Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 06:35, курсовая работа
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень актуальной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент - залог надежности и качества будущей постройки.
В связи с этим остро встает вопрос о готовности детей к обучению в школе. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести и семилетних детей позволяет конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической готовности ребёнка к школе. 7
1.1.Психологическая готовность ребёнка к школе. 7
1.2. Диагностика психологической готовности к школе...............................................13
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе .20
2.1.Организация и проведение исследования психологической готовности ребенка к школе .................................................................................................................................20
2.2.Сравнительный анализ результатов исследования……………..……..............29
2.3. Методические рекомендации….................................................................................
Заключение…………………………………………………….........................................
Список используемых источников ………………………
Методика «Выбор в действии» автор Р. С. Немов. Цель методики — изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Данная методика является одним из детских вариантов социометрической методики. Процедура её проведения следующая. Каждому ребёнку в изучаемой группе даётся по три привлекательных, желаемых предмета. Это могут быть игрушки, картинки, конфеты и т.п. Ребёнок получает инструкцию следующего содержания: «Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе — чуть менее желательный, а на третье — оставшийся. Теперь выбери из своей группы трёх детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный — тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний — тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место». После того, как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет кто, сколько и какие предметы получил. В соответствии с количеством полученных предметов определяется социометрический статус ребёнка в группе. Дополнительные данные о количестве наиболее, средне и наименее привлекательных предметов, полученных ребёнком, позволяют судить о том, какова степень близости тех отношений, в которых данный ребёнок находится со сверстниками. Чем больше наиболее привлекательных предметов получил он в процессе эксперимента, тем ближе его взаимоотношения со сверстниками.
Метод социометрического исследования «Два домика» предложена И. Вандвик, П. Экблад в 1994 г.и предназначена для диагностики сферы общения ребенка.
Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Для проведения методики «Два домика» необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.
В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.
В начале исследования педагог-психолог показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном – много разных игрушек, книжек, а в черном домике – игрушек нет. Скажи, с кем из ребят твоей группы ты хотел бы оказаться в красном домике? Кого бы ты поселил в черный дом?». Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.
С помощью этой методики определяются отношение каждого ребенка ко всем детям группы, представление ребенка о том, нравится ли он сам каждому из детей его группы, каким является каждый ребенок в глазах всех остальных детей. Можно также узнать, какие дети пользуются особой симпатией или антипатией каждого из сверстников, что именно нравится или не нравится детям друг в друге.
Обследование по этой методике следует вести индивидуально, тщательно соблюдая процедуру и определенные формы подготовки, ведения и обработки протоколов. На обследование каждой группы один психолог затрачивает два дня.
После проведения обследования в протоколе фиксируется:
1. Кого из детей группы данный ребенок больше всех любит, кого больше всего не любит. К кому из детей просто хорошо относится, а к кому плохо. Причины симпатий и антипатий;
2. Как относятся все
остальные дети группы к
3. Как ребенок оценивает себя в глазах других;
4. Сколько у ребенка взаимных выборов;
5. Насколько оправдываются предположения ребенка о том, что другие дети его выберут;
6. Насколько совпадает собственный выбор ребенка с его предположениями о том, кто выберет его;
7. Совпадение всех трех параметров: кого ребенок выбирает сам, кто его выбирает, кто должен был бы его выбрать по его собственному предположению.
Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей (поэтому методику «Два дома» лучше проводить не в их присутствии), младшего брата или сестру, воспитателей, попадут ли в число новоселов другие сверстники.
В практических тетрадях отмечаются фамилия, имя, возраст ребенка, дата проведения задания, а также наиболее яркие реакции, высказывания ребенка.
На основе проведенного анализа формируется вывод об общих выявленных в ходе задания особенностях общения детей (по каждому ребенку отдельно).
Методика «Лесенка»разработана В.Г.Щур и предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Цель исследования: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.
Материал и оборудование: деревянная (или нарисованная) лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).
Методика проводится
индивидуально. Процедура
Ребенка также
спрашивают о том, кто
При оценке результатов
необходимо, прежде всего, установить
отношение ребенка к себе. В
старшем дошкольном и младшем
школьном возрастах
Как правило, отношение
других людей к ребенку
Наиболее важным для понимания
сложившейся у ребенка
Другой вариант — высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей:
1.Действительно благополучных;
2.Инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных, развернутых формулировок, поясняющих такое приписывание);
3."Компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное).
И еще один
вариант — дети ставят себя
выше, чем, как они полагают, поставила
бы их мама. Автор методики
считает такую ситуацию
Вместе с тем
именно для таких детей
Если же дети не ожидают высокой оценки ни от кого из близких взрослых, они заявляют, что на самую высокую ступеньку их поставит друг или подруга.
Для младших школьников
важно также выяснить
Вывод по этому параграфу
Мы считаем, что данные выбранные методики,помогут нам определить психологическую готовность детей к школе, а именно, определить их самооценку и отношения с взрослыми и сверстниками. Мы предполагаем, что метод анкетирования может дать нам большое расхождение между оценками родителей ребенка и воспитателей, арезультаты диагностики по методикам « Два домика», «Выбор в действии», «Лесенка», «Кто я?» могут дать схожие результаты, потому что они представлены в виде тестов, и отличаются своей стандартизированностью, валидностью и достоверностью.
2.2.Сравнительный анализ результатов исследования
Диагностирующий эксперимент был проведен в Баунтовском эвенкийском районе на базе Муниципального Бюджетного Образовательного Учреждения «Маловская средняя общеобразовательная школа» в подготовительной группе «Выходного дня».
В данную группу входит 25 человек, из них 12 мальчиков и 13 девочек. Группа работает в течение всего учебного года. Занятия проводятся один раз в неделю по 3 часа.
Для исследования были определены 2 группы по 10 детей в каждой. Одна группа состояла из детей, посещающих Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Теремок», во вторую группу входили дети, не посещающие детский сад и проживающих в п. Маловский. Дети в группах имели равное соотношение лиц мужского и женского пола, одинаковый возраст. Дети диагностировались по разработанным комплексам,показатели которых сравнивались между собой.
Комплексы направлены на качественную диагностику развития тех психических функций, которые занимают центральное место в общей картине психологической зрелости ребенка и его готовности к систематическому обучению: самооценку, отношения со сверстниками и с взрослыми.
Все показанные ребенком
результаты взаимно дополняют
друг друга, что позволяет
Условно мы разделили исследовательскую работу на три части:
1. Диагностика особенностей отношений с взрослыми.
Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. В нашем исследовании мы хотели увидеть, умеет ли дошкольник общаться не только с близкими, но и с чужими взрослыми. Опыт общения с чужими взрослыми, приобретенный ребенком в дошкольном детстве, с поступлением в школу переносится на ситуацию школьного обучения и определяет характер отношений маленького ученика к учителю. 18Для того чтобы своевременно выявить тревожные симптомы трудностей ребенка в общении с взрослыми, в нашем исследовании, мы использовали анкету для родителей и воспитателей «Отношение ребенка к чужому взрослому»,которая, включала в себя десять особенностей поведения ребенка.