Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 08:49, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировав результаты исследований психологического теста выявить связь между наличием сотрудничества и сотворчества педагога и учеников со степенью их мотивации к успеху.
Передо мной, как автором работы стоят следующие задачи:
Охарактеризовать понятие сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося;
Описать особенности сотрудничества и сотворчества педагога с учащимися в преподавании различных дисциплин;
Привести примеры сотворчества педагога и учащегося в художественном образовании;
В экспериментальной части привести пример методики исследования взаимосвязи сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося с уровнем мотивации к успеху, основанной на модификации опросника А. Мехрабиана.
Обработать и интерпретировать полученные данные исследований, подтвердить или оспорить основную гипотезу работы;
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося, как стиль взаимодействия
1.2. Сотрудничество педагога и учащегося: особенности проявления в преподавании различных дисциплин
1.3. Сотворчество педагога и учащегося в художественном образовании
Глава 2. Практическая часть
2.1. Характеристика объекта исследования. Состав группы
2.2. Проведение исследования мотивации к достижению по методу А. Мехрабиана у подростков из групп с разной степенью внедрения сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося
2.3. Обработка и интерпретация полученных данных
Заключение
Список источников литературы
2. Сотворчество требует доверительного, демократического, творческого стиля общения.
3. Педагог должен совместно
с учащимися (студентами) искать
резервы качества проведения
внеклассных занятий и
Влияние личности педагога в процессе сотворчества обусловлено живыми, эмоциональными связями, которые возникают между преподавателем и студентами, органичностью, естественностью в использовании разнообразных средств, когда выбор средства, его характер диктуется конкретной ситуацией. Педагогу необходимо уметь тонко «прикоснуться» к личности ребенка. Технология такого «прикосновения» складывается из операционных умений педагога, которые функционируют в тех «участках» педагогического общения, где проявляется творчество:
1) умения ярко, пленительно
выразить свое «Я», чтобы оно
стало доступно ребенку для
восприятия и понимания; точно
ориентировать информацию на
собеседника, найти образные
2) умения определять психическое состояние ребенка, понимать, что с ним происходит.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Характеристика объекта исследования. Состав группы
Преступая к характеристике объекта исследования, мы должны отметить, что нашей целью является проверка гипотезы, о том, что сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося увеличивает позитивную мотивацию к обучению и снижает дисциплинарные трудности. В частности мы исследуем влияние сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося на мотивацию достижения.
В исследовании принимают участие 10 подростков, при чем пять из них девочки, другие пять – мальчики. Для их обозначения принято применение типичных русских имен.
Возраст участников составляет 15 и 16 лет поровну. Собраны учащиеся общеобразовательных школ, школы-интерната и гимназии с разными формами обучения.
Так Андрей К. возрастом 16 лет
учиться в девятом классе общеобразовательной
школы. Классный руководитель Андрея,
который по совместительству является
учителем географии, регулярно устраивает
игры КВН для своих учеников, в
которых принимает участие и
Андрей. На лицо сотрудничество и сотворчество
учителя и учащегося, что подтверждается
общей целью – проведением
КВН, посвященному дисциплине и углубление
знаний, творческое развитие учеников,
организацией совместной деятельности,
разделением функций при
Другой испытуемый – Витя Л. Возрастом 15 лет, учащийся восьмого класса общеобразовательной школы. Многие учителя Вити внедряют новые способы сотрудничества с учащимися. В частности учитель истории проводит дискуссии, в ходе которых все ученики и Витя активно обмениваются мнениями по теме урока. Факт сотрудничества подкрепляется совместными целями, наличием позитивных отношений в процессе педагогического диалога, возможностью свободного выражение точки зрения учеников.
Коля К. – 16 лет, ученик девятого
класса. Учителя физики, русского и
иностранного языков практикуют проведение
семинаров, дебатов и мозговых штурмов
на своих уроках. Коля и его одноклассники
проявляют повышенный интерес к
этим занятия, что свидетельствует
об удачном внедрении
Следующий участник исследования Максим Н. – 16 лет, ученик девятого класса школы-интерната. Учителя школы работают по устаревшим методикам, не прибегают к новым стилям взаимодействия с учащимися, в том числе стратегии сотрудничества. Это проявляется в игнорировании педагогами пространственного и временного соприсутствия с учениками (ученики часто занимаются на уроках без контроля и поддержки, пока преподаватель отлучается), отсутствии совместных целей (интересы педагогов и учеников разделены, учителя не выясняют побуждений и увлечений детей). Присутствует авторитарный стиль руководства в классах, нет позитивных отношений между наставниками и подопечными.
Завершает перечисление группы
мальчиков Сергей Д. – 15 лет, который
является учащимся восьмого класса среднеобразовательной
школы. Попытки внедрения
В группе девочек Лена П. – 16 лет, учиться в девятом классе общеобразовательной школы. Подавляющее большинство уроков в школе проходят однообразно, учителя увеличивают объем самостоятельной работы учеников, при этом, не оказывая им поддержки в осмыслении материала. Также на слабый уровень сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся указывает тот факт, что между ними отсутствует эмоциональный контакт, совместные цели. Дисциплина в классе Лены неудовлетворительная. Случаются частые конфликты между педагогом и учащимися, что приводит к вызову родителей в школу.
