Средства развития социальных эмоций у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Главное направление в эмоциональной сфере - способность управлять чувствами. В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Через эмоции и чувства мы показываем и проявляем любовь к людям, совершаем контролируемые и не контролируемые действия. Способности к социальному взаимодействию развиваются прижизненно, в процессе взаимодействия со взрослым. Общение со взрослым на протяжении дошкольного детства развивается и принимает разные формы. В концепции М.И. Лисиной развитие общения рассматривается как смена качественно своеобразных его форм, каждая из которых характеризуется особым содержанием потребности в общении, главными мотивами, побуждающими к нему и основными средствами общения

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития социальных эмоций у дошкольников.
1.1. Социальные эмоции как психологический феномен
1.2. Особенности развития социальных эмоций в дошкольном возрасте
1.3. Характеристика средств развития социальных эмоций у дошкольников
Глава 2. Проектирование деятельности педагога по развитию социальных эмоций у дошкольников
1.1. Описание методов диагностики особенностей развития социальных эмоций у дошкольников
1.2. Педагогический проект по развитию социальных эмоций у дошкольников.
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсач переделка.docx

— 108.32 Кб (Скачать файл)

Таким образом методика включает 6 основных занятий, каждое из которых посвящено определенной эмоции: радости, грусти, удивлению, гневу, интересу, страху. [27]

На заключительных занятиях предусматривается осознание представлений  о спектре эмоций, о целостности  эмоционального мира. Например, игра «кубики». На каждой грани кубика – графическое  изображение одной из шести эмоций. Задача – распознать и изобразить выпавшую эмоцию.

Помимо наблюдения за игрой, в целях диагностики эмоционального развития детей использовался и  набор пиктограмм с изображением 6 эмоций (радость, грусть, удивление, гнев, интерес, страх). Пиктограммы позволяют  определить, как дети распознают эмоциональные  состояния, как соотносят символическое  изображение с реальными переживаниями  и каков диапазон понимаемых эмоций.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

    1. ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель: выявить психологические  особенности чувств и эмоций детей  старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1)  Отобрать группу  методов;

2)  Провести диагностическое  обследование детей старшего  дошкольного возраста;

3) Дать количественный  и качественный анализ.

 Методы экспериментальной  работы :  тест.

 

Методика № 1 Изучение понимания эмоциональных состояний  людей, изображенных на картинке (Г.А. Урунтаева,Ю.А. Афонькина) [26].

Цель: выявить у детей  понимание эмоциональных состояний  людей.

Материал: картинки, методический материал, фотографии, листок, бумага.

Подготовка исследования : подобрать картинки ( фотографии ) с изображением детей и взрослых, на которых ярко выражено их эмоциональное состояние. С их помощью нужно продемонстрировать основные эмоции ( радость, страх, гнев, горе ) и их оттенки ( сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых ).

 Проведение исследования: индивидуально с детьми 3 - 7 лет  проводится в две серии. 1) Ребенку  последовательно показывают картинки  детей и взрослых и спрашивают : "Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши картинку". 2) Ребенку последовательно показывают сюжетные картинки и задают вопросы : "Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т. д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?" Обработка данных: подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.

Анализ результатов констатирующего  эксперимента: экспериментальная работа проводилась с 5 детьми : Маша 6 лет, Саша 6 лет, Аня 5 лет, Коля 6 лет, Вова 5 лет.

В первой серии показывала картинку, на которой изображен взрослый мужчина с папкой, идущий по дороге. Во второй серии на картинке изображены люди в офисе, сидящие за столами  с компьютером. Маша 6 лет: в первой серии из четырех заданных вопросов, на четыре ответила верно. Описала все, что изображено на картинке. Во второй серии из пяти заданных вопросов, ответила на четыре верно.

Вывод: Маше доступно понимание эмоциональных состояний взрослых.

Она опиралась на выражение  лица и одежду, в которую были одеты люди. У нее хорошо развиты  чувства и эмоции, с помощью  которых она понимает состояния  людей.

 Саша 6 лет: в первой  серии из четырех заданных  вопросов, на четыре ответил верно.  Описал картинку правильно.  Во  второй серии Саша из пяти  заданных вопросов правильно  ответил на все. 

