Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 08:49, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировав результаты исследований психологического теста выявить связь между наличием сотрудничества и сотворчества педагога и учеников со степенью их мотивации к успеху.
Передо мной, как автором работы стоят следующие задачи:
Охарактеризовать понятие сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося;
Описать особенности сотрудничества и сотворчества педагога с учащимися в преподавании различных дисциплин;
Привести примеры сотворчества педагога и учащегося в художественном образовании;
В экспериментальной части привести пример методики исследования взаимосвязи сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося с уровнем мотивации к успеху, основанной на модификации опросника А. Мехрабиана.
Обработать и интерпретировать полученные данные исследований, подтвердить или оспорить основную гипотезу работы;
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося, как стиль взаимодействия
1.2. Сотрудничество педагога и учащегося: особенности проявления в преподавании различных дисциплин
1.3. Сотворчество педагога и учащегося в художественном образовании
Глава 2. Практическая часть
2.1. Характеристика объекта исследования. Состав группы
2.2. Проведение исследования мотивации к достижению по методу А. Мехрабиана у подростков из групп с разной степенью внедрения сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося
2.3. Обработка и интерпретация полученных данных
Заключение
Список источников литературы
Суть проблемного обучения
заключается в организации
Главной особенностью проблемного
обучения, что приходит на смену
объяснительно-иллюстративному
Проблемная ситуация - это
психическое состояние
Первый тип: проблема появляется и ученики не знают каким способ решить ее. Не могут ответить на поставленный вопрос и разрешить задачу, объяснить неведомый факт из практической или теоретической части. То есть этот тип проблемной ситуации подразумевает, что у школьников имеется нехватка знаний для ее решения.
Второй тип: столкновение
школьника с усвоением новых
знаний в незнакомых практических ситуациях.
Педагог должен смоделировать такую
ситуацию не только для того, чтобы
учащиеся попрактиковались, но и осознали
сам факт недостатка своих знаний.
Захотели углубить свои знания для
решения жизненных бытовых
Третий тип: проблема характеризуется противоречим между теоретическими методами решения задач и практической невозможностью применить выбранный метод.
Четвертый тип: возникновение проблемной ситуации происходит вследствие несогласованности практических результатов выполнения задачи и отсутствием теоретический знаний учащихся для их научного объяснения.
Проблемная ситуация по своей
структуре является двусторонней: предметно-содержательной
и личностной (учитывает общность
интересов ученика, его нужд, желаний
и интересов учителя). Именно это
и создает возможности
- обратить внимание учащихся
к конкретному к вопросу,
- создать для школьника такое затруднение в учебном процессе, которое бы стимулировало его мыслительную деятельность и развитие интеллектуального потенциала;
- открыть перед школьником
противоречия между
- помочь ученику выделить
в познавательной задаче, вопросе,
задании главное противоречие
и составить план поиска путей
его ликвидации; возбудить ученика
к активной поисковой
- помочь ему актуализировать
раньше усвоенные знания и
показать направление поиска
наиболее рационального пути
выхода из ситуации
Преимущества проблемного обучения в сотрудничестве педагога и учащегося: ученики привлекаются к активной интеллектуальной или практической деятельности, переживая при этом сильные положительные эмоции (интерес, удовлетворение, радость); воспитываются привычки получения знаний в творчестве (использование различных видов творческой деятельности); прививаются навыки деятельного применения теории (использование полученных знании в незнакомой ситуации) и способность преодолевать проблемные ситуации в обучении; формируется и нагромождается опыт творческой деятельности (применение способов научного исследования, решение практических проблем и т.п.), повышается мотивация к успеху.
Для педагогов Лены П. И
Максима Н. характерно полное игнорирование
стратегии сотрудничество. Также, судя
по характеристике и ответам этих
подростков, в их учебных заведениях
нередко случаются конфликты
между педагогами и учащимися, что
говорит об очень негативном характере
педагогического
Поэтому перед разработкой
плана внедрения сотрудничества
и сотворчества педагогическому
коллективу этих школ необходимо предпринять
меры по разрешению конфликтных ситуаций.
У большинства подростков 15-16 лет
возникает «комплекс
Бывает, что конфликт возникает в школах данных исследуемых подростков вследствие наказания за недисциплинированность на уроке плохими оценками из предмета. Это не только консервирует личный конфликт, а снижает заинтересованность у учеников к предмету. Для многих конфликтов служит причиной низкого уровня педагогического сотрудничества учителей с учащимися, которые не могут своевременно остановиться, избегнуть резких слов, отрицательных обобщений и преувеличений, угрожающих оборотов в качестве предупреждений. Это обижает воспитанников, подрывает доверие к способности педагога быть справедливым.16
Можно выделить и отрицательные
стереотипы педагогического поведения,
которые порождают
Всего это следует избегать учеников, так как эта модель поведения прямо противоположная модели поведения в ходе сотрудничества и сотворчества.
