Сравнительный анализ эффективности методов изучения психологической готовности ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 06:35, курсовая работа

Краткое описание

Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень актуальной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент - залог надежности и качества будущей постройки.
В связи с этим остро встает вопрос о готовности детей к обучению в школе. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести и семилетних детей позволяет конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической готовности ребёнка к школе. 7
1.1.Психологическая готовность ребёнка к школе. 7
1.2. Диагностика психологической готовности к школе...............................................13
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе .20
2.1.Организация и проведение исследования психологической готовности ребенка к школе .................................................................................................................................20
2.2.Сравнительный анализ результатов исследования……………..……..............29
2.3. Методические рекомендации….................................................................................
Заключение…………………………………………………….........................................
Список используемых источников ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом май город 2 группыАлена переделка.docx

— 327.58 Кб (Скачать файл)

56. Психология развивающейся  личности / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1987. – 240 с.   

57. Публикация на основе  доклада НИИ семьи «О положении  семей в Российской Федерации»: Воспитательный потенциал семьи  и социализация детей // Педагогика. 1999. – № 4 . – С. 27 – 28.

58. Римашевская Л. Социально – личностное развитие // Дошкольное воспитание. 2007. – № 6. – С. 18 – 20.  

59. Сидоренко Е. Методы  математической обработки психологии. – С.-Пб.: Речь, 2006. – 350 с.

60. Смирнова Е.О. Лучшая  подготовка к школе – беззаботно  прожитое детство // Дошкольное  воспитание. 2006. – № 4. – С. 65 –  69.

61. Смирнова Е.О. Особенности  общения с дошкольниками: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 160 с. 

62. Современные образовательные  программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: 2000, 158 с.

63. Социально – психологическая  адаптация первоклассников / Авт.-сост. Захарова О.Л. – Курган, 2005. – 42 с.

64. Тараданова И.И. На пороге предшколы // Семья и школа. 2005. – № 8. – С. 2 – 3.

65. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психологические труды. – 2-е изд., стер. – М.: Воронеж, 1997. – 416 с.

66. Эльконин Д.Б. Психология развития. М.: Академия, 2001. – 144 с.

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

 

№ п/п

Понятие

Содержание

1.

Система

понятие из области общей  теории систем, наука пограничная  между математикой и кибернетикой, обозначающее совокупность качественно  различных элементов, связанных  друг с другом сложными динамическими  отношениями

2.

Системный подход

метод научного познания, в  основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, в психологии применяется при изучении систем психических явлений, присущих человеку, группе

3.

Психодиагностика

область психологической  науки и важнейшая форма психологической  практики, которая связана с разработкой  и использованием разнообразных  методов распознания индивидуальных особенностей человека (группы людей)

4.

Диагностическое исследование

комплекс работ, направленных на формулирование концепции измеряемого  свойства, на выявление диагностических  признаков, по которым можно получить информацию о заданном свойстве, создание и испытание методики регистрации  выявленных признаков

5.

Психологическая готовность к школьному обучению

Комплекс психических  качеств, необходимых ребенку для  успешного начала обучения в школе.

6.

Внимание 

сосредоточенность и направленность  психической деятельности на определенные объекты

7.

Психологические тесты

Кратковременные задания, выполнение которых может служить показателем  совершенства некоторых психических  функций.

8.

Мотивация

Нервные процессы, контролирующие подготовительную деятельность, побуждающие  и направляющие организм к осуществлению  целостного поведенческого акта и осуществляющие контроль готовности организма к  его выполнению

9.

Тестирование 

Метод психологической диагностики, который предполагает стандартизированное  измерение социально – психологических  переменных

10.

Принцип системности

Методологический подход к анализу психических явлений, рассматривающий соответствующее  явление как систему, не сводимую к сумме своих элементов и  обладающую структурой, свойства элементов которой определяются их местом в ней

11.

Беседа 

Метод сбора первичных  данных на основе вербальной коммуникации

12.

Диагностика межличностных  отношений

Диагностика, направленная на выявление стихийно складывающихся неформальных отношений в группе постоянно общающихся друг с другом людей

13.

Методика исследования

Система методов, нацеленная на совокупность внешних и внутренних объективных и субъективных показателей, которые  в свою очередь раскрывают сущность изучаемого социально- психологического  явления или процесса

14.

Индивидуальность 

Своеобразное сочетание  особенностей, отличающих одного человека от другого (это и индивидуально  – неповторимые  особенности  организма, и те, которые следует  отнести к уникальным свойствам  личности)

15.

Учебная деятельность

Ведущий вид деятельности младшего школьника, представляющий собой  форму социальной активности, реализуемую  посредством учебно-познавательных  действий и учебных операций.

16.

Анкета 

Структурно организованный набор вопросов, каждый из которых  логически связан с центральной  задачей исследования

17.

Наблюдение 

Целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого социально – психологического явления


 

 

 

Приложение А

Результаты анкетирования воспитателя  «Отношение ребенка к чужому взрослому»

 

Настя

Женя

Костя

Ваня 

Валя

Оля

Ира

Олег

Полина 

Саша

Разговаривает с учителем или с  другим значимым для него взрослым только тогда, когда находится с  ним наедине или после некоторых  усилий разговорить его.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 Лжёт из боязни.

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

   Очень бурно переживает, плачет, обижается, если делают  ему замечания.

+

-

-

-

+

+

-

-

+

-

   Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.

-

+

-

-

-

-

+

-

-

+

    Любит, чтобы к нему  проявляли симпатию, но не просит  о ней.

+

+

+

-

-

-

-

+

+

-

    Никогда не приносит  взрослому и не показывает  найденных им вещей.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

   Здоровается со взрослым только тогда, когда тот обратит на него внимание.

-

+

+

+

-

-

-

+

+

-

   Не подходит ко взрослому по собственной инициативе.

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

    Никогда не просит  о помощи.

-

-

-

-

+

+

+

-

-

-

Легко становится «нервным», краснеет, если ему задают вопрос.

+

-

-

-

-

-

-

+

+

+

итого

4

4

4

1

2

2

2

2

4

3


 

4 – 6 баллов – трудности  в общении могут быть обусловлены  не отношением ко взрослому, а конкретной ситуацией (не отвечает на вопрос взрослого из-за боязни, что другие дети будут над ним смеяться) или недостатками воспитания;

1 – 3 балла –    скорее всего, это проявление  некоторых индивидуальных особенностей  ребёнка, с которыми нужно познакомить  учителя до начала школьного  обучения.

 

 

Приложение В.

Математическая расчет U-критерия Манна-Уитни.

Опросник для родителей  и воспитателя «Отношение  к  чужому взрослому»

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

18.5 

18.5

18.5 

10.5 

10.5 

13.5 

13.5 

13.5 

13.5 

18.5 

16 

 

55.5

 

154.5


 
Результат: UЭмп = 0.5

Полученное эмпирическое значение Uэмп(0.5) находится в зоне значимости.

 

 

 

 

Приложение Б.

Математическая  расчет U-критерия Манна-Уитни.

Рисуночные тесты  «Моя семья» и «Мой воспитатель»

 

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

1.5 

1.5 

2

80 

5.5 

80 

5.5 

3

20 

3.5 

20 

3.5 

Суммы:

 

10.5

 

10.5


 

Результат: UЭмп = 4.5

Полученное эмпирическое значение Uэмп(4.5) находится в зоне значимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Д.

Математическая  расчет U-критерия Манна-Уитни.

Методика «Два домика» и «Лесенка»

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

28 

25 

2

58 

3

67 

10 

4

16 

Суммы:

 

17

 

19


 

Результат: UЭмп = 7

Полученное эмпирическое значение Uэмп(7) находится в зоне значимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика «Лесенка»

 

 

Данная методика разработана  В.Г.Щур и предназначена для  выявления системы представлений  ребенка о том, как он оценивает  себя сам, как, по его мнению, его  оценивают другие люди и как соотносятся  эти представления между собой.

Цель исследования: определить особенности самооценки ребенка (как  общего отношения к себе) и представлений  ребенка о том, как его оценивают  другие люди.

