Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 06:35, курсовая работа
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень актуальной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент - залог надежности и качества будущей постройки.
В связи с этим остро встает вопрос о готовности детей к обучению в школе. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести и семилетних детей позволяет конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической готовности ребёнка к школе. 7
1.1.Психологическая готовность ребёнка к школе. 7
1.2. Диагностика психологической готовности к школе...............................................13
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе .20
2.1.Организация и проведение исследования психологической готовности ребенка к школе .................................................................................................................................20
2.2.Сравнительный анализ результатов исследования……………..……..............29
2.3. Методические рекомендации….................................................................................
Заключение…………………………………………………….........................................
Список используемых источников ………………………
56. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1987. – 240 с.
57. Публикация на основе
доклада НИИ семьи «О
58. Римашевская Л. Социально – личностное развитие // Дошкольное воспитание. 2007. – № 6. – С. 18 – 20.
59. Сидоренко Е. Методы
математической обработки
60. Смирнова Е.О. Лучшая
подготовка к школе –
61. Смирнова Е.О. Особенности
общения с дошкольниками: Учеб.
62. Современные образовательные
программы для дошкольных
63. Социально – психологическая адаптация первоклассников / Авт.-сост. Захарова О.Л. – Курган, 2005. – 42 с.
64. Тараданова И.И. На пороге предшколы // Семья и школа. 2005. – № 8. – С. 2 – 3.
65. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психологические труды. – 2-е изд., стер. – М.: Воронеж, 1997. – 416 с.
66. Эльконин Д.Б. Психология развития. М.: Академия, 2001. – 144 с.
Глоссарий
№ п/п |
Понятие |
Содержание |
1. |
Система |
понятие из области общей
теории систем, наука пограничная
между математикой и |
2. |
Системный подход |
метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, в психологии применяется при изучении систем психических явлений, присущих человеку, группе |
3. |
Психодиагностика |
область психологической
науки и важнейшая форма |
4. |
Диагностическое исследование |
комплекс работ, направленных на формулирование концепции измеряемого свойства, на выявление диагностических признаков, по которым можно получить информацию о заданном свойстве, создание и испытание методики регистрации выявленных признаков |
5. |
Психологическая готовность к школьному обучению |
Комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. |
6. |
Внимание |
сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенные объекты |
7. |
Психологические тесты |
Кратковременные задания, выполнение
которых может служить |
8. |
Мотивация |
Нервные процессы, контролирующие подготовительную деятельность, побуждающие и направляющие организм к осуществлению целостного поведенческого акта и осуществляющие контроль готовности организма к его выполнению |
9. |
Тестирование |
Метод психологической диагностики,
который предполагает стандартизированное
измерение социально – |
10. |
Принцип системности |
Методологический подход
к анализу психических явлений,
рассматривающий |
11. |
Беседа |
Метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации |
12. |
Диагностика межличностных отношений |
Диагностика, направленная на выявление стихийно складывающихся неформальных отношений в группе постоянно общающихся друг с другом людей |
13. |
Методика исследования |
Система методов, нацеленная на совокупность внешних и внутренних объективных и субъективных показателей, которые в свою очередь раскрывают сущность изучаемого социально- психологического явления или процесса |
14. |
Индивидуальность |
Своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого (это и индивидуально – неповторимые особенности организма, и те, которые следует отнести к уникальным свойствам личности) |
15. |
Учебная деятельность |
Ведущий вид деятельности
младшего школьника, представляющий собой
форму социальной активности, реализуемую
посредством учебно- |
16. |
Анкета |
Структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования |
17. |
Наблюдение |
Целенаправленное и |
Приложение А
Результаты анкетирования воспитателя «Отношение ребенка к чужому взрослому»
Настя |
Женя |
Костя |
Ваня |
Валя |
Оля |
Ира |
Олег |
Полина |
Саша | |
Разговаривает с учителем или с
другим значимым для него взрослым
только тогда, когда находится с
ним наедине или после |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Лжёт из боязни. |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
Очень бурно переживает, плачет, обижается, если делают ему замечания. |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
Слишком тревожен, чтобы быть непослушным. |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
Любит, чтобы к нему проявляли симпатию, но не просит о ней. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
Никогда не приносит взрослому и не показывает найденных им вещей. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Здоровается со взрослым только тогда, когда тот обратит на него внимание. |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
Не подходит ко взрослому по собственной инициативе. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Никогда не просит о помощи. |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Легко становится «нервным», краснеет, если ему задают вопрос. |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
итого |
4 |
4 |
4 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
3 |
4 – 6 баллов – трудности
в общении могут быть
1 – 3 балла –
скорее всего, это проявление
некоторых индивидуальных
Приложение В.
Математическая расчет U-критерия Манна-Уитни.
Опросник для родителей и воспитателя «Отношение к чужому взрослому»
Выборка 1 |
Ранг 1 |
Выборка 2 |
Ранг 2 |
0 |
5 |
4 |
18.5 |
0 |
5 |
4 |
18.5 |
0 |
5 |
4 |
18.5 |
0 |
5 |
1 |
10.5 |
1 |
10.5 |
2 |
13.5 |
0 |
5 |
2 |
13.5 |
0 |
5 |
2 |
13.5 |
0 |
5 |
2 |
13.5 |
0 |
5 |
4 |
18.5 |
0 |
5 |
3 |
16 |
55.5 |
154.5 |
Результат: UЭмп = 0.5
Полученное эмпирическое значение Uэмп(0.5) находится в зоне значимости.
Приложение Б.
Математическая расчет U-критерия Манна-Уитни.
Рисуночные тесты «Моя семья» и «Мой воспитатель»
№ |
Выборка 1 |
Ранг 1 |
Выборка 2 |
Ранг 2 |
1 |
0 |
1.5 |
0 |
1.5 |
2 |
80 |
5.5 |
80 |
5.5 |
3 |
20 |
3.5 |
20 |
3.5 |
Суммы: |
10.5 |
10.5 |
Результат: UЭмп = 4.5
Полученное эмпирическое значение Uэмп(4.5) находится в зоне значимости.
Приложение Д.
Математическая расчет U-критерия Манна-Уитни.
Методика «Два домика» и «Лесенка»
№ |
Выборка 1 |
Ранг 1 |
Выборка 2 |
Ранг 2 |
1 |
28 |
6 |
25 |
5 |
2 |
9 |
2 |
58 |
7 |
3 |
67 |
8 |
10 |
3 |
4 |
7 |
1 |
16 |
4 |
Суммы: |
17 |
19 |
Результат: UЭмп = 7
Полученное эмпирическое значение Uэмп(7) находится в зоне значимости.
Методика «Лесенка»
Данная методика разработана
В.Г.Щур и предназначена для
выявления системы
Цель исследования: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.
Материал и оборудование: деревянная (или нарисованная) лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).
Методика проводится
индивидуально. Процедура
Ребенка также
спрашивают о том, кто
При оценке результатов
необходимо, прежде всего, установить
отношение ребенка к себе. В
старшем дошкольном и младшем
школьном возрастах
Как правило, отношение
других людей к ребенку
Наиболее важным для понимания
сложившейся у ребенка
Другой вариант — высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей:
1.Действительно благополучных;
2.Инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных, развернутых формулировок, поясняющих такое приписывание);
3."Компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное).
И еще один
вариант — дети ставят себя
выше, чем, как они полагают, поставила
бы их мама. Автор методики
считает такую ситуацию