Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 20:51, курсовая работа
В условиях перехода к рынку и становления гражданского общества возникает необходимость формирования государственно-общественного управления школой и усиления роли местного самоуправления. Основная цель реформирования управления образованием - это создание эффективной системы управления на уровне школы, обеспечивающей взаимодействие государства и общественности в интересах повышения качества образовательных услуг.
Необходимость вовлечения общественности в школьные дела все отчетливее осознается в условиях реформирования образования. С одной стороны, увеличиваются требования со стороны общественности к качеству образования, с другой – государство не в состоянии полноценно обеспечить систему образования необходимыми финансовыми средствами.
Введение………………………………………………………………………3….. ………….
ГЛАВА І. Теоретические основы исследования государственно-общественного управления школьным образованием.. ……………………………………………………………5
Государственно общественное управление школьным образованием: сущность, предпосылки, цели.
1.2. Социальное партнёрство как основа развития государственно-общественного управления………………………………………………………………...5
1.3. Международный опыт государственно-общественного
управления в образовании …………………………………………………………………...........................................8
ГЛАВА ІІ. Становление и развитие государственно-общественного управления школьным образованием в Кыргызской Республике
2.1. Правовые аспекты государственно-общественного управления школьным образованием ……………………..25
2.2 Анализ состояния государственно-общественного управления школьным образованием
(на примере средней школы им. Н.Г.Лященко).
Сюда добавь материал 3.1 – это порядок формирования ПС
2.3. Этапы формирования Общественного объединения попечителей школы………..…44 нет этого материала. Если есть, то добавь в 2.2
Глава ІІІ. Перспективы развития гос-общ управления школьным образованием
3.1 Механизм взаимодействия государства и общества в управлении школьным образованием
3.2 Усиление роли органов местного самоуправления в управлении школьным образованием
Выводы и предложения
Список использованной литературы
В чем заключается особенность общественной составляющей государственного управления и почему ее использование необходимо в современной системе образования?
Общественное управление – это сфера взаимодействия людей, заинтересованных в деятельности системы образования:
Социум определяет социальный статус управление образованием, образует общий фон его жизнедеятельности;
Общественность выступает источником ресурсов развития системы образования;
В социуме находятся партнеры, необходимые для решения образовательных задач;
Успешные отношения государственного и общественного управления строятся на основе открытости, полноты и достоверности информации, взаимопонимания и доверия:
Эти отношения благоприятно влияют на повышение качества образования, формирования необходимых компетенций у учащихся.
Условием установления социального партнерства является то, что стороны должны понимать следующее:
Цель социального партнёрства – решение проблем, затрагивающих его участников;
Основными принципами социального партнёрства являются:
Социальное партнёрство позволяет обеспечить:
1.3. Международный опыт государственно - общественного управления в образовании.
Опыт России. Нормативно - правовой основой создания органов государственно – общественного управления образованием в России является Конституция РФ.
В соответствии с п.1 ст.1 Россия является демократическим федеративным правовым государством, что означает, что сферы жизнедеятельности человека. В том числе и образования, обязаны функционировать на основе права и демократии. Закон РФ «Об образовании» в качестве принципа государственной политики в области образования провозглашает демократический, государственно – общественный характер управления образования, устанавливает, что управление муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления (п.2 ст.35). Закон предоставляет право на участие в управлении образовательным учреждением всем участникам образовательного процесса (п.4ст.50, п.1ст.52,п.1ст.55)
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001г №1756-р) подчеркивается, что «активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально – педагогическое «Необходимо расширять участие общества в выработке, принятии и реализации правовых управленческих решений в образовании. Этот процесс должен обеспечиваться как соответсвующей нормативно – правовой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии образования» (п.2.6)
Однако на сегодняшний момент нет ни одного законодательного правового акта, в котором бы раскрывались правовые механизмы общественного участия в управлении образованием, как на уровне образовательного учреждения, так и на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Учитывая это обстоятельство, руководителям и участникам образовательного процесса можно творчески использовать разработанные в лаборатории ГОУО Института управления образованием и Концепцию демократизации управления общим образованием в России, что и происходит сейчас в практике некоторых муниципальных образовательных систем.
Модель государственно-общественного управления успешно функционирует во многих регионах. Эта модель управления школой закреплена законом об образовании в России, где также принят закон об автономных организациях2.
Успешное сотрудничество гражданского сектора с образовательными организациями России было основано на развитии разных моделей партнёрства, в том числе на создании общественных школьных фондов3.
______________________________
2 Ирина Гревцова «Основы самоорганизации и самоуправления»
3 Л. Каменщиков а «Возможности социального партнерства в условиях развития образования»???
Опыт России показывает, что в конкуренции, которая начала складываться в процессе десятилетнего развития рыночных отношений и на рынке образовательных услуг, выигрывают те организации, которые сформировали около себя структуры, обеспечивающие открытость образовательной системы- постоянную внешнюю оценку, «взгляд со стороны», и активно участвующие в развитии и разрешении проблем школы. К таким структурам можно отнести попечительские советы и другие общественные организации поддержки деятельности образовательного учреждения.
Попечительский совет - одна из форм участия общества в управлении образованием, это негосударственная, неправительственная, общественная, некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретного образовательного учреждения. Возможны два правовых статуса: с образованием юридического лица или без его образования. Попечительский совет - это не просто поддержка и финансирование, а диалог с властью от имени школы и диалог со школой от имени гражданского общества.
