Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 06:35, курсовая работа
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень актуальной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент - залог надежности и качества будущей постройки.
В связи с этим остро встает вопрос о готовности детей к обучению в школе. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести и семилетних детей позволяет конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической готовности ребёнка к школе. 7
1.1.Психологическая готовность ребёнка к школе. 7
1.2. Диагностика психологической готовности к школе...............................................13
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе .20
2.1.Организация и проведение исследования психологической готовности ребенка к школе .................................................................................................................................20
2.2.Сравнительный анализ результатов исследования……………..……..............29
2.3. Методические рекомендации….................................................................................
Заключение…………………………………………………….........................................
Список используемых источников ………………………
Сравнительный анализ эффективности методов изучения психологической готовности ребенка к школе
Содержание
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической готовности ребёнка к школе. 7
1.1.Психологическая
1.2. Диагностика психологической
готовности к школе.........................
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе .20
2.1.Организация и проведение
исследования психологической готовности
ребенка к школе ..............................
2.2.Сравнительный анализ результатов
исследования……………..…….........
2.3. Методические рекомендации….................
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников …………………………………....
Глоссарий
Приложения
Введение
Проблема психологической
готовности к школе в
В связи с этим остро встает вопрос о готовности детей к обучению в школе. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести и семилетних детей позволяет конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Т. В. Тарунтаева, Л. Е. Журова отмечают, что дети 5 – 6 лет имеют значительно большие, чем предполагалось ранее, интеллектуальные, психические и физические возможности.1 Это позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную группу дошкольного учреждения, и делает возможным обучение в школе с более раннего возраста – с шести лет.
На сегодняшний день практически
общепризнанно, что психологическая
готовность к школьному обучению
– многокомпонентное
Л.И. Божович, А.В. Запорожца,
Д.Б. Эльконина. Впервые же вопрос о готовности
детей к началу школьного обучения возник
в конце 1940-х годов в связи с принятием
решения, о переходе к обучению детей
с 7-летнего возраста, хотя до этого обучение
начиналось в 8 лет. Именно с этого времени
и возникает проблема определения психологической
готовности ребенка к регулярному обучению.
Актуальность дипломной
работы обоснована тем, что высокие требования
современной жизни к организации воспитания
и обучения, делают проблему психологической
готовности детей к школьному обучению
особенно актуальной для поиска новых,
более эффективных психолого-педагогических
подходов, нацеленных на улучшение методов
обучения в рамках требований современной
жизни и как профилактики школьной дезадаптации.
Исходя из вышесказанного,
возникает проблема исследования, которая
заключается в определении
Цель нашего исследования – сравнить методыисследования уровняпсихологической готовности ребенка к школе
Объект исследования – методы изучения психологической готовности ребенка к школе
Предмет исследования – сравнение методов изучения психологической готовности ребенка к школе в процессе психодиагностики
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что:
1. Наиболее объективными и эффективными методами изучения психологической готовности ребенка к школе будут психодиагностические методы
2. Самооценку и отношения ребенка с другими и со взрослыми, как наиболее важными наряду с другими, свойствами личности ребенка можно диагностировать несколькими методиками, выявляющих одни и те же компоненты
В соответствии с целью, объектом,
предметом и гипотезой
1.Изучить психолого-
2.Изучить сущность понятия психологической готовности ребенка к школе;
3.Провести анализ
4.Сделать сравнительный
анализ результатов
Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались теоретические и эмпирические методы исследования.Теоретические методы исследования – анализ и обобщение научной, учебной и монографической литературы.Эмпирические методы исследования – наблюдение, анкетирование, тестирование. Методы статистической и графической обработки полученных результатов.
Базой исследования является подготовительная группа дошкольников «Выходного дня» Муниципального Бюджетного Образовательного Учреждения «Маловская средняя общеобразовательная школа».
Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды таких авторов, как Л.И. Божович, Е.К. Вархатова, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, М.М. Семаго,
Д.Б. Эльконин и другие.
Теоретическая значимость
данной дипломной работы определяется
тем, что в данной работе освещается вопрос
о соотношении компонентов психологической
готовности к школе, а также проводится
сравнительный анализ методик по оценке
психологической готовности к школе, применяемых
на практике и дается качественная оценка
данным методикам.
Практическая значимость
заключается в том, что результаты данного
исследования представляют собой диагностический
инструмент и могут использоваться психологами
в практической деятельности для диагностики
психологической готовности детей к обучению
в школе.
Структура работы соответствует
логике построения научного исследования
и состоит из введения, двух глав, разделенных
на параграфы, заключения, глоссария, списка
использованных источников и приложений.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической готовности ребёнка к
школе
1.1.Психологическая
Психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.2
Необходимый
и достаточный уровень
Современные ученые психологи, такие как Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова,
Н.В. Нижегородцева, Е.А. Панько, Н.Г. Салмина, и др. в своих работах описывают проблемы психологической готовности к школе, которые берут свое начало в исследованиях Л.И. Божович и Л.С. Выготского, в то же время единогоопределения понятия «готовность к школе»в детской психологии не существует до сих пор по причине многогранности самой его сути.
Выделяется несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Наиболее важным признавался мотивационный аспект.3
Готовность к школе складывается из таких факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника.4 А. И. Запорожец придерживался аналогичных взглядов, отмечая такие компонентыготовности к школе как мотивация, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции действий. Итак, можно сказать, что психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.
Обычно выделяют два аспекта психологической готовности:
1. Личностную(мотивационную).
2. Интеллектуальную готовность к школе.
Интеллектуальная зрелость
или интеллектуальная готовность к
школе для дошкольников (6-7 лет) заключается
в умении концентрировать внимание,
устанавливать связи между
Личностная или мотивационная готовность к школе включает в себя: внутреннюю мотивацию, т. е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, и внешнюю, которая выражается в том, что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед 5.
Исходя из теоретических взглядов Д.Б. Эльконина и Л.А. Венгерапри оценке готовности ребенка к обучению в школе, Н.Г. Стародубова выделяет следующие составляющие:
1. Интеллектуальная готовность
(наличие основных
природных и социальных явлениях, развитые
формы наглядно-образного,
наглядно-схематического мышления, творческого
воображения, высокий
уровень доступных обобщений).
2. Волевая готовность (сформированность
определенного уровня
произвольной регуляции поведения и деятельности).
3.Мотивационная готовность
(наличие познавательной
желание занять новую позицию - позицию
школьника).
4. Коммуникативная готовность (развитие умения вступать во взаимоотношения).
К выше перечисленному, следует добавить эмоциональную готовность, которая заключается в наличие способности преодолевать естественно возникающее чувство школьной тревожности, определенный уровень эмоциональной устойчивости, отсутствие или недостаточное развитие которого может привести к проблеме школьной дезадаптации.6
По данным Л.А. Венгера, В.В. Холмовской в структуре психологической готовности принято выделять: личностную готовность, интеллектуальную готовность, социальную готовность.
Многие авторы подчеркивают
значимость именно мотивационного компонента
в структуре готовности к обучению. Говоря
о понятии мотивационной готовности, о
кризисе семи лет Л.И. Божович отмечала,
что у ребенка к этому возрасту появляется
осознание своего социального «Я», стремление
к новому положению в системе доступных
ему общественных отношений и к новой
общественно-значимой деятельности - к
позиции ученика. В школьном возрасте
ребенокпереходит к новой, более высокой
ступени усвоения общественного опыта,
накопленного предыдущими поколениями,
к учебной деятельности. Если ранее сложившиеся
виды детской деятельности были направлены
на преобразование внешней деятельности,
то теперь перед ребенком стоит задача
изменить самого себя путем овладенияопределенными
обществом
способами действия. Формирование в процессе
школьного (общения) обучения новых мотивов
и новых задач деятельности предполагает
коренное изменение внутренней позиции
ребенка в условиях школьного обучения,
переход от позиции, которая, пользуясь
выражением Д.Б. Эльконина, может быть
условно названа практической или утилитарной,
ипозиции теоретической, или познавательной.
Л.И. Божович также подчеркивает, что направленность
личности со стороны своего содержания
меняется и с возрастом ребенка. С возрастом
растет также устойчивость возникшей
мотивационной структуры, что увеличивает
роль доминирующих мотивов в поведении
и развитии ребенка.
К концу дошкольного возраста у ребёнка впервые формируется «внутренняя позиция» - целостное отношение ребенка к окружающей действительности и к самому себе. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте – перестает удовлетворять ребенка. Воображаемого участия в жизни взрослых становится недостаточно, и у дошкольника появляется стремление занять новое более взрослое положение в жизни и осуществлять связанную с этим деятельность. В условиях всеобщего школьного обучения это реализуется в стремлении стать школьником.