Особый случай представляет собой анкета Юли Т. Этот подросток не имеет очень высокого уровня мотивации к успеху, но у нее развит творческий потенциал. Данное обстоятельство объясняется доминированием сотворчества педагога и учащихся в художественное сфере над научным сотрудничеством в ходе практических занятий.
Сотворчество представляет собой, с одной стороны, плодотворное общение учителя и ученика, а с другой - совместное преобразование действительности, более того, создание новой педагогической реальности, в результате которой происходит творческое взаимообогащение. Отсюда следует, что чем ярче проявляются творческие функции учащегося, тем продуктивнее процесс совместной деятельности, направленной на развитие личности педагога. При этом уровень творческого потенциала учащихся не имеет значения, так как он повышается именно в процессе сотворчества.
Общение на основе общей творческой деятельности - стиль, основа которого единство высокого профессионализма учителя и его этических установок.
Творческие идеи учителя положительно влияют на учеников, особенно девочек, способствую пониманию художественных образов и проблематики.
Разные авторы определяют способность к творчеству по-разному, но общим понятием является то, что способность к творчеству основывается на создании чего-то нового, оригинального. Критерием творчества при этом является не качество результата, а характеристики и процессы, которые активизируют творческую производительность - именно это называется креативностью.
Понятие творческой личности можно трактовать двумя путями. Во-первых творческая способность в том или другом содержании присуща каждому человеку. Она также неотъемлема от человека как способность мыслить, разговаривать, ощущать.18
Взгляд на творчество как
универсальную черту личности человека,
в частности, будущего педагога, задачам
которого является активизация творческого
потенциала воспитанников, предусматривает
определение понимания
Согласно второй трактовке, не каждую личность следует считать творческой личностью или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь кроме незапрограммированного процесса создания нового, берется к вниманию ценность нового результата. Он должен быть общезначимым, хотя его масштаб может быть разным. Важной чертой творца является сильная и стойка потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, она видит в ней главную цель и основное содержание своей жизни.
Для педагога в ходе сотворчества особенно важно активизировать первый тип творчества у всех учеников, как природную составляющую их личности. На втором месте стоит поиск детей одаренных, для которых творчества можно трактовать именно по второму типу.
Заключение
В ходе проведенной мною работы было детально исследована стратегия сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося.
Теоретическая часть раскрывает понятия сотрудничества и сотворчества. Это совместная деятельность учителя и учеников в ходе образовательного процесса, направленная на усвоение знаний, умение учеников и повышение их мотивации к обучению.
Важным для сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся является установление психологического контакта, личностный подход, эмоциональное сопереживание.
В ходе сотрудничества как двухстороннего объективно-субъективного взаимодействия происходит формирование и достижение совместных целей, организация и управление всеми этапами совместного труда и творчества, разделение функций между учителем и школьниками, закрепление положительных отношений.
Учебное сотрудничество принимает разные формы, имеет две фазы и реализуется разными способами: в виде дискуссий, семинаров, дебатов, педагогического диалога, конкурсов и внеклассных занятий.
В практической части было
проведено исследование группы подростков
15-16 лет, состоящей из десяти человек.
Исследование проводилось путем
проведения теста по модификации
опросника А. Мехрабиана на выявление
мотивации к успеху и мотивации
на уклонение от неудач. Мною была выдвинута
гипотеза о том, что достаточно развитое
сотрудничество и сотворчество педагога
и учащегося в учебном
На основании исследований дан ряд советов для каждой группы школ и возможные пути решения проблемы низкой мотивации учащихся.
Результаты исследований можно использовать для всестороннего развития педагогов и совершенствования учебного процесса.
Исходя из вышесказанного, цель выполнения курсовой работы достигнута.
Список источников литературы
1. Бахвалов В.А. Развитие
учащихся в процессе
2. Лихачев Б.Г. Педагогика.
Курс лекций: Учеб.пособие для
студентов пед. учебн.
3. Петрова В. Педагогическое сотрудничество, или когда нравится учиться и учить. М.: Сентябрь, 1999. – 128 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. — 375 с.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону:Феникс,1997. – 480 с.
6. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 128 с.
7. Панюшкин В.П. Формы
учебного сотрудничества и
Информация о работе Сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося