Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:08, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение содержания и методики сенсорного обучения с детьми раннего возраста.
Задачи курсовой работы:
1. Выявить особенности систем сенсорного воспитания;
2. Определить особенности сенсорного воспитания детей раннего возраста;
3. Охарактеризовать игры-занятия по сенсорному воспитанию детей 1 – 3 года жизни;
Структура и содержание курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ……….7
1.1 Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной педагогике (М. Монтесори, Ф. Фребель)……………………………………………………......7
1.2 Сенсорное воспитание в отечественной дидактической системе детского сада(И.Тихеева, М. Маенасина)…………………………………………………...10
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ..14
2.1 Определение сенсорных процессов…………………………………………...14
2.2 Возникновение и развитие сенсорных процессов у детей раннего возраста……………………………………………………………………………...17
ГЛАВА 3. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА…...20
3.1 Задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста……………………..20
3.2 Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста……………….22
3.3 Методика сенсорного воспитания детей раннего возраста………………….27
ГЛАВА 4. ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА…………………………………………………...36
4.1 Игры-занятия по сенсорному воспитанию детей первого года жизни……..36
4.2 Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей второго года жизни…42
4.3 Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей третьего года жизни..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………50
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«Мозырьский государственный педагогический
университет им. И. П. Шамякина »
на тему:
Содержание и методика сенсорного обучения дошкольников
Исполнитель: студент ___ курса,
______________, гр. ______,
______________ форма обучения
______________________________
___________________________
Мозырь 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ……….7
1.1 Особенности систем сенсорного
воспитания в зарубежной педагогике (М. Монтесори,
Ф. Фребель)……………………………………………………..
1.2 Сенсорное воспитание в отечественной
дидактической системе детского сада(И.Тихеева,
М. Маенасина)………………………………………………….
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ..14
2.1 Определение сенсорных процессов…………………………………………...14
2.2 Возникновение и развитие
сенсорных процессов у детей раннего возраста…………………………………………………………
ГЛАВА 3. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА…...20
3.1 Задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста……………………..20
3.2 Содержание сенсорного
3.3 Методика сенсорного воспитания детей раннего возраста………………….27
ГЛАВА 4. ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРНОМУ
ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА…………………………………………………...
4.1 Игры-занятия по сенсорному воспитанию детей первого года жизни……..36
4.2 Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей второго года жизни…42
4.3 Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей третьего года жизни..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………50
ВВЕДЕНИЕ
В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. А. В. Запорожец отмечает, что ребенок в раннем возрасте проходит два этапа развития речи: подготовительный (гукание, гуление, лепет) и этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные присущие ей функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения [10].
К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.
Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер и др. считают ранний возраст сензитивным для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.
Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, С. Л. Новоселова, В. С. Мухина, А. В. Запорожец отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления) [8].
Исследователи В. М. Бехтерева, Н. М. Щелованова, Н. Л. Фигурина, Н. М. Аксарина, Е. И. Радина, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Л. П. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Г. Г. Филиппова и др. определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.
Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка.
Сенсорное воспитание – система целенаправленных педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания я совершенствование ощущений и восприятия.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания (память, мышление) строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны. Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, цвет, форма, конструкция, звучание, запах и т.п.).
Необходимо учить детей
Актуальность темы курсовой работы.
Над созданием современной системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста работали педагоги А.П.Усова, Н.П.Сакулика, Н.А.Ветлугина, А.М.Леушииа и др. и психологи Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Л.А. Венгер и другие.
Выдающие зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания [17].
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становиться возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт [30].
Развитие органов чувств у детей, начиная с годовалого возраста, происходит очень интенсивно. Малыши получают массу представлений об окружающем мире, которые необходимо освоить и упорядочить. Они узнают, что такое длина, ширина, вес, цвет. Учатся распознавать поверхности предметов на ощупь. Значение такого сенсорного воспитания очень важно - ведь оно является основой для интеллектуального развития, помогает развить наблюдательность, воображение, способствует улучшению зрительной, слуховой, моторной и образной памяти. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее [20].
Цель курсовой работы: изучение содержания и методики сенсорного обучения с детьми раннего возраста.
