Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 06:35, курсовая работа
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень актуальной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент - залог надежности и качества будущей постройки.
В связи с этим остро встает вопрос о готовности детей к обучению в школе. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести и семилетних детей позволяет конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической готовности ребёнка к школе. 7
1.1.Психологическая готовность ребёнка к школе. 7
1.2. Диагностика психологической готовности к школе...............................................13
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе .20
2.1.Организация и проведение исследования психологической готовности ребенка к школе .................................................................................................................................20
2.2.Сравнительный анализ результатов исследования……………..……..............29
2.3. Методические рекомендации….................................................................................
Заключение…………………………………………………….........................................
Список используемых источников ………………………
Диагностическая программа, целью которой является определение готовности к школьному обучению, должна отвечать следующим требованиям:
1.Обследование не может быть слишком длительным, так как оно должно вписываться во временные рамки записи детей в школу (апрель – май);
2.Методики должны давать сведения о компонентах психологической готовности детей к школе;
3.Программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о готовности ребенка к школе.13
Согласно мнению Н.Я Семаго,
в зависимости от результатов
выполнения тех или иных диагностических
методик гипотеза обследования может
изменяться, а это в свою очередь
потребует от психолога внести соответствующие
изменения в комплекс методик. Это
положение служит одним из оснований
того, что психолог должен владеть
достаточным диагностическим
Следующим этапом диагностики является осуществление самой процедуры определения готовности ребенка к обучению в школе. Процедура может быть различной в зависимости от условий, в которых приходится работать психологу. Наиболее благоприятные условия, по мнению специалистов, непосредственно занимающихся этой проблемой – это обследование детей в апреле и мае. Объясняется это тем, что к этому моменту будущим первоклассникам уже исполнится 6 лет 6 месяцев – возраст, раньше которого не рекомендуется проводить психодиагностическое изучение готовности к школе.
Психолог может проводить
как массовые обследование готовности
к обучению в школе, т.е. со всеми
детьми, подавшими заявление в
школу, используя набор
Не подлежит сомнению, что в соответствии с общепринятыми профессионально-этическими стандартами психодиагностики определение готовности к школьному обучению не может быть проведено без согласия родителей или других законных представителей ребенка.
Перечислим условия, которые необходимы для проведения эффективного психологического обследования:
1. Специальное помещение, оборудованное для работы психолога;
2. Наличие в нем игрушек, детской мебели, что создает комфортную и во многом знакомую для ребенка обстановку, и одновременно отсутствие каких-либо предметов или оборудования, которые могли бы отвлечь или испугать ребенка;
3. Отсутствие при обследовании посторонних лиц, которые могут помешать или смутить ребенка;
4. Психологическая поддержка и поощрение ребенка в течение всего обследования, сохранение благоприятной эмоциональной атмосферы.14
Результаты определения готовности к школьному обучению заносится психологом в карту психического развития ребенка, кратко называемую психологической картой. По окончании обследования всех детей, после обработки и анализа их результатов, психолог проводит индивидуальные консультации для родителей, в ходе которых, знакомит их с итогами диагностики детей, а также в случае необходимости дает рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить ребенка к школе.
Важное место в работе
психолога занимает методическое обеспечение
психологической диагностики
1.Скрининговую диагностику, которая обычно проводится с группой детей и ориентирована на выделение детей, обладающих теми или иными свойствами, на оценку постоянства тех или иных психологических характеристик у данной группы детей;
2.Динамическую диагностику – с ее помощью прослеживается динамика развития, эффективность развивающих или коррекционных мероприятий;
3.Углубленную диагностику, которая проводится уже после выделения детей, нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, и носит комплексный характер.15
Сам автор выступает за
комплексную психологическую
Следует отметить, что существует значительное количество методик по оценке психологической готовности ребенка к школе, которые различаются по следующим параметрам:
1. Форма проведения – индивидуальные или групповые;
2. Изучаемые признаки
психологической готовности –
интеллектуальные или
3. Характер показателей готовности – качественные или количественные;
4. Степень формализованности процедур диагностирования – проведения, протоколирования, оценивания, интерпретации результатов;
5. Достоверность полученных результатов – надежные, ненадежные, с неизвестными показателями надежности;
6. Уровень
Поскольку готовность к школьному
обучению – системный феномен, имеющий
сложную, многокомпонентную структуру,
то для ее изучения требуется целый
методический комплекс. Характерно, что
большинство психологов-
Данные программы позволяют
условно разделить их на три категории.