Маша Б. – 15 лет, ученица
седьмого класса общеобразовательной
школы. Применение стратегии сотрудничества
и сотворчества в классе Маши находится
на начальном этапе. Классный руководитель,
а также другие преподаватели
разрабатывают план действий по сплачиванию
класса, повышению мотивации учеников.
Пользуясь общепринятыми
Охарактеризуем Олю М.
– 16 лет, ученица общеобразовательной
школы с физико-математическим уклоном.
В школе Оли, и в ее классе, в
том числе, давно применяется
подход сотрудничества с учащимися.
В условиях доброжелательности и
доверия ученики и педагоги проводят
совместную научную деятельность. Так
Оля принимает участие в
Света З. - 16, лет, ученица девятого
класса общеобразовательной школы.
Сотрудничество и сотворчество педагога
и учащихся в учебном заведении
Светы проявляется редко, в работе
лишь отдельных учителей. Наиболее
четко правилам сотрудничества с
учениками пользуется преподаватель
трудоведения. Остальные же преподаватели
придерживаются точки зрения, согласно
которой ученики должны находиться
в состоянии послушания и даже
некоторого страха, что исключает
положительные отношения. Преподавание
производится в основном виде монолога
преподавателя или
Завершает список тестируемых
Юля Т. возрастом 15 лет, ученица восьмого
класса школы-гимназии. Юле и ее одноклассникам
очень нравится процесс обучения,
так как сотрудничество и сотворчество
педагога и учащихся хорошо развито
в их учебном заведении. На всех уроках
присутствует педагогический диалог,
в атмосфере доверия учителя
развивают в своих
Таким образом, мы видим наличие у нас не только групп по половому признаку, го и двух групп учеников по степени развития сотрудничества и сотворчеству между педагогом и учащимися в их школах: в первой, к которой принадлежат Андрей К., Витя Л., Коля К., Оля М. и Юля Т. – степень сотрудничества высока, во второй группе: у Максима Н., Сергея Д., Лены П., Маши Б. и Светы З. сотрудничество с учащимися либо слабо развито либо отсутствует вообще.
2.2. Проведение
исследования мотивации к
Для того чтобы исследовать
зависимость мотивации
Представленный тест служит для диагностирования мотивов личности подростка: мотива стремления к успеху и мотива уклонения от неудачи. Эти мотивы являются обобщенными, устойчивыми и взаимозависимыми. В ходе тестирования выясняется, при помощи итоговой оценки, какой из мотивов сильнее и испытуемого. Методика применима для исследований мотивации у старшеклассников. Оформляется тест в виде опросника из двух форм – для мальчиков (форма А) и для девочек (форма Б).
Подросткам раздаются анкеты теста с инструкцией: «В тесте Вы найдете ряд утверждений, которые раскрывают определенные стороны характера, а также дают возможность проанализировать мнения и чувства, касающиеся отдельных ситуаций в жизни. Для оценивания согласия или несогласия с приведенными в тесте утверждениями, пожалуйста, используйте шкалу:
+3 – полностью согласен
+2 – согласен
+1 – скорее согласен, чем не согласен
0 – нейтрален
- 1 – скорее не согласен, чем согласен
- 2 – не согласен
- 3 – полностью не согласен
Внимательно ознакомьтесь с
утверждениями в тесте и
Ваши ответы не будут детально анализироваться. Важно лишь подсчитать их суммарный балл. Все результаты будут использованы строго в научных целях. Данные не разглашаются и не обнародуются. Все ваши вопросы по тесту задавайте до его
начала. Пожалуйста, приступайте к тесту!»
Тест опросника (форма А)
Я больше думаю о получении положительной оценки, чем опасаюсь получения отрицательной.
Если бы я должен был выполнить трудное, незнакомое мне задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем работать над ним самостоятельно.
Я чаще берусь за сложные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, в решении которых не сомневаюсь.
Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения, и в успехе которого я уверен, чем сложное дело, в котором возможны неожиданности и поражения.
Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все усилия, чтобы с этим справиться, чем перешел бык тому, что у меня может хорошо получиться.
Я предпочел бы в будущем работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определять свою роль.
Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.
Я предпочел бы важное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не сложному.
Я скорее освою игры развлекательные,
известные большинству
Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают проблемы с товарищами.
Если бы я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую интеллектуального напряжения.
Я предпочитаю соревнования,
где я сильнее других, чем те,
где все участники
В свободное от учебы время я овладею техникой какой-нибудь игры скорее для развития своего умения, чем для отдыха и развлечений.
Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как я считаю нужным, пусть даже с 50% риска ошибиться, чем делать его, как мне советуют другие.
Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет 100 руб. и может остаться в таком размере неопределенное время, чем работу, в которой начальная зарплата равна 80 руб. и есть гарантия, что не позднее чем через 5 лет я буду получать более 180 руб.
Я скорее стал играть бы в команде, чем соревноваться один на один.
17. Я предпочитаю работать,
не щадя сил, пока не получу
полного удовлетворения от
На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу, вопросам, требующим ответа, высказывания своего мнения.
Я скорее выбрал бы дело, в
котором имеется некоторая
После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну («пронесло!»), чем порадуюсь хорошему баллу.
Если бы я мог вернуться к одному из двух незавершенных дел, то я скорее вернулся бы к трудному делу, чем к легкому.
При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно его решить.
Если у меня что-то не получается, я лучше обращусь к кому-либо за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.
После неудачи я скорее становлюсь более собранными энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.
Информация о работе Сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося