Сравнительный анализ эффективности методов изучения психологической готовности ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 06:35, курсовая работа

Краткое описание

Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень актуальной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент - залог надежности и качества будущей постройки.
В связи с этим остро встает вопрос о готовности детей к обучению в школе. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести и семилетних детей позволяет конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической готовности ребёнка к школе. 7
1.1.Психологическая готовность ребёнка к школе. 7
1.2. Диагностика психологической готовности к школе...............................................13
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе .20
2.1.Организация и проведение исследования психологической готовности ребенка к школе .................................................................................................................................20
2.2.Сравнительный анализ результатов исследования……………..……..............29
2.3. Методические рекомендации….................................................................................
Заключение…………………………………………………….........................................
Список используемых источников ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом май город 2 группыАлена переделка.docx

— 327.58 Кб (Скачать файл)

Диагностическая программа, целью которой является определение  готовности к школьному обучению, должна отвечать следующим требованиям:

1.Обследование не может быть слишком длительным, так как оно должно вписываться во временные рамки записи детей в школу (апрель – май);

2.Методики должны давать сведения о компонентах психологической готовности детей к школе;

3.Программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о готовности ребенка к школе.13

Согласно мнению Н.Я Семаго, в зависимости от результатов  выполнения тех или иных диагностических  методик гипотеза обследования может  изменяться, а это в свою очередь  потребует от психолога внести соответствующие  изменения в комплекс методик. Это  положение служит одним из оснований  того, что психолог должен владеть  достаточным диагностическим арсеналом, чтобы иметь  возможность гибко изменять ход обследования.

Следующим этапом диагностики является осуществление самой процедуры определения готовности ребенка к обучению в школе. Процедура может быть различной в зависимости от условий, в которых приходится работать психологу. Наиболее благоприятные условия, по мнению специалистов, непосредственно занимающихся этой проблемой – это обследование детей в апреле и мае. Объясняется это тем, что к этому моменту будущим первоклассникам уже исполнится 6 лет 6 месяцев – возраст, раньше которого не рекомендуется проводить психодиагностическое изучение готовности к школе.

Психолог может проводить  как массовые обследование готовности к  обучению в школе, т.е. со всеми  детьми, подавшими заявление в  школу, используя набор психодиагностических методик, так и индивидуальные, нацеленные на трудные случаи, когда педагоги затрудняются в принятии решения  о записи соответствующего ребенка  в 1-й класс. В последнем случае используется специализированный набор  психологических методик.

Не подлежит сомнению, что  в соответствии с общепринятыми  профессионально-этическими стандартами  психодиагностики определение готовности к школьному обучению не может  быть проведено без согласия родителей  или других законных представителей ребенка.

Перечислим условия, которые  необходимы для проведения эффективного психологического обследования:

1. Специальное помещение, оборудованное для работы психолога;

2.  Наличие в нем игрушек, детской мебели, что создает комфортную и во многом знакомую для ребенка обстановку, и одновременно отсутствие каких-либо предметов или оборудования, которые могли бы отвлечь или испугать ребенка;

3. Отсутствие при обследовании посторонних лиц, которые могут помешать или смутить ребенка;

4. Психологическая поддержка и поощрение ребенка в течение всего обследования, сохранение благоприятной эмоциональной атмосферы.14

Результаты определения  готовности к школьному обучению заносится психологом в карту  психического развития ребенка, кратко называемую  психологической картой. По окончании обследования всех детей, после обработки и анализа  их результатов, психолог проводит индивидуальные консультации для родителей, в ходе которых, знакомит их с итогами диагностики детей, а также в случае необходимости дает рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить ребенка к школе.