Вывод: Саше доступно понимание эмоциональных состояний взрослых. Он опирался на выражение лица. У него хорошо развиты чувства и эмоции, с помощью них он верно определяет и понимает состояния людей.

 Аня 5 лет: в первой  серии из четырех заданных  вопросов, на три ответила верно.Описала картинку не полно. Во второй серии из пяти заданных вопросов правильно ответила на три.

Вывод: Ане еще не до конца понятно эмоциональное состояние людей. Она опиралась на выражение лица и на то, что окружает персонажа на картинке. Чувства и эмоции еще плохо развиты и не до конца понятны.

Вова 5 лет: в первой серии  из четырех заданных вопросов, на четыре ответил верно. Описал все, что изображено на картинке. Во второй серии из пяти заданных вопросов, ответил на три  верно.

 Вывод: Вове практически доступно понимание эмоциональных состояний взрослых. Он опирался на выражение лица и одежду, в которую были одеты люди. У него не плохо развиты чувства и эмоции, с помощью которых он понимает состояния людей.

 Коля 6 лет: в первой  серии из четырех заданных  вопросов, на четыре ответил верно.  Описал картинку правильно. Во  второй серии из пяти заданных  вопросов правильно ответил на  все.

 Вывод: Коле доступно понимание эмоциональных состояний взрослых. Он опирался на выражение лица. У него хорошо развиты чувства и эмоции, с помощью них он верно определяет и понимает состояния людей.

Выводы по анализам: После проведения экспериментальной работы выявились следующие данные: в первой и во второй сериях только один ребенок из пяти не до конца справился с заданием.

Детям доступно понимание  эмоциональных состояний людей, в основном дети опираются на выражение  лица, стиль одежды, окружающие предметы, в 6 лет понимание эмоциональных  состояний больше развито, чем в 5 лет. Поведение детей отличное, выполнение работы добросовестное, высказывания полные, всплеск эмоции отсутствует, состояние спокойное.

Из пяти детей допустил много ошибок один ребенок, не верно описал эмоциональные состояния некоторых героев. Остальные дети справились с заданием более точно.

У одного ребенка - низкий уровень  понимания эмоциональных состояний, у четверых- высокий.

Методика № 2 Изучение способов выражения эмоций (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) [26].

Цель: выявить у детей  уровень выражения эмоций.

Материал: методический материал, 2- 3 ребенка для инсценировки сюжетов. Подготовка исследования: подобрать  ситуации из жизни детей, близкие  и понятные им, например: 1. Больная  мама лежит в постели, старшая  дочка приводит брата. 2. Во время  обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем. 3. Мальчик потерял варежки, и на прогулке у него сильно замерзли руки, но он не хочет показать другим, что очень замерз. 4. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет. 5. Мальчик или девочка радуется за своего друга или подругу, чей рисунок оказался лучшим в группе. Подготовить 2 - 3 детей для инсценировки этих сюжетов.

Проведение исследования: исследование проводится с детьми 4 - 7 лет. 1) Подготовленные заранее дети разыгрывают перед группой сценку, затем экспериментатор спрашивает у ребят, что чувствуют персонажи  этой сценки. 2) Экспериментатор описывает  ситуацию и предлагает ее изобразить : - показать печальное, страдающее лицо мамы, капризного плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки; - показать строгое лицо воспитателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика; - как мальчик не хочет показать, что он замерз; - показать обиду девочки; - показать неподдельную радость за другого. Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый из персонажей.

Обработка данных : анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно - мимических средств общения и о развитости умения сопереживать другим людям. Данные оформляют в таблицу.

Таблица 3

Возраст

Детей

Правильность передачи эмоций

Всего

Ситуация

I

II

III

IV

V

5-6 лет

 

6-7 лет

           

В экспериментальной работе участвовало 5 детей: Маша 6 лет, Саша 6 лет, Аня 5 лет, Коля 6 лет, Вова 5 лет. Анализ результатов констатирующего эксперимента: в данном эксперименте участвовало 5 детей: Маша 6 лет, Саша 6 лет, Аня 5 лет, Коля 6 лет, Вова 5 лет.