Во многих регионах России (например, в Якутии, Поволжье, Красноярске) попечительство поддерживается общественностью и представителями власти. Проходят конференции, семинары, на которых обмениваются опытом, обучаются правовым, управленческим, финансово- хозяйственным аспектам деятельности. В Красноярске при участии мэра города создан Союз попечителей, а в Приволжском федеральном округе разрабатываются концепция попечительства и программы обучения членов совета. Как правило, в регионах- лидерах важную роль в развитии этого движения играют представители власти, резонно видящие в нем возможность поддержать свое, столь скудно финансируемое образование. Потому и стараются убедить состоятельных и влиятельных людей в необходимости вкладывать деньги в школы. Но так далеко не везде. Многие руководители школ не могут похвастаться «помощью сверху». Им приходится действовать на свой страх и риск. Люди, наделенные деловой хваткой и энергией, верящие в успех, находят пути и способы создания своих попечительских советов. Ну а те, кто относится к делу лишь как к очередной моде, остаются без финансовой и деловой поддержки.
Великобритания. Интересная практика управления школой через общественные механизмы существует в Великобритании – управляющим органом выступает управляющий совет, который наделён компетенцией для решения управленческих, финансовых, кадровых и других вопросов. Деятельность попечительских советов регулируется законодательством. В Великобритании управляющие, или попечительские, советы существуют с 1986 года. Эти советы назначают директоров государственных школ. Определяют им зарплату, вообще имеют очень широкие полномочия. Это очень мощная организация, в которую входят 200тыс. человек и которая гораздо влиятельнее, чем, к примеру, объединение ректоров университетов. В Великобритании есть специальные книги, которыми члены советов могут руководствоваться в повседневной работе. В настоящее время практически в каждой английской школе есть общественный Совет управления. Именно этот орган по закону обязан руководить деятельностью школы. В его состав входят родители, избранные другими родителями, учителя, которых избирают сотрудники школы, директор, представители местных органов управления. Затем вся эта группа в целом привлекает других членов Совета; по большей части представителей деловых кругов и иных значимых структур местного сообщества. И, на конец, там где деятельность школы поддерживает благотворительный фонд, они управляют и работой этого фонда. Состав рабочей группы Совета колеблется от 15 до 20 человек, в зависимости от размеров учебного заведения. Группа выбирает председателя, который согласно законодательству, не может быть директором, ни одним из учителей школы.
Фактически Совет выступает в роли работодателя для педагогического состава школы, он отвечает за распределение школьного бюджета. Совет отвечает за расстановку приоритетов, решает, сколько учителей назначить, сколько набрать других сотрудников, какую технику купить, сколько книг приобрести, какие средства выделить на ремонт и поддержание школьного здания в нормальном состоянии. Далее, Совет также отвечает за учебную программу школы. Значительная часть школьной программы приходится на Национальный учебный план, который школа обязана выполнять. Но, за пределами времени, отводимого на исполнение этого плана, у Совета есть право распоряжаться оставшимися часами. Совет также устанавливает правила школьной жизни, например, правила поведения учащихся, введение или отмену школьной формы. Совет может ведать капитальными расходами, он может быть даже фактическим владельцем школьного здания, отвечать за большую часть капитальных инвестиций, но делать это впрямую законом не обязан. В случае, если Совет берет на себя право собственности, продавать школу ему все равно никто не позволит. Основываясь на имеющихся данных, Совет задает количественные показатели будущего состояния школы, ищет пути совершенствования этих показателей.
Работу Совета контролирует общественность. Раз в год члены Совета обязаны публиковать отчет о деятельности школы, куда включаются не только результаты финансово – хозяйственной деятельности школы, куда включается не только результаты экзаменов. Вслед за этим организуется общешкольное собрание, на котором родители учеников могут задавать вопросы по существу отчета.
Местные власти
фактически непосредственно не
управляют жизнью школы. Но они
проводят мониторинг
Делегирование
полномочий школам происходит
лишь при соблюдении ими
Но есть определенные сложности в таком способе управления школой; необходимо больше времени на принятие решения, возможны конфликты между педагогами и попечителями. Но наряду с этим, попечители более эффективны в добывании денег, отражении жизни школы в обществе, создании имиджа школы в обществе осуществлять функцию переводчика между школой и обществом.
США. Здесь на уровне отдельных штатов органами управления округами высших учебных заведений являются Попечительские советы. Обычно округ делится на несколько подокругов, жители каждого из которых выбирают в Попечительский совет своего представителя. В ряде штатов губернаторы назначают своих представителей в состав Попечительского совета. В итоге Попечительский совет состоит из 5-7 членов, советы проводят свои заседания несколько раз в месяц. Акты, принимаемые Попечительским советом, могут иметь форму распоряжений, основ политики, решений, административных правил, сводов правил. ??? Попечительский совет принимает бюджет округа, утверждает политику высших учебных заведений округа, утверждает кандидатуры преподавателей, административного и даже технического персонала вузов. Некоторые важные вопросы (в основном касающиеся финансов, например, необходимость создания денежного фонда для проведения ремонта зданий вузов) Попечительские советы выносят на референдум местного населения.