Сравнительный анализ эффективности методов изучения психологической готовности ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 06:35, курсовая работа

Краткое описание

Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень актуальной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент - залог надежности и качества будущей постройки.
В связи с этим остро встает вопрос о готовности детей к обучению в школе. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести и семилетних детей позволяет конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической готовности ребёнка к школе. 7
1.1.Психологическая готовность ребёнка к школе. 7
1.2. Диагностика психологической готовности к школе...............................................13
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе .20
2.1.Организация и проведение исследования психологической готовности ребенка к школе .................................................................................................................................20
2.2.Сравнительный анализ результатов исследования……………..……..............29
2.3. Методические рекомендации….................................................................................
Заключение…………………………………………………….........................................
Список используемых источников ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом май город 2 группыАлена переделка.docx

— 327.58 Кб (Скачать файл)

 Методика «Выбор в действии»  автор Р. С. Немов. Цель методики — изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Данная методика является одним из детских вариантов социометрической методики. Процедура её проведения следующая. Каждому ребёнку в изучаемой группе даётся по три привлекательных, желаемых предмета. Это могут быть игрушки, картинки, конфеты и т.п. Ребёнок получает инструкцию следующего содержания: «Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе — чуть менее желательный, а на третье — оставшийся. Теперь выбери из своей группы трёх детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный — тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний — тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место». После того, как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет кто, сколько и какие предметы получил. В соответствии с количеством полученных предметов определяется социометрический статус ребёнка в группе. Дополнительные данные о количестве наиболее, средне и наименее привлекательных предметов, полученных ребёнком, позволяют судить о том, какова степень близости тех отношений, в которых данный ребёнок находится со сверстниками. Чем больше наиболее привлекательных предметов получил он в процессе эксперимента, тем ближе его взаимоотношения со сверстниками.

 

Метод социометрического исследования «Два домика»  предложена И. Вандвик, П. Экблад в 1994 г.и предназначена для диагностики сферы общения ребенка.

Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в  группе, выявление симпатий к членам группы.

 Для проведения методики  «Два домика» необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы  два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой  – маленький, черного цвета.

В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы  дисциплины, то есть “присматривает”  за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

В начале исследования педагог-психолог показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном – много разных игрушек, книжек, а в черном домике – игрушек нет. Скажи, с кем из ребят твоей группы ты хотел бы оказаться в красном домике? Кого бы ты поселил в черный дом?». Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

С помощью этой методики определяются отношение каждого  ребенка ко всем детям группы, представление  ребенка о том, нравится ли он сам  каждому из детей его группы, каким  является каждый ребенок в глазах всех остальных детей. Можно также  узнать, какие дети пользуются особой симпатией или антипатией каждого  из сверстников, что именно нравится или не нравится детям друг в друге.

Обследование по этой методике следует вести индивидуально, тщательно  соблюдая процедуру и определенные формы подготовки, ведения и обработки  протоколов. На обследование каждой группы один психолог затрачивает два дня.

После проведения обследования в протоколе фиксируется:

1. Кого из детей группы  данный ребенок больше всех  любит, кого больше всего не  любит. К кому из детей просто  хорошо относится, а к кому  плохо. Причины симпатий и антипатий;

2. Как относятся все   остальные дети группы к данному   ребенку. Есть ли дети, которые   относятся к этому ребенку   особенно хорошо или особенно  плохо, кто эти дети;

3. Как ребенок оценивает  себя в глазах других;

4. Сколько у ребенка  взаимных выборов;

5. Насколько оправдываются   предположения ребенка о том,  что другие дети его выберут;

6. Насколько совпадает   собственный выбор ребенка с   его предположениями о том,  кто выберет его;

7. Совпадение всех трех  параметров: кого ребенок выбирает  сам, кто его выбирает, кто должен  был бы его выбрать по его   собственному предположению.

Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической  дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок  охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей (поэтому методику «Два дома» лучше  проводить не в их присутствии), младшего брата или сестру, воспитателей, попадут ли в число новоселов  другие сверстники.

