Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 14:27, дипломная работа
Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия эффективного развития литературно-творческих способностей младших школьников с помощью сказки.
В соответствии с обозначенной проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме исследования, раскрыть сущность и содержание литературно-творческих способностей;
2. Дать характеристику понятию «сказка», представить её виды. Рассмотреть методы и приемы развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста с помощью сказки.
Введение…………………………………………………………………....3
Глава І. Теоретические основы развития литературно-творческих способностей младших школьников средствами сказки
1.1 Сущность и содержание литературно-творческих способностей в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………….....7
1.2 Общая характеристика понятия «сказка». Виды сказок и их классификации……...............................................................................................14
1.3 Методы и приемы развития литературно-творческих способностей с помощью сказки….................................................................................................21
Глава ІІ Опытно-экспериментальная работа по использованию сказки в развитии литературно-творческих способностей младших школьников
2.1. Организация и проведение исследования по изучению уровня развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...33
2.2 Основные направления практической работы по развитию литературно-творческих способностей младших школьников в учебной деятельности…………………………………………………………………......47
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования по развитию литературно-творческих способностей младших школьников……………….53
Заключение…………………………..……………………………….......68
Список литературы……………………………………………………...
Для формирования литературно – творческой деятельности обучающегося необходимо в первую очередь создать педагогические условия, которые помогут развитию способностей к литературному творчеству у многих детей. Но и в этих условиях обучающиеся будут различаться по самостоятельности и художественному результату своего творчества.
Сказка является одним из элементов культуры и, прежде всего, эстетического слагаемого. Она базируется на народно - поэтической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно – педагогическим потенциалом. Они не повторяются больше ни в каких других жанрах фольклора.
Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.
Следовательно, для полноценного развития ребенка необходима целенаправленная воспитательная работа учителя, т.к младший школьный возраст является сенситивным для усвоения социальных норм нравственного развития, становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям,. Эти особенности являются залогом обучаемости и восприимчивости младших школьников, дают большие возможности для систематического и последовательного воспитания детей.
Для развития литературно-творческих способностей учащихся на материале сказки необходимо соблюдать следующие условия:
- организовать процесс чтения и изучения сказки так, чтобы учащимся приходилось решать творческие задачи;
- подбирать определенные виды
заданий, реализующие
- приобщать учащихся при изучении литературы к художественно – творческой деятельности.
Главное в любой сказке может быть осмысленно младшими школьниками в том случае, если учитель при руководстве чтением сказок будет опираться на их литературоведческую специфику и последовательно формировать необходимое умение, важные в плане литературного развития учеников.
В настоящее время в методической литературе накоплен богатейший опыт по использованию сказки как средства развития литературно-творческих способностей младших школьников. Среди основных форм работы над сказкой называют: сочинение сказок, чтение по ролям, инсценировка, прогнозирование сюжета, различные виды пересказа и др.
Глава ІІ Опытно-экспериментальная работа по использованию сказки в развитии литературно-творческих способностей младших школьников
2.1. Организация и проведение исследования по изучению уровня развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста
После изучения и анализа
психолого-педагогической литературы
по проблеме исследования, нами была организованна
и проведена опытно-
Практическая работа проводилась в МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области. В исследовании принимали участия дети 4 класса в количестве 10 человек.
Опытно-экспериментальная работа по развитию литературно-творческих способностей младших школьников с помощью сказки проводилась поэтапно.
На первом этапе практической работы проводился констатирующий эксперимент, который заключался в диагностике детей. Были установлены критерии диагностирования и определены уровни анализа диагностики. По окончании диагностирования показатели методик были обработаны и проанализированы.
На втором этапе проводился формирующий эксперимент. Детям на уроках литературного чтения предлагалось выполнять творческие задания в процессе работы над сказкой.
Третий этап заключался в проведении контрольного замера. Детям были предложены диагностические методики, которые оценивались по тем же критериям что и на констатирующем этапе эксперимента. Полученные данные были проанализированы. По окончании работы был проведен сравнительный анализ показателей констатирующего и контрольного экспериментов.
В начале исследования, на констатирующем этапе, был определён исходный уровнь развитости литературно-творческих способностей.
С этой целью использовались следующие методики: В.П.Ягунковой "Сочинение сказки по картине», «Умение составлять сказку», «Сочинение сказки по словам».
В качестве критериев развития литературно-творческих способностей были взяты следующие параметры: качество сюжетосложения, описание героев, образность и строй языка.
Исходя из представленных критериев, нами были выделены уровни развития литературно-творческих способностей младших школьников:
- высокий уровень: если при сочинении текстов, разных по жанру, учащиеся придумывают оригинальные названия; текст достаточно большой по объему, выдержана его структура, он отличается интересным, ярким, оригинальным сюжетом, логично изложен; образы героев отличаются детальной проработкой и соответствует выбранному жанру; язык произведения стройный, отличается наличием изобразительно-выразительных средств и «работает» на общую идею текста - 4, 6 – 6 баллов;
- средний уровень: если при сочинении текстов, учащиеся придумывают простое не оригинальные названия; текст небольшой по объему, могут быть отступления от его структуры, он не отличается интересным, ярким, оригинальным сюжетом, логика изложения может быть частично нарушена; образы героев проработаны поверхностно и не всегда соответствует выбранному жанру; язык произведения небогатый, достаточно сухой, характеризуется использованием простых или однотипных синтаксических конструкций – 1,6 – 4,5 баллов;
- низкий уровень: в тексте нет названия, сюжет не проработан, нет развития действия и нарушена структура и логика построения текста, объем текста составляет не более 5 – 6 предложений и не отличается интересным сюжетам и оригинальностью; герои обозначены, но не ни оной детали их характеризующей; язык произведения бедный, в нем нет изобразительно выразительных средств – 0-1,5 балла.