Задачи курсовой работы:
Структура и содержание курсовой работы.
Данная работа состоит из введения, 4-х глав, заключения, списка использованных источников. Во введении обоснована актуальность работы, сформулирована ее цель и основные задачи. Курсовая работа изложена на 36 листах, использовано 30 источников.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной педагогике (М. Монтесори, Ф.Фребель)
Сенсорное воспитание – система целенаправленных педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания я совершенствование ощущений и восприятия,
Сенсорное воспитание является центральной проблемой на протяжения целых эпох развития дошкольной педагогики. Внимание на эту проблему впервые направил Я.А. Коменский в I7 веке. Он словесному воспитанию противопоставил воспитание деятельное. Считал необходимым организовать восприятие явлений окружающего мира детьми с помощью всех органов чувств.
Большое значение накоплению чувственного опыта детей уделял И.Г. Песталоцци. В своей книге «Азбука зрительного восприятия» он пробует опираться на чувственный опыт ребенка, учитывает роль этого опыта я овладении счетом.
Первую развернутую систему сенсорного воспитания дошкольников предложил Фридрих Фребель (1-ая половина 19 в.). Он создал пособие «Дары Фребеля», которое имело 6 даров (шары, кубы, цилиндры, плитки и др.) Использование этого пособия способствовало развитию у детей строительных навыков, формировало представления о форме, величине, пространственных отношениях, количестве. Ценная черта «даров» – последовательность в ознакомлении детей с геометрическими формами, сама мысль о строительном материале.
К сильным сторонам этой системы следует отнести включение задач сенсорного воспитания в общие задачи умственного развития ребенка, признание роли самого ребенка в умственном и сенсорном развитии, обеспечение систематического руководства этой деятельностью со стороны педагога.
Недостатком «даров» является абстрактность, сухость, формализм материала, ограниченность всей системы сенсорного воспитания, практически несвязанной с живой действительностью, что ограничивало кругозор детей и свободу творчества.
Фридрих Фребель стремился построить свою теорию на прочной методической основе:
1) мир един и одновременно многообразен, а многообразие предполагает наличие отдельных элементов, единых по сущности;
2) проявление многообразия и единства, выявление их, приспособление их для познания окружающего мира;
3) движущие силы развития: внутренние и внешние;
4) совместное действие равных
и противоположных условий (
Мария Монтессори создала четкую продуманную систему сенсорного воспитания, которая до сих пор является основой программ в детском саду за рубежом. Она считала, что нельзя научить ребенка правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях должна использоваться система сенсорных упражнений. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить его правильно сравнивать и группировать, т.е. правильно различать. Для развития чувства осязания, веса, размера, зрения, слуха, ритма и т.д. по ее методике были изготовлены предметы (дощечки, кубики, цилиндры, пластинки) из различного материала. Ребенок должен был, например, вставлять бруски и цилиндры разных размеров в соответствующие отверстия или на ощупь, с завязанными глазами) определить свойство материала и его конфигурацию, назвать, из какого материала сделан предмет и что это за предмет [13].
Объективное приложение о «космическом плане», развития вселенной и «космической задачи» является методологическим обоснованием системы Монтессори. Она играет значительную роль, определяет главную цель воспитания. Ребенок не устает от работы, она увеличивает его энергию. Ребенок обладает формой разума «впитывающее мышление», впитывает образцы окружающего мира, предоставленные его органам чувств, бессознательно и беспрестанно [21].
Цель жизни и работы ребенка – в нем самом, в построении его личности.
Сущность воспитания по М. Монтессори «помощь жизни с самого рождения».
0 – 6 – формирование
1. Содействие естественному
2. Взаимосвязь с «
3. Свобода выбора в
4. Индивидуальная активность в обучении.
5. Предметность в обучении.
Содействие с естественной средой. Ребенок имеет внутренний потенциал, источник созидательной энергии, побуждающий его к саморазвитию. Авторитарное воспитание, систематически навязанные действия подавляют спонтанные импульсы ребенка и способны вызвать его сопротивление и отвращение к созидательной деятельности. Психологический комфорт и свобода благотворно влияют на психологическое развитие детей.
Информация о работе Содержание и методика сенсорного обучения дошкольников