 

 

Таблица 4

Возраст

Детей

Правильность передачи эмоций

Всего

Ситуация

I

II

III

IV

V

5-6 лет

Маша

Саша

Аня

Коля

Вова

 

+

+

+/-

+

+

 

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

 

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+/-

 

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

 

Вывод: в первой серии четверо справились с заданием, один не до конца, во второй серии все не до конца справились с заданием, в третьей серии все справились с заданием, в четвертой серии четверо справились с заданием, один не до конца, в пятой серии все не до конца справились с заданием. Маша: нормальный уровень развития;

Саша: нормальный уровень  развития;

 Аня: низкий уровень  развития;

 Коля: нормальный уровень  развития;

Вова: низкий уровень развития.

Выводы по анализам:

После проведения экспериментальной  работы выявились следующие данные:в первой серии четверо справились с заданием, один не до конца, во второй серии все не до конца справились с заданием, в третьей серии все справились с заданием, в четвертой серии четверо справились с заданием, один не до конца, в пятой серии все не до конца справились с заданием.

Уровень выражения эмоции у детей средний. Дети старались  как можно ярче, понятней, эмоциональней  показать состояния мальчика и девочки. Слушали и смотрели сюжеты внимательно, увлекательно, выражение лица менялось с каждым сюжетом, но не сильно выражено, сопереживать другим людям могут, но слабо это выражают.

Из пяти детей с заданиями  справились трое, двое допускали ошибки.

Уровень выражения эмоций у троих детей - высокий, у двоих  детей - низкий.

Обработка данных по 3 методикам: в ходе проведения исследования с детьми, выявились следующие результаты - из пяти человек трое правильно выражают свои эмоции, сформировано эмоциональное предвосхищение, понимают эмоциональные состояния других. Двое неточно выражают свои эмоции, эмоциональное предвосхищение слабо сформировано, не всегда понимают эмоциональные состояния людей.

Трое детей – высокий  уровень развития эмоциональной  сферы;

Двое детей – низкий уровень развития эмоциональной  сферы. Из 100% детей только 60% детей  имеют высокий уровень развития эмоциональной сферы, а 40% детей имеют  низкий уровень развития эмоциональной  сферы.

2 ряд – 40% детей имеют  низкий уровень развития эмоциональной  сферы;

3 ряд – 60% детей имеют  высокий уровень развития эмоциональной  сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

    1. Актуальность проекта.

К сожалению, в последнее  время в жизни нашего общества материальные ценности стали преобладать  над духовными интересами. Всё  чаще и чаще человеком овладевают негативные чувства и эмоции, такие  как грусть, злость, страх, равнодушие, тревожность. Печально осознавать, что  защититься от таких негативных проявлений тяжелее всего детям. Только тогда  ребёнок будет гармонично развиваться, когда будет учитываться согласованное  развитие эмоциональной и интеллектуальной систем. Поэтому наряду с акцентом на интеллектуальное развитие необходимо уделить должное внимание социально-эмоциональному развитию дошкольника. Я считаю выбранную мной тему одной из самых актуальных на современном этапе развития общества в связи с тем, что целенаправленная  совместная работа педагогов и родителей по социально-эмоциональному воспитанию позволит выявить и в случае необходимости скорректировать нежелательные эмоциональные проявления детей и сформировать у них чувство уверенности в себе и осознанно правильное отношение к миру посредством выражения положительных эмоций (радость, спокойствие, восторг, восхищение). В связи с вышеизложенным мною были определены цель и задачи проекта.

2. Цель и задачи проекта.

Цель. Помочь детям войти в сложный мир человеческих отношений, испытывая преимущественно положительные эмоции.

Задачи.

    • изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме и определить основные направления работы;
    • разработать комплекс занятий и упражнений, направленных на развитие социально- эмоциональной сферы дошкольника;
    • составить план взаимодействия с семьями детей по данной проблеме;
    • внедрить в практику учебно-воспитательного процесса разработанные мероприятия;
    • проверить результативность педагогической деятельности и подвести итоги.

Описание проекта.

     Основная идея  проекта заключается в том,  что при правильной организации  работы по социально-эмоциональному  воспитанию в ДОУ можно решить  проблему вхождения ребёнка в  реальный мир. В связи  с  этим возникает вопрос:

Информация о работе Средства развития социальных эмоций у дошкольников