Важное место в работе психолога занимает методическое обеспечение  психологической диагностики готовности к школе и определяется в первую очередь стоящими перед психологом задачами. Различные задачи предполагают разные виды психодиагностики, проводимые с детьми старшего дошкольного возраста. Так, Н.Я. Семаго предлагает к ним  относить следующие:

1.Скрининговую диагностику, которая обычно проводится с группой детей и ориентирована на выделение детей, обладающих теми или иными свойствами, на оценку постоянства тех или иных психологических характеристик у данной группы детей;

2.Динамическую диагностику – с ее помощью прослеживается динамика развития, эффективность развивающих или коррекционных мероприятий;

3.Углубленную диагностику, которая проводится уже после выделения детей, нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, и носит комплексный характер.15

Сам автор выступает за комплексную психологическую диагностику  дошкольников, предлагая называть ее интегративной. Конечным итогом, которой  должно стать описание уровня сформированности высших психических функций, мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер с точки зрения готовности психологических предпосылок к началу школьного обучения.

Следует отметить, что существует значительное количество методик по оценке психологической готовности ребенка к школе, которые различаются  по следующим параметрам:

1. Форма проведения –  индивидуальные или групповые;

2. Изучаемые признаки  психологической готовности –  интеллектуальные или личностные;

3. Характер показателей  готовности – качественные или  количественные;

4. Степень формализованности процедур диагностирования – проведения, протоколирования, оценивания, интерпретации результатов;

5. Достоверность полученных  результатов – надежные, ненадежные, с неизвестными показателями  надежности;

6. Уровень прогностическойвалидности – валидные, невалидные, с неизвестными показателями валидности.

Поскольку готовность к школьному  обучению – системный феномен, имеющий  сложную, многокомпонентную структуру, то для ее изучения требуется целый  методический комплекс. Характерно, что  большинство психологов-практиков  испытывают недовольство имеющимися диагностическими программами, поэтому в настоящее  время появляются все новые и  новые их модификации, такие как  экспресс-диагностики готовности к школьному обучению. Основным параметром подобных программ является минимизация длительности обследования, что удобно в ситуации массовой диагностики готовности детей к обучению в школе.

Данные программы позволяют  условно разделить их на три категории. К первой, наиболее содержательной и цельной, можно отнести диагностические  программы, имеющие четкие, концептуально  оформленные диагностические методы. К ним, в первую очередь, относятся программа И.В. Дубровиной, основной составляющей которой является программа Н.И. Гуткиной, программа под редакцией Д.Б. Эльконина и его сотрудников, психодиагностический комплекс Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой, тест П. Кеэса, комплекс Е. Екжановой, который хоть и ориентирован на детей первого класса, но может быть правомерно использован и в подготовительных группах детского сада, и некоторые другие. Из зарубежных, хорошо зарекомендовавших себя программ, можно отметить, в первую очередь, диагностическую программу Г. Витцлака и тест Керна-Йерасека.

Ко второй группе диагностических  программ относится ряд пособий, представляющих собой простой набор  самых разнообразных тестов и  методик. К таким комплексам можно  отнести диагностические программы  таких авторов, как И. Айзман, Г.Н. Жаровой, Л.И. Земцовой и многие другие. В большинство этих программ в той или иной комбинации вставлены методика «Узоры», разработанная Л.И. Цеханской, тест Керна-Йерасека, части диагностических программ Н.И. Гуткиной, А.Л. Венгера и т.п. 

Для диагностики психологической  готовности ребенка к школе предлагаются:

1. Отдельные методики  в основном изучающие какие-то  отдельные компоненты готовности;

2. Диагностические программы,  позволяющие разносторонне исследовать  психологические особенности испытуемых  и оценить сформированность некоторого комплекса психологических характеристик, составляющих понятиепсихологичес-кой готовности к школе.16

Таким образом, вышеперечисленные  методики определяют развитие того или  иного компонента психологической  готовности, но не дают достаточной  информации о психологической готовности ребенка к школе в целом. В связи с этим возникающая проблема ставит пред психологом задачу выбора соответствующих и наиболее эффективных диагностических средств, позволяющих наиболее полно и объективно выявить уровень психической готовности ребенка к обучению в школе.

