Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 20:51, курсовая работа
В условиях перехода к рынку и становления гражданского общества возникает необходимость формирования государственно-общественного управления школой и усиления роли местного самоуправления. Основная цель реформирования управления образованием - это создание эффективной системы управления на уровне школы, обеспечивающей взаимодействие государства и общественности в интересах повышения качества образовательных услуг.
Необходимость вовлечения общественности в школьные дела все отчетливее осознается в условиях реформирования образования. С одной стороны, увеличиваются требования со стороны общественности к качеству образования, с другой – государство не в состоянии полноценно обеспечить систему образования необходимыми финансовыми средствами.
Введение………………………………………………………………………3….. ………….
ГЛАВА І. Теоретические основы исследования государственно-общественного управления школьным образованием.. ……………………………………………………………5
Государственно общественное управление школьным образованием: сущность, предпосылки, цели.
1.2. Социальное партнёрство как основа развития государственно-общественного управления………………………………………………………………...5
1.3. Международный опыт государственно-общественного
управления в образовании …………………………………………………………………...........................................8
ГЛАВА ІІ. Становление и развитие государственно-общественного управления школьным образованием в Кыргызской Республике
2.1. Правовые аспекты государственно-общественного управления школьным образованием ……………………..25
2.2 Анализ состояния государственно-общественного управления школьным образованием
(на примере средней школы им. Н.Г.Лященко).
Сюда добавь материал 3.1 – это порядок формирования ПС
2.3. Этапы формирования Общественного объединения попечителей школы………..…44 нет этого материала. Если есть, то добавь в 2.2
Глава ІІІ. Перспективы развития гос-общ управления школьным образованием
3.1 Механизм взаимодействия государства и общества в управлении школьным образованием
3.2 Усиление роли органов местного самоуправления в управлении школьным образованием
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Германия. В этой стране общественное участие в образовании осуществляется преимущественно через фонды. Это связано с тем, что фонды обладают существенными средствами, и, кроме того, заинтересованным, позитивно мотивированным персоналом. Например, фонд Бертельсманна, работает под девизом «выиграть будущее - обновить образование». Он занимается такими темами как пожизненное образование, внедрение мультимедиа в педагогические методы в школах, развитие самостоятельности управления школ.
Некоторые фонды действуют только на земельном уровне. В Баварии существует фонд «образовательный пакт – Бавария». Фонд поставил перед собой цель разработать новые методы совместной работы в области образования. Этот Фонд также поддерживает школы с целью подготовить учащихся к требованиям информационного общества, обеспечивая их улучшенное организационное и кадровое устройство.
Франция. При министерстве образования Франции имеется целый ряд общественно – профессиональных, консультативно - совещательных органов. Среди этих органов, заключения и рекомендации которых по ряду вопросов носят обязательный характер, наибольшими полномочиями обладают Высший консультативный Совет национального образования ( курирует общие средние образование), Национальный совет по высшему образованию и научным исследованием (главный коллегиальный орган управления высшим образованием) и Национальный совет по учебным программам. Совет обучения и университетской жизни включает в свой состав представителей профессорско – преподавательского состава, студентов, административного и технического персонала, а также лиц, внешних по отношению к университету. Данный совет носит в Административный совет предложения по направлениям обучения начальной и непрерывной подготовки, готовит меры по проведению ориентации студентов. Совет ведает благотворительной деятельностью, медицинской и библиотечной службой университета. Совет обучения и университетской жизни выступает гарантом политических и профсоюзных прав и свобод студентов.
В образовательных учреждениях различного уровня общественное участие в управлении образованием осуществляется через специальные органы.
Глава ІІ.
Становление и развитие государственно – общественного управления в школьном образовании Кыргызской Республики
(на примере
средней школы имени Н.Г.
Замечания по 2.1: а) начать с закона «Об образовании» в редакции 29 декабря 2012г. есть статьи 44-2, 44-3 о попечительском совете
б) не надо извлечения из законов, надо излагать, описывать статьи законов
в) сноски делать на источники
г) отечественный опыт перенести во 2 главу
д) таблица на 30стр. непонятна мне. Оформи нормально, объясни ее содержание.
2.1. Правовые аспекты
государственно-общественного
Отечественный опыт государственно – общественного управления.
Идея привлечения общественности в государственное управление школой уже осуществлялась в республике. Этим вопросом занимался проект USAID по повышению участия общественности в вопросах образования и улучшению качества знаний (ПИКС). Участие родителей и сообщества поддерживались путем создания «Общественных образовательных комитетов» по реабилитации школ, которые предпринимали совместные со школой усилия для решения таких проблем, как не посещаемость детей школы, ремонт школьных зданий, строительство спортивных площадок. Еще одной формой сотрудничества школы с сообществом было Социальное партнерство, которая реализовалось Институтом Открытого Общества (Фонд Сорос – Кыргызстан)в отдельных областях республики.
В настоящее время Правительством Кыргызской Республики поставлен вопрос реформирования системы финансирования и управления образовательной организации, которое предполагает согласованные действия между школой и обществом в обеспечении прозрачности бюджетного процесса и эффективного использования государственных, бюджетных и внебюджетных средств.
Хотя на практике механизмы реализации принципа государственно – общественного управления школой еще не выстроены, общее законодательство КР не только не препятствует, но и способствует реализации этого принципа управления в образовании.
