Сказка в развитии диалогической речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать и обосновать приемы развития диалогической белорусской речи средствами белорусской народной сказки у русскоязычных дошкольников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа (Автосохраненный) (Автосохраненный).docx

— 136.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: в результате проведения констатирующего эксперимента мы увидели уровень знаний дошкольниками белорусской народной сказки. Из трёх сказок назвали три только два ребёнка, дали названия двух сказок три ребёнка, одну сказку назвали трое из детей, и только один ребёнок не справился с заданием ни назвав ни одной сказки. Количество названых персонажей соответствует низкому уровню. Основное содержание трёх сказок смогли назвать двое из детей, содержание двух сказок смогли назвать трое детей.  Трое детей назвали основное содержание только одной сказки. Один ребёнок не справился с заданием. Восемь детей дали характеристику персонажам сказок. Только один ребёнок не справился с заданием. С пересказом сказки справилось восемь детей. У двоих детей речь при пересказе была связной, выразительной.  У остальных шести детей наблюдались проблемы с пересказом. Их речь не была достаточно выразительной и связной. Отвечали с помощью воспитателя. И только один ребенок не справился с заданием. Восемь детей с радостью учавствовали в инсценировании сказок. У двоих из детей наблюдались импровизации. И только один ребёнок отказался от участия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для повышения уровня развития диалогической  речи в

экспериментальной группе был проведен формирующий эксперимент.

Мы  наметили цикл занятий в которых ставили целью развивать диалогическое общение, умение слушать инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы. Для этого был составлен перспективный план:

Упражнение «Ты  любишь...»

Цель: Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.

Дети и родители говорят  друг другу о том, что они любят: «Я думаю, что ты любишь...» Важно, чтобы желания относились не только к сфере еды или одежды. Ребенку  необходимо показать, что можно любить запахи, звуки...

Игра «Подбери такое же по цвету»

Назвать цвета предполагаемых объектов и найти данный цвет в  предметах окружающего мира.

Составление описательных загадок, которые подходят под разные объекты. Например: белый, как снег, как простыня, как молоко, как халат доктора...

  • Трава зеленая, как... (изумруд)
  • Лепестки ромашки белые, как...
  • Лютик желтый, как...
  • Ягода алая, как...
  • Небо голубое, как...
  • Ель темно-зеленая, как...
  • Листочки березы нежно-салатовые, как...
  • Ствол дерева темно-коричневый, как...
  • Василек ярко-синий, как...
  • Песок желтый, как...
  • Белочка рыжая, как...

Игра «Сравни  по форме»

Назвать форму объектов или  их частей на картинке и найти данную форму в предметах окружающего  мира. Составление открытых загадок.

Педагог показывает картинки:

  • ежик круглый, как...
  • ствол прямой, как...
  • лепесток ромашки овальный, как...
  • листья резные, как...
  • травинка острая, как...
  • Упражнение «Куда плывет корабль»
  • Все участники плывут на корабле. Корабль плывет вдоль берегов, островов, гор, лесов; то наступает день, то приходит ночь, то налетает шторм. Каждый участник по очереди сообщает, куда плывет корабль, что видно вокруг, что происходит на борту и т.д.
  • Каждый участник должен произнести не менее 3-5 фраз. Так продолжается до тех пор, пока все не выскажутся, потом руководитель сообщает, что кораблик поворачивается, и участники должны повторить весь путь до порта отправления, но в обратном порядке.
  • Упражнение «Составление предложений»

    Берутся наугад 3 слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно  включали бы в себя эти 3 слова (можно  менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

    Игра «Составление предложений»

    Даются  начальные буквы (например, В-С-Е-П), каждая из которых представляет собой  начало слов в предложении. Нужно  образовать различные предложения, например, «Всей семьей ели пирог».