Материал и оборудование: деревянная (или нарисованная) лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

  Методика проводится  индивидуально. Процедура исследования  представляет собой беседу с  ребенком с использованием определенной  шкалы оценок, на которой он  сам помещает себя и предположительно  определяет то место, куда его  поставят другие люди.    Беседа с ребенком начинается  с непринужденного разговора  о составе его семьи, о его  близких родственниках, о друзьях  и т.д. Затем экспериментатор  показывает деревянную лесенку,  на которой от центральной  площадки идут три ступеньки  вверх и три — вниз. (В модифицированном  варианте методики аналогичная  лесенка рисуется экспериментатором  на листе бумаги). При этом ребенку  дается инструкция: «Посмотри на  эту лесенку. Если рассадить  на ней всех детей, то на  самой верхней ступеньке окажутся  самые хорошие ребята, ниже —  просто хорошие, затем — средние,  но еще хорошие дети. Соответственно  распределены и плохие дети, т.е.  на самой нижней ступеньке  — самые плохие и т.д.». После  этого ребенку дается фигурка  человечка (можно использовать  фигурки мальчика или девочки,  в зависимости от пола ребенка). Экспериментатор просит поставить  эту фигурку на ту ступеньку,  которой сам ребенок, по его  мнению, соответствует: «Куда ты  сам (сама) себя поставишь?» При  этом обязательно выясняется, почему  ребенок выбрал именно данную  ступеньку. Затем ребенку предлагают  поместить фигурку на ту ступеньку,  куда, по его мнению, его поставит  мама, а также другие близкие  взрослые: «Как ты думаешь, на  какую ступеньку тебя поставит  мама? Почему ты так считаешь?»  Далее в зависимости от состава  семьи, значимого окружения задаются примерно следующие вопросы: «Куда тебя поставят папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, друг, учительница? Куда мама и папа поставят братика или сестренку?» Во всех случаях психолог просит ребенка дать пояснения своему выбору.

    Ребенка также  спрашивают о том, кто поставит  его на самую верхнюю ступеньку  (особенно если он по каким-либо  причинам считает, что мама  его туда не поставит), и кто  — на самую нижнюю ступеньку.  Помимо этих основных вопросов  с ребенком ведется подробная  беседа о том, почему он считает  так, а не иначе, и какие  у него отношения с разными  людьми.    По мере ответов  ребенка психолог фиксирует названные  позиции (в варианте нарисованной  лесенки это можно делать прямо  на ее ступеньках).Беседа с одним ребенком занимает примерно 20—30 мин.

   При оценке результатов  необходимо, прежде всего, установить  отношение ребенка к себе. В  старшем дошкольном и младшем  школьном возрастах подавляющее  большинство детей считают себя  «хорошими» и помещают себя  на верхние ступеньки лесенки.  При этом, как показывают данные  В.Г.Щур, дети, поставившие себя  на самую верхнюю ступеньку  (т.е. причислившие себя к самым лучшим), практически никогда не могут обосновать такую самооценку. Дети же, не считающие себя самыми хорошими, подходили к оценке себя более объективно и критично и объясняли свой выбор различными причинами, например: «Я все-таки иногда балуюсь», «Я очень много вопросов задаю» и др.

 Как правило, отношение  других людей к ребенку воспринимается  им достаточно дифференцированно:  дети считают, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, а  также учитель) по-разному относятся  к ним.

Наиболее важным для понимания  сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за  себя» и «за маму». Благополучным  является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки, а сами себя ставят немного  ниже — на вторую-третью ступеньку  сверху. Такие дети, ощущая твердую  поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность  достаточно критически подходить к  оценке себя как личности. Их автор  методики называет «самыми благополучными».

    Другой вариант  — высокое мнение ребенка о  себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей:

1.Действительно благополучных;

2.Инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных, развернутых формулировок, поясняющих такое приписывание);

3."Компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное).

    И еще один  вариант — дети ставят себя  выше, чем, как они полагают, поставила  бы их мама. Автор методики  считает такую ситуацию неблагополучной  для развития личности ребенка,  так как расхождение оценок  замечено ребенком и несет  для него страшный смысл —  его не любят. По данным В.Г.Щур,  прогнозируемая ребенком низкая  оценка со стороны матери во  многих случаях бывает связана  с наличием в семье более  маленьких детей, которые, по  убеждению испытуемых, будут помещены  мамой на самую верхнюю ступеньку.

Информация о работе Сравнительный анализ эффективности методов изучения психологической готовности ребенка к школе