В практических тетрадях отмечаются фамилия, имя, возраст ребенка, дата проведения задания, а также наиболее яркие реакции, высказывания ребенка.

На основе проведенного анализа  формируется вывод об общих выявленных в ходе задания особенностях общения  детей (по каждому ребенку отдельно).

Методика «Лесенка»разработана В.Г.Щур и предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Цель исследования: определить особенности самооценки ребенка (как  общего отношения к себе) и представлений  ребенка о том, как его оценивают  другие люди.

Материал и оборудование: деревянная (или нарисованная) лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

  Методика проводится  индивидуально. Процедура исследования  представляет собой беседу с  ребенком с использованием определенной  шкалы оценок, на которой он  сам помещает себя и предположительно  определяет то место, куда его  поставят другие люди.    Беседа с ребенком начинается  с непринужденного разговора  о составе его семьи, о его  близких родственниках, о друзьях  и т.д. Затем экспериментатор  показывает деревянную лесенку,  на которой от центральной  площадки идут три ступеньки  вверх и три — вниз. (В модифицированном  варианте методики аналогичная  лесенка рисуется экспериментатором  на листе бумаги). При этом ребенку  дается инструкция: «Посмотри на  эту лесенку. Если рассадить  на ней всех детей, то на  самой верхней ступеньке окажутся  самые хорошие ребята, ниже —  просто хорошие, затем — средние, но еще хорошие дети. Соответственно распределены и плохие дети, т.е. на самой нижней ступеньке — самые плохие и т.д.». После этого ребенку дается фигурка человечка (можно использовать фигурки мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка). Экспериментатор просит поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению, соответствует: «Куда ты сам (сама) себя поставишь?» При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?» Далее в зависимости от состава семьи, значимого окружения задаются примерно следующие вопросы: «Куда тебя поставят папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, друг, учительница? Куда мама и папа поставят братика или сестренку?» Во всех случаях психолог просит ребенка дать пояснения своему выбору.

    Ребенка также  спрашивают о том, кто поставит  его на самую верхнюю ступеньку  (особенно если он по каким-либо  причинам считает, что мама  его туда не поставит), и кто  — на самую нижнюю ступеньку.  Помимо этих основных вопросов  с ребенком ведется подробная  беседа о том, почему он считает  так, а не иначе, и какие  у него отношения с разными  людьми.    По мере ответов  ребенка психолог фиксирует названные  позиции (в варианте нарисованной  лесенки это можно делать прямо  на ее ступеньках).Беседа с  одним ребенком занимает примерно 20—30 мин.

   При оценке результатов  необходимо, прежде всего, установить  отношение ребенка к себе. В  старшем дошкольном и младшем  школьном возрастах подавляющее  большинство детей считают себя  «хорошими» и помещают себя  на верхние ступеньки лесенки.  При этом, как показывают данные  В.Г.Щур, дети, поставившие себя  на самую верхнюю ступеньку т.е. причислившие себя к самым лучшим, практически никогда не могут обосновать такую самооценку. Дети же, не считающие себя самыми хорошими, подходили к оценке себя более объективно и критично и объясняли свой выбор различными причинами, например: «Я все-таки иногда балуюсь», «Я очень много вопросов задаю» и др.

 Как правило, отношение  других людей к ребенку воспринимается  им достаточно дифференцированно:  дети считают, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, а  также учитель) по-разному относятся  к ним.

Наиболее важным для понимания  сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за  себя» и «за маму». Благополучным  является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки, а сами себя ставят немного  ниже — на вторую-третью ступеньку  сверху. Такие дети, ощущая твердую  поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность  достаточно критически подходить к  оценке себя как личности. Их автор  методики называет «самыми благополучными».

    Другой вариант  — высокое мнение ребенка о  себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей:

1.Действительно благополучных;

2.Инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных, развернутых формулировок, поясняющих такое приписывание);

3."Компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное).

