше не могут принести пользы. Обычно в сказках на помощь обиженным приходят другие звери и справедливость торжествует.

Информация о работе Сказка в развитии диалогической речи