Тем самым, правильно подобранные  методы диагностики, позволят вовремя выявить параметры неготовности, откорректировать их для того, чтобы первокласснику легче было адаптироваться к процессу обучения. Следует отметить, что адаптация к школе – процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным и с систематическим обучением 17. Адаптационный период обычно составляет 1-2 месяца, при благоприятном приспособлении к новому социальному положению, новой учебной деятельности ребенком в системе регулярного школьного обучения.

Выводы по 1 главе.

Все вышеперечисленное позволяет  сделать следующие выводы:

  1. Все рассмотренные компоненты психологической готовности к школьному обучению должны достигать определенного уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста и при этом развиваться, когда дети приступают к систематической учебной деятельности  в условиях школы;
  2. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к новой общественной организации. Не у всех детей адаптация происходит успешно, что определяется уровнем психологической готовности к школе и соответственно своевременная диагностика готовности к обучению к школе способствует облегчению процесса адаптации.
  3. Свойства личности ребенка, наиболее отражающие его психологическую готовность к обучению в школе и позволяющие ему успешно адаптироваться к новым условиям и учебному процессу являются самооценка и отношения со взрослыми и сверстниками.

4. Диагностика представляет собой постановку какого-либо психологического диагноза и включает в себя большое разнообразие различных методик, но описанные методики каждая в отдельности, не позволяют определить в целом психологическую готовность к школе. Диагностика должна давать точные результаты для правильной постановки диагноза и соответственной коррекционной работы, тем самым, обеспечив успешную адаптацию к школе;

5. Наиболее объективными и эффективными методами изучения психологической готовности ребенка к школе являются психодиагностические методы (тесты), которые являются стандартизированными, обладают валидностью, достоверностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности диагностических методик психологической готовности ребенка к  школе

2.1.Организация и проведение исследования психологической готовности ребенка к школе

 

   Экспериментальное   исследование проводилось на  базе  подготовительной группы «Выходного дня» Муниципального Бюджетного Образовательного Учреждения «Маловская средняя общеобразовательная школа».

Цель исследования –  изучения методов психодиагностики, позволяющих определить уровень  готовности ребенка к школе в  сравнительном анализе.

Объект исследования –  методы психологической диагностики  готовности ребенка к школе.

Предмет исследования –  изучение психологической готовности ребенка к школе в процессе сравнительного анализа методов  психодиагностики

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о  том, что:

         1. Наиболее объективными и эффективными методами изучения психологической готовности ребенка к школе будут психодиагностические методы

2. Самооценку и отношения ребенка с другими и с взрослыми, как наиболее важными наряду с другими,  свойствами личности ребенка можно диагностировать несколькими методиками, выявляющих одни и те же компоненты

Для доказательства нашей  гипотезы: объективности  и эффективности  применения психодиагностических методик  нами были составлены две группы (комплекса) методик, которые выявляют одни и те же свойства детей. (Рис. 2)

 

Рис.2. Комплекс №1 и комплекс №2.

 

Рассмотрим каждую методику в отдельности.

Опросник для родителей  и воспитателей «Отношение ребёнка  к чужому взрослому»

Анкета состоит из десяти вопросов, отвечая на которые родитель, воспитатель оценивает в один балл тот вопрос,  который характеризует особенность поведения его ребенка, если такой особенности нет ставиться ноль баллов. Оценка результатов происходит следующим образом: 7 – 10 баллов – у ребёнка серьёзные трудности в общении, обусловленные негативными переживаниями по поводу контактов с чужими взрослыми;4 – 6 баллов – трудности в общении могут быть обусловлены не отношением к взрослому, а конкретной ситуацией (не отвечает на вопрос взрослого из-за боязни, что другие дети будут над ним смеяться) или недостатками воспитания;1 – 3 балла –    скорее всего, это проявление некоторых индивидуальных особенностей ребёнка, с которыми нужно познакомить учителя до начала школьного обучения.

Информация о работе Сравнительный анализ эффективности методов изучения психологической готовности ребенка к школе