    И еще один  вариант — дети ставят себя  выше, чем, как они полагают, поставила  бы их мама. Автор методики  считает такую ситуацию неблагополучной  для развития личности ребенка,  так как расхождение оценок  замечено ребенком и несет  для него страшный смысл —  его не любят. По данным В.Г.Щур,  прогнозируемая ребенком низкая  оценка со стороны матери во  многих случаях бывает связана  с наличием в семье более  маленьких детей, которые, по  убеждению испытуемых, будут помещены  мамой на самую верхнюю ступеньку.

    Вместе с тем  именно для таких детей чрезвычайно  важно, чтобы их позиция на  верхней ступеньке была подкреплена  кем-то из взрослых. В этой ситуации  целесообразно задать вопрос: «А  кто из близких все-таки поставит тебя на самую верхнюю ступеньку?» И, как правило, у каждого ребенка находится кто-то из окружающих людей, для кого он «самый хороший». Чаще всего это папа или бабушка и дедушка, даже если ребенок встречается с ними довольно редко.

Если же дети не ожидают  высокой оценки ни от кого из близких  взрослых, они заявляют, что на самую  высокую ступеньку их поставит друг или подруга.

   Для младших школьников  важно также выяснить прогнозируемую  ребенком оценку со стороны  учителя и проанализировать объяснения  ребенка по этому поводу.

Вывод по этому параграфу

Мы считаем, что данные выбранные методики,помогут нам определить психологическую готовность детей к школе, а именно, определить их самооценку и отношения с взрослыми и сверстниками. Мы предполагаем, что метод анкетирования может дать нам большое расхождение между оценками родителей ребенка и воспитателей, арезультаты диагностики по методикам « Два домика», «Выбор в действии», «Лесенка», «Кто я?» могут дать схожие результаты, потому что они представлены в виде тестов, и отличаются своей стандартизированностью, валидностью и достоверностью.

 

2.2.Сравнительный анализ результатов исследования

 

Диагностирующий  эксперимент  был проведен в Баунтовском эвенкийском  районе на базе  Муниципального Бюджетного Образовательного Учреждения «Маловская средняя общеобразовательная школа» в  подготовительной группе «Выходного дня».

В данную группу входит 25 человек, из них 12 мальчиков и 13 девочек. Группа работает в течение всего учебного года. Занятия проводятся один раз  в неделю по 3 часа.

Для исследования были определены 2 группы по 10 детей в каждой. Одна группа состояла из детей, посещающих Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Теремок», во вторую группу входили дети, не посещающие детский сад и проживающих в п. Маловский. Дети в группах имели равное соотношение лиц мужского и женского пола, одинаковый возраст. Дети диагностировались по разработанным комплексам,показатели которых сравнивались между собой.

Комплексы направлены на качественную диагностику развития тех психических функций, которые занимают центральное место в общей картине психологической зрелости ребенка и его готовности к систематическому обучению: самооценку, отношения со сверстниками и с взрослыми.

 Все показанные ребенком  результаты взаимно дополняют  друг друга, что позволяет получить  более полное представление о  степени психологической зрелости  ребенка старшего дошкольного  возраста.

Условно мы разделили исследовательскую  работу на три части:

1. Диагностика особенностей  отношений с взрослыми.

Общение с взрослым имеет  исключительное значение для ребенка  на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет  жизни, когда закладываются все  основы личности и деятельности растущего  человека. В нашем исследовании мы хотели увидеть, умеет ли дошкольник общаться не только с близкими, но и  с чужими взрослыми. Опыт общения  с чужими взрослыми, приобретенный  ребенком в дошкольном детстве, с  поступлением в школу переносится  на ситуацию школьного обучения и  определяет характер отношений маленького ученика к учителю. 18Для того чтобы своевременно выявить тревожные симптомы трудностей ребенка в общении с взрослыми, в нашем исследовании, мы использовали анкету для родителей и воспитателей «Отношение ребенка к чужому взрослому»,которая, включала в себя десять особенностей поведения ребенка.

Информация о работе Сравнительный анализ эффективности методов изучения психологической готовности ребенка к школе