Ряд законодательных и нормативных актов учитывают участие общественности в управлении образовательной организацией. Так, Закон КР «О некоммерческих организациях» гласит, что некоммерческие организации в форме общественных объединений, фонда, учреждения могут создаваться с образованием или без образования юридического лица. Налоговым Кодексом КР определено, что поставки товаров, работ и услуг, осуществляемые некоммерческими организациями для учреждений образования освобождаются от НДС. Законом КР «О меценатстве и благотворительной деятельности» определен порядок осуществления благотворительной деятельности, в том числе на развитие сферы образования. Граждане вправе осуществлять благотворительную деятельность путем поддержки существующих или создания новой благотворительной организации.
Формы благотворительных организаций. – фонды, учреждения или иные формы. Благотворительная организация вправе осуществлять деятельность, в том числе предпринимательскую, направленную на достижение целей, ради которых она создана.
Право граждан на участие в решении вопросов местного значения закреплено Законом КР «О местном самоуправлении и местной государственной администрации». В соответствии с этим законом могут создаваться территориальные общественные самоуправления в форме фондов, советов.
Концепция сотрудничества между общественными объединениями, общественными фондами (неправительственными организациями) и органами государственной власти определён порядок взаимодействия и оказания поддержки неправительственными организациям со стороны государства.
К вышеперечисленным документам можно отнести Государственную Программу по развитию прав детей Кыргызстана «Новое поколение» до 2010 года, Государственную программу «Национальный план действий по образованию для всех», программу по мобилизации местных сообществ, международных организаций.
Министерство образования и науки КР разработало пакет документов, призванных способствовать развитию государственно – общественного управления в образовании.
Право граждан на участие в решении вопросов местного значения закреплено Законом КР «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» (ст 14)4. В соответствии с этим законом могут создаваться территориальные общественные самоуправления в форме фондов, советов жамаатов. Территориальные общественные самоуправления вправе через свои уполномоченные органы выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству и ремонту объектов социально – культурного назначения с использованием предусмотренных на эти цели средств местного бюджета и собственных финансовых ресурсов.
В соответствии с Законом КР «Об образовании» попечительский совет не обязательный, но возможный орган участия общественности в делах управления школы. В рамках примерного положения попечительским советом не было делегировано никаких управленческих полномочий. Скорее всего, это только согласительный орган: содействие в организации дополнительных платных услуг, участие в рассмотрении дополнительной оплаты труда сотрудникам школы, содействие внедрению новых технологий обучений, привлечение внебюджетных средств, согласование сметы расходов по внебюджетным средствам5.
Концепцией сотрудничества между органами государственной власти и общественными объединениями, общественными фондами (неправительственными организациями) определён порядок взаимодействия и оказания поддержки неправительственным организациям со стороны государства. Государственная поддержка неправительственных организаций может осуществляться в разных формах: информационной, консультативной, методической, организационно- технической, а также оказания содействия через государственный социальный заказ6.
______________________________
4 Закон от 10.04.2008 г.
5 Приказ Министерства образования и культуры КР № 199/ 1 от 24.04.2002 г.
6 Постановление Правительства КР от 25.03.2004 г. № 200
Информационная поддержка неправительственных организаций предполагает освещение деятельности неправительственных организаций в средствах массовой информации деятельности сектора в решении значимых проблем. Консультативная поддержка неправительственных организаций заключается в разъяснении законодательных и нормативных актов, представлении им информации и методах и направлениях работы зарубежных и отечественных грантодателях, о возможности получения государственной и иной информации.
Методическая поддержка осуществляется путём разработки методических рекомендаций, материалов, справочников. Важными направлениями организационно – технической поддержки являются проведение «круглых столов», семинаров, конференций, тренингов, иных акций с неправительственными организациями, направленных на решение социально значимых проблем. Наиболее эффективной и существенной должна стать государственная поддержка неправительственных организаций в форме социального заказа. Предметом социального заказа может являться разработка и реализация целевых социально - пилотных мероприятий (акций, программ), направленных на решение конкретных социально значимых проблем, а также участие на конкурсной основе в выполнении мероприятий республиканских, областных, районных, городских программ.
К вышеперечисленным можно отнести Государственную Программу по реализации прав детей Кыргызстана «новое поколение» до 2010 года7, государственную программу «национальный план действий по образованию для всех»8, программы по мобилизации местных сообществ международных организаций.
Учредитель общеобразовательной организации имеет право делегировать общественной составляющей часть своих управленческих полномочий и компетенций9. Но закон не даёт возможность делегировать общественному органу вместе с компетенцией также и ответственность за принятые решения, и совершённые действия окончательная ответственность лежит на учредителе и директоре. Поэтому необходимы дополнительные нормы взаимоотношений администрации школы и учредителя с создаваемым общественным органом управления.
______________________________
7 Постановление Правительства КР в редакции № 573 от 11 августа 2006 г.
8 Постановление Правительства КР № 504 от 30 июля 2004 г.
9 Закон КР «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» от 14. 04. 2008 г.
Извлечения из Закона КР «Об образовании» от 30 апреля 2003г.
Статья 1 Основные понятия.
В настоящем Законе основные
понятия используются в
Образование – непрерывной, системный процесс воспитания и обучения в целях гармоничного развития личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней. Под получением образования понимается достижение и подтверждение обучающимся определённого образовательного уровня, удостоверенного соответствующим документом.
Образовательный процесс – орга
Образовательная стратегия (стратегия развития образования) – определение основных направлений и принципов развития системы образования как целостного социального института.
Система образования - совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, реализующих их образовательных организаций и лиц, а также органов управления образованием и подведомственным им учреждениями, организациями и предприятиями.
Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики об образовании
Отношения в
области образования
Статья 3. Право на образование.
Граждане Кыргызской Республики имеют право на образование независимо от пола , национальности, языка, социального и имущественного положения, рода и характера занятий, вероисповедания, политических и религиозных убеждений, места жительства и иных обстоятельств.