Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 14:27, дипломная работа
Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия эффективного развития литературно-творческих способностей младших школьников с помощью сказки.
В соответствии с обозначенной проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме исследования, раскрыть сущность и содержание литературно-творческих способностей;
2. Дать характеристику понятию «сказка», представить её виды. Рассмотреть методы и приемы развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста с помощью сказки.
Введение…………………………………………………………………....3
Глава І. Теоретические основы развития литературно-творческих способностей младших школьников средствами сказки
1.1 Сущность и содержание литературно-творческих способностей в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………….....7
1.2 Общая характеристика понятия «сказка». Виды сказок и их классификации……...............................................................................................14
1.3 Методы и приемы развития литературно-творческих способностей с помощью сказки….................................................................................................21
Глава ІІ Опытно-экспериментальная работа по использованию сказки в развитии литературно-творческих способностей младших школьников
2.1. Организация и проведение исследования по изучению уровня развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...33
2.2 Основные направления практической работы по развитию литературно-творческих способностей младших школьников в учебной деятельности…………………………………………………………………......47
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования по развитию литературно-творческих способностей младших школьников……………….53
Заключение…………………………..……………………………….......68
Список литературы……………………………………………………...
Важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Учителю необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Деятельность должна носить творческий характер, т.е. должна быть связана с созданием чего-то нового, «открытием для себя новых знаний, обнаружения в себе новых возможностей».
Деятельность должна быть оптимально трудной, т.е. находится на пределе возможностей ребёнка.
Учитель должен целенаправленно учить детей применять различные аналогии, для активизации их творческого мышления.
Все занятия по развитию творческих способностей рекомендуется проводить в игровой форме. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
Так же рекомендуется использывать методы- практические (упражнения, игры, моделирование), наглядные ( показ, демонстрация), словесные ( рассказ, беседа, чтение, пересказ). И необходимо в работе с детьми все эти методы сочетать друг с другом.
Важнейшей задачей учителя в развитии творческих способностей учащихся является создание комфортной социально-гуманной среды (раскрепощенность, взаимное уважение, дружелюбие, деликатность). Осуществить это можно с помощью знаков внимания, интерьера классной комнаты, разнообразных форм работы учителя на классных часах, во внеурочное время, речевых, пластических, мимических средств.
Учитель должен:
- научиться демонстрировать детям живое мышление, выступать не как носитель некоторой готовой информации, а как человек, который знает, как возникают знания;
- предъявлять знания на уроках не в готовом виде, а путем коллективного рассуждения, на основе уже имеющихся знаний, из прошлого опыта детей;
- ставить основной целью урока не поиск и решение определенной суммы учебных задач, создание таких педагогических ситуаций, в которых постоянно работает детская интуиция, догадка.
Главной задачей учителя является — не «донести», «объяснить» и «показать», а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. От учителя требуется умение выслушать всех желающих, встать на позицию каждого отвечающего, чтобы понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к ответу.
Учителю рекомендовалось поощрять высказывания оригинальных идей, использовать личный пример творческого подхода к решению проблем, предоставлять детям возможность активно задавать вопросы.
Для развития творческих способностей учителю предлагалось включать в учебный процесс творческие задания, напаример, на уроках литературного чтения (иллюстрирование произведения, его досказывание, домысливание, а так же инсценирование произведения или его эпизода).
Главной задачй учителя
начальных классов является систематическая
диагностика и коррекция
Формирующий этап работы мы выстроили в следующей логике:
- проведение на уроках литературного чтения системы творческих заданий, направленных на развитие литературно-творческих способностей младших школьников на материале сказки;
- реализация в практике
работы психолого-
Для повышения уровня развития литературно-творческих способностей младших школьников мы использовали следующие виды заданий:
В своей работе мы уделяли постоянное внимание авторскому языку, особенно эпитетам, сравнениям, метафорам и предлагали учащимся выписывать красивые слова из сказок в литературный словарик, а затем использовать их при сочинении своих мини-произведений.