К первой, наиболее содержательной
и цельной, можно отнести диагностические
программы, имеющие четкие, концептуально
оформленные диагностические
Ко второй группе диагностических
программ относится ряд пособий,
представляющих собой простой набор
самых разнообразных тестов и
методик. К таким комплексам можно
отнести диагностические
Для диагностики психологической готовности ребенка к школе предлагаются:
1. Отдельные методики
в основном изучающие какие-то
отдельные компоненты
2. Диагностические программы,
позволяющие разносторонне
Таким образом, вышеперечисленные методики определяют развитие того или иного компонента психологической готовности, но не дают достаточной информации о психологической готовности ребенка к школе в целом. В связи с этим возникающая проблема ставит пред психологом задачу выбора соответствующих и наиболее эффективных диагностических средств, позволяющих наиболее полно и объективно выявить уровень психической готовности ребенка к обучению в школе.
Тем самым, правильно подобранные методы диагностики, позволят вовремя выявить параметры неготовности, откорректировать их для того, чтобы первокласснику легче было адаптироваться к процессу обучения. Следует отметить, что адаптация к школе – процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным и с систематическим обучением 17. Адаптационный период обычно составляет 1-2 месяца, при благоприятном приспособлении к новому социальному положению, новой учебной деятельности ребенком в системе регулярного школьного обучения.
Выводы по 1 главе.
Все вышеперечисленное позволяет сделать следующие выводы:
4. Диагностика представляет собой постановку какого-либо психологического диагноза и включает в себя большое разнообразие различных методик, но описанные методики каждая в отдельности, не позволяют определить в целом психологическую готовность к школе. Диагностика должна давать точные результаты для правильной постановки диагноза и соответственной коррекционной работы, тем самым, обеспечив успешную адаптацию к школе;
5. Наиболее объективными и эффективными методами изучения психологической готовности ребенка к школе являются психодиагностические методы (тесты), которые являются стандартизированными, обладают валидностью, достоверностью.
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности диагностических методик психологической готовности ребенка к школе
2.1.Организация и проведение исследования психологической готовности ребенка к школе
Экспериментальное исследование проводилось на базе подготовительной группы «Выходного дня» Муниципального Бюджетного Образовательного Учреждения «Маловская средняя общеобразовательная школа».
Цель исследования – изучения методов психодиагностики, позволяющих определить уровень готовности ребенка к школе в сравнительном анализе.
Объект исследования – методы психологической диагностики готовности ребенка к школе.
Предмет исследования – изучение психологической готовности ребенка к школе в процессе сравнительного анализа методов психодиагностики
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что:
1. Наиболее объективными и эффективными методами изучения психологической готовности ребенка к школе будут психодиагностические методы
2. Самооценку и отношения ребенка с другими и с взрослыми, как наиболее важными наряду с другими, свойствами личности ребенка можно диагностировать несколькими методиками, выявляющих одни и те же компоненты
Для доказательства нашей гипотезы: объективности и эффективности применения психодиагностических методик нами были составлены две группы (комплекса) методик, которые выявляют одни и те же свойства детей. (Рис. 2)
Рис.2. Комплекс №1 и комплекс №2.
Рассмотрим каждую методику в отдельности.
Опросник для родителей и воспитателей «Отношение ребёнка к чужому взрослому»
Анкета состоит из десяти вопросов, отвечая на которые родитель, воспитатель оценивает в один балл тот вопрос, который характеризует особенность поведения его ребенка, если такой особенности нет ставиться ноль баллов. Оценка результатов происходит следующим образом: 7 – 10 баллов – у ребёнка серьёзные трудности в общении, обусловленные негативными переживаниями по поводу контактов с чужими взрослыми;4 – 6 баллов – трудности в общении могут быть обусловлены не отношением к взрослому, а конкретной ситуацией (не отвечает на вопрос взрослого из-за боязни, что другие дети будут над ним смеяться) или недостатками воспитания;1 – 3 балла – скорее всего, это проявление некоторых индивидуальных особенностей ребёнка, с которыми нужно познакомить учителя до начала школьного обучения.