    Игра «Разговор обезьяны и крокодила»

    Дети разбиваются на пары, где  один ребенок будет играть роль обезьяны, а другой – крокодила. В течение  нескольких минут пары должны придумать  диалог, который может произойти  между этими животны Игра «Сочини  сценарий»

    Группа детей должна совместно  придумать сценарий к фильму. Сначала  каждому ребенку за 5-10 секунд необходимо назвать 1-2 предмета. Затем дети придумывают  историю, в которой фигурируют названные  предметы. На сочинение истории отводится 10 минут. Стимулирующие вопросы:

    • Кто это?
    • Что делает?
    • Где находится?
    • Что говорит?
    • Куда пошел?
    • С кем? И т.д.
    • «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
    • У бабушки - на грядке выросли загадки:  
      Там и туг, там и туг Что за зонтики растут?
    • Наша внучка морщит лоб.
    • Это, милая... (укроп).
    • Пушистый и зеленый хвост
    • На грядках горделиво рос.
    • Ухватился Ваня ловко:
    • - Вылезай на свет ...
    • (морковка).
    • Сорвала я стручок,
    • Надавила на бочок.
    • Он раскрылся. Ах! Ох!
    • Покатился ... (горох).
    • Он из тыквенной родни,
    • На боку лежит все дни,
    • Как зеленый чурбачок
    • Под названьем ... (кабачок).
    • Круглолица, белолица,
    • Любит вдоволь пить водицы.
    • У нее листочки с хрустом,
    • А зовут ее ... (капуста).
    • А на этой грядке
    • Разыгрались в прятки
    • Зеленые хитрецы,
    • Молодые ... (огурцы).
    • Верите - не верите,
    • Мы родом из Америки.
    • В сказке мы синьоры,
    • На грядке ... (помидоры).  
    • ПОДБЕРИ СЛОВА – ДЕЙСТВИЯ К ПРЕДМЕТАМ.
    • Чайник – стоит, наливают, выливают, доливают, моют, сушат, вытирают, чистят. Сахарница – кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают. Кастрюля – закрывают, ставят, чистят, наливают. Чашка – пьют, наливают, разливают, выпивают.
    • ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНА ПОСУДА
    • Сковорода из чугуна - … , чашка из фарфора - … , солонка из дерева - … , хлебница из железа - … , стакан из стекла - … , блюдо из глины - … , нож из метала - … , скалка из дерева - … . Игра с мячом 
    • "Скажи наоборот". 
    • Зима – лето.  
      Жара – холод.  
      Правда – ложь.  
      Богач – бедняк.  
      Горький – сладкий.  
      Полезный – вредный… 
    •  
    • "Отгадай название сказки"
    • Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.  
      Сивка… Заюшкина… Конек… Гадкий… Мороз… Царевна… Гуси… Мальчик… Красная… Крошечка…  Дюй… Цветик… Аленький… Золотой… Бременские… Доктор… 
    • «Цепочка слов»
    • Эта игра используется с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста и проводится в словесном варианте. Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — «кошка». 1. Кошка бывает какая? 2. Пушистая, ласковая, разноцветная... 3. Что еще бывает разноцветным? 4. Радуга, платье, телевизор... 5. Каким еще может быть платье? 6. Шелковым, новым, прямым... 7. Что еще может быть прямым? 8. Линия, дорога, взгляд... и т. д. Цепочка слов Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. Ход: На столах у детей карточки (одна на двоих). У воспитателя - карточка с изображением карандаша. Детям предлагается выложить цепочку из предметов. Цепочка начинается со слова карандаш. Следующим звеном щепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается слово карандаш. Игра продолжается по типу «Домино».

     

    «Наши четвероногие друзья» Беседа (см. приложение

    Программное содержание. Развивать у детей диалогическую форму речи, умение принимать участие в групповом разговоре (внимательно слушать, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, реагировать на высказывания партнера).

    Занятие проводилось по подгруппам. Во время  беседы воспитатель задавала вопросы, дети отвечали, но затруднялись выразить свои мысли. На занятие дети активны, внимательны. Также воспитатель  спрашивала, есть ли у них животные, что они с ними делают, как ухаживают. Стараясь активировать малообщительных  детей.

    Обитатели городского парка (Беседа) (см. приложение

    Программное содержание. Принимать участие в групповом разговоре, слушать партнера, реагировать на его высказывания, самостоятельно рассуждать.

    В начале воспитатель выставил картину. Дети заинтересовались ей, активно высказывались (Ровшан, Гараев). Подходили к картине, трогали её. Затем воспитатель стала задавать вопросы. Дети отвечали, но ответы были не полны Ксюша С. во время занятия вспомнила и рассказала стихотворение о воробье. Педагог обратилась с вопросом о том, как они (дети) забодятся о птицах. В целом занятие прошло хорошо.