2. Подбор пословиц и поговорок к сказке.
Учащиеся подбирали такие пословицы и поговорки, которые наиболее точно, ярко и образно выражали смысл сказки, а затем пытались подобрать пословицы-дублеры иноязычного происхождения.
Например, детям предлагалось поработать над образом мухомора в сказочном лесу и устно создать небольшое мини-сочинение. У каждого получился свой образ. Кристина Д. «Под темными елками стоят мухоморы. На них одеты белые кафтаны с юбочкой. На головах шляпы богатые: снизу белый бархат, сверху-красный в белый горошек».
Детям предлагалось создать сначала устно, а потом и нарисовать карту сказочного королевства.
5. Словесное рисование
пейзажных иллюстраций к
Для наглядности приведём пример одного из уроков по литературному чтению.
I Урок литературного чтения.
Тема: М.Горького «Случай с Евсейкой»
Цели:
Ход урока:
I Проверка домашнего задания.
1. Выборочное чтение.
2. Итог.
II Сообщение темы урока.
III Подготовка к восприятию.
- Рассмотрим иллюстрацию к рассказу М.Горького «Случай с Евсейкой» на стр. 35
- Давайте вместе сочиним мини-сказку по данному рисунку? ( учащиеся высказывают свои предположения)
- Давайте проверим совпадаеет ли наша сказка с текстом автора.
IV Первичное знакомство с текстом.
1. Чтение текста учащимися.
VФизическая минутка.
Топал Мишка,
Хлопал Мишка
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз
Улыбайся и садись.
2. Анализ текста.
3. Творческая работа над текстом.
VI Итог урока.
VII Домашнее задание.
На следующем уроке литературного чтения учащиеся выразительно читали произведение М.Горького « Случай с Евсейкой». Затем проводилась работа по инсценировки эпизода из сказки.
2.3. Анализ результатов
экспериментального
На заключительном этапе
было проведено повторное
Предметом исследования так же осталось определение уровня развитости литературно-творческих способностей младших школьников.
В качестве критериев литературно-
Уровни развитости литературно-творческих способностей младших школьников остались прежними: высокий, средний и низкий.
Рассмотрим результаты методики «Сочинение сказки по картине» проведенной на контрольном этапе. Для сочинения детям был предложен другой рисунок. (См. Приложение 2.1) и дана та же инструкция.
Критерии исследования и уровни оценивания методики остались теми же, что и на констатирующем этапе опытно-практической работы (работы детей представлены в Приложении 2.2.).
После проведения диагностики результаты были занесены в таблицу №6.
Таблица №6.
Показатели методики "Сочинение сказки по картине" на контрольном этапе
№ |
Критерии Ф.И. реб. |
Качество сюжетосложения |
Описание героев |
Образность и строй языка |
Средний балл |
1. |
Алина Б. |
6 |
6 |
6 |
6 |
2. |
Артем П. |
3 |
0 |
3 |
2 |
3. |
Аня Ш. |
3 |
3 |
3 |
3 |
4. |
Анастасия П. |
3 |
3 |
0 |
2 |
5. |
Дарья С. |
6 |
6 |
3 |
5 |
6. |
Елена Р. |
3 |
3 |
3 |
3 |
7. |
Коля Р. |
3 |
3 |
3 |
3 |
8. |
КристинаД. |
3 |
6 |
6 |
5 |
9. |
Максим П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
10. |
Назар Т. |
6 |
6 |
6 |
6 |
11. |
Назар С. |
6 |
6 |
3 |
5 |
12. |
Наташа М. |
3 |
0 |
0 |
1 |
13. |
Олеся И. |
3 |
3 |
0 |
2 |
14. |
Снежана Г. |
3 |
6 |
6 |
5 |
15. |
Сергей А. |
3 |
0 |
0 |
1 |
Средний балл |
3,6 |
3,4 |
2,8 |