Методика "Сочинение сказки по картине"
Для сочинения предлагался рисунок. (См. Приложение 1.1)
Перед началом работы учащимся предлагалось рассмотреть рисунок и была дана инструкция: написать по картине по возможности художественно связный рассказ- сказку, по которому каждый мог бы живо представить себе изображенный художником сюжет. Необходимо подчеркнуть, что требуется написать связный рассказ по картине, а не описание самой картины (сочинения детей в Приложении 1.2.).
Оценка результатов:
качество сюжетосложения
- высокий уровень:
в сказке присутствует
- средний уровень: название сказки обычно не оригинально; частично нарушена структура и выдержанность жанра (могут быть отклонения в другие жанры); изложение может быть нелогично; недостаточно продуманы повороты сюжета и концовки - 3балла;
- низкий уровень: в сказке нет названия, не выдержан жанр, отсутствуют некоторые структурные компоненты, сказка не закончена, концовка в сказке неоригинальна - 0 баллов.
описание героев
- высокий уровень:
герои, придуманные ребенком, соответствуют
жанру, четко разделены на
- средний уровень:
ребенок нечетко разделяет
- низкий уровень: герои
не соответствуют жанру,
образность и строй языка
- высокий уровень:
в тексте сказки присутствуют
«сказочные» обороты речи (жили-были,
тут и сказке конец и т.д.);
в сказке присутствуют
- средний уровень: в тексте сказки «сказочных» оборотов речи мало; изобразительно-выразительных средств речи недостаточно, сказка небольшая по объему - 3 балла;
- низкий уровень: в
тексте сказки «сказочные»
Творческие работы учащихся по методики «Сочинение сказки по картине» представлены в Приложении 1.2
После проведения методики, все данные были занесены в таблицу №1.
Таблица №1.
Показатели методики "Сочинение сказки по картине" на констатирующем этапе
№ |
Критерии Ф.И. реб. |
Качество сюжетосложения |
Описание героев |
Образность и строй языка |
Средний балл |
1. |
Алина Б. |
6 |
6 |
6 |
6 |
2. |
Артем П. |
0 |
0 |
3 |
1 |
3. |
Аня Ш. |
3 |
3 |
3 |
3 |
4. |
Анастасия П. |
3 |
3 |
3 |
3 |
5. |
Дарья С. |
6 |
3 |
6 |
5 |
6. |
Елена Р. |
3 |
3 |
3 |
3 |
7. |
Коля Р. |
3 |
3 |
3 |
3 |
8. |
Кристина |
6 |
3 |
6 |
5 |
9. |
Максим П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
10. |
Назар Т. |
6 |
6 |
6 |
6 |
11. |
Назар С. |
6 |
6 |
3 |
5 |
12. |
Наташа М. |
3 |
0 |
0 |
1 |
13. |
Олеся И. |
3 |
3 |
3 |
3 |
14. |
Снежана Г. |
3 |
6 |
6 |
5 |
15. |
Сергей А. |
0 |
0 |
3 |
1 |
Средний балл |
3,4 |
3 |
3,6 |
Анализ таблицы позволяет констатировать, что высокий уровень развития литературно-творческих способностей наблюдается у 6 учащихся – Кристина Д., Назар Т., Алина Б., Снежанна Г., Назар С., Дарья С. Работы этих учеников большие по объему, в них интересное развитие действия, четко прослеживается завязка, кульминация и развязка и неожиданностью концовки. Тексты сказок детей яркие, эмоциональные. Образы героев тщательно проработаны, описана внешность, характер и род занятий. В целом, необходимо отметить богатство фантазии, глубину и проработанность образов в данных работах. Особо следует оценить язык сказок6 в них много сказочных слов и оборотов. Названия сказок интересны и оригинальны.
Средний уровень развития литературно-творческих способностей выявлен у 5 учащихся - Олеси И., Коли Р., Лены Р., Ани Ш., Насти П. Качественный анализ их работ приводит к выводу о том, что при создании сюжета сказок учащиеся отступали от классических канонов волшебного построения, преодоление препятствия и встреча с героем описаны формально. Названия придуманы неоригинально. Образы героев не отличаются тщательной проработкой. Беден и прост язык этих произведений.
Низкий уровень развития литературно-творческих способностей зафиксирован у 4 учащихся – Максима П., Артема П., Натальи М, Сергея А. Их работы представляют несвязные между собой предложения. Образы героев совсем не проработаны, стиль изложения косноязычный, не образный, не метаморфичный.
В целом, по методике «Сочинение сказки по картине» учащиеся данного класса имеют средний уровень развития литературно-творческих способностей по критериям качества сюжетосложения, описание героев, образность и строй языка.
Методика "Умение составлять сказку»
Учащимся предлагалось составить логически связный рассказ, на тему "Приключения маленькой феи".
Оценка результатов:
качество сюжетосложения
- высокий уровень: в сказке присутствует оригинальное название; выдержана структура и жанр, т.е. в сказке можно четко выделить следующие структурные компоненты: зачин, встреча с волшебным героем и наделение волшебным предметом, преодоление препятствия, награда; сказка изложена логично, т.е. явно прослеживается связь между частями текста, сказка имеет логичный конец; сказка отличается необычностью поворота сюжета или неожиданностью концовки – 6 баллов;
- средний уровень:
название сказки обычно не
оригинально; частично