    «Собака — друг человека» Беседа (см. приложение

    Программное содержание. Учить детей принимать участие в групповом разговоре: внимательно слушать, отвечать на вопросы, поддерживать разговор, инициативно высказываться на темы из личного опыта, самостоятельно рассуждать.

    Во  время беседы о собаке в жизни  человека, дети приняли активное

    участие. На вопрос: «Почему собаку называют другом человека?» Равшан ответил: «С ней можно поиграть» Витя добавил: «Она охраняет человека». Дети начали рассуждать, дополнять друг друга. Но многое зависело от воспитателя. Чтобы  дети не перебивали друг друга, она  давала отвечающему «волшебную палочку» после ответа ребенок возвращал  эту палочку другому ребенку. Так «палочка» помогала слушать  товарищей.

    «Полетушки» Русская народная игра (см. приложение

    Программное содержание. Учить детей правильно, протяжно произносить звуки «ш», «ж»; дифференцировать их на слух, выделять в словах и фразах, интонационно. Обратить внимание на многозначность слова «летит» (летит жук, летят лыжи, летят минуты). Учить умению соотносить действие и глагол. Побуждать к сочинению творческих рассказов; домысливать начало и завершение текста потешки.

    В этой игре принимали участие все  дети. Им было очень интересно. Отвечали на вопросы воспитателя правильно. Воспитатель обращаль внимание на речь малоактивных детей. Постепенно дети вовлекались  в процесс игры. Некоторые дети плохо произносили звуки «ж», «ш». Детям игра очень понравилась. На следующий день, во второй половине дня в игру играли еще раз.

    «Лиса и муравей» (киргизская сказка) (см. приложение

    Игра-инсценировка

    Программное содержание. Учить детей умению рассказывать и разыгрывать сказку; образовывать близкие по смыслу однокоренные слова (хитрая-прехитрая, хитрющая), подбирать определения (простоватая, нехитрая, глупая), синонимы к слову (побежала, помчалась, понеслась, полетела).

    Вначале педагог заинтересовала детей письмом  от старика Годовика. Затем она  показала сказку. Некоторые слова, которые  встречались в сказке объясняла. Воспитатель попросила детей изобразить эпизод из сказки. Дети охотно изображали. Это очень важно, так как соотнесение слова и выразительного движения организует структуру детских высказываний. При разыгрывании сказки

    рассказывали  интересно, эмоционально. Многие реплики  и сказки были

    пропущены, но взамен них дети придумывали сами.

    Ребята и зверята (Беседа) (см. приложение

    Программное содержание. Развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы.

    Воспитатель умело организовала детей на протяжении всего занятия. Дети обменивались высказываниями, опирались на свой личный опыт, знания, понимали и отражали в речи повадки, поведения домашних животных:

    «Кошка  часто умывается, а делает она  так…» (показ действия). Занятие  прошло очень интересно, детям очень  понравилось.

     

    Также индивидуально  были проведены беседы, для тех  детей у которых низкий уровень развития диалогической речи. Эти дети малообщительны, очень трудно вступают со взрослыми. Например, Павлюкевич Влад , у которого заикание. Из-за этого ребенок молчалив, затрудняется в общении с другими людьми. Для этого были использованы игры направленные на побуждение детей вступать в разговор со взрослыми. Игры «Подари улыбку», «Доброе сердце». Содействовали развитию доброжелательности внимательному отношению друг к другу. Чтобы дети чувствовали себя уверено, смело чтобы дети чувствовали себя уверенно, смело начинали разговор давался «волшебным микрофон» дети становились телеведущими.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2.2. Речевое развитие дошкольника  в процессе ознакомления с  белорусской народной сказкой

    После проведения целого комплекса  упражнений проведём контрольный эксперимент. Возьмём три белорусские народные сказки. Читаем детям их. Проводим беседу по содержанию сказок. Пересказываем  и дружно инсцинируем .  Для проведения эксперимента были предложены белорусские народные сказки:

     

     

    Ганарыстая варона

    Раскаркалася неяк увосень  адна варона на сметніку:

    Информация о работе Сказка